3. Что имеем - не храним...

             Сразу оговорюсь, что определение «советский коммунизм» принадлежит западным пропагандистам.   Советский  Союз называл себя социалистической  страной имеющей много черт характерных для коммунизма (контроль государства над  средствами производства и распределением ресурсов, например), но  экономические ресурсы не позволяли реализовать  главный  принцип желанного общества:  «от каждого по способностям (возможностям), КАЖДОМУ ПО ПОТРЕБНОСТЯМ». Только  на протяжении короткого    периода своей истории,  с конца шестидесятых по середину семидесятых, когда экономика достаточно укрепилась, в СССР  были созданы  условия для реализации СОЦИАЛЬНОГО РАВЕНСТВА  -  еще одной свойственной коммунизму  нормы жизни людей. Продолжая начатую предыдущими главами тему по некоторым соображениям я продолжу использовать определение «советский коммунизм», а смысловую натяжку обозначу кавычками.
 
             Какой была жизнь советских людей в годы  «советского коммунизма»?   В СССР не было  безработных - людей  желающих работать,  и не способных трудоустроиться. Это в наше время мы  стали понимать, насколько тягостно почувствовать себя никому не нужным человеком. Препятствием  становится  возраст старше 45 – 50 лет, или отсутствия опыта  работы у молодых специалистов. Нередко случаются и вовсе недопустимые случаи  приема  на работу  без оформления,  с «испытательным  сроком» и   последующим  увольнением  через пару недель дармовой работы.
   Когда я встречаю человека лишенного  возможности заработать средства на существование для себя и своей семьи  и фактически выброшенных из жизни общества людей, я всегда  сожалею   об  утрате в нашей стране права на работу существовавшего в  СССР. А вы, читатель, встречались с теми, кто,  оказавшись без работы и средств на содержание своей семьи, был выброшен обществом из своей среды, разве  не осознавали воцарившуюся в  государстве жестокость такой жизни? На какой вы стороне?  Или устроенность вашей  жизни не позволяет увидеть несчастие других людей?

                И еще одна сторона этой проблемы – разовая работа. Сколько таких самозанятых, пока  обеспечивающих себя и свою  семью… Но что их ждет, когда придет старость  и  немощь, или даст слабину здоровье, или случится травма?  Советский коммунизм   гарантировал каждому  работающему, а фактически любому своему гражданину, полный  пакет социальных благ: пособие  по временной нетрудоспособности,  а  женщинам –пособие   по беременности и родам, оплачиваемый  ежегодный отпуск  и пенсию.
   
               Серьезной проблемой  россиян  стало получение высшего образования, поскольку  две  трети всех студентов учится  по контракту, на платной основе, что сразу отсекает многих от высшей школы.  Иначе обстояло дело с обучением в ВУЗах  в советском прошлом:  оно было бесплатным, а большая часть студентов получала  стипендии  и обеспечивалась  жильем в общежитиях. Я, к примеру,  окончил  институт,  не заплатив ни копейки за все пять лет учебы, и к тому же получал стипендию.  Кстати, и сразу   получил работу. Для сравнения: в наше время пятая часть  получивших  дипломы  надолго  становятся  клиентами центров занятости.

              Существенным недостатком  учебы за плату является зависимость   преподавателей  от сохранения контингента контрактников, что по сути лишает их возможности требовать от студентов  качественной учебы и снижает уровень подготовки будущих специалистов.   Что вы считаете более разумным: коммерциализацию образования,  равноценную покупки  дипломов,  или подготовку  специалистов?  На какой стороне вы, читатель?

              Напомню  еще об одном достоинстве  жизни в стране «советского коммунизма»:  бесплатное  обеспечении своих граждан жильем. Так квартиру получил я и  моя семья  уже вскоре после  окончания института  и устройства на работу.  Еще одним проявлением заботы государства о  благополучии своих граждан  - оплата коммунальных услуг поддерживалась на   низком, доступном для  любой семьи,  уровне.  Кто против возвращения этого  качества  советского коммунизма  в нашу нынешнюю жизнь?

