Как принималась современная Конституция РФ

Сколько копий было выпущено в СМИ, когда президент Путин внес предложение о некоторых поправках в действующую Конституцию Российской Федерации.  Либералы кричали, что это сделано лишь с одной целью – чтобы Путин мог еще переизбираться сколь угодно раз. Мол, это такое вопиющее нарушение демократии, забывая о том, что в самой «демократичной» стране мира, в США, президент Рузвельт переизбирался 4 раза, неизменно получая большинство голосов избирателей страны, причем подряд, хотя по их конституции это можно было сделать дважды.  Но тогда была Великая депрессия, с которой успешно справился Рузвельт, а потом началась Вторая мировая война. Но, как гласит народная пословица, «коней на переправе не меняют». А у нас разве сейчас не идет гибридная мировая война?

Но давайте вспомним, как же принималась наша «демократичная» Конституция в 1993 году, что этому предшествовало. За давностью лет многие вряд ли помнят некоторые детали, и уж тем более точно не понят даты.

СССР был разрушен в 1991 году. С этого момента для России встала насущная необходимость легимитизировать государство – т.е. создать законодательную базу для обеспечения функционирования государства в новых условиях.  Подготовка к этому началась задолго до того, как СССР был разрушен. Первым шагом в этом направлении стало учреждение новой государственной должности  - президента.

Должность президента Российский Федерации (до 25 декабря 1995 года она именовалась: президент РСФСР) учреждена 24 апреля 1991 года на основании результатов Всероссийского референдума, проведенного 17 марта 1991 года. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР – одной из республик СССР.  Поскольку должность президента республики была нововведением, то для того, чтобы встроить эту должность в структуру государственной власти, потребовалось изменение в действующую Конституцию. 24 мая 1991 года в Конституцию (Основной Закон) РСФСР были внесены соответствующие изменение и дополнения.

12 июня 1991 года состоялись первые выборы президента РСФСР. На этих выборах победил Б.Н.Ельцин. С этого момента началось «противостояние» Верховного Совета РСФСР, в то время высшего исполнительного органа государственной власти, и президента РСФСР, претендовавшего на этот статус.  Верховный Совет РСФСР постоянно усиливал и расширял властные полномочия президента РСФСР. Это усиление позиций президента сопровождалось нарастанием «противостояния» между президентом и Верховным Советом РСФСР. По сути , это было не противостояние, а спектакль, призванный  обосновать передачу всей власти в стране от Верховного Совета президенту. Это спектакль  завершился в 1993 году изданием президентом Ельциным указа « 1400 от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым он отменил действующую Конституцию, распустил Верховный Совет и назначил на декабрь выборы нового парламента и принятие новой Конституции.  Т.Е. Ельцин совершил действия, совершать которые по действующему тогда законодательству не имел право. Продолжая играть свою роль в спектакле, Верховный Совет вместо действенных мер по пресечению государственного переворота, которые осуществлял действующий президент, ограничился важным надуванием щек и словесным пустозвонством, которое было прекращено кровавым шоу с расстрелом здания Верховного Совета.

Верховный Совет имел все возможности для того, чтобы отрешить президента Ельцина от должности и арестовать его.  Для этого была необходима законодательная база, поддержка населения страны, а структуры власти готовы были исполнять все решения Верховного Совета РСФСР в деле наведения порядка в стране. Верховному Совету оставались верными Вооруженные силы РСФСР и правоохранительные органы.  Все ждали только распоряжений Верховного Совета, но их-то как раз и не было.  Вместо этого лидеры «национального восстания», как потом окрестили события октября 1993 года, играли добровольную роль попов Гапонов, и вместо осуществления своих полномочий занимались словоблудием. За это словоблудие многие люди, пришедшие к зданию Верховного Совета, чтобы поддержать законную власть в стране, и простые сотрудники парламента заплатили своими жизнями.

