Боровск

                Очередная экскурсия предстояла в Боровск — провинциальный городок в Калужской области. Начало октября, погода почти летняя. Случается, что в августе бывает гораздо прохладнее... Год 2020 продолжает преподносить сюрпризы. Здорово, когда они приятные!

              Ещё солнышко видит последние сны, а я выхожу в прохладу раннего октябрьского утра. На небе едва заметны светлые полосы — где-то на востоке брезжит рассвет. И с каждой минутой пробуждаются краски на небосводе: вот только чуть уловимые проблески бронзы сменяют полосы сиренево-розовые, и тут же исчезают; небо светлеет, и на нём расцветают удивительные оттенки - природа празднует пробуждение солнца. Дорога делает очередной поворот, и неожиданно в глаза бьёт ослепительный свет расплавленного золота — здравствуй, солнце!

             Экскурсионный автобус уже ждёт своих туристов. Кто-то из них занял удобное место в салоне. Кто-то наслаждается утренней свежестью у  автобуса. Наконец, все собрались, и наша группа отправляется в соседнюю область. Погода замечательная, и краски осени очаровывают на протяжении всей, довольно длинной, дороги. Поля, луга, леса и перелески - природа средней полосы. Незатейливые пейзажи, тем не менее привлекают взоры. Кое-где видны стада коров, где-то пасутся овцы. А вон бродят среди травы недалеко от леса две птицы. Моих орнитологических знаний не хватает, но осмелюсь предположить, что это были куропатки.

              А вот и поворот на Боровск, и очередное чудо — совсем небольшое облако, зависшее над дорожной развязкой, переливается всеми цветами радуги! Добрый знак...

                ***

              Боровск.  Небольшой районный центр. Население чуть больше 10 тысяч.  Но этому городку могут позавидовать более крупные собратья - город с удивительной историей известен далеко за пределами Калужской области.  Неслучайно сюда съезжаются туристы...

              Наша экскурсия началась с посещения туристско-информационного центра "Боровский край", и расположенной в нём экспозиции икон. Первую экскурсию провёл Владимир Кобзарь. Он рассказал об интересной коллекции икон, среди которой есть редкие экземпляры.  Помимо икон в этом доме 18 века представлены предметы быта: в зеркалах с удивительными резными рамами отражаются резные же комоды с посудой. Швейные машины "Zinger", на изящных станинах - мечта многих рукодельниц... На сундуке стоит... да, да, стоит предмет женского туалета - кожаный корсет. Можно посочувствовать той даме, которая его носила. Его и поднять-то непросто, а каково ей было в нём дышать и кружиться в вихре танца с приятным кавалером...

                Эстафету у В.А. Кобзаря приняла милая женщина Ирина Викторовна Максимова, с которой мы провели в прогулках по городу несколько часов. Так что это за город, и чем он известен?  Тихий, уютный, расположенный на живописных берегах некогда полноводной реки Протвы. Основан в 1358 году. Первое упоминание  содержится в духовной грамоте великого князя Ивана Красного, но, как это  часто  случается, при раскопках находятся артефакты, свидетельствующие о более раннем поселении.

                Примерно в 1378 году Дмитрий Донской передаёт Боровск вместе с несколькими  волостями князю Владимиру Храброму, и город в это время является одним из центров Серпуховско-Боровского княжества. В середине 15 века Пафнутий Боровский основал в городе крупный культурно-религиозный центр Московского государства - Пафнутьево-Боровский монастырь.

                Сегодня в Боровске есть несколько смотровых площадок, откуда как на ладони расстилается город. Купола храмов, крыши сохранившихся купеческих домов, город старый и новый, окружают леса. Изгибы реки Протвы с высоким берегом придают неповторимый шарм.  И несомненно осенние краски внесли дополнительную красоту.  Что ещё привлекает внимание? Многие стены домов расписаны местным художником Владимиров Овчинниковым, что также привлекает внимание туристов.  Смотрят со стен портреты предков, известных и не очень. И это не просто портреты - люди на картинах В. Овчинникова занимаются повседневными делами: пьют чай, торгуют, показывают небывалый урожай. На одной из стен изображен ни много ни мало - глобус Боровска - своеобразный путеводитель по городу с расшифровкой обозначений... 

