Развитие автотуризма в России

Аннотация
Статья посвящена вопросам развития внутреннего и въездного автотуризма России путем создания сети мотелей и кемпингов в интересах улучшения условий отдыха российских и иностранных автотуристов, что повлечет за собой рост благосостояния населения и повышение эффективности экономики страны.

В статье рассматриваются проблемы и потребности автотуристов и определенной инфраструктуры, показана сложившаяся модель автотуристического кластера, которая требует изменений, представлена обновленная модель этой системы, анализируются условия реализации предлагаемой идеи и представлен возможный ожидаемый результат при создании и эксплуатации сети мотелей и кемпингов.

Предлагается технология создания сети мотелей и кемпингов, которая должна разрешить проблемы предоставления качественных типовых услуг автотуристам, привлекательности автотуристического кластера страны.

Важным условием реализации идеи должно стать привлечение инвестиций со стороны бизнеса при финансовой и административной поддержке федеральных, региональных и муниципальных органов власти, реализуемой в виде государственно-частного партнерства.

Делается вывод о возможности реализации идеи в виде пилотного проекта на начальном этапе с последующим расширением его географии.

Рекомендуются широкие информационные связи между организаторами проекта, государством, предпринимательским сообществом и соответствующими учебными заведениями.

Ключевые слова: внутренний и въездной автотуризм, автотуристский кластер, сеть, система, автомагистраль, культурные объекты, природные достопримечательности, учреждение отдыха, мотель, кемпинг, ротель, автотуристский поток, инвестиции, проект, бизнес-план.


В России все больше людей стремятся совершать туристические поездки на личном автотранспорте, количество которого увеличивается. Следует отметить рост интереса иностранных автотуристов к достопримечательностям России, особенно активно проявляющегося после успешно проведенных зимней Олимпиады в Сочи 2014 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Автомобильный туризм представляет собой путешествия людей за пределами постоянного места жительства, в которых основным средством передвижения выступает личный автомобиль. Привлекательность автотуризма обусловлена возможностью туристов осуществлять свои поездки самостоятельно, не подстраиваясь под расписания общественного транспорта с возможностью корректирования плана путешествия.

По оценкам специалистов Правительства Российской Федерации в письме от 18 января 2017 г. N П44-2280 «О разработке методологии и проведению расчета добавленной стоимости туристской индустрии» отмечается, что сегодня туризм формирует более 3,4% ВВП страны, влияя на 53 смежные отрасли, а создание одного рабочего места в сфере туризма влечет создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях [1].

В проекте Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» записано, что внутренний туризм имеет большое значение для страны и рассматривается как одна из задач импортозамещения, а развитие въездного туризма является одним из перспективных путей решения поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задачи по увеличению доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта страны [2].

В рамках Программы предусмотрено финансирование строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры автотуристских кластеров за счет средств федерального бюджета. По оценке специалистами социально-экономической эффективности мероприятий Программы, срок окупаемости бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства автотуризма может составить 5-7 лет [3]. В реализации Программы значительное место отводится государственно-частному партнерству, предусматривающему участие предпринимателей в развитии инфраструктуры автотуризма уже на этапах капитального строительства, а в полной мере, в период ее эксплуатации.

Протяжённость сети автомобильных дорог общего пользования России составляет 1 396 000 км, из которых 50 800 км имеют статус автомобильных дорог, а статус автомагистралей – 1 027 км [4]. Совершая путешествия по выбранным маршрутам, автотуристы всегда имеют потребность в питании, туалете, отдыхе, заправке и обслуживании транспортных средств, а также информации об окружающей их местности, достопримечательностях, культурных объектах и живом общении.

Однако, в связи с преимущественным невысоким уровнем благосостояния основной массы российских автовладельцев сохраняется самодеятельный автотуризм с минимальным использованием существующей туристской инфраструктуры и местных ресурсов. У большинства путешествующих автотуристов при желании сэкономить, отсутствует желание рисковать при размещении в малоизвестных им мотелях и кемпингах.

Другой, не менее важной причиной необходимости развития инфраструктуры автотуризма, можно считать высокую интенсивность использования прилегающей к автодорогам территории, качество которой с течением времени при бесконтрольной и бессистемной эксплуатации заметно снижается, что проявляется в её захламленности, множественности произвольных стоянок с мусором и даже «следами» испражнений [5].

