Апатия

АПАТИЯ.

--Тихо, Эрик, тихо я сказала, а то в детдом нас заберут.
Эрик младший брат Эльзы умолк и  всхлипывая забрался под огромный стол, и из под длинной скатерти с бахромой были видны его тонкие ножки с острыми коленками.
Стук в дверь не прекращался и Эльза решилась подойти к ней.
--Кто там? Что вам нужно?-Как можно тверже спросила она.
--Мы из соцслужбы, девочка открой дверь.
--Нет, не открою  мне мама запрещает.
--А где твоя мама?
--На работе, вам зачем знать где она?
--У нас сигнал от ваших соседей, о том, что мама ваша пропала, а вы одни.
--Врут они все, мама на работе, уходите, а то маме скажу она заявление в милицию на вас напишет, еще и на соседей за клевету.
За дверью потоптались, пошептались, немного погодя послышались шаги спускающихся по лестнице.

Девушка сквозь плотную тюль окна наблюдала, как из подъезда вышли две женщины с папками в руках, постояли немного и пошли. Когда они свернули за угол дома, Эльза облегчённо вздохнула, повернувшись в сторону брата сказала: « Все Эрик, они ушли, вылезай из-под стола. Еще раз соседке скажешь, что мама наша болеет, то нам не сдобровать, нас заберут по разным детдомам, маму упекут в дурку.
--Что такое дурка?- младший брат смотрел на нее своими голубыми глазами. В них была такая невинность, которую она не могла себе позволить.
--Дурка это закрытая больница, попадешь туда и все, больше не выйдешь.
--Как тюрьма?
--Да, именно, как тюрьма, -Эльза прижала к себе младшего братика.
«Нет, нужно сделать все, чтобы нас не разлучили, протянуть еще два месяца, и тогда уже совершеннолетней я смогу быть опекуном, для него, меня официально устроят на работу. Знаю, что такое детдом, помню как к нам в компанию пришел парнишка, уж наслушались мы ужасов. Нет, все сделаю, но Эрика не отдам, и маму тоже».
--Эрик иди к маме, может она водички хочет, а я пока кашу сварю.
Она помешивала кашу ложкой, чтобы та не убежала из кастрюльки, а сама вспоминала, как совсем недавно они были все счастливы.

Папа, их любимый папа был жив, старался чтобы его детки были одеты в самое лучшее. Только заметив, что дочь увлеклась музыкой он купил ей скрипку. Для Эльзы это был праздник. Да каждый день у них был праздник. В их квартире звучал смех, царила любовь. Эльза в свои неполные 18 лет мечтала найти и себе такого парня похожего на папу, но с ним никто не мог сравниться.
Часто наблюдала она, как ее отец по утрам варил ароматный кофе и нес в спальню, где еще нежилась в кровати мама.
Он не позволял маме носить тяжелые сумки, делал по дому многое сам. Целуя мамины пальчики часто повторял: « Эти мои драгоценности не померкнут, не позволю им даже пыли коснуться». Мама на эти слова весело смеялась. А папа называл маму «куколкой» а их, детей «куклятами».
Запрещал жене работать, сам же был отличным мастером, брал заказы, и приработок.

Вот и в тот вечер он поехал в гололед на велосипеде к клиенту, так случилось, что их папа упал с велосипеда, и ударился виском о бордюр. Им так сказали, а Эльза поняла, не только смерть отца наступила моментально,  жизнь их изменилась сразу же.

До и после похорон мама молчала, потом легла на кровать лицом к стене, и практически не мигая смотрела в одну точку.
Она не вставала, и Эльза сначала плакала, тормошила ее, пыталась вернуть маму в действительность, но та продолжала молчать.

Как-то выйдя на лестничную площадку Эльза услышала разговор соседок о том, что их мать свихнулась от горя, и их, детей скорее всего заберут по детдомам.
Вот тогда-то она твердо решила, что этому не бывать.

Деньги, которые она нашла, стремительно  заканчивались, и девушка решилась самой по вечерам зарабатывать.
Оставляя на младшего брата больную мать, она взяв скрипку шла к ресторану и играла возле него. Денег хватало на еду и на оплату садика Эрику. Но за квартиру рос долг, и уже пару раз в почтовом ящике находила она извещение об отключении за долги.