                ***

                И. Максимова рассказала об адмирале Сенявине. Дмитрий Николаевич родился в имении Комлево под Боровском.  Выходец из дворянского рода, известного своими традициями службы на флоте, казалось бы, обязательно должен был пойти по этой стезе. Но юноша был своенравен, и легко поступив в морской кадетский корпус, спустя время, стал относиться к учёбе с прохладцей, и только благодаря розгам, полученным своевременно, вернулся на путь истинный, и стал блестящим офицером.  Военные походы, одержанные победы, заслуженные награды, опала - все было у этого славного флотоводца. 

             Калужская земля далеко известна своим земляком К.Э. Циолковским, которым по праву гордится. Но.. "Циолковского, в общем-то, ошибочно считают  первым русским космистом.  Он заложил основу современного ракетостроения, стал основоположником космонавтики. А вот первым русским космистом был Николай Фёдорович Фёдоров, — поведала Ирина Викторовна, — и Фёдоров и Циолковский связаны с городом Боровском. Они не уроженцы, но некоторое время жили и работали в  нашем городе. Ну вы поняли, к чему я клоню? - с улыбкой поинтересовалась И. Максимова. -   Колыбель космонавтики - это Боровск. Николай Фёдорович Фёдоров - незаконнорожденный  сын князя Гагарина, он фамилию и отчество получил по имени своего крёстного отца. В 1961 году после полёта Юрия Алексеевича Гагарина  в космос на Западе стали выходить статьи в газетах под заголовком "Два Гагарина проложили дорогу в космос". Они пытались найти связь между двумя этими людьми. Безусловно, связь есть. Они оба - жители планеты Земля, но родственниками они не были."   

              У библиотеки установлен бюст Н.Ф. Фёдорова,  а неподалёку - памятник К.Э. Циолковскому.   Известные имена, интересные факты из их жизни...  А потом мы прошли к часовне, построенной на предполагаемом месте гибели боярыни Морозовой.  И здесь от экскурсовода услышали рассказ о раскольничестве:
              — Побывать в Боровске, и не поговорить про старообрядчество, наверно  нельзя, потому что это один из центров старообрядчества. Получилось так благодаря Морозовой, Урусовой и протопопу  Аввакуму.  Морозова с Урусовой полтора года  провели на Боровском городище в остроге. Протопоп Аввакум был дважды в ссылке  в Пафнутьево-Боровском монастыре. первый раз несколько недель, второй  раз - несколько месяцев. Боровчане поддерживали их, и   это сподвигло их на переформатирование города Боровска.

                К середине 17 века стало понятно, что необходимо проводить церковную реформу. Страна была большой. В разных её концах переписывали, перепечатывали  книги с ошибками. Появилась разница в написании икон. И всё это нужно было привести к единому образцу, унифицировать. Касалось это именно обрядовой стороны, но  нив  коем разе ни духовной составляющей. Это было время правления второго русского царя из династии Романовых, Алексея Михайловича, который  поддержал Никона в его реформах. Изначально  вокруг Алексея Михайловича  сложился кружок ревнителей  древлево благочестия, куда входили и Никон, и протопоп Аввакум. Но в дальнейшем их пути разошлись, и они стали  непримиримыми врагами. Входящие в кружок говорили о том, что реформу нужно проводить соборно. То есть именно на Соборе решать, какие изменения будут внесены, а во-вторых, за основу этих изменений надо брать старо-русские книги, и по ним выверять все  обряды.

                Но в 1652 году Никона избирают Патриархом, и он  меняет концепцию. Он не созывает Собор, все изменения он рассылает единолично по церквям.  И это не одномоментно было сделано, а растянуто во времени, на несколько лет.  И в качестве образцов он берёт не старо-русские книги,  а греческие.  Собственно говоря, изменений было не так много: двоеперстие заменили на троеперстие,  Крестный ход у православных идет налево, то  есть против Солнца, а у старообрядцев направо, то есть по Солнцу, троекратное полное погружение при крещении,  было  изменено написание имени Иисуса Христа - у старообрядцев с одной буквой "И".  С одной стороны,  это всё касалось обрядов, но с другой стороны  это  насаждалось силовыми методами и без  объяснений. Поэтому это вызывало отторжение. Страна  раскололась на два лагеря: на тех, кто принял реформу,  в силу разных обстоятельств, а кто не принял - был назван раскольниками, а такое более толерантное название "Старообрядцы" стали применять после 1905 года.  На старообрядцев начались гонения. Их уничтожали, ссылали на каторгу, казнили, сжигали. Такие казни, к сожалению, проходили и  в городе Боровске. Многие бежали из центральной части России  на Урал, в Сибирь, Дальний Восток.