Свалки мусора и т.п. «следы» пребывания вблизи дорог не только свидетельствуют о низкой культуре передвигающихся на автомобилях, но и об опасениях многих автотуристов останавливаться в неизвестных для них мотелях и кемпингах на путях следования, недостаточной информированности автотуристов о местах цивилизованного отдыха, оказываемых там услугах, условиях размещения, ценах и других нужных для принятия соответствующих решений сведениях.

С увеличением количества мотелей и кемпингов вдоль автодорог России и некоторым ростом качества обслуживания в них, нужно отметить определенную бессистемность их размещения при отсутствии единых подходов по обслуживанию, а также недостаточное использование потенциала местных природно-культурных объектов на маршрутах следования автотуристов.

Автотуристам, как правило, остаются неизвестными и не востребованными местные природные и историко-культурные достопримечательности. Этому способствуют бессистемность размещения мотелей и кемпингов, подключаемых местными предпринимателями к преимущественно развитым элементам инфраструктуры своих муниципальных образований без стратегического учета потребности в остановках автотуристов на путях следования, а также отсутствие в действующих мотелях и кемпингах единых правил, устраивающих большинство автотуристов и других заинтересованных людей [6].

В стране, наряду со стремительным развитием автомобильного туризма, также возрос объем грузовых и пассажирских автоперевозок, что привело к необходимости уделять больше внимания обслуживанию водителей этих транспортных средств и их пассажиров.

Людей всегда заботит вопрос безопасности отдыха. Принимая во внимание теоретически возможную агрессивность местного населения по отношению к относительно благосостоятельным автотуристам, большинство последних не рискуют останавливаться в малоизвестных мотелях и кемпингах, условия безопасности в которых им неизвестны, предпочитая отдыхать и даже ночевать на сетевых автозаправочных станциях типа «Лукойл», «Роснефть», «Газпром».

Дело в том, что сетевое обслуживание подразумевает определенную упорядоченную совокупность взаимосвязанных услуг посредством таких элементов, как заправочные станции с интегрированными в них кафе, магазинами, туалетами, действующих по единым правилам (стандартам) независимо от места нахождения с применением карт лояльности и систем скидок. Тем более, привычка – есть вторая натура, а к удобствам человек привыкает достаточно быстро.

В нашей стране инфраструктура автотуризма чаще всего сводится к отдельным гостиницам в несколько этажей с автостоянками на прилегающей территории. Наши потребители подобных услуг уже привыкли, путешествуя за границей, пользоваться комфортными условиями мест отдыха. Следует также учитывать, что сегодня по нашим дорогам передвигается много иностранных граждан на автомобилях, в том числе автотуристы, поэтому уровень обслуживания на трассе должен отвечать мировым стандартам [7].

В понятие «комфортные условия» применительно к учреждениям автотуризма входит целый перечень таких обязательных требований, как: необходимый уровень обслуживания отдыхающего, определенное природное или урбанистическое окружение, архитектура и благоустройство комплекса в целом и его жилой части, способ парковки автомобиля и характер связи автостоянки с местом проживания.

Немаловажным требованием является изолированность жилой части комплекса от шума и пыли, возникающих от автомобильного движения на магистрали и в самом комплексе [8].

Наиболее привлекательным учреждением отдыха автотуристов на маршрутах их движения является мотель – устоявшийся международно-признанный термин для обозначения гостиничного комплекса автотуризма. Мотель похож на гостиницу и представляет собой учреждение для отдыха автотуристов и водителей грузового автотранспорта круглогодичного режима эксплуатации с высоким уровнем гостиничного обслуживания и наличием хорошо организованной службы автосервиса. В мотеле обязательна столовая или ресторан, желателен магазин различных товаров. Номера мотеля комплектуются, как правило, полным набором гостиничного оборудования.

Мотели по характеру эксплуатации обычно бывают круглогодичными, а по режиму обслуживания, как правило, транзитными. Они размещаются поблизости от автомагистралей и возводятся по трассе движения через определенные интервалы, равные средней величине дневного автопробега.

В функции мотеля входит обеспечение автотуристов и транзитников местами для отдыха со всеми видами сервисного обслуживания, необходимыми при непродолжительной остановке на маршруте движения, в том числе и для обыкновенной ночевки или простого обеда в пути. Стоимость проживания в мотеле обычно небольшая, поэтому, из состава жилых помещений исключаются дорогие люксовые номера, но сервисное обслуживание при этом обеспечивается достаточно полно.

Учреждение сезонного отдыха автотуристов с упрощенным комплексом всех видов обслуживания, где спальные места, как правило, размещаются в домиках облегченного типа и даже в палатках с организацией общих санитарных узлов, мест питания и других объектов, называется кемпингом. В нем могут устраиваться автозаправка и мастерские для ремонта автомобилей. Эти элементы обычно присутствуют и в мотелях.