Однажды, когда она играла на скрипке, возле нее остановилась большая, черная машина.
Вышедший из нее мужчина хотел пройти мимо, но вдруг остановился, прислушался к плачу ее скрипки. Так и стоял, пока звуки инструмента не умолкли.
После достав  из бумажника купюру, отдал ее Эльзе.
--Милая, вы не хотели бы сменить место работы?
Эльза внимательно посмотрела на этого седовласого мужчину, в голове ее пронеслись мысли о том, что он хочет ей предложить, что-то непристойное.
--Что Вы имеете ввиду?
--Я имею ввиду то, что не хотели бы вы играть на своем инструменте у меня в ресторане? Сколько вам лет?
--Восемнадцать,- соврала Эльза, -да конечно хочу.
--Тогда с завтрашнего дня приступайте к работе. И да, никаких коротких юбок, брючный костюм, у меня серьезное заведение. Пока побудете на испытательном сроке…

Каждый вечер она ходила на работу в ресторан.
 «Александр Александрович--хозяин заведения, -так сказала молодая официантка, -бывший военный, потерявший свою семью в военном конфликте, так и живший одинокой жизнью, приезжает сюда редко.»
Но хозяин ресторана, этот мужчина с суровым лицом, стал все чаще бывать в своем ресторане.
Эльза, сначала думала, что хозяин просто сам контролирует своих работников, а так как она была новичком, то за ней он и приглядывал.

Однажды играя на скрипке, она погрузилась в воспоминания, скрипка ее разрывалась рыданиями, а когда Эльза опустила руку, наступила тишина, которую через минуту нарушили рукоплескания находящихся в зале ресторана. Словно очнувшись девушка отыскала глазами столик, за которым всегда сидел хозяин заведения. Ей показалось, что он вытер глаза, после встал и удалился в сторону своего кабинета.

Минут через пять, во время ее перерыва, к Эльзе подошел администратор и тоном не терпящим возражения сказал:
 --Тебя вызывает Александр Александрович, поспеши, он не в духе.
« Что случилось? Неужели узнали, что я обманула насчет возраста, но осталось меньше месяца, нет жалко будет потерять работу. Все-таки этих денег, что мне платили хватало на жизнь».

Она робко постучала в дверь кабинета.
«Да, войдите».
Девушка волнуясь переступила порог кабинета директора.
--Проходи, присаживайся, хочу тебе кое-что сказать, да играешь ты великолепно, так трогаешь за душу так, что сердце старого вояки не выдерживает, давно я так не чувствовал, ты словно вернула меня к жизни. Растрогала, но мы с тобой вынуждены расстаться, зачем обманула? Кадровик получит выговор, за невнимательность. Тебе 17 я не имею права брать тебя на работу, и еще, тебе нужно учиться, ты талант, ты загубишь себя, неужели твои родители этого не понимают?
Эльза не выдержала, какой бы она не была сильной, но она не стерпела, разрыдалась.

Он сидел в своем кресле, большой, взрослый мужчина, а перед ним плакала эта маленькая девочка, его дочери  тоже сейчас было бы 17. Он прерывисто вздохнул, налил из графина воды, поставил стакан перед Эльзой. Она подняла голову, двумя руками взяла стакан и жадно стала пить.
--Успокаивайся и расскажи все.
И Эльза рассказала Александру Александровичу о том, что мама после смерти отца вошла в ступор, до сих пор без изменений. Что уже несколько раз к ним приходили из соцслужб, последний раз из милиции. Что они не открывают, боятся детдома и то, что маму заберут. Работу ей терять нельзя, иначе над Эриком не дадут опеки.
Говорила долго, сбиваясь, прерываясь рыданиями.

Помолчав Александр Александрович сказал:
--Эльза, прости, я не могу оставить тебя в ресторане, но у меня к тебе предложение, выслушай внимательно.
Официально ты будешь устроена через месяц, деньгами я вам помогу…
--Нет, -девушка хотела возразить, но хозяин не дал ей этого сделать.
--Да, слушай, не переживай, будем считать  что это аванс, да не легко тебе придется, и скорее всего тебе запретят оформить опекунство, даже имея хороший заработок. Все-таки работа в ресторане для комиссии может сыграть не в пользу тебя. Не отказывайся сразу, подумай, предлагаю тебе фиктивный брак. С моими связями и материальным положением все решится в твою пользу.
Эльза смотрела на него, и не верила своим ушам.
Александр видел в девушке смущение, продолжил:
--Иди домой, все обдумай, я завтра приеду к вам, и ты расскажешь о своем решении.
Эльза выходя из дверей кабинета обернулась, хотела, что-то сказать, но передумала, вышла.