                Вообще, поселения старообрядцев есть на любом континенте.  Бежали как можно дальше в леса, чтобы их никто не видел.  Самые жестокие гонения были во времена правления царевны Софьи. Она издала 12 статей, согласно которым практически любое деяние раскольника  должно было караться смертной казнью.  Крестишься двумя перстами - смертная казнь положена.  Не  отдал старые иконы, старые книги на уничтожение , а читаешь их - тоже смертная казнь. Пётр I отменил эти 12 указов, но ввёл двойные налоги для старообрядцев.

                Самая большая жертва этого времени, безусловно, боярыня Морозова. Женщина, которая для своего времени  была замечательно устроена при жизни. Она родилась в семье окольничего Соковнина. В семнадцать лет она стала первой красавицей Москвы, и  к ней посватался богатый боярин Глеб Морозов. Ему было за пятьдесят, он был вдовец, и это был второй брак. Но он богат, он родовит,  он  родственник царя - отличная партия. и отец даёт согласие на этот брак. Через год рождается сын Иван Глебович, которого Морозова  очень любила. Незадолго до своего тридцатилетия она овдовела. 

                Случилось так, что умирает бездетный брат  мужа,  а потом муж, и наследство объединяется  и достаётся сыну Ивану Глебовичу. А поскольку он ещё ребёнок, всем заправляет Морозова. В одночасье она  становится завидной невестой — молодая, баснословно богатая и очень красивая. К ней начинают свататься. Но к тому моменту она попала под влияние протопопа Аввакума,  а он настаивал на том, чтобы она приняла обет безбрачия и ушла в монастырь. Но Морозова, действительно приняла постриг, теперь её почитают как инокиню Феодору, но в монастырь она не ушла, да, она ходила в чёрных одеждах, но поскольку она была вдовой, ей  это позволялось. В монастырь она не могла уйти, потому что  сын был маленький. Она мечтала ему найти хорошую невесту, и, что называется, отдать в семью, и только после этого уйти в монастырь, но не получилось. Алексей Михайлович приказывает её  арестовать. Попадает ещё  и младшая сестра, княгиня Урусова. Вместе арестованы, несколько недель они содержатся в Москве, в  одном из монастырей. Периодически их привозят  в кремль для допросов, и не только. Их и пытают. Но даже пытки, в частности, на дыбе не сломили дух этих женщин, они не соглашаются креститься тремя перстами. А это единственное, что от них на тот момент требовалось  - прийти в церковь, и на службе, при всём честном народе перекреститься тремя перстами. Но  Морозова — умная женщина. Она прекрасно понимает, что  на этом аппетиты царя только возрастут. И что он потребует от неё дальше  никто не знает. К тому же она считала свою позицию верной и отстаивала её до конца. Через некоторое время сестёр решено перевести в Боровск. Здесь  они  провели около полутора лет, здесь же они встретились с двумя другими женщинами - инокиней Иустиной и Марией Даниловой.

              Экскурсовод прервала своё повествование, и мы вошли в часовню, в полу которой вмурована решетка, имеющая символическое значение - такие же решётки, только деревянные. клались на ямы, в которых находились пленницы Боровского острога.

              — Вы  только представьте, что вы  сидите вот там,  только маленький-маленький луч, даже  не луч, а клочок света туда попадает. Вот в такой яме провели достаточно долгое время  эти женщины. Когда они только были привезены сюда, то какое-то время  они  жили достаточно спокойно, ну насколько это возможно в пределах острога. Братья Соковнины, а у Морозовой и Урусовой было ещё два брата - Алексей и Фёдор.  Братья подкупили казаков, которые несли службу, и женщин выпускали на прогулку  внутри острога, и иногда по ночам  допускали  к ним посетителей. Но когда об этом узнал Алексей Михайлович,  он разгневался, и приказал провести следствие, а затем  избрал способ наказания - смерть  от голода в земляной яме.

