Достижение цели

(Из цикла «Курские правоохранители в литературе»)

ЛУЗАНОВ
Олег Николаевич

(род. 12.04.1964)

Поэт, прозаик.
Член Лиги курских писателей с 2019 года.

Родился Олег Николаевич Лузанов в городе Курске в интеллигентной, хорошо образованной и много читающей семье, имевшей хорошо подобранную домашнюю библиотеку, где преобладала отечественная и зарубежная классика. Отец будущего поэта и прозаика – Николай Николаевич Лузанов, агроном по образовании. И выпускник первого потока студентов Курского сельхозинститута, работал в управлении сельского хозяйства Курска и Белгорода. Мать – Наталья Сергеевна Лузанова (Волобуева), по первому образованию зоотехник, по второму – выпускница Ленинградского института культуры имени Н.К. Крупской – прошла путь от продавца до директора магазина в система Курского книготорга, а несколько позже стала директором базы канцтоваров.   
Детские и школьные годы Олега пришлись на созидательные шестидесятые и стабильно-сытые семидесятые годы, по-видимому, самые лучшие годы в истории нашего большого государства – Советского Союза. Тогда городских ребятишек уже с детских садов приучали к коллективизму и культурному поведению в семье и обществе, к трудовой деятельности на благо общества; особенно ярко это практиковалось в школе пионерскими и комсомольскими организациями, кружками по интересам, различными видами художественной самодеятельности. (Учился Олег Лузанов в школах № 5 и № 6; в первой – с 1 по 7 класса, во второй – с 8 по 10.)
Известный с первой половины XI, а по некоторым данным и со времен Олега Вещего и Игоря Старого, сына Рюрика, то есть с начала X века, легендарный Курск, воспетый в «Слове о полку Игореве», воскресший из руин после Батыева нашествия (1238), переживший «Великую смуту начала XVII века, революционные события  1917 года, Гражданскую войну 1918-1921 годов и Великую Отечественную войну, прогремев на весь мир Курской битвой (1943), сломившей военный хребет нацистской Германии, в эти годы рос вширь и ввысь, активно строясь и развивая свой экономический и культурный потенциал.
Даже по скромным прикидкам в городе были десятки крупных предприятий машиностроительной, химической, резино-химеческой, электротехнической, строительной, обрабатывающей, трикотажной, приборостроительной и прочей направленности, на которых работали десятки тысяч человек. При этом каждое крупное предприятие имело для своих сотрудников собственную санчасть, свой дом культуры, прокатный пункт спортивного инвентаря, базу отдыха и спорта, библиотеки, газету-многотиражку.
Если же брать во внимание социальную, общественную и культурную сторону жизни столицы соловьиного края, то здесь было шесть поликлиник, около десятка больниц разного профиля, десятки аптек, санатории и профилактории, скверы и парки отдыха; действовали пятьдесят школ, полтора десятка средних специальных учебных заведений (СУЗов и ПТУ), 4 вуза (педагогический, медицинский, сельскохозяйственный и технический). Еще здесь в процессе развития культурного и духовного уровня горожан, в том числе и юного поколения, активное участие принимали театры, музеи, библиотеки, клубы, кинотеатры, Дворец пионеров и школьников.
В принципе, всем этим мог пользоваться Олег  Лузанов, причем чаще и основательнее, чем его ровесники из районных центров и сельских населенных пунктов Курской области. И все это, естественно, помогало ему познавать окружающий мир во всем его разнообразии и проявлении; развивало культурную, духовную, эмоциональную, образовательную, социальную и нравственную составляющие нормального человека.
После успешного окончания школы жажда романтики и приключений привела его, сухопутного по сути человека, в город-герой  Ленинград, культурную столицу страны, где он  поступил в Ленинградское морское училище. Будучи студентом, не только жадно вбирал в себя знания, необходимые современному моряку, но и как в школьные годы, много читал отечественной и зарубежной классики. Входил в редколлегию стенгазеты, окончил курсы редакторов стенных и радиогазет. К этому времени относятся и его первые пробы пера в прозе и поэзии.
Окончив мореходку и походив на пароходе по морям, повидал мир. Это позволило значительно расширить круг знаний и навыков. Затем возвратился в родной город и продолжил образование, поступив в Курский государственный технический университет (ныне Юго-Западный госуниверситет). После завершения учебы в институте 7 лет работал в НИИ в/ч 25714 регулировщиком РЭА и техником. Затем два года инженерил на Курском заводе «Счетмаш». Здесь публиковался в заводской многотиражке.
После этого были годы работы в УВД по Курской области в отделе связи и технического обеспечения городских и территориальных подразделений милиции (позже – полиции) области, служебная командировка в «горячие точки» Северного Кавказа в составе сводного отряда курской милиции.
В отставку и на пенсию вышел в 2009 году с должности начальника управления технической охраны УВД Курской области в звании подполковника милиции. Однако, имея хорошее образование и большой опыт работы в правоохранительных органах, в том числе и боевой во время спецкомандировок на Северный Кавказ, продолжил трудовую деятельность в одном из банков Курска.
В курское литературно-писательское сообщество Олег Николаевич Лузанов пришел в 2017 году после того, как в спецвыпуске литературного альманаха «Курские перекрестки» «Любимый город – в сердце моем», посвященного 985-летию города Курска, была опубликована подборка его стихов, соответствующих тематике сборника. Среди них «Курская дуга», «Памяти АПЛ «Курск», «Г. Свиридову», «Таран» (посвящается зе6млячке, военной летчице, Герою Советского Союза Е. Зеленко), «Шальная пуля» и другие.
Даже по названиям стихотворений видно, что они не только о Курске и курянах, но и о войне, и о подвиге наших земляков-курян, а еще о любви к Родине, о настоящем патриотизме. В качестве примера поэтического слога автора, владения им правилами и нормами стихосложения стоит, по-видимому, привести хотя бы заключительные строки из стихотворения «Курская дуга»:
И на Курской дуге опалённой
Перебили фашизму хребет –
Дали четкий навеки ответ,
Что России не быть побеждённой.

