О долге и чести

(Из цикла «Курские правоохранители в литературе»)

АНИКАНОВА
Ирина Владимировна

(род. 08.08.1967)

Поэтесса, прозаик.
Член Союза курских литераторов с 2014 года.
Член Лиги курских писателей с 2019 года.

Родилась Ирина Владимировна Аниканова в селе Макаровке Курчатовского района Курской области, где в детском тубсанатории работали ее родители: отец – старшим пионервожатым, а мама –  воспитателем. Через год-другой семья переехала жить в город Льгов, к дедушке с бабушкой. Здесь, на родине писателей Н.Н. Асеева, А.П. Гайдара, А.Г. Горелова, А.В. Селезнева и М.С. Лагутича, прошли ее детские и школьные годы.
Детские – под систематическое чтение бабушкой сказок А.С. Пушкина и подсознательное восприятие ритмического и рифменного рисунка стиха. Школьные – с 1974 по 1982 год в восьмилетней школе № 71 станции Льгов Московской железной дороги, где работала ее мама, а классным руководителем в старших классах была учительница русского языка и литературы А.А. Марченко, привившая любовь к поэзии и познакомившая в 8 классе с теорией стихосложения и поэтики. С этого времени Ирина стала сочинять стихи, записывая их в тетрадь, которая, к сожалению, не сохранилась.
Завершив учебу в школе «с отличием», Ирина Владимировна устремилась в город Горький (ныне Нижний Новгород), чтобы поступить в театральное училище. Преодолев конкурс 10 претендентов на одно место, добилась исполнения заветного желания. Но, затосковав по малой родине и бабушкиным вареникам, вернулась домой и поступила в Рыльское педагогическое училище, решив продолжить педагогическую династию. 
Окончив в 1986 году педучилище, вышла замуж за инструктора ДОСААФ и стала работать учителем в родной школе. В апреле 1987 года у нее родился сын Юрий.
В 1988 году Ирина Владимировна Аниканова перешла работать в школу N 70, где ее отец уже был директором. С 1991 по 1996 год училась в Курском государственном педагогическом университете на историческом факультете. Археологическую практику, введенную в пятидесятых годах Ю.А. Липкингом – историком, археологом и писателем, – проходила под руководством К.Ф. Сокола, насквозь пропитанная духом романтики. Не прекращала и поэтические занятия, которые получили свое развитие под влиянием декана филологического факультета, поэта Евгения Алексеевича Шанин. Тогда же, в начале 90-х, ее стихи были впервые опубликованы в Льговской районной газете «Ленинский путь» (позднее «Курьер»).
В конце 90-х в условиях экономического кризиса Льговские железнодорожные школы отошли в городское подчинение, и школа N 70 станции Льгов, где Ирина Владимировна уже работала директором, была переименована в школу N 6 города Льгова. Постепенно её старинное здание 1910 года постройки перестало отвечать современным требованиям, и городские власти приняли решение о её закрытии.
В феврале 2001 года И.В. Аниканова поступила на службу в органы внутренних дел Льговского района инспектором по делам несовершеннолетних. А в августе 2004 года была назначена начальником отделения по делам несовершеннолетних ОМ-8 УВД города Курска. Служила успешно. При этом заочно училась в Российском государственном социальном университете по специальности «юриспруденция». Не забывала и о поэтической деятельности. Со своими стихами успешно участвовала в творческих конкурсах МВД «Щит и Лира», «Доброе слово». Ее произведения о суровых милицейских буднях публиковались в юбилейном издании «На страже порядка» (Курск. 2002) и в сборнике, изданном в Москве в 2010 году по итогам литературного конкурса МВД «Доброе слово».
В мае 2016 года Ирина Аниканова вышла в отставку звании майора полиции по заключению военно-врачебной комиссии: не годна к службе.
За добросовестную службу в органах внутренних дел отмечена ведомственными наградами: нагрудным знаком «200 лет МВД России» (2002), медалью «За отличие в службе» 3 и 2 степени (2011, 2016), медалью «80 лет ПДН МВД России» (2015), «100 лет Советской милиции» (2017).
Возвращаясь непосредственно к поэтическому творчеству Ирины Владимировны, стоит отметить, что публикации ее стихов после газет «Ленинский путь» были также в газете «Курская правда», журнале «Толока» (2002), и сборнике «Газета, без которой нам не жить», посвящённом 80-летию Льговской районной газеты «Курьер».
Среди стихов, написанных Ириной в 1982 году, было «Глаза твои, как небо…», которое цепляет и лиричностью, и образностью, и ритмикой, и мелодичностью, и сложностью рифмического рисунка. А ведь девушке в это время было только 15 лет! И уже такие поэтические способности.
Глаза твои, как небо,
И глубь их не измерить,
Душе неискушенной
Их тайны не познать.
Глаза твои, как небыль –
В них хочется поверить
И словно окрыленной,
Как в облаках, летать.