Он так и сидел в кабинете, перед его глазами стоял образ тонкой, хрупкой девушки. "Но как же она сильна, какая твердость характера, ей необходимо помочь, чего бы это мне не стоило». 
Он достал из коробки сигару, маленькой гильотинкой отрезал кончик, зажег, затянулся. Мысленно вернулся в воспоминания о своей семье. Он видел словно наяву свою жену с маленькой, звонко смеющейся дочкой"…

Звонок в дверь, Эльза тихонько, на цыпочках подошла, через дверной глазок увидела за дверью Александра Александровича, открыла.
--Можно? Но я не один, со мной мой друг и отличный специалист, светило в медицине Альберт Борисович.
Они прошли в квартиру.
Огляделись.
--Так где помыть руки и я к больной. Мужчина с саквояжем после ванны зашел в комнату к матери. Эрик тем временем внимательно рассматривал большого широкоплечего мужчину, подошел к нему, протянул руку и по взрослому-серьезно произнес:
--Эрик .
--Александр, будем знакомы. Вот пакет, продуктов, вам должно хватить на пару дней. Эльза, вот деньги -он положил пачку купюр на стол, ну что ты подумала, что решила?
--Я согласна.
--Вот и славно. Я не буду мозолить тебе глаза, вот моя визитка, вот мобильный, звони в любое время, - Александр положил на стол коробку с новым мобильным.
--Так, друзья,-в проеме двери из комнаты мамы Эльзы появился Альберт Борисович, -есть разговор, нужно срочно назначить препараты, надеемся вывести вашу мать из этого состояния. Алекс, препараты дефицитные и дорогостоящие.
--Беру это на себя, все нам пора, Эльза, я скоро вернусь с медикаментами.
Они покинули квартиру, а Эльза спохватилась, этот визит ее так взволновал, что она гостям даже чай не предложила…

Выйдя из машины с пакетом лекарств и направляясь к подъезду в котором жила Эльза Александра остановил женский голос:
--Простите, мужчина вы это к кому? Не к больной ли Эльвире?
--Да, а в чем дело? И Эльвира не больна я к Эльзе.
--К Эльзе?
--Да, -сказал словно поставил точку в разговоре, но уже заходя в подъезд, услышал голос говорившей своей собеседнице по лавочке.
--Накрылась моя квартира, а я так хотела сделать двухуровневую, и поселить на второй этаж дочь, вот расстройство то…

Прошло полтора месяца, Эльвира с радостью вернулась в ресторан, скрипачкой, с Александром они расписались и ее фиктивный муж старался подключить все свои связи, чтобы она могла оформить опеку над Эриком. Наблюдение и лечение прописанные доктором дало свои результаты. Мама оставалась хоть и вялой, апатичной, но уже не лежала сутками, а сидела в кресле, и смотрела телевизор, иногда даже, немного  разговаривала, но быстро уставала…
Как сказал доктор: «Пациент медленно идет на улучшение, но идет и это хорошо».

Однажды вечером, играя на скрипке Эльза ждала, когда в зал выйдет ее любимый слушатель. Но Александра все не было. Но вдруг звук. Это с жалобным стоном порвалась струна на инструменте.
Сердце сжалось от предчувствия, оставив гостей ресторана, Эльвира бросилась в кабинет к мужу.
Открыв дверь, увидела его сползающего с кресла. Его губы были синюшного цвета, а рука еще судорожно, пыталась ослабить ворот рубашки.
Схватила мобильный, трясущимися руками набрала номер скорой. Сама быстро достала из его кармана нитроглицерин, знала, что у него сердце в последнее время болело. Посадив Александра положила таблетку ему под язык, расстегнула ворот рубахи…

Уже в палате, Эльза подошла к кровати лежащего на ней больного.
--Эльзочка, девочка моя, мне нужно с тобой серьезно поговорить.
--Алекс( так Эльза называла его) я разговаривала с врачом, кризис миновал, нет опасений, так что все у нас будет хорошо.
--Я знаю, просто хотел сказать, спасибо.
--Мне? За что? Ты Ангел посланный нам в трудный час, тебе спасибо за то, что Эрик с нами, за маму, которая уверенно идет на поправку, ее апатичная депрессия почти побеждена.
--Это ты меня вернула к жизни, причем дважды, Вчера, когда вовремя вошла ко мне, и два месяца назад. Вытащила меня из апатии. Я вроде и жил после смерти дорогих мне людей, но не жил, а просто рефлексировал. Твоя музыка вернула меня к жизни. Спасибо тебе за это детка. Я не смогу заменить вам потерю отца, но я вам не чужой.

Она обняла лежащего на кровати, они молчали, да и что говорить, близкие люди понимают друг друга без слов…

стихи поэта Фаниля Насибуллина:


Рецензии