Учреждение сезонной эксплуатации, предназначенное для отдыха автотуристов, путешествующих на автомобилях с трейлерами или на автофургонах, называется ротель. В нем предусматривается оборудование территории с проездами и местами для установки трейлерных прицепов, автофургонов. Обслуживающие помещения и сооружения ротеля размещаются в домиках облегченного типа или специальных прицепных автовагончиках. Кемпинги и ротели, как правило, являются конечными точками маршрута автотуристов.

Как известно, на автомобиле можно путешествовать в одиночку, семьей из двух, трех и более человек, компанией друзей на нескольких авто. Существует несколько способов рационального обеспечения отдыха различных по численности и составу групп автотуристов. Первый способ предусматривает строгое нормирование вместимости номеров. Второй способ предполагает организацию спаренных номеров различной вместимости, сообщающихся между собой и имеющих возможность объединения в единый номер. Третий способ при достаточной площади номера дает возможность изменения вместимости номера путем установки в нем дополнительного спального места. В гостиничных номерах часто используют прием трансформации спального места, так семейная двуспальная кровать может превратиться в две односпальные в раздвинутом положении.

Сезонные колебания числа автотуристов бывают очень значительны. Поэтому, мотели лучше проектировать с достаточной гибкостью по вместимости в целом и отдельных номеров в частности. Третий вариант с дооборудованием дополнительных спальных мест получает по этой причине все большее распространение. Расчетными показателями мотеля могут быть: количество номеров или машиномест, стационарная коечная вместимость, возможная максимальная коечная вместимость с учетом дополнительных спальных мест.

Вместимость мотелей рассчитывается из автотуристского потока на автодороге с учетом того, что этот поток должен обеспечивать наполняемости гостиничных номеров. Практика показывает, что мотели вместимостью до 30 машиномест как правило не рентабельны, а наибольшая эффективность достигается при вместимости от 40 до 100 машиномест. Общее количество номеров должно быть несколько большим, чем количество машиномест, при этом, одним работником обычно обслуживается двенадцать номеров. В каждом номере должен быть санузел [9].

Выбор конкретного участка для строительства мотеля возможен лишь после всестороннего анализа территории района, где предполагается его размещение. Район застройки должен отвечать целому ряду требований: рациональному размещению участка по отношению к магистральным автодорогам, населенным пунктам, местам массового отдыха, объектам туристического притяжения; обеспечивать: минимизацию шума; благоприятные микроклиматические условия для проживания; инженерно-технические удобства.

Если магистраль пересекает населенный пункт, то мотель ставится вблизи магистрали в районе въезда в этот пункт. Такая постановка объясняется необходимостью избежать ухудшения санитарно-гигиенических условий и увеличения транспортной нагрузки в населенном пункте. Кроме того, уставшему в дороге водителю гораздо сложнее передвигаться в условиях тесной дорожной структуры населенного места.

Размещение мотеля в природном окружении предпочтительнее, так как это влияет на психологическое состояние человека, дает ему возможность быстрее расслабиться и получить полноценный отдых. Если населенный пункт располагается в стороне от магистрали и имеет подъездную дорогу транзитно проходящую через этот пункт, то мотель ставится на участке подъездной дороги к населенному пункту перед ним или за ним. Если населенный пункт имеет кольцевую объездную дорогу и связан с ней подъездными участками, выходящими на автомагистрали, то мотель ставится на пересечении кольцевой дороги и автомагистрали. Такое положение мотеля наиболее характерно для размещения в близи небольших населенных пунктах, либо рядом с пригородными поселениями крупных населенных пунктов.

Высокий уровень шума является своеобразной «профессиональной болезнью» учреждений автотуризма, особенно в том случае, если участок дороги ведущей к мотелю, имеет значительный уклон или прилегает к отвесным стенам. Шум мотора при подъеме возрастает, а отвесные стены создают шумовое эхо. Если источник шума виден, то он, как правило, и слышен. Озеленение участка защищает больше от пыли, чем от шума. Микроклиматические условия – это в первую очередь учет инсоляционных возможностей участка, его аэрация, возможность уменьшения температурных контрастов за счет близости водоемов. Характер рельефа может способствовать усилению циркуляции воздуха и снижению запыленности участка.