              Пребывание детей дошкольного возраста в детских садах,  путевки в санатории, дома отдыха,  пионерские  лагеря (были такие) для детей школьного возраста   были доступны для большинства людей, поскольку    платить   приходилось  в размере 15 – 20%  стоимости путевки.  Каждый  работающий, а в условиях полной занятости - любой  человек, независимо от своей должности и размера заработка,  мог воспользоваться и этим пакетом  социальных благ.

              За счет чего осуществлялись эти громадные   траты? За счет  доходов,  заработанных принадлежавшими государству предприятиями,  часть которых  отдавалась ими в  так называемый «общественный фонд потребления».  Такая форма перераспределения  богатств  уравнивала положение  людей с разным заработком, парировала  всегда существовавшее имущественное неравенство – источник  расслоения общества, и причину весьма опасных социальных  конфликтов.
            В то время  не было    кичащихся богатством и своей неуязвимостью  мажоров, а исполнители ролей в театрах и кино, - чаще всего - не более чем талантливые исполнители ролей, комедианты -  не пытались представлять  себя "совестью нации" и учить всех как надо жить. Не знаю как вы, но мне очень не нравится эта дерзко оскорбляющая   нас самодовольная "элита".
 
              Еще одна сторона «советского коммунизма»  - патриотизм советских людей, их готовность ради своей страны идти на подвиг, даже ценой своей жизни. Такие поступки естественны когда  возникает опасность тем, кто дороже самого себя -  родных, детей, на почему шли на смерть ради страны и в годы Отечественной войны?   У меня есть только одно объяснение такой жертвенности: для них  страна - это продолжение  их семьи. Самопожертвование  остается качеством присущим нашим людям, тому доказательство – героизм  российских воинов в Сирии. Воспользуйтесь интернетом, он расскажет  о подвигах наших современников :  Александра Прохоренко,  Романа Филипова, Марата Ахметшина,   и еще  многих других, не посрамивших ни своего  имени, ни чести России.  У нашего народа всегда  в почете были  люди чести, слова и дела.

             Сильной стороной советского коммунизма была организация жизни в стране на основе стратегических задач,  и  способность  концентрировать  ресурсы государства на их  решение.  В свое время  это позволило СССР приступить к  электрификации,  осуществить  коллективизацию и индустриализацию страны, спасших нас  в годы Великой отечественной войны, достичь паритета  со США в вооружениях.  Забегая вперед, замечу, что причиной крушения страны, по моему мнению,  стал отказ от учета принципиальных проблем  в пользу решения текущих задач.  Такая политическая близорукость характерна для  организации управления в странах Запада, где власти в лучшем случае  работают  только  над теми  проблемами, какие высказаны избирателями, и  редко учитывают то, что выходит за пределы  избирательного  4 – 5-летнего цикла.  Стратегическая слепота – один из  главных пороков  современной западной демократии,    безусловно,  ослабляет Запад – и это  меня радует, но  порождает  многие опасные для человечества, чреватые катастрофами  глобальные проблемы.
 
              Не смотря на распад СССР,   некоторые сформированные  в советское время  сферы государства не только сохранились, но и выдержали испытание новыми вызовами. Наша  школа  не только высоко оценивалась  в прошлом.  Джон Кеннеди,  тридцать пятый президент США, заявил: «Образование в Советском Союзе – самое лучшее в мире. Нам нужно многое из него перенять. СССР смог выиграть космическую гонку за школьной партой». Современная российская школа во многом растеряла достоинства своей родительницы, но сохранением широкого спектра предметов - азов научных знаний -  обеспечивает подготовку человека способного самостоятельно ориентироваться в жизни, чем существенно отличается от государственной западной.  Меня всегда поражала готовность западного обывателя, несомненно бывшего ученика, верить очевидной ахинее типа «агрессивность России,  участие власти в отравлениях Скрипалей и Навального, вмешательства в избирательный процесс в США и других странах…»  А сохранившаяся у нас  сеть медицинских заведений оказалась более приспособленной,  чем  в странах Запада,  к  действиям в  условиях  чрезвычайных ситуаций.
 