Как видим, идейно-художественное содержание стиха, его эмоционально-чувственное наполнение добротно сочетаются с технической стороной и авторским отношением к избранной им теме.
В 2017 году стихи Олега Лузанова были опубликованы еще в трех выпусках альманаха «Курские перекрестки. И в этом же году он был принят в Союз курских литераторов, действующий в Курской области с 2010 года. Впрочем, еще до принятия его в литературное сообщество города (КГО СКЛ), он в курском Издательском доме «Славянка» опубликовал два сборника своих произведений – «О серьёзном и весёлом» и «Парадоксы и факты». А третий сборник «Жуки Момбасы» вышел уже после того, как Олег Николаевич уже стал членом Союза курских литераторов, в конце 2017 года.
«О серьёзном и весёлом» представляет собой сборник стихотворений разных лет, тематически состоящий из таких разделов, как «Патриотизм», «Школа», «Сюжетные», «Природа», «Философия», «Детские» и «Шуточное». Тут даже комментарии излишни – все ясно и понятно. Всего же в сборнике на 88 страницах под мягкой обложкой не менее 70 стихотворений.
Первый раздел открывает стихотворение «Памяти погибшим в Афганистане», которое начинается такими строками:
На граните имена и даты…
Обняла их бронзовая мать.
Не вернулись к матери солдаты –
Молодым пришлось им умирать.