В мотеле при любом режиме работы и характере эксплуатации нужно иметь следующие группы помещений, объединенных в функциональные зоны: отдыха (гостиничные номера, автостоянки, общие рекреационные зоны); административно-хозяйственная (административные и хозяйственные помещения, помещения приемно-выездной группы, служебные автостоянки); торговая зона (помещения группы питания, торговли, автостоянки для гостей ресторана и транзитников); технического обслуживания (помещения технического обслуживания транспортных средств, заправочный пункт).

Взаиморасположение основных функциональных зон при общем компоновочном решении мотеля определяется как по глубине, так и по высоте по степени удаленности этих зон относительно автомагистрали. Наиболее удаленной всегда должна быть зона отдыха.

В интересах сознания сети мотелей и кемпингов необходимо: проанализировать современное и перспективное состояние основных маршрутов автотуристов, произвести выбор мест размещения мотелей и кемпингов; разработать проектную и техническую документацию для строительства типовых мотелей и кемпингов; разработать мероприятия узаконивания, подготовки строительства, подключения к инженерным сетям мотелей и кемпингов; разработать типовую систему предоставления туристских услуг в мотелях и кемпингах; привлечь к инвестированию проекта производителей, например, туристских автофургонов (прицепов), туристские фирмы и других; осуществить строительство, оборудование, подключение, ввод в эксплуатацию мотелей и кемпингов.

Наличие качественного анализа основных маршрутов автотуристов позволит разработать схему (карту) размещения мотелей и кемпингов с учетом местных достопримечательностей, памятников культуры и т.п. Для этого нужно произвести изучение карт, соответствующих сайтов и выезд на места предполагаемого размещения мотелей и кемпингов, общение с представителями администраций местного самоуправления, заключение с ними и другими собственниками участков земли соглашений (договоров). При выборе участка должны быть учтены обычные для гражданского строительства требования, касающиеся прочности грунта, уровня грунтовых вод, удобства рельефа и так далее. Их учет позволит исключить сложные конструктивные решения, более целесообразно провести инженерную подготовку территории, что в целом сделает проект более экономичным.

В результате планирования создания сети мотелей и кемпингов станет возможным в относительно короткие сроки произвести оформление покупок или аренды участков земли под строительство объектов, само строительство, оборудование и подключение к инженерным сетям и коммуникациям. Для этого потребуется изучение опыта строительства сетевых объектов, заключение соглашений и договоров с подрядчиками, поставщиками товаров и услуг, органами власти, администрациями местного самоуправления.

Разработанные проектная и техническая документация для строительства типовых мотелей и кемпингов позволит достаточно быстро начать и завершить строительство объектов. Для этого потребуется использование ресурсов строительных компаний, специализирующихся на разработке проектов и строительстве подобных объектов, подготовка и заключение с ними соответствующих контрактов, соглашений и договоров.

В результате разработки бизнес-плана предоставления гостиничных, туристских и других услуг в мотелях и кемпингах сети, станет понятной типовая модель предоставления услуг автотуристам, расходы и прибыль, а также сроки окупаемости подготовки строительства, строительства, оборудования и подключения к инженерным сетям мотелей и кемпингов, а также других необходимых мероприятий. Для этого нужно изучение опыта разработки существующих бизнес-планов сетевых объектов, предоставляющих гостиничные и туристские услуги, разработка бизнес-плана для типового мотеля, кемпинга и их интеграция в единый бизнес-план.

В результате поиска и привлечения спонсоров проекта станет возможным сформировать инвестиционный пакет, а также установить весь объем инвестиций в проект. Для этого потребуется проведение рекламной компании по привлечению спонсоров и инвестиций в проект, индивидуальная работа с потенциальными спонсорами.

Субсидия на реализацию идеи возможна из федерального бюджета в соответствии с программой Правительства РФ (далее – Программы) по следующим критериям: соответствие целей проекта целям и задачам Программы; возможность реализации проекта в полном объеме и получения конечного общественно значимого результата в течение срока действия Программы; возможность привлечения инвестиций на основе принципов государственно-частного партнерства; наличие концепции проекта с указанием его места и роли в развитии одного из 15-ти перспективных туристских направлений Российской Федерации и с учетом его специализации по виду туризма; включение проекта в реестр приоритетных региональных инвестиционных проектов субъекта Российской Федерации; соответствие результатов проекта системе показателей эффективности и результативности Программы; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; положительное заключение государственной экспертизы о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства [10].

