Дорогие англо-саксоне!
Начало своей заметки я начну с этих вот витьеватых, сказанных высоким слогом и с пафосом слов.
Дорогие рассеяне!
Дорогие казахстане!
Дорогие вотекане! (жители Ватикана)
Дорогие англо-саксоне!
С легкой руки Борис Николаевича (а он знал толк в сочном русском слове и я до сих пор помню восторг и восхищение им одного деятеля отечественного кино, который им, и его речью сочной восхищался — вот настоящий русский мужик!), внесшего немало новшеств не только в политическое обустройство родины и ее ландшафт, но и в наш заветный русский лексикон, именно эти слова, сказанные здесь в этом ключе, могут ярко и убедительно раскрыть эту тему. Слова, смысл которых не требует привлечения ни толмача, ни умудренного многознанием и докукой томных слов толкователей их.
И относя смысл их, разом, и мысль свою к господам пошехонцам блистательного Михаил Евфграфовича, каждая вторая строка которого (Да больше! — тотчас же вспомню нашего прославленного земляка юмориста!) дышит ярко, и по сей день, раскаленной современностью. И ею долго-долго еще будет дышать.
Расширительно эту тему толкуя, я могу в этой связи бросить еще леща на грудь первого лица повествования, обозначив его (а почему бы и нет? — его должность этому как бы вполне соответствовала) и как яркого и по-своему более чем оригинального специалиста в вопросах того же языкознания. Языкознание — примета более чем яркая в отечественной истории.
Но это, как предисловие и начало разговора.
А дорогие казахстане, спросите, тут причем?
В плане обозначенного тут разговора о толерантности.
Вот причем.
Вождь и собиратель Великой степи, сошлюсь на комментарий одного остроумного и симпатичного мне жителя Южного Казахстана, сказал гордо и с пафосом, в порыве восторга подданным своим:
«У нас в стране есть вся таблица Менделеева!»
«Вот именно — есть таблица Менделеева — поиронизировал по этому поводу друг в сетях. Да, есть таблица. А где все остальное?»
И это не праздная докука со стороны, а мнение человека, знающего лучше обстановку на местах и живущая под тамошнею и более никакой дланью.
Такая вот броская и интересная по-своему фраза.
Которую я пытаюсь стакнуть с другой его фразой, с досадой, в чем-то может быть и объяснимой, брошенной в прошлое:
«Исковыряли тут нам всю степь».
Русское сочное словцо «паньмашь» хочется еще тут ввернуть.
Ну во первых, если бы степь никто не ковырял, то никакой речи и о таблице Менделеева по определению, быть бы не могло.
Возникает вопрос — кто? Который ба-а-льшой толерантностью уже пахнет.
Американцы? Китайцы? Представители республики Гондурас?
Нет, так в лоб вопрос ставить правомерно ли будет? Я считаю — не правомерно.
А как? Ну а если только его уклончиво озвучить так: советская, мол, партийная номенклатура?
Но и он тут более чем уместен ли?
Нет, панегириков восхищения текущим положением в соседней державе по поводу той же таблицы Менделеева, много и мне нет тут необходимости их ни отвергать, ни иронизировать над ними. Своих не избыть. Хотя их море — и такое, коим высохшее Аральское море три раза можно с верхом залить.
Но это — присказка.
Так вот меня в этих размышлениях о природе языкознания и толерантности как таковых, и о том, кто в них и во всем прочем тоже, тоже был дока, если что и интересует, то, прежде всего англо-саксоне. Пользуясь этой вот веселой разговорной схемой по методике более чем известного представителя отечественной теперь, слава Богу уже, истории.
Имя которых не сходит сегодня с языка всех продвинутых аналитиков.
Англо-саксоне — это как бы привычное и более чем понятное сосредоточие и объяснение всей нынешней и вчерашней мировой каверзы.
А вопрос мой к ним возникает вот в связи с чем.
Толерантности ради — это, как мне это представляется, неуместная все же постановка вопроса.
Нет, каверзы их я тут не отвергаю.
Мастера они в этом деле и об этом буквально вопит и блажит вся мировая история — первоклассные.
И подспорье этой мысли служит хотя бы то обстоятельство: как мог островок (помните как говорил безногий комбриг в знакомом фильме отечественного кинематографа «Служили два товарища» про Крым, который тогда требовалось освободить от Врангеля — это пупочка такая?), а вот захватили полпланеты и всех заставили работать на себя. Мало того помыкали и помыкают ею как им это захочется до сих пор.