С 2014 года Ирина Владимировна находится в Союзе курских литераторов (СКЛ) при Курской региональной общественной организации  Союза писателей России (КРО СПР), созданного в 2010 году по инициативе председателя Курской писательской организации Н.И. Гребнева (1944-2020). И с этого же времени систематически публиковалась в литературном альманахе «Курские перекрестки» – печатном издании Курского городского отделения СКЛ с 2011 года. Так, в 17-м выпуске альманаха за 2014 год была подборка ее лирических стихотворений под общим названием «Родные мотивы». Естественно, в стихах речь шла о родном крае, его природе, людях, авторском отношении к городу Льгову. Все стихи интересны, но приведем хотя бы несколько строк из одного:
Как люблю я маленькую родину
С романтическим названьем – Льгов,
Где так много прожито и пройдено,
Первый стих и первая любовь…

В 2015 году в Курске Издательским домом «Славянка» изданы два сборника ее произведений – «От Бога слова» и «От Бога любовь». Обе книги вышли тиражом по 100 экземпляров в твердых цветных обложках с портретом автора на лицевой стороне. В них по 184 страницы с текстами стихов и рассказов. Редактировал книги и писал к ним предисловие поэт, член Союза писателей СССР / России с 1978 года Юрий Петрович Першин.
Особенностью книги «От Бога слова» является то, что в ней в основном стихи, написанные Ириной Владимировной в «лихие девяностые», когда в угоду Западу рушил Советский Союз, а затем ставил Россию на колени лжекоммунист и лжедемократ Борис Ельцин, а также в нулевые и в первую половину второго десятилетия XXI века. Казалось бы, гражданская лирика должна занимать значительную часть книги, но нет, преобладают стихи про любовь, про природу родного края, про отношение к поэзии и поэтам – Пушкину, Есенину, про времена года, про милицейскую службу, про женскую непознанную душу. Есть сонеты, которые, по определению Ю. Першина, «требуют особого напряжения в работе». Много песенных текстов (сказывается творческая дружба Ирины Владимировны с певцом Виктором Королевым). И только стихотворение «Октябрьский расстрел» раскрывает ее гражданскую позицию:
То был зловещий кровожадный театр
Или расправы дикая природа:
Власть предержащим преданная рать
И зрители бездушные поодаль.

Еще в этой книге была басня «Лохматка», бичующая подхалимов и приспособленцев, на которую обратил внимание Ю. Першин, отмечая наличие юмора и иронии в произведениях поэтессы, что бесспорно. Басня большая по тексту, поэтому приведем ее заключительную часть, в которой заключается мораль:
Читатель. Посмотри окрест,
Вглядись в приятелей украдкой:
Быть может. Между ними есть
Такие шустрые Лохматки»