                Было  выкопано две ямы, каждая глубиной пять саженей, это почти десять метров, диаметром около метра. В каждой яме про два человека.  Замкнутое пространство.  Сидеть на корточках, спать приходилось по очереди,  но с учетом того, что и физические оправления приходилось делать там же, то представьте, в каком состоянии они там были. Их не кормили, но раз в неделю, чтобы продлить мучения,  им спускали кувшин с водой.  Точно неизвестно, когда их опустили в эти ямы. Это либо  конец июля, либо начало августа 1675 года. 24 сентября скончалась Евдокия Урусова. Только через два дня её тело подняли из ямы.  И только на пятые сутки похоронили. Сначала планировали закапывать тела умерших  напротив, на Петровой горе в бору,  но потом испугались, что место станет местом паломничества. Тела выкопают и станут почитать как мощи святых. Это было крайне нежелательно.  Поэтому сделали запрос в Москву, и  получили ответ - хоронить на территории острога. Могила не сохранилась, на этом месте здание. В тридцатые годы двадцатого века строили здание под нужды райкома партии, на могиле  лежала белокаменная надгробная плита, под которой обнаружили останки двоих человек, но перезахоронение не производили. Конец тридцатых годов - время гонения на церковь, а Морозова -  борец за веру, и пострадала именно за неё. Сама Морозова пережила свою сестру почти  на два  месяца. Она умерла в ночь с 14 на 15 ноября 1675 года. Дольше всех продержалась Мария Данилова, она умерла в начале декабря. Её тело не доставали из ямы, ее засыпали  камнями и землёй. Инокиня Иустина была сожжена в деревянном срубе на городской площади.

              По высоким ступеням мы спускаемся в подземную часть часовни, где лежит та самая белокаменная надгробная плита с могилы  сестёр... Ирина Викторовна продолжила:

                — Теперь плита лежит здесь, и таким образом она символизирует и место гибели, поскольку считается, что именно на этом месте находились ямы, в которых погибли женщины, и место захоронения. Другого, у них, к сожалению, нет. Безусловно, есть городская легенда, которая говорит о том, что когда был вырыт котлован под фундамент, то ночью  священник-старообрядец, живший тогда в Боровске,  нашел фрагменты останков и  перезахоронил их. Так это или нет - сейчас сказать нельзя, достоверных сведений никаких не сохранилось. Хотелось бы  наверно верить, что ему удалось это сделать.  Слишком не по-человечески обошлись с этими женщинами и при жизни, и после смерти. По периметру идут слова старо-славянские,  они говорят о том, что под этим камнем покоятся две сестры, в девичестве Соковнины, в замужестве  боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова  и княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова.

                Этот камень на могилу сестёр положили их братья Алексей и  Фёдор. Надо сказать, что реформа, начатая в своё время как церковная,  постепенно переросла в политическую. Поддержав Никона, Алексей Михайлович избавлялся от возможных претендентов на  царский престол, поскольку он был всего лишь вторым  из династии Романовых. В его правление  было большое количество заговоров. И в одном из  заговоров  Алексей Соковнин принимал участие. После раскрытия он был казнён на Лобном месте в Москве, а второго брата отправили в Сибирь в ссылку. То есть эта семья наверно тоже могла претендовать на царский трон. Ещё раз говорю, что от Морозовой требовалось только одно - перекреститься тремя перстами. Но она на это не пошла, предпочтя смерть, а  не предательство своих собственных убеждений. Она была очень богатой женщиной, и всё её богатство досталось казне.  А что же сын? Когда Морозову арестовали, то  через несколько дней к ней в келью в монастыре  пришел священник и сказал: " Ты, матушка. упираешься, не хочешь принять истинную веру, а Господь тебя наказал. Он забрал у тебя сына." Так Морозова узнала о том, что её любимый, единственный двадцатилетний сын умер. Когда её арестовали, он впал в горячку. Лечить его стали лекари царя. не прошло и нескольких дней, как молодой человек умер.  Так, боярыня Морозова, княгиня Урусова, инокиня Иустина, Мария Данилова, протопоп Аввакум - это те люди, которые показали миру стойкость духа. Аввакума после второй ссылки в монастыре отправили в Пустозёрск , и через несколько месяцев он был сожжён. У него тоже могилы не осталось. Такие казни, к сожалению, практиковались...
      
                ***

                После посещения часовни, мы продолжили экскурсию по городу, посмотрели на стенопись В. Овчинникова, а затем посетили старообрядческий, четырехсотлетний храм Покрова Пресвятой Богородицы и Пафнутьев-Боровский монастырь.   Чудесный осенний день быстро превращался в не менее чудесный вечер. На западе солнышко уходя на отдых, дарило свои последние лучи,  а на востоке, из-за леса занималось зарево - вот-вот должна была появиться луна. Как всегда, обратная дорога кажется более короткой, и поднявшаяся полная луна сопровождала нас по всему пути...


Рецензии