Зададим себе вопрос — путем дело устроено?
Еще как ни путем!
Так что тут им нужно с лихвою отдать должное.
О нравственном облике британского колонизатора более чем убедительно говорил русский писатель Иван Гончаров в своем «Фрегате Палладе».
Китайца, что особо тогда ему бросилось в глаза, он, британец, будь он неладен, и за человека не считал. Особо это подчеркивает писатель. В глазах которого даже американец (особо это подчеркнем — американец!) был фигурой и то более тусклой.
А кого, спросите вы, они за него считали? Индуса?
Я вам тут тысячу приведу примеров обратного свойства этому утверждению.
Вот что пишет впечатлительный индус Калаш Ваджпеи по этому поводу, в каких тесных объятьях любви они под владычеством северного острова жили:
«Чужеземцы, которых ты видел господами,
за море убрались — и все-таки остались:
а в наши мозги просочились незаметно,
втерлись в сознание,
пролезли в души».
Но колонизаторы это разве все англо-саксоне?
Вот возникает вопрос вопросов.
Тот, кто все это вершит — это только хитрый, хищный и бессердечный субстрат того, что мы называем англо-саксоне.
Осмысленно тут можно и должно говорит разве что только — господа англо-саксоне!
Коих, как и всюду, и иначе это нигде и не бывает —3%. Ну там какая еще их прислуга и обслуга из менеджеров всяких и всяких там сноровистых приказчиков. Не более того.
А всех их туда при всем необузданном желании никак не запишешь.
Тогда может быть это речь идет о США?
А там и тем более этой Англо-саксонии еще куда как меньше.
Там тебе и афро-американцы, и население с противоположного берега Тихого океана, там тебе мексиканцы и латинос. Наконец — славяне. Да даже те же выходцы из поверженного СССР, в просторечии нынешнего попугайства сказано будет — вчерашние совки.
То есть причина тут не в толерантности, а пожалуй кое в чем в другом.
В чем, тут я этого вопроса пока разбираться не буду. Это не моего ума дело.
Мне пока хочется в этом вопросе хотя бы на глаз и для близиру отделить козлищ от агнцов.
А для того чтобы убедительно завершить эту тему, я приведу тут русский пример, который не потребует от меня здесь никаких изысков толерантности
В сибирском дореволюционном селе, где все было, сошлюсь на авторитет нынешних писателей, благость, покой и умиротворение, жили сузяне.
Люди жившие обманом.
О них до сих пор по воспоминаниям ходят много веселых и занятных историй.
В селе, о котором речь, были они родом симбирские.
И чем же они, сузяне, занимались?
Если простой мужик, пришла весна, тому надо ехать на пашню, пахать, сеять.
То сузян — весна на дворе, хвост трубой, тому, вынь и положь, нужно ехать на свой промысел обманывать людей.
Салятся в телегу и айда по окрестным деревням.
По двое. Просятся на постой к хозяину.
Затем вникают в разговор хозяев и предлагают услуги. Какого хочешь свойства.
Людей ли как надо полечить. Скотину ли. Какие еще там каверзы жизни, которым всегда в жизни несть числа, решить.
Естественно все это было всегда и во всем у них дуриловкой и более ничем. В этом смысл этого промысла отхожего был.
Промысел этот был не простой. Связанный еще и с известной долею риска.
Но как говорится, кто не рискует, то не пьет и шампанского.
Как будто занятие земледелием или тем же скотоводством лишено риска.
Могли сгрести в охапку и отлупить по полной программе, пересчитав все ребра.
Бывало не редко пускались за ними обманутые в погоню. И те от догонявших их едва уносили ноги.
А брали же они за «работу» всем, чем придется и то, у кого что можно было смуздать. Не гнушались ничем. Холстом, деньгами, зерном, картошкой… Это то, что осталось в памяти из тех многочисленных рассказах о них, что приходилось слышать. Могло оплатой за труд возможно и еще что-либо. Обратно домой возвращались груженые.
Тем они и жили.
Язык у них был свой. На котором они переговаривались. И его нехитрая суть состояла в том, что в обычную речь они вставляли какие-то кромсающие ее добавления, отчего та приобретала тарабарский вид и постороннему делалась совершенно непонятной.
Господами назвать этот народ было бы предосудительно.
Это низовой срез всякого народа.
Но кто-то по этой схеме должен жить и повыше.
Свидетельство о публикации №220100601224