Завершает книгу небольшой по количеству страниц, но добрый по содержанию рассказ «Женское счастье», лирическими героями которого являются наши современники.
В книгу «От Бога любовь» вошли лирические стихи разных лет и разной тематической направленности, не вошедшие в первый сборник. Вновь здесь есть песенные тексты и большая подборка стихотворных посвящений Виктору Королеву. Не забыта милицейская служба и тема войны. Вновь встречаются, причем достаточно часто, посвящений друзьям. Но большую часть книги все же занимает проза – рассказы «А она все ждала», «Вьюга», «Гонки за любовью», «Дела сердечные», «Ландыши», «Мушка», «Святая ложь» и другие. В большинстве рассказов Ирины Владимировны главными героинями являются женщины с непростыми судьбами, а «Гонка за любовью» представляет не только психологический этюд, но и, возможно, часть биографии самого автора. О взаимоотношении людей с братьями меньшими идет речь в рассказах «А она все ждала» и «Мушка». В целом – рассказы имеют хорошие сюжеты, выверенное изложение и доставляют читателю не только удовольствие от их прочтения, но и заставляют его сочувствовать героям произведений, сопереживать им.
В творчестве, как и в жизни, Ирина Владимировна главное место отводит теме любви к Родине, к природе, к ближнему своему. Впрочем, не чурается и таких тем, как история Курского края в самом широком смысле этого историко-географического понятия (ведь до 1954 года в Курский край входила территория современной Белгородской области), как служба в органах милиции, где есть место и героям наших дней, прошедшие афганскую и чеченские войны, другие горячие точки.
В конце 2016 года в очередном выпуске альманаха «Курские перекрестки» была опубликована только что законченная Ириной Владимировной лирико-эпическая поэма «Холки», рассказывающая не только об истории храма на Белгородчине, но и об истории Курского края и авторской любви к малой и большой Родине. Несколько строк из зачина:
Как пасущиеся кони,
Приклоняются холмы.
Травы вольные на склонах
Ароматны и пышны.
Блещут рощи у подола
Целомудренной красой,
Носят труженицы пчёлы
Мёд священный день-деньской.

По крутым ступеням к храму
Я шагаю не спеша.
Мест окрестных панорамой
Очарована душа.
Пригревает жарко солнце,
Ветер тёплый и сухой.
Из бездонного колодца
Наберу воды живой.
Чудны Жестовые горы.
Благодатная земля.
Необъятные просторы,
Монастырские поля.
Говорят седые были,
Что вдоль берега реки
Ратным строем уходили
Святославичей полки,
Чтоб врагу щитом червлёным
Преградить навеки путь
И донской воды студёной
Русским шлемом зачерпнуть.

Воздушная легкость поэтического слога, его плавность, музыкальность, говорят о мастерстве автора, о его умении владеть словом.
Трудно сказать, как так вышло, но в творчестве Ирины Владимировны нашелся и отклик на наличие в Курске памятников, почти каждому из них есть поэтические посвящения. (В спецвыпуске литературного альманаха «Курские перекрестки» – «Любимый город – в сердце моем!» (2017) опубликовано более тридцати сюжетно развернутых и ладно, с большим философским подтекстом, иногда с тонкой иронией и юмором скроенных стихотворений, посвященных памятникам, под общим названием «Я по улицам Курска иду».)
В век сегодняшний, в век вероломный,
Что корыстью и страстью томим,
Поклонитесь Петру и Февронии –
Добронравным супругам святым.

Еще одним примером обращения Ирины Аникановой к истории Родины и героике Курского края может быть ее масштабное поэтическое произведение «Поэма о долге и чести», посвященное Герою России Андрею Александровичу Хмелевскому, сержанту милиции, бойцу ОМОН УВД Курской области, погибшему в Чечне 5 марта 2000 года, прикрывая отход товарищей, попавших в засаду боевиков.
Поэма была написана на рубеже 2017 и 2018 годов и опубликована в одном из выпусков альманаха «Курские перекрестки» в 2018 году.
Легко ль сберечь в безверье веру,
Не отступив, не оробев,
И каждым вздохом, каждым нервом
И страх, и жизнь, и смерть презрев?
…………………………………
Легко ль рассудком и душою
Осознавать, что ты один
На этом ратном поле – воин,
В бою последнем – исполин?

