Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 47

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)

ОТСТУПЛЕНИЕ В ЧЕСТЬ ШКИРАНДО

Возвращаясь назад, мы заехали в Коптевичи. Пересекли канал, покрытый зеленой тиной. Он, конечно, бездействует, император Павел, по распоряжению которого строилась водная речная система, негодовал, будь бы жив: столько труда вложено в грандиозный проект!

А что поделаешь! Индустриальный двадцатый век, отягощенный железной поступью диктаторов, как дорожный каток, подмял царско-дворянское наследие, и нам остается лицезреть «островки» прежнего обустройства.

Сохранился домик смотрителя шлюзов – в тени прибрежных ив. В нем до недавнего времени проживала Надежда Ивановна Шкирандо, корни которой из Тараткевичей - как и моей бабушки. Их родовым гнездом считался фольварк Голландия – тоже по движению Уллы, но ниже, за Бочейково.

Кто-то из их сородичей был набожным деятелем. Знакомясь с документами царской эпохи о землевладельцах Лепельского уезда, я увидел знакомую фамилию среди жителей Чашник за 1879 год. Священник Тараткевич, отмечалось в документе, выплачивал помещику Володковичу чинш за земельный местечковый участок. У него была самая высокая плата из всех 500 землепользователей – 5 рублей и 29 копеек. А остальными чиншевиками числились в основном евреи…

В 20-х годах прошлого столетия моя бабушка оказалась на другом конце Системы, тоже на канале, но на Веребском. Горькая история сталинской эпохи, которая изложена в другом материале, повторять ее не буду. В Веребках обосновался, присматривая за шлюзами, супруг старшей сестры Тараткевичей - Иван Миронович Шкирандо. Фамилия французская, но откуда она в малообжитом белорусском крае?

Думается, кто-то из предков был выписан из Франции как инженер – чтобы управлять шлюзовыми камерами, принимать и пропускать караваны судов и барж. Как подтверждение, смотрится "высочайшее повеление", то есть, царский указ "О возобновлении контрактов с шлюзными мастерами-иностранцами", доведенный до подведомственных служб Путей сообщения России в 1797 году.
 
В 1923 году, заполняя анкету для служащих Системы – а они приравнивались к персоналу железных дорог, Шкирандо отмечал, что по национальности «русский» и закончил народное училище в Лепеле. Пустил корни – имел приречный участок и домик, в нем и родилась Надежда Ивановна.

Потом его перевели в Коптевичи, а караульное помещение досталось другим. Оно стоит на веребском берегу, на дамбе, до сих пор, но перекосилось и обветшало,  скоро упадет. Обидно, что "караулка" - так прозвали ее местные жители - не внесена в перечень объектов исторического наследия, так как речное судоходство на протяжении веков было главной транспортной коммуникацией, пока не появились автомобильные и железнодорожные трассы.

Я не судья, конечно, но что-то надо делать. Может, обратиться за помощью в Москву, и сообща принять решение, найти выход? Все же Система явилась грандиозной вехой в жизни Российской империи, внесла немалый доход в казну.

После раздела Речи Посполитой и создания связующей магистрали Белая Русь как мост соединила прибалтийские и черноморские берега, обогатила царский двор и его окружение, дала всплеск взаимопроникновению культур, новаторских идей.

В прибрежных волостях образовались сельскохозяйственные центры по типу европейских. Так, на Лепельском озере выращивали коней бывшие солдаты - фермеры, а в понизовье Уллы, в окрестностях Бочейково, в помещичьем фольварке, содержались коровы, завезенные из «страны тюльпанов».

К сожалению, первая мировая война, обрушившись на край, сотрясла Систему. А вторая мировая добила ее окончательно – в послевоенное время суда уже не ходили, сплавлялись только плоты, сколоченные для транспортировки бревен…

(Продолжение следует).

На снимке: Иван Миронович Шкирандо.


06.10/20


Рецензии