                Успехи развития любого государства  всегда имеет две стороны:  внедрение полезных новшеств, и сохранение  нажитых ценностей.  Я напомнил об особенностях  жизни в Советском Союзе не для  агитации возвращения России в те времена, а для напоминания о том, что достойно сохранения  в будущем, если нет планов раствориться в сонме народов послушно исполняющего роль прислуги западного мира.  Надо всегда помнить, что  бедность и имущественное неравенство разрушает общество.  Верю, наш народ еще не потерял интерес ко многим ценностям «советского коммунизма», и нам еще не пришло время  плакать  об их окончательной утрате.   


Рецензии
Здравствуйте, тов. Ткаченко-Перекопский (прям-таки Слащёв-Крымский :) :) )

Вы пишете: «Серьезной проблемой россиян стало получение высшего образования, поскольку две трети всех студентов учится по контракту, на платной основе, что сразу отсекает многих от высшей школы».

Отсекает не «многих», а «посредственных».

Вы пишете: «Существенным недостатком учебы за плату является зависимость преподавателей от сохранения контингента контрактников, что по сути лишает их возможности требовать от студентов качественной учебы и снижает уровень подготовки будущих специалистов. Что вы считаете более разумным: коммерциализацию образования,  равноценную покупки дипломов, или подготовку специалистов? На какой стороне вы, читатель?».

На стороне толковых преподавателей. Им учить умных — большое удовольствие. Остальные пусть платят. Это честно.

Вы пишете: «Напомню еще об одном достоинстве жизни в стране «советского коммунизма»: бесплатное обеспечении своих граждан жильем. Так квартиру получил я и моя семья уже вскоре после окончания института и устройства на работу».

Позвольте не поверить глаголу «получил». Не знаю ни одного такого случая. Либо Вы отпахали пару лет на строительстве МЖК, подсобным рабочим, либо являлись «дружбаном» директорского сына-бездаря, либо Ваш папа работал в профкоме. Возможны другие варианты, как молодому специалисту оттяпать квартиру. Но не «получить». В честной очереди вы могли стоять вечно, с ненавистью пропуская проныр.

Вы пишете: «Кто против возвращения этого качества советского коммунизма в нашу нынешнюю жизнь?».

Я против. Заработай и купи.

Вы пишете: «Пребывание детей дошкольного возраста в детских садах, путевки в санатории, дома отдыха, пионерские лагеря (были такие) для детей школьного возраста были доступны для большинства людей, поскольку платить приходилось в размере 15 – 20% стоимости путевки. Каждый работающий, а в условиях полной занятости — любой человек, независимо от своей должности и размера заработка, мог воспользоваться и этим пакетом социальных благ».

Увы, далеко не каждый. Стандартная формулировка тех лет: «Мест нет». И баста. Но кому-то они всегда «есть». Это бесило остальных, для которых «нет». Или Вы думаете, социализм рухнул под напором ветра? — ни одна живая душа не встала на его защиту. Удачливые проныры понадеялись урвать жирный кус при грядущем капитализме, а честные неудачники размечтались силою своего таланта одолеть наконец-таки бездарных проныр.
Как заметил давным-давно один англичанин: «Однажды крикнут: «Война!» — и никто не придёт». Это про нас.

Вы пишете: «Еще одна сторона «советского коммунизма» - патриотизм советских людей, их готовность ради своей страны идти на подвиг, даже ценой своей жизни».

Устали перебежчиков считать. Что ни год — то Беленко, то Резун.
Остальные побежали за ваучерами и в МММ, а не к баррикадам на Красной Пресне.
Так что не надо про патриотизм.

Вы пишете: «Стратегическая слепота – один из главных пороков современной западной демократии, безусловно, ослабляет Запад – и это меня радует».

Чему радоваться? У нас тоже западная демократия. Нас не ослабляет? Сравните темпы роста экономики СССР, нынешней РФ и коммунистического Китая.

Вы пишете: «Я напомнил об особенностях жизни в Советском Союзе не для агитации возвращения России в те времена».