Это стихотворение и об афганской войне, не очень популярной в постсоветской России, и о нашей памяти, которая не должна поддаваться коррозии политических веяний в стране, и, наконец, о памятнике курянам-воинам, погибшим в Афганистане, возведенном в Курске в Пролетарском сквере и ставшим одной из культурных достопримечательностей города.   
В разделе «Школа», состоящем из двух стихотворений, речь, естественно, идет о школьных годах, вальсе выпускников:
Танцует ветер во дворе
Прощальный школьный вальс…

А стихотворение «Смерть есаула» из раздела «Сюжетные» не о гражданской войне в России, а о неприглядности наших дней, когда так называемые казаки и их есаулы, большей частью далекие от казацких корней и казацкой культуры, называемые в народе ряжеными, пьянствуют да дерутся.
Не в бою он умер, не в лавине,
Махом стали разменял он жизнь.
Алкоголь в трагедии повинен:
Дрались стенкой, сильно напились…

На примере данного стихотворения видно, как поэт умеет не только подмечать некоторые стороны нашего современного бытия, но и передать это в таких ярких красках, что у читателя поневоле возникает чувство сопричастности с происходящим: либо сочувствия, либо отторжения и неприязни. А это, надо заметить, не всегда и не каждому автору, тем более начинающему, удается.
А лирические нюансы, как давно известно, раскрываются лучше всего в поэтических произведениях о природе. Вот и Олег Лузанов в стихотворении «Прошла весна» из раздела «Природа» в очередной раз подтверждает данную аксиому:
Вначале тонкая капель
По льдинке талой прозвенит,
И лёд, взорвавшись, как шрапнель,
С теченьем в вальсе закружит…

В этих строках и тонкая наблюдательность автора, и образность, и лиричность. А еще в самом стихотворении есть присутствие автора с его собственным отношением к происходящему: «Весна грохочет. Этот ритм / мне учащает сердца стук».

Ярким примером философских размышлений автора является его стихотворение «Кресты», которое стоило бы процитировать полностью – так оно замечательно, но, к сожалению, рамки данного очерка не позволяют это сделать. Поэтому ограничимся первыми строками:
Птица в небе, посмотри, – крест.
У околицы ветряк – крест.
Блеск на церкви золотой – крест.
И колодезный журавль – крест.

Из раздела «Детские», по-видимому, стоит обратить внимание на стихотворение «Лучик», которое в то же время можно отнести и к разделу шуточное, ибо в нем счастливо сочетаются эти тематические признаки:
«Отступают вдруг морозы:
Ручейки, проталины…
Вот сугроб роняет слёзы,
Он худеет в талии.
Солнца лучик прыгнул в лужу,
Разыгрался бликами,
Не боится быть простужен;
Он хохочет, гикает.
Молодой совсем и весел,
Счастлив, забавляется.
Он весне играет песню,
Только петь стесняется.

На этой веселой, шуточной и одновременно философски серьезной нотке творчества Олега Лузанова, пожалуй, стоит завершить обзор сборника «О серьёзном и весёлом» и перейти к следующему, к «Жукам Момбасы». Сразу отметим, что  «Жуки Момбасы» это сборник, состоящий из одноименной повести, в которой в девяти главах описываются всевозможные приключения во время плавание современных «морских волков», и небольших рассказов. При этом большую часть рассказов, например, таких, как «Прогулка хозяина», «Собака и вороны», «Теория относительности», «Урок», можно назвать миниатюрами, сжато, но емко и с обязательной авторской ироничностью повествующих о событиях в жизни моряков, милиционеров и простых людей, в том числе и детей. Трудно сказать, насколько знаком Олег Николаевич с рассказами-миниатюрами ныне покойного писателя Владимира Павловича Деткова, но в его миниатюрах есть что-то едва уловимое от детковских произведений, которые очень любил Мастер – Евгений Иванович Носов. Возможно, искрометность слога и ясность сюжета…
Если кто думает, судя по названию, что «Парадоксы и факты» это публицистические заметки научного или околонаучного направления, то ошибается. Это сборник стихотворений, причем стихотворений разнотематических, от философско-негативного отношения автора к событиям тридцатых годов ХХ века до открытия Крымского моста в 18 году ХХI века.
Мне рубашку пробил офицер,
Между делом – такая работа…
Небольшая осталась забота:
В дело вшить протокол про расстрел.

