Если гость на порог...

1967 год. Страничка из моего дневника.

"Що сварилося в печи - сразу всё на стол мечи!" - мамина присказка.


Обещают зиму холодной... Нужно дополнительно заготовить дров на долгие студёные  месяцы для моего клуба, заодно и для детского садика.

В один из выходных дней мы поехали в дальнюю деревушку за дровами, нас было двенадцать человек... Ребята ловко раскатывали стены старого заброшенного дома, пилили по размеру бензопилой и грузили брёвна в кузов грузовика.

Время провели весело... Единственное: мне, как ответственной за всех моих ребят, стало не совсем удобно, когда мы всей толпой завалились в один из домов на обеденный перекур.

Хозяев дома не было, нас встретил мальчишка-школьник. Он быстро вскипятил огромный медный самовар, заварил крепкий чай и всё то, что было в горячей печи выставил на стол...

Оказалось, мои ребятки припасли и водочку...
К моему стыду, возможно, мы съели всё дотла, что было в печи: полный чугун  тушёной картошки с мясом, вдобавок почти все свежеиспечённые хозяйские пироги и шаньги, не одну чашку квашеной капусты с клюквой, заправленную растительным маслом и луком, блюдо грибов, большой шмоток солёного сала и рыбу-треску с отварной картошкой в мундире...

Деревенские жители - очень добрый народ, отдадут последнюю рубаху... Моя мама всегда говорила:

-- ЕжелЬ гость на порог да с добром - приветь его и накорми...


По этому поводу хочу поделиться ещё одной ситуацией, что произошла прошлым летом.  Сельсоветское начальство доверило мне, молоденькой завклубше, ежемесячно ездить в райцентр за деньгами...

После получения в Банке крупной суммы денег - зарплата и пенсия на весь сельсовет, я шла домой за двенадцать километров через сосновый бор в деревню к родителям с тяжёлой сумкой до верха набитой пачками купюр и мешочками с мелочью... К сожалению, в этот раз не получилось оставить сумку с большими деньгами у своих тётушек, так же и у своих - самых близких друзей: ни тех-ни других дома не оказалось... Не повезло!

Дообеденные часы, погодка на заказ, июньское солнышко, в хвойном лесу дышится легко, настроение отличное, ведь я иду к себе домой...
Сейчас разгар белых ночей, вечерком можно будет сбегать на танцы, пообщаться с друзьями...

Погощу дома один денёк и надо опять тащиться пешочком назад через лес. Далее ехать рейсовым автобусом до села и сдать секретарю сельсовета деньги... Да и работа в моём клубе не ждёт!

На полпути меня догнал чуть-чуть знакомый парень из Ленинграда - один из тех бритоголовых, кто был отправлен к нам на Вологодчину "на химию". Поговаривали, что они были осуждены за наркотики... хотя, как знать.

Он, как и другие осуждённые, работал у нас в лесах, а сейчас (как он ответил на мой вопрос) спешил в дальнюю деревню по заданию его начальника...  (Начальник описан в рассказе "Грузовик с иконами".)

Естественно, я пригласила парня зайти к нам "отобедать"... Наблюдая за ним, я заметила, что он был очень и очень голоден. Плотно отобедав, он, наконец, двинулся дальше. Проводив его в конец деревни до ограды, подсказала как найти ту, нужную ему деревеньку...

Что интересно было далее: далеко после полуночи раздаётся стук в ворота, слышу его голос... С мамой смотрим в окно - на ступеньках крыльца покачиваются два хорошо подвыпивших парня... Надо же, с первого раза парень запомнил наш дом, ещё и с дружком заявился... да ещё и глубокой ночью!

Естественно, я не открыла ворота... ведь не в полуночное же время приходить на ужин да ещё "под градусом" к малознакомым людям! Сделала доброе дело, пригласила домой, накормила от души и что я получила в ответ!

Они продолжают торчать на крыльце, что-то громко обсуждают, слышу обрывочные фразы... Я насторожилась... мельком взглянула на папино шестнадцати-калиберное охотничье ружьё, что висело на гвозде за большим деревянным шкафом.

Поторчав с полчаса на крыльце, они уселись напротив под старый соседский тополь, долго и шумно разговаривали и, наконец, сподобились уйти... Оказывается, пьяные городские - очень наглый и бессовестный народ! Для нас, деревенских, это просто удивительно - "ни в какие ворота"!

Хорошо, что он не знал про те большие деньги, что несла я в своей сумке...

 


Рецензии
Хороший рассказ. Посади свинью за стол....!

Соломон Дубровский   09.05.2021 16:36     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Соломон, за добрую оценку странички из моих дневников... Очень поздно, с возрастом, я поняла высказывание: "Не делай добра, не будет и зла!" Доверчивость и ошибки и сейчас иногда проявляются, а потом огорчаешься и думаешь, зачем я так, а "поезд ушёл"...
Таково деревенское воспитание.

Нина Ганьш   09.05.2021 23:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.