То есть в нынешних временах Вам всё-таки уютнее? Надо же...
:)
А вот я ЗА Советский Союз. ЗА. И чёрт с ними, с пронырами и перебежчиками. Разобрались бы в конце концов с ними.

Воки Шрап   06.10.2020 12:30     Заявить о нарушении
Уважаемый господин Воки Шрап!
Первая моя реакция на «топор» Ваших резкостей остыла, когда я добрался до последних строк отзыва: «А вот я ЗА Советский Союз. ЗА. И чёрт с ними, с пронырами и перебежчиками. Разобрались бы в конце концов с ними». Они не позволяют мне промолчать или отделаться пустыми фразами. Вот только побывав у Вас в "гостях" я не нашел того, что отражает эту симпатию к той стране. Возможно я просто не нашел что у Вас на эту тему можно почитать?
Я тоже ЗА, только не Советский Союз, который был внутренне неустойчивой страной, с "пронырами и перебежчиками" - потому и распался, и повторять его в прежнем виде не надо. В прочитанной Вами главе я напомнил, а молодым - рассказал о достоинствах, весьма «сырых» (я с Вами согласен), которые, по моему мнению, должны быть сохранены и улучшены в новом государстве.
Вы за Советский Союз, а почему? Ведь раскритиковали почти все упомянутые мной достоинства ТОЙ страны, где логика? Пройдемся по конкретике.
- о контрактниках: «Отсекает не «многих», а «посредственных». Проблема в том, что продажей \выдачей дипломов ВСЕМ поступившим в жизнь выходят многие недоучки (какие из них специалисты?), к тому же уверенные в том, что все можно купить (какой из него гражданин?). Учить умных действительно удовольствие, но дарить диплом -то приходится – а как преподаватели себя чувствуют? Подозреваю, как те, кому говорят: «Расслабьтесь, получите удовольствие!» И это Вы называете «честно»?
--квартиру я действительно получил. Но, признаюсь, мне «повезло»: попал по распределению в самый отдаленный район, где шло строительство крупного завода, ну и, соответственно, жилья для людей. Там быстро получали квартиры. Без блата.
- о «мест нет» - Вы правы, но страна -то только зажила для себя, многое еще надо было делать, Вы и сами писали о не самых лучших сторонах жизни в то время.
- утверждение «у нас тоже западная демократия…» имеет основание, но менталитет нашего народа мешает нашему народу подчиниться Западу. Я так считаю.
- я всегда с большим сомнением отношусь к тем, кто настойчиво за что-то агитирует. Верю только тому что вижу в жизни. Только поэтому и написал «не для агитации…». Читатель должен сам сформировать свою жизненную позицию. Я ему только кое-что подсказываю.
А вот за слова «Вы думаете, социализм рухнул под напором ветра?» огромное спасибо: будет повод предлагать читателям свои размышления о причинах развала Союза, и почему не надо его клонировать. Буду рад получать критические замечания. Реагировать на них интересно.
P.S. Я сторонник избавления анонимности в интернете. Хочешь что-либо сказать – говори и не прячься – так честнее. Ткаченко - моя настоящая фамилия, а «Перекопский» реакция на требование «Проза.ру.», говорящее о том, где я живу. Кстати, а почему у Вас возникла ассоциация моей фамилии с именем достаточно враждебной личности Слащева? Признайтесь: из желания меня уязвить?

Николай Ткаченко-Перекопский   07.10.2020 19:47   Заявить о нарушении
До чего же вы настороженные какие-то, плакальщики по Советской власти...
:)
Желания уязвить Вас у меня не было ни малейшего. Увидел Ваш НИК и пришёл в восторг, сразу вспомнилось «Бендер-Задунайский», «Хвостов-Альпийский», «Слащёв-Крымский»...

«Крымский» показался мне ближе всех других к Вам, чисто географически.