Кстати, подборка произведений И.В. Аникановой о сотрудниках милиции была опубликована в таком издании, как «Курская полиция: взгляд через столетия» (Курск, 2018).
Говоря о тематической палитре творчества И.В. Аникановой, нельзя не обратить внимания на тему Великой Отечественной войны в ее произведениях, а также памяти об этом грандиозном историческом событии, оставившем трагический след почти в каждой семье курян. Еще до выхода первых сборников поэтесса касалась данной темы, да и в сборниках уже были стихи «Ордена» и «У обелиска», оставшиеся не упомянутыми. Теперь самый раз о них вспомнить и процитировать отдельные строфы.
О чем седой рыдает ветеран,
Колени преклонив у обелиска?
От болей старых, незаживших ран?
Чье имя ищет он в печальных списках?
…………………………………….
О чем же плачет фронтовик седой,
Прижав к груди израненной медали,
Что он живет в стране уже «не той»,
Которую когда-то защищали?

Это были строки, наполненные пронзительным гражданским звучанием, из стихотворения «У обелиска», написанного в 1993 году, а следующие из стихотворения «Ордена», вышедшие из-под пера поэта в 1994 году:
От Бреста до Москвы, потом – к Берлину
Он прошагал не ради орденов,
Взвалив беду на согнутую спину
Да груз осколков и кошмарных снов.