После расстрела из танковых орудий здания Верховного Совета, на что согласились всего несколько молодых офицеров, выпив водки для храбрости, убийства множества людей «неизвестными» снайперами, стрелявшими, в том числе, с крыши посольства США, и зачистили территорию посредством непонятных спецподразделений, президент Ельцин стал нелигитимным правителем, поскольку законодательная база, на основе которой он был президентом, была уничтожена вместе с высшим государственным органом власти в стране.  Срочно требовалась законодательная база, узаконившая новые реалии структуры государственного  управления страной. Выборы депутатов Государственной Думы РФ, Совета Федерации и принятие проекта новой Конституции России, по которой и утверждалась Государственная Дума, были назначены указом № 1400. При этом пункт 2 этого указа  гласил:
«Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Рабочей группы Конституционной комиссии».
А пункт 5 этого же указа определял:
«Назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 года.

По сути, на референдуме по Конституции 12 декабря 1993 года людям изначально предлагалось проголосовать за Конституцию, которую они даже не читали, а в случае, если бы выборы состоялись 11 декабря 1993 года – то за Конституцию, которая еще не существует!

Другими словами, то, что произошло в 1993 году, должно квалифицироваться как антиконституционный государственный переворот, поскольку высшим власти РФ на этот период являлся депутатов, а президент был лишь высшим должностным лицом, т.е. лицом сугубо подчиненным.  В нарушение этого своего статуса Ельцин отменил своим решением действие Конституции и тем самым выпал из конституционного поля. Таким образом, можно говорить о приходе к власти конкретного физического лица – Ельцина Б.Н.

Надо отметить, что Ельцин стал нарушать действующее законодательство еще до кровавых событий октября 1993 года. Так, 20 марта 1993 года Ельцин выступил с телевизионным обращением у народу, в котором объявил о приостановке действия Конституции и введения «особого порядка управления страной». Это была разведка боем – как выяснилось через несколько дней, реально был подписан совсем другой указ, не содержащий грубых нарушений Конституции, что позволило сманеврировать и избежать импичмента, которым ему пригрозил Верховный Совет. Но подготовку к совершению государственного переворота Ельцин не прекратил, и 2 июня 1993 года он издает Указ Президента РФ № 840 «О порядке работы Конституционного совещания». Тем самым он грубо нарушил статью 104 действующей тогда Конституции РСФСР, которая гласила:
Статья 104. Высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов Российской Федерации.
Съезд народных депутатов Российской Федерации правомочен принять с своему рассмотрению и решить любой вопрос,  отнесенный к ведению Российской  Федерации.
К исключительному ведению Съезда народных депутатов Российской Федерации относится:
1) Принятие Конституции  Российской Федерации, внесение в неё изменений и дополнений;
Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает решение о проведении всенародного голосования (референдума)

Несмотря на то, что свои указом о создании Конституционного совещания Ельцин грубо нарушил Конституцию РСФСР, и согласно Конституции должен был отрешен от должности, депутаты Верховного Совета РСФСР даже не попытались сделать это, что свидетельствует о потворстве Ельцину в совершении государственного переворота, а их словоблудие должно пресечь сопротивление народа этому на основе общественной инициативы – своими речами депутаты убеждали людей доверить им (депутатам) задачу противодействия осуществляемому государственному перевороту. Люди поверили депутатам и были обмануты ими.

Итак, после разгона Верховного Совета РСФСР объявил референдум о принятии Конституции. Назначение референдума было осуществлено с двумя грубейшими нарушениями. Т.е. решение о проведении референдума принимает только Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Кроме того, референдум можно было проводить по требованию не менее одного миллиона граждан, имеющих право на участие, и не менее одной трети от общего числа народных депутатов. Это тоже не было сделано. Вместо этого Ельцин просто издает всего лишь президентский указ № 1557 от 1 октября 1993 года. Так был запущен механизм референдума.

Что интересно – было объявлено, что в один день проводятся:
- референдум по Конституции
- выборы в Совет Федерации
- выборы в Государственную Думу
При этом особо следует учесть, что сами институты Государственной Думы и Совета Федерации вводились в политическую систему именно этой Конституцией, еще не принятой на тот момент.

Другими словами, чтобы все было правильно и по закону, сначала надо было принять Конституцию, и только после этого назначать выборы в новые органы законодательной власти. А так полный абсурд – выбирали депутатов того, чего еще нет, и сенаторов туда, чего нет.

Что касается собственно референдума по Конституции, то согласно действующему тогда закону, референдум считался принятым, если проголосовало более половины ВСЕХ  имеющих право голоса на референдуме.