Чем Вам не угодил генерал Слащёв? – талантливый генерал, преподавал на курсах «Выстрел», его воспитанники выиграли мировую войну. Он бы и сам поучаствовал бы в ней, ему в 1941 должно было исполниться всего 56. Они с Маншейном почти ровесники. И ещё неизвестно, взял бы генерал Манштейн Крым, защищай его генерал Слащёв.
А какой-то мстительный местечковый придурок взял да и застрелил генерала.

Уязвить я пытаюсь иногда, грешен. Но только старичков-грантоедов, чтоб им служба мёдом не казалась, и деньги Сороса они тратили на успокоительное, а не на журналы «Максим».
:)
Говорите, на моих страницах Вы не обнаружили симпатий к СССР? А я что же, должен петь гимны над его могилой?
Проблема не в том, чтобы воспевать или охаивать СССР. Проблема в том, как его восстановить. И пустыми словесами делу не поможешь. Скорее навредишь.
Наши эмигранты-колбасники талдычат, что в СССР всё было отвратительно, а «Капитал» Маркса толстый и неправильный.
Наши коммунисты твердят, что в СССР всё было хорошо, а «Капитал» Маркса толстый и правильный.
Внутрь не заглядывали ни те, ни другие. Лень.

А ведь Маркс предсказал причину крушения СССР аж за 120 лет до катастрофы.
Я тут разговаривал с г-жой Диновой на сию тему и приводил цитату из Маркса; чтобы Вам не рыться, повторю:

«коммунизм в его первой форме является лишь обобщением и завершением частной собственности; как таковой он проявляется в двояком виде: во-первых, господство вещественной собственности над ним так велико, что он стремится уничтожить всё то, чем, на началах частной собственности, не в состоянии обладать все; он хочет насильственно абстрагироваться от таланта и т.д.; непосредственное физическое ОБЛАДАНИЕ представляется ему единственной целью жизни и существования; предназначение рабочего не снимается и распространяется на всех людей; отношение частной собственности остаётся отношением всей общины к миру вещей; наконец, это движение, стремящееся противопоставить частной собственности всеобщую частную собственность, выражается в животной форме…
Этот коммунизм, – отрицающий повсюду ЛИЧНОСТЬ человека, – есть как раз только последовательность выражения частной собственности…
Всеобщая и конституирующая как власть ЗАВИСТЬ представляет собой ту скрытую форму, в которой порождается КОРЫСТОЛЮБИЕ и в которой оно лишь иным способом удовлетворяется».

Вот так. Маркс дал точный портрет коммунистического человека ранней формации.
И он считал невозможной социалистическую революцию в России. Такая революция упраздняет частную собственность, а русские мужики не имеют пока о ней даже понятия; так он полагал.
И высмеивал Герцена, соседа по эмиграции.

Но Ленину такая революция удалась. Удивительно, но факт. Что последовало потом, мы знаем: полное безобразие. Включая террор, гражданскую войну, убийство царевен и генерала Слащёва.

А вот что до социализма, сиречь «коммунизма в его первой форме», то перечитайте цитату. Всё ведь так и вышло, если перевести её на обиходный язык: «хочу джинсы и «видак», я ровня всем этим инженерАм, хочу баблА, у соседа-сволочи жена стройнее...» и т.п.

Социализм в СССР не потерпел крах, потому что и не начинался толком. Вся холуйская трескотня приспешников наших дряхлых вождей про «развитОй социализм» вызывала только усмешки.
Но первые проблески истинного социализма появились в сознании части людей, в семидесятых-восьмидесятых. Как потребность в гуманизме и социальной справедливости, а не в личном «видаке», за который не жалко и Курилы отдать.

Этими проблесками и воспользовались проныры.

Я рассеял Ваше недоумение отсутствием на моей странице гимна и флага СССР?

По остальным Вашим комментариям.

