Заберите ключи!

Запись из личного дневника.

1967 год. Первая декада ноября... Провела все мероприятия в честь 50-летия Октябрьской Революции, дата круглая, поэтому особенно пришлось поднапрячься с оформлением: лозунги, плакаты, стенды. Всё у меня связалось замечательно с утренниками, тематическими вечерами, концертами...

Мою соседку по общежитию медиков, больничную медсестру Люсю Истомину, перевели в дальнюю деревню в маленький медпункт, теперь она - фельдшер. Мне очень жаль, что я лишилась такой классной активистки, моей помощницы...

Из общежития медиков я перешла (потом очень и очень пожалела) на частную квартиру к деду с бабушкой, надоело жить одной в двух больших комнатах и сейчас живу на квартире у стариков вместе с двумя девушками.

Пока всё нормально, по утрам помогаю хозяевам по дому, где воды принести, где полы помыть. Перемыла все стёкла в окнах, заблестели, как новые. Бабка с дедом довольнёшеньки...

Бабка надумала поехать недели на две в гости к дочери, оставила меня на хозяйстве и мне приходится доить их корову... Корова стельная, молока уже даёт мало, но бабка сказала:

-- Покедова надобно доить, опосля как отгостюсь да вернуся - дак стану покидать!

Моя близкая подруга Валя Филиппова со своим Санечкой уехали в другой город на день рождения к нашей общей подруге, а мне как всегда некогда, клуб ведь не бросишь. Отлучиться даже на сутки нельзя!



"Чево ты тут самовольничаешь?" - такой мне задали вопрос.

Середина ноября, ещё не скоро зима, но сегодня ночью некстати навалило много снега, на улице резко похолодало. После всех проведённых мероприятий в душе наступил долгожданный покой.

Сегодня воскресенье и я, наконец, взяла себе на целый день выходной, которых никогда не бывает и можно перевести дух до вечернего кино-сеанса и танцев, но оказалось, ненадолго... Всё настроение испортила моя новая уборщица.

Не дожидаясь вечера, после полудня, я зашла в свой клуб и обнаружила, что у нас опять не топлено, за что мне вчера один посетитель сделал замечание.
Второй день не топлено! В помещении дубарь - даже пар изо рта, а вечером сегодня кино и танцы! Хорош я директор! Непорядок!

Сдвинув ряды кресел, мокрым веником стала подметать пол... Попросила мальчишек-пятиклассников наносить дров, затопила обе печки-контрамарки.

Они уже почти протопились и тут в клуб вваливаются "в дупель" пьяные дежурные дружинники с красными повязками на рукавах и с ними такая же пьяная моя новая уборщица Фаина - бывшая фронтовичка. Они втроём зашумели на меня:

-- Кто топит в четыре часа дня? Хочешь пожар сделать?

Моя уборщица Фаина "лыка не вяжет" и всё же пошла на меня в атаку и, еле выговаривая слова, грубо выдала:

-- Чево ты тут самовольничаешь? Смотри... Мы тебя выгоним!

Я поначалу даже дар речи потеряла от её бесцеремонности... Близко подошла к ней и, глядя в её залитые водкой красные глаза, спокойно сказала:

-- Фаина Алексеевна, вы прогуляли два дня и ещё возмущаетесь! Почему суётесь в мои дела, а свою работу не выполняете?

-- Мне приходится за вас уборку делать и печи топить! – я начала повышать голос: 

-- Пока я хозяин этого помещения и требую от вас выполнения своих прямых обязанностей! - от такого поворота событий у меня даже голос задрожал:

-- Завтра принесёте мне объяснительную!

Пьяная техничка начала огрызаться, а эти два мужика-дружинника ещё и поддакивают. Вижу, разговаривать с ними бесполезно. Один из «дружинников» заплетающимся языком еле выговорил:

-- Сячас-с-с  будем  за-за-лявать!

-- Заливайте! – я дрожала от бессилия, от собственной ничтожности: «Боже мой, какой из меня руководитель, со своей уборщицей не могу сладить!»

И я пошла в наступление:.

-- Вы, называетесь - дружинники, ходите по селу пьяные, еле на ногах стоите, да ещё с повязками на рукаве! Как вам не стыдно?

-- Попрошу всяких пьяниц в мои дела не вмешиваться!

-- Подметайте пол! – я сунула веник в руки техничке, рядом поставила ведро с водой.

Пьяные «дружинники» тут же ушли, больше не сказав ни слова, но один всё же успел залить печку водой из ведра, заплеснул последние тлеющие угольки в уже прогретой печи. Фаина, бросив веник в угол, с грубой руганью ушла вслед за ними...