А 12 декабря 1993 года, по данным, считающимися официальными, в референдуме по Конституции приняло участие 54,8% от всех зарегистрированных избирателей, из которых за Конституцию проголосовало 58,% принявших участие в референдуме.  Это значит, что за Конституцию проголосовало 31% избирателей. Следовательно, согласно действующему тогда закону, Конституция не может быть принятой. И это на основании данных, которые считаются официальными.

А неофициальные данные указывают на то,  что итоги референдума по Конституции еще плачевнее. Неофициальные данные появились тому, что люди, видевшие ход голосования и знавшие его итоги, были удивлены тем, что референдум был объявлен состоявшимся, а Конституция 1993 года – принятой.  Эти люди в инициативном порядке стали проверять доступные данные, сопоставлять их для того, чтобы выявить правду и сообщить народу.

Одним из первых за расчеты взялся журналист Александр Минкин, сотрудник газеты «Московский комсомолец». Минкин известен как твердый приверженец Гайдара и яростный гонитель Рудского и Хасбулатова. Тем интереснее  приведенные им цифры. Во-первых, Минкин обнаружил, что на референдуме в апреле 1993 года участвовало 107310374 избирателя, в то время как в декабре число зарегистрированных избирателей, по официальным данным, сократилось до 105284000 человек, т.е. исчезли бесследно 2 млн 25 тысяч человек.  Такие потери возможны только в том случае, если бы Россия вела войну, сравнимую со Второй мировой войне  (Людские потери за полгода в СССР составляли 3,5 млн человек). Кроме того, в Россию с апреля по декабрь въехало от 180 до 230 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев из других республик распавшегося Советского Союза. Большинство этих людей получили российское гражданство и моли участвовать в референдуме. За этот же период минимум 100 тысяч человек, проживающих в других республиках, получили российское гражданство.

Но изыскания Минкина привели к еще более разительным результатам. По данным Центризбиркома, опубликованным 13 декабря, в голосовании участвовало 53% зарегистрированных избирателей, или 55987000 человек. Бдительный Минкин тут же высчитал, что, следовательно, голосовавших было 48895 человек, т.е. меньше, ем сообщал Центризбирком, на 7 млн человек.

Это означало, что голосование по референдуму не состоялось, так как в нем приняло участие менее половины зарегистрированных избирателей (половина от 105284000, как нетрудно подсчитать, составляет 52642 человек).  Если же предположить, что число избирателей было сфальсифицировано и по меньшей мере 2млн 25 тысяч человек не были засчитаны,  то тем более референдум по Конституции не состоялся.

А это значит, что в декабре 1993 года «ельцинская» Конституция не была принята, и, следовательно, действует старая, «советская» Конституция, в соответствии с которой Ельцин – мятежник, узурпатор и государственный преступник. Заодно отметим, что фальсификация общего числа зарегистрированных избирателей в сторону уменьшение имеет смысл только в одном случае: если бойком «референдума» приобрел такой размах, что сорвал само проведение «референдума». 

Минкин не остановился, и выяснилось, что в газетах «Комсомольская правда», «Российская газета» (дважды) приводят разные официальные данные по голосованию, причем расхождение на миллион.  Минкин справедливо приходит к выводу, что такой фантастический разнобой официальных данных свидетельствует о фальсификации, и предупреждает6 «Срок хранение избирательных бюллетеней скоро истекает. Потом их сожгут».

Режим Ельцина долгое время просто игнорировал эти разоблачение. Наконец, стремясь погасить скандал, Центризбирком опубликовал официальное заявление, в котором характеризовал сообщения о подтасовке результатов «референдума» в декабре 1993 года как «отражение действительного положения дел» и «попытку дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране». При этом никаких фактов и цифр в поддержку своей позиции Центризбирком не приводил.

Таким образом, хоть по официальным данным, хоть по неофициальным, Конституция не была принята де-юре,  и потому нелегитимна.  Тот факт, что при этом, тем не менее,  стала действующей, можно объяснить тем, что это результат некого общественного консенсуса, обусловленного необходимостью избежать обрушения страны в хаос и обеспечить хоть какую-то управляемость по единым и внятным для всех правилам.


Рецензии