Вы пишете: «Я тоже ЗА, только не Советский Союз, который был внутренне неустойчивой страной, с "пронырами и перебежчиками" - потому и распался, и повторять его в прежнем виде не надо»
:)
Именно его Вы и повторите, наобещав халявщикам бесплатный диплом, бесплатные пломбы в зубах и бесплатную квартиру. В смысле, трёхкомнатный чум в тундре; если построят завод, конечно. Потом появится хитрый ремейк Чубайса и пообещает этим же халявщикам ваучеры. И Ваш новый Союз рухнет: все захотят стать рантье при само собой разумеющимся дипломе, квартире и отремонтированных зубах. И с лёгкостью отдадут ремейку Чубайса завод. Завод-то казённый, ничейный, а ваучер – свой, личный.
Это ведь и произошло 30 лет назад в столице.
Энгельс иначе видел становление социализма в обществе.

Вы пишете: «...страна -то только зажила для себя, многое еще надо было делать, Вы и сами писали о не самых лучших сторонах жизни в то время»
Вы даже не осознаёте, насколько Вы правы! Именно «зажила для себя»! Каждый мещанин захотел «пожить для себя» и только для себя! Пожить всласть! И хрен с ним, с призывом в армию и со стыдом! Стыд глаза не ест! Хочешь жить – умей вертеться! Не хочешь вертеться – умей жить! Добудь льготы и прошмыгни без очереди!
:)
Вот потому-то и появились «не самые лучшие стороны жизни в то время», о которых и говорит Маркс.
Вспомните фильмы тех лет: «Старый Новый год», «Гараж»... О чём они?
Вы пишете: «утверждение «у нас тоже западная демократия…» имеет основание, но менталитет нашего народа мешает нашему народу подчиниться Западу. Я так считаю».
Хм...
Интересно, почему «западная демократия» есть «подчинение Западу», а «западный социализм» – нет? Социализм ведь не мы придумали.
Что до менталитета... Это не менталитет мешает принять западную демократию, это двухвековая наша – увы! – отсталость, которой восторгался русский барин Герцен и которую высмеивал немецкий еврей Маркс, восхищаясь при том средневековой Новгородской республикой посреди тогдашнего общеевропейского скотства.

Я ответил на все Ваши сомнения?

Воки Шрап   08.10.2020 10:36   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ. Я не ожидал его, но Вы, судя по всему, из тех, кто ценит не только свою правоту, но и жаждет её доказать. По мне - достойное качество, постараюсь поддержать Ваш стиль общения
А теперь по делу, отставив в стороне обмен мнениями по мелочам. Я не понимаю, как можно совмещать позицию «ЗА Советский Союз», и очевидную солидарность с Марксом, считавшим невозможной социалистическую революцию в России, дополняемую к тому и «Но Ленину такая революция удалась. … Что последовало потом, мы знаем: полное безобразие. Включая террор, гражданскую войну, убийство царевен и генерала Слащёва». Как-то нелогично получается. Вы уж определитесь, кто ближе: пригвоздивший нас плестись за просвещенным Западом Маркс, или рожденный вопреки его теории Советский Союз. Ваше замечание «халявщикам бесплатный диплом, бесплатные пломбы в зубах и бесплатную квартиру. В смысле, трёхкомнатный чум в тундре» (как едко сказано!) не очень соответствуют тому, кто ценит проблески истинного социализма в виде гуманизме и социальной справедливости.