Это заключительные строки из стихотворения «Рубашка 37-го», а следующие из стихотворения «Открытие Крымского моста:
От Тамани до Керчи легло полотно –
Исправить ошибку Россия решила.
Полуостров Таврида российский давно,
А его чуть нацистская тьма не накрыла.

Есть в этом сборнике и лирические стихи про Курск и Курский край, про времена года и родную природу в разные времена года, про людей труда и женщин с нелегкой судьбой; много про что есть. Но объединяет их авторское отношение ко всему описываемому им, его участие, философское осмысление, патриотизм и… авторская ирония и самоирония, что, естественно, вызывает пристальный интерес читателей.
При этом при написании стихотворений автор использовал разнообразные способы составления строф: есть (и их большинство) четверостишия (причем как с перекрестными, так и кольцевыми рифмами), есть пятистишия, шестистишия и восьмистишия, что говорит о его высоком поэтическом уровне и хорошем знании теории стихосложения. По-видимому, стоил бы привести образцы этих строф, а также порассуждать о его гражданской, социальной лирике – ее в сборнике предостаточно, – но формат очерка, к сожалению, не позволяет…
Однако отметим, хотя бы одной строкой, что в данном сборнике нет ни одного стихотворения из предыдущего сборника, только новые. А раньше, в советское время, многие курские поэты, причем хорошо известные, при издании очередного поэтического сборника в обязательном порядке включали в него часть произведений из предыдущего или предыдущих. Впрочем. это дополнение всего лишь к размышлению…
В 2018 году уже в одном из первых выпусков литературного альманаха «Курские перекрестки» были новые стихи О.Н. Лузанова. В одном из них были строки, ясно указывающие на то, что их автор – человек целеустремленный, имеющий твердые жизненные принципы и заранее знающий итог своих поисков: 
В море светит лучом маяк,
Намечая пути средь ночи,
Разрезает надеждой мрак.
Цель достигнет лишь тот, кто хочет.