На тему Великой Отечественной войны и поэма Ирины Аникановой «Воздушный бой», посвященная как подвигу Героя Советского Союза, летчику-истребителю А.К. Горовцу, так и жителям хутора Зоринские Дворы, людям с беспокойными сердцами С. Сергееву, А. Черкассову и А. Лобачеву, сделавшему все, чтобы имя героя стало известно всей стране, а его останки были преданы земле с подобающими воинскими почестями.
От края и до края
В то лето пролегла
Не радуга цветная,
А Курская дуга.
…………………
И помнится доныне
Один воздушный бой.
Отстал от эскадрильи
Отважный и лихой –
Он, словно сокол, в небе
У Зоринских дворов
Огнем упорным встретил
Лавину «юнкеров».
Одним словом, поэтическая палитра Ирины Аникановой многообразна и многоцветна. И в этом многообразии чувствуется не только поэтическое мастерство автора, но и ее отношение, и мироощущение, и философское восприятие, и ироническое наполнение там, где это допустимо и востребовано, и умение увиденное и подмеченное ею во всех тонкостях и нюансах просто и доходчиво, и в то же время образно и эмоционально передать читателю, заставить читателя переживать вместе с ней, сочувствовать ее лирическим героям. А это, как минимум, говорит о ее больших поэтических способностях.
Кроме написания лирических стихов и поэм – больших поэтических форм («Холки», «Поэма о долге и чести» и «Воздушный бой»), – не всем ее современникам-поэтам посильным, она пишет и рассказы, большинство сюжетов которых на темы воспитания современного юного поколения и пробелов в воспитании, толкающих молодых людей на совершение правонарушений и преступлений. Однако назвать ее новеллы, рассказы и очерки, имеющие в своей сюжетной основе реальные факты из милицейской жизни автора, чисто детективной продукцией было бы неправильно. В них дается срез нашей жизни, нашей культуре, социальному положению, нашему бытию, срез всего нашего современного общества, потерявшего в конце восьмидесятых – начале девяностых годов прежний идеологический стержень и до сих пор не обретшего нового. А как его обрести, когда во главу угла современного российского бытия поставлены коммерция, алчность, хищничество, накопительство – все то, что испокон веков зиждется на обмане и лжи, а то и на убийстве…
В 2019 году в ходе работы третьего съезда курских литераторов в сентябре месяце была проведена учредительная конференция по созданию Лиги курских писателей, о которой до этого ходило немало разговоров. И Ирина Аниканова одной из первых стала членом этой Лиги. Но еще до этого ее произведения как поэтические, так и прозаические, стали публиковаться не только в альманахе «Курские перекрестки», но и в коллективном сборнике курских писателей «Современная поэзия и проза Соловьиного края», значительно расширив издательскую географию ее творческих достижений.
Впрочем, и сама она в данном плане делала и делает довольно много: принимает участие не только в региональных конкурсах, но и во всероссийских, где занимает лидирующие места. А еще в  2020 году в курском издательстве «Славянка» опубликовал очередную книгу – «Война, она и есть война». Книга посвящена 75-летию Великой Победы, и в ней, естественно, нашли законное место стихи о войне, написанные автором в разные годы. Среди них уже упоминавшиеся выше «Ордена» и «У обелиска», а также «Солдату-победителю», «О юбилейной медали», «Памятнику танкистам», «Памятнику К. Воробьеву» и другие. Кроме стихов, в сборнике опубликованы поэмы «Воздушный бой» и «Поэма о долге и чести» и рассказ «По дороге с войны». (Сюжетом рассказу послужил реальный факт из жизни ее деда-фронтовика.)
Предисловие «Отблеск высокого огня» к сборнику «Война…», взяв в качестве эпиграфа строки И. Аникановой:
И пусть давно закончилась война –
В молитвах благодарственных поныне
Бойцов и командиров имена
Сияют рядом с ликами святыми…  –
написала член Союза писателей России В.И. Ткачева, редактировавшая это издание.
Определив творчество поэтессы «настоящей высокой поэзией и частицей души автора, воплощенной в смысловом произведении, ее личным, пропущенным через горячее сердце – беспокойное, способное к сопереживанию и соучастию», – В. Ткачева отмечает: «Аниканова раздвинула временные рамки, на страницах ее книги «соседствуют» герои разных эпох… Уровень всех произведений в книге высок… Каждое произведение – знаковое, каждое патриотично; написано ярко и самобытно, порой пафосно». Она же называет Ирину Владимировну «достойной наследницей Победы».
Все верно. Ирина Аниканова и талантливый писатель, и достойный наследник дедов-победителей, и настоящий боец – в стихах и в жизни, хотя жизнь ее безоблачной не назовешь. Сначала в апреле 2001 года в результате несчастного случая погиб муж, затем один за другим в короткий промежуток времени (ноябрь 2018 – июль 2019) ушли родители и сын Юрий. Но не плакалась, не жаловалась. Даже друзьям и коллегам по перу. Стоически вынесла удары судьбы, и лишь седина в волосах может сказать о бесконечных страданиях ее души и сердца.   
Ирина Аниканова – лауреат творческих конкурсов «Щит и Лира» (2007, 2009, 2014, 2015), «Доброе слово» (2009-2017) УМВД России по Курской области, Курского городского конкурса «Вдохновение» (2013, 2014), конкурса им. А.А. Фета (2016), творческого конкурса «Соловьиная трель» (2017), регионального литературно-музыкального фестиваля «Русская ярмарка талантов – XIV» (Старый Оскол, 2018), конкурса «Наследники Победы» (2018). Победитель литературного конкурса «Любимый город – в сердце моём» (2017). Призёр Всероссийского литературного конкурса «Герои Великой Победы» (2018-2020). Финалист конкурса «Курская битва» (2018). Лауреат премии им. Фета (2019). Призер Международного поэтического конкурса «Платиновый век» (2019, 2020).
За успехи в творчестве отмечена памятной медалью и почётным знаком призёра Всероссийского конкурса «Герои Великой Победы» (2018-2020), «За заслуги в военно-патриотическом движении России» (2019), юбилейной медалью «75 лет Курской битвы» (2019).


Рецензии