Вам, как ценителю Маркса, хочу высказать одну мысль. Западная цивилизация рождена католической церковью, чертами деятельности которой были прагматизм, рационализм, интерес к выгоде и власти. Любые христианские Заповеди, если они стояли на пути папы, толковались исходя из выгоды и ради извлечения выгоды. Образ жизни на Западе подчинён идее материального обустройства и обеспечения - главной цели жизни человека, а роль власти – содействовать этому. Образно говоря, дьявол сегодня, показав человеку все царства мира и их славу (спасибо интернету!), получил возможность искушать каждого соблазном: «все это я отдам Тебе, если Ты, пав, поклонишься мне". Человек, особенно западный, падок на удовольствия, поэтому для него марксова теория построенная на примате производительных сил в развитии общества и стала столь популярна.
Но теория Маркса - не закон подобный ньютоновскому: абсолютизируя значение материального производства в развитии общества, она не учитывает самого человека - появление Советской России тому доказательство, ни особо сильную в наше время корректирующую деятельность государства.
Задумываясь о будущем следует учитывать еще один неведомый в ТО время фактор: появление «европейских ценностей» означающих отсутствие каких-либо норм и ограничений. Никаких запретов, если Я хочу! Никаких «плодов запретного дерева»! Религия ведь опиумом для народа? Есть интерес конструирования вирусов – займемся этим. Сегодня мы ПОКА ходим в масках, а завтра нужны будут и скафандры. Маркс умел считать, но не предвидел ни современных «яйцеголовых», ни ныне существующих могучих ВПК и манипуляторов сознанием людей СМИ. Маркса следует воспринимать через призму современного всегда жаждущего всех победить капитализма.
На Руси менталитет народа формировался православием, в общем сохранившим (пока), без редактирования в соответствии с интересами людей, христианские Десять Заповедей. Думаю, поэтому у нашего народа дольше других сохранялись, и до сих пор не уничтожены идеалы советского социализма. Не у всех, разумеется, многим намного ближе ценности Запада. Мы с нашими нравственными ценностями и отсутствием преувеличенной тяги к материальным благам ближе к идеалам коммунизма, чем Запад с его дорОгой к вожделенной цели через никогда не достижимое для человека удовлетворение потребностей. Мне симпатичен образ героя Вашего рассказа Деда, накормившего своих бывших врагов. Почему? Да потому, что он МУДРЫЙ человек, нутром понимающий, что добивая побежденного врага, он делает из него зверя. Для него это естественно, он может никогда не слышал о Христовой Нагорной проповеди. Наш человек любит жить в ладу со всеми. Сама суровая природа сплачивала людей и ковала наш менталитет. Географический детерминизм!
- А вот в чем я с Вами согласен: «Но первые проблески истинного социализма появились в сознании части людей, в семидесятых-восьмидесятых. Как потребность в гуманизме и социальной справедливости». Именно проявление таких норм жизни людей в ТОЙ стране и в ТО время я пытался показать. Это России надо делать, даже отставая, по Марксу, на двести лет в РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ (только !!), иначе нам грозит судьба туземцев.
Что это можно сделать лучше – сам понимаю, и надеюсь, что проблему восстановления нашего, вопреки Марксу построенного общества, поддержат и другие, талантливые и эрудированные авторы. Жду появления подкрепления.
Если дочитали меня до конца – спасибо. Надеюсь – не пожалели.

Николай Ткаченко-Перекопский   10.10.2020 09:20   Заявить о нарушении
Маркс не приговаривал Россию плестись в хвосте Запада. Он лишь констатировал факт, отметив, что в XIII веке Новгородская феодальная республика опережала Запад в своём социальном развитии; я же говорил об этом.

Маркс — учёный, он рассматривал динамику общественно-экономических формаций. Категориями «русский», «немец», «англичанин» он не оперировал. Эти термины он использовал только для прогноза эволюции общества в тех-иных странах, не более.
И про СССР он ничего не знал, но характеристику ранней коммунистической формации дал точную.

Не понимаю причин Вашего недоумения.

Разумеется, социализм более прогрессивная модель, нежели капитализм.
Другое дело, что социальный прогресс идёт гораздо медленнее технического. Посмотрите: где оказались среднеазиатские республики СССР, уйдя из социализма? — вместе с электричеством, телевизорами, автомобилями и телефонами откатились в гротеск феодализма, соответствующий представлению об устройстве общества в умах тамошних людей. А о чём размечтались наши нувориши? — о крепостных.
Обладание вещами не добавляет совести.

Маркс предупреждал, что при попытке строить социализм на неподготовленной почве возможно возникновение уродливого общества, во главе которого будет стоять беспощадный и безликий «наш комитет». Это общество и рисовал Бунин в "Окаянных днях". С натуры.

Я ссылаюсь на Маркса лишь потому, что других научных теорий об эволюции и смене общественно-экономических формаций нет.
Вы почитайте, интересно пишет.

Воки Шрап   19.10.2020 13:32   Заявить о нарушении