В интересах получения инвестиций на реализацию идеи может быть использовано стимулирование предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки: субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным инвесторами в российских кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов по созданию и развитию туристских кластеров, оборудование и оснащение туристских комплексов, для приобретения туристского автотранспорта в рамках Программы; субсидия на уплату части затрат в рамках договора о реализации туристического продукта в сфере внутреннего и въездного туризма, туроператоров, обеспечивающих туристский поток на приоритетных туристских направлениях, в том числе с целью снижения стоимости турпакетов в низкий сезон и для социально-уязвимых категорий граждан; грантовая поддержка общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие объектов туристской инфраструктуры, в том числе на базе народных художественных промыслов».

В пределах своей компетенции администрации регионов и муниципальных образований могут содействовать в реализации идеи на своей территории в порядке, установленном действующим законодательством путем: предоставления (продажи, аренды) земельных участков под размещение объектов; упрощения процедур переговоров с органами государственной власти и местного самоуправления; подготовки решений, указаний и документации, необходимой для реализации идеи; облегчений процедуры и минимизации сроков подключения предусмотренных объектов строительства к инженерной инфраструктуре.

В результате реализации идеи создания сети мотелей и кемпингов расширится география и активность внутреннего, а также въездного туризма; повысится системность в предоставлении гостиничных и туристских услуг и их качество; станут типовыми гостиничные и туристские услуги со скидками для постоянных клиентов, в том числе при их движении от объекта к объекту сети; будут больше использоваться местные культурные объекты и природные достопримечательности; появится стимул для производства и продаж туристских автофургонов и прицепов; возрастет налоговая база и количество собираемых государством налогов; активизируются производство сопутствующих автотуризму товаров и торговля ими, как следствие возрастет количество собираемых государством налогов. Тем самым будет обеспечена доступность отдыха для широких слоев автотуристов и привлекательность путешествий по России как для россиян, так и для иностранных граждан.

Реализация идеи возможна в отдельной части страны как пилотный проект, где ожидается наибольший спрос на предлагаемые услуги, который при централизованном управлении, может быть распространён на всю территорию России.

Создание и развитие сети мотелей и кемпингов вблизи основных автомобильных магистралей России, предоставление в них типовых гостиничных и туристских услуг будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, социально-экономическому развитию российских территорий, материальному и культурному росту как автотуристов, так и местного населения.

В результате реализации идеи, наряду с инфраструктурными улучшениями прилегающей к основным автомагистралям местности, в муниципальных образованиях России появятся дополнительные рабочие места для населения как в самих мотелях и кемпингах, так и на близлежащих культурных и природных объектах, возрастут налоговые поступления.

В целях информационной поддержки реализации идеи могут быть задействованы ресурсы автоматизированной информационной системы Туризм национального туристического портала Russia.Travel, а также специалисты и выпускники Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет туризма и сервиса».

В контексте реализации государственной политики в области развития внутреннего и въездного туризма представленная идея создания сетевой системы мотелей и кемпингов является актуальной.


Список литературы
1. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)». 2018. URL: (дата обращения: 01.07.2018)
2. Письмо Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 г. N П44-2280 «О разработке методологии и проведению расчета добавленной стоимости туристской индустрии». 2018. URL: http://base.garant.ru/56724252/ (дата обращения: 01.07.2018)
3. Романова И.А. Проблемы развития автомобильного туризма в России// Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4-1 (27). Кубанский государственный университет. URL: http://oaji.net/articles/2014/8-1393861061.pdf (дата обращения: 01.07.2018)
4. Сураева-Королева С. Г. Состояние и перспективы развития автотуризма в Республике Мордовия. 2016. URL: (дата обращения: 01.07.2018)
5. Незаконную свалку мусора убрали у дороги возле деревни Большое Брянцево в Подольске. 2018. URL: (дата обращения: 01.07.2018)
6. С. Михайлов. Миллионы на обочине турбизнеса. Arendator.ru. 2017. URL: (дата обращения: 01.07.2018)
7. Аксенов А.П., Монастыренко Д.Ю. Развитие автомобильного туризма в России на основе опыта стран Европы и его влияние на экономику страны. 2012. URL:
 (дата обращения: 01.07.2018)
8. Ермаков А.С., Корнеев А.А., Черепанов Д.А. Анализ требований, предъявляемых к средствам размещения автотуристов // Сервис PLUS, Том 8, 2014, №2, Москва. С.65-70. URL:
(дата обращения: 01.07.2018)
9. Бреев В.С. Мотель. URL:
 2015. (дата обращения: 01.07.2018)
10. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)». 2018. URL:
 (дата обращения: 01.07.2018)


Рецензии