Напрасный труд

  Забегая вперед, уместно будет рассказать интересную историю о названии одного колхоза «Напрасный труд». Дело было в 1969 году. Жил Сережа в городе в благоустроенной квартире. Был женат. В сентябре у них родился первенец-мальчик. Мать Сережи к тому времени ушла в мир иной. К зиме они нашли няню. Это была старушка, возраст, которой двигался к семидесяти. Звали ее Мария Васильевна. Родом она была с Вологодчины, села Диляево Березниковской волости. Но, это же, - черт подери! – село, где родился наш гениальный конструктор Ильюшин Сергей Владимирович. Естественно Сережа спросил:

  -  Мария Васильевна, а знали ли вы Ильюшина Сергея?
  -  Да, конечно, знала. Правда, он был на шесть лет старше меня. Работать он стал рано -  с 12 лет пахал землю на лошади, затем землекопом работал у купца Волкова. Семья у них была большая – одиннадцать детей. Сергей родился последним. Говорят «поскребыш» получается самым слабенький здоровьем, да и умом не шибко выдается. Однако подрастал, ростом невеличка, крепчал с годами. И вышло, как в русских сказках: самый малый, но самый удалый.

  Слышала, что он чернорабочим устроился на Коломомяжском ипподроме, что находился на севере Санкт-Петербурга. Затем ипподром перестроили в аэродром, кстати, это первая посадочная и взлетная площадка для самолетов. В 1916 году во время мировой войны набирали юношей в школу летчиков – «Всероссийский императорский аэроклуб, ибо он был создан на базе этого аэродрома. Приняли в аэроклуб моториста Ильюшина и браковщика Климова. Похоже, руководство отбирало для неба, специально обладающих учеников способностями конструировать, и попало, как говорят: «Не пальцем в небо». Сергей Владимирович Ильюшин станет генеральным конструктором самолетов. Владимир Яковлевич Климов – генеральным конструктором моторов.

  -  Мария Васильевна, скажи, а имел ли влияние Сергей Ильюшин на жителей в селе? – спросил Сережа.
  -  Еще как. Я сама училась в этом клубе на пилота.
  -  Мария Васильевна, а приходилось ли вам летать?
  -  Да, Сережа, приходилось только с инструктором. Был такой четырехмоторный  аэроплан «Илья Муромец» - С-22. Выпускал такие машины «Русско-Балтийский» вагонный завод в Петербурге под руководством И.И.Сикорского. Учеба моя прервалась: помешала гражданская война и семейные неурядицы.

  -  Мария Васильевна, а как вам удалось попасть в этот аэроклуб?
  -  Помог мне поступить мой старший брат Алексей. Он уже тогда занимал  приличную должность. Алексей много лет прослужил в авиации и во флоте – дослужился до звания полковника. Ему хотели присвоить звание генерала, но не дали, - нарушил нравственные правила.

  -  Что же это за правила такие, если не секрет, можете рассказать?
  -  Бес в ребро старому псу вселился.
  -  Уж очень, Мария Васильевна, строги вы к братцу.
  -  Знаешь, Сережа, под старость лет Леша молодушку захотел: женился на гречанке, а свою вологодскую Аннушку – бросил. Сын его уже до подполковника дослужился, а он… Позор то, какой! Сын ему такого поступка не простил – он не пришел к отцу на похороны, когда он умер.
  -  Мария Васильевна, а приходилось ли вам бывать у брата?
  -  Да, я была у него два раза. Первый раз была, когда он уже чин высокий имел, а второй раз на похороны приезжала. Жил он в Москве. Квартиру по-соседству занимал Анастас Иванович Микоян.
  -  Анастас Микоян – это никак государственный деятель?
  -  Да, он самый. – Микоян тогда занимал пост председателя Верховного Совета СССР. У дочери Алексея был день рождения. Был приглашен на торжество и Анастас Микоян. Я сидела рядом с Анастасом. Мне он показался общительным человеком. Естественно он спросил меня:

 -   Мария Васильевна, а как идут дела в колхозе вашем?
  -  Наш колхоз называется «Напрасный труд», дорогой наш Анастас Иванович, - ответила я.
  Анастас заулыбался, а затем заверил, что Политбюро работает над  крестьянскими проблемами. Нужно еще немножко потерпеть и жизнь в деревне наладится. К сожалению, Мария Васильевна так и не дождалась перемен – доживала свой век у сыновей в городе Вологда.

  Как-то Мария Васильевна попросила у Сережи чистый лист бумаги. Через некоторое время она вернула Сереже с предварительным наброском рисунка. Сережа с иронией спросил:
  -  Никак, Мария Васильевна, новый аэроплан придумали?
  -  Может и аэроплан, только не того назначения. Это станок для вязания кружева коклюшками. Можешь смастерить?
  -  Постараюсь, - ответил Сережа. И вспомнился ему образ «левши». Выполнил этот заказ с душой. А  Вологодские кружева вскружили голову горожанам – спрос был непомерный. Уехала Мария Васильевна домой с состоянием.

2017


Рецензии