Слёзы душили меня: какая несправедливая обида в мой адрес! Как я несовершенна в роли руководителя, как я ничтожна, как я бессильна! Меня не воспринимают всерьёз ещё и потому, что выгляжу, как подросток, на вид не дают и шестнадцати... Вот  ещё мучение-то!

Решила сейчас же идти на дом к секретарю сельсовета и отдать ключи... Сегодня воскресенье и сельсовет законно отдыхает.
Павла Ивановна Кузнецова, увидев мои горькие слёзы, всполошилась:

-- Что случилось? Кто тебя обидел? Рассказывай...

Слёзы сдавили моё горло:

-- Заберите ключи, больше работать не буду! – я положила связку ключей на стол. 

Я с трудом рассказала всё, что произошло в клубе... Павла Ивановна прижала меня к своей груди, успокаивает:

-- Перестань реветь-то, плюнь на всех и не расстраивайся, лучше иди-ко умойся да садись поешь, супу горячего налью. Вкусный суп... с мясом! Иди, иди...
   
И всё же в клубе стало тепло, чисто: всё-таки не зря я постаралась.

После кино как всегда танцы. Все танцевали, а я сидела без настроения на сцене около радиолы и меняла пластинки... Ко мне подходили мои ребята: то один, то другой - интересовались, что со мной сегодня не так, что случилось, ведь на меня это абсолютно не похоже... Но, разве будешь им докладывать?
 
Зашёл Сергей Холопов – наш колхозный парторг, он только что приехал с Вологды, где учится в Высшей партийной школе. Поговорила с ним, поделилась о своих проблемах, сказала, что без него погибаю, заменивший его парторг не особо энергичен и помощи от него никакой нет абсолютно...



В магазине водки нет.

Сейчас в клубе спокойней стало, меньше подвыпивших ребят и работать мне полегче, потому как в магазине с ноябрьских праздников нет водки. Смешно? Танцы проходят гораздо интересней, ребята уже так не шарахаются, не шумят. Какая красота без водки! Лучше бы её вообще никогда на свете не было.



Я нужна здесь!

Иногда я думаю, сколько промахов в моём руководстве, ведь не так надо было поступить в том или ином случае. Не так надо было разговаривать с начальством, где требовательность, жёсткость, смелость? Боже мой, сколько мук из-за отсутствия всего этого! Опять промах и... не редко слёзы.

Уже хочется бежать с этого клуба, куда глаза глядят. Но нет, я нужна здесь! Меня приняли, полюбили, ведь успешно справляюсь с возложенной на меня миссией, правда, на пределе своих моральных и физических сил...



Конец года - время отчётов и ревизий.

Дали задание от сельсовета: надо походить по деревням, зайти в каждый дом и провести что-то вроде инвентаризации или можно сказать – ревизию...

На специальном бланке со слов хозяев записывала: у кого какой скот имеется в хозяйстве и сколько голов, наличие ягодных кустарников в огороде (малина, смородина, крыжовник) и сколько в квадратных метрах...

Зачем всё это?  Не один день до самого позднего вечера бродила по заснеженным улицам какой-нибудь очередной деревни, стучалась в каждый дом...

С коробкой спичек в руках (не привелось фонарика) поднималась в крыльцо, заходила в тёмные сени и зажигала спичку, таким образом находила дверь в избу.
Ключи от клуба доверила своей подруге Вале, вдруг опоздаю в клуб на работу в вечернее время, а это случалось не раз...

После того на три дня отправили делать ревизию в местный магазин. Нам втроём пришлось перекидывать все мешки, коробки, банки, бутылки и прочее, считать на счётах не по одному разу, писать целые полотнища в трёх экземплярах.
Магазин не отапливается, и я сильно продрогла, - хоть бы не заболеть.

Заболела библиотекарша, а болеет она часто. Часа на два замещаю и её (для читателей повесила объявление - в какое время приходить в библиотеку).
Куда ещё сунуться - не знаю?

Заканчивается декабрь, скоро Новый Год: с праздничным оформлением и всеми тематическими мероприятиями всё у нас давно готово.

Уже и красивую огромную ёлку с густыми ветвями привезли и сгрузили на улице у здания клуба, на днях со своими ребятками сдвинем кресла и будем устанавливать посреди зала... Мои развесёлые киномеханики рады-радёхоньки: дней десять кино не надо "казать"! Пусть отдыхают.

А пока я готовлю отчёт о проделанной работе.


Рецензии