А еще в этом году Олег Лузанов издал в «Славянке» сборник прозаических произведений «Разнообразно об обычном», посвященный, как он пишет во вступлении, «самым любимым женщинам и первым читателям – маме Наталье Сергеевне, жене Ольге и дочери Екатерине». Как и предыдущие сборники, этот вышел тиражом в 100 экземпляров – по современным временам вполне добротным – в твердом цветном переплете, а по количеству страниц (340) превышающий предшественников. Что же касается произведений, то их не менее полусотни, разных по страничному объему, тематическому направлению и содержанию, сюжетам, но ярких, интересных, написанных в манере постсоветского реализма, без сглаживания острых углов и приукрас современной жизни, социальных и общественных отношений. И непременно с авторским ироническим подтекстом, что является отличительной чертой автора.
Кроме того, с этого года Олег Лузанов стал публиковаться и в коллективном сборнике курских писателей «Современная поэзия и проза Соловьиного края», где дебютировал таким прозаическим произведением, как «Рассказ деда про войну», а также в журналах «Seagull magazine» («Чайка», Балтимор, США), «Приокские зори» (г. Тула), «Сибирские огни» (г. Новосибирск), «Дальний Восток» (г. Владивосток), «Берега» (Калининград». Не многие курские литераторы отваживаются посылать свои произведения в другие издательства, кроме курских, а О.Н. Лузанов отважился – и его с удовольствием там печатают. Следовательно, не только коллеги по Союзу курских литераторов увидели в нем большой потенциал, но и редакторы вышеназванных журналов.
А Олег Лузанов достигнутыми успехами не довольствовался. С 2018 года он стал руководителем секции прозаиков КГО СКЛ и членом редколлегии сборника «Современная поэзия и проза Соловьиного края». Это и признание его литературных способностей и большая ответственность. Впрочем, человеку, познавшему морские лихие штормы и милицейские будни со спецкомандировками в «горячие точки», где доводилось командовать вверенным подразделением коллег-офицеров, к ответственности не привыкать…
В 2019 году в Курске прошел 3-й съезд курских литераторов. Под занавес работы этого съезда, на его заключительном этапе, состоялось учредительное собрание Лиги курских писателей. И Олег Николаевич, до этого уже принятый в городском отделении в ряды курских писателей, одним из первых  вошел в управленческую структуру этого нового писательского объединения области.  А еще в этом году он издал очередной сборник стихотворений «Поэтический гардероб».
Если «Парадоксы и факты» были в мягкой обложке и имели около 120 страниц с текстами стихотворений, то «Поэтический гардероб» уже был в твердой обложке, и количество страниц уже превышала 160. А простой перечень разделов сборника – «Патриотический», «Природа», «Рассуждалки», «Песни», «Эксперименты», «Сатира», «Юмор», «Любовь» и «Винегрет» – прямо указывают на тематическую палитру содержания.
Редактором сборника стал известный курский поэт, член СПР Вадим Шеховцов, написавший предисловие, в котором отмечает такие достоинства произведений, включенных в сборник, как их лиричность, интонационную выверенность, музыкальность, напевность. Еще он отмечает «философское осмысление нашего бытия, новаторские изыскания автора, усиливающие образность литературного языка».
2020 год ознаменовался в мире короновирусом и экономическим спадом и тотальной самоизоляцией населения, но и в этим, не самых лучших внешних обстоятельствах, Олег Лузанов продолжил творческую деятельность и издал в «Славянке» новый 380-страничный сборник прозаических произведений «Неправды нет».
В сборнике не менее семидесяти рассказов, распределенных в пяти разделах, подчеркивающих тематическую направленность произведения: «Про людей служивых и флотских», «У женщин все непросто», «Как в жизни все неоднозначно», «Не просто звери». «Дела не детские» и «Фантазировать никто не запрещал». Тут, как говорится, комментарии излишни…
В предисловии «Незамысловатые тайны бытия», написанном членом Лиги курских писателей, поэтессой и прозаиком Ириной Аникановой, среди прочих добрых слов в адрес автора есть и такие: «Лирические герои Олега Лузанова – это, как правило, яркие представители своей эпохи, в основном, наши современники, живущие рядом, переживающие по-своему все перемены, выпавшие на долю и им, и Родине». А далее идет расшифровка выдвинутой аксиомы конкретно к произведению или разделу в целом, как, например, такой: «Автор демонстрирует тонкий психологизм, изображая внутренний мир русской женщины и происходящие в нем под воздействием времени перемены». Конечный же вывод и итог краток и верен, как пистолетный выстрел в «десятку»: «…в творчестве этого автора неправды нет».
К этому остается добавить лишь то, что Олег Лузанов в курскую литературную жизнь ворвался, не вошел, а именно, ворвался ярко и напористо, как и положено настоящему художнику слова. И хотя он пока что только член Союза курских литераторов и член Лиги курских писателей, но в нем уже есть потенциал настоящего большого писателя (как поэта, так и прозаика), члена Союза писателей России. И это не только мнение автора этих строк, но и такого известного и авторитетного в Курске и России поэта, как Вадима Корнеева, кстати, уже отредактировавшего очередной поэтический сборник Олега Николаевича, который, будем надеяться, скоро выйдет в столице соловьиного края.
Олег Лузанов – лауреат Всероссийского литературного конкурса МВД «Доброе слово» (Москва, 2018) и конкурса «Наследники Победы» (2018), победитель Пятого Новогоднего конкурса детского творчества и творчества для детей, проводимого журналом «Seagull magazine» (Балтимор, США, 2018-2019 гг.), дипломант литературного конкурса «В рифме города» (Курск, 2017) и литературного конкурса «Всемирный день поэзии» (Орёл, 2019), лауреат литературного конкурса им. П.Г. Сальникова (2020).
Награжден ведомственными и общественными медалями, памятными знаками.
Да, «цель достигнет лишь тот, кто хочет».


Рецензии