Исповедь куртизанки, часть 1

Столь благородна, столь скромна бывает
Мадонна, отвечая на поклон,
Что близ нее язык молчит, смущен,
И око к ней подняться не дерзает.

Она идет, восторгам не внимает,
И стан ее смиреньем облачен,
И, кажется: от неба низведен
Сей призрак к нам, да чудо здесь являет.

Такой восторг очам она несет,
Что, встретясь с ней, ты обретаешь радость,
Которой непознавший не поймет,

И словно бы от уст ее идет
Любовный дух, лиющий в сердце сладость,
Твердя душе: «Вздохни... » - и воздохнет.

Данте Алигьери



Я – София Потоцкая. Это в мою честь построен более двух веков назад парк в небольшом городке Умань. Моя душа каждый день бродит по аллеям и не нарадуется. В нём – жизнь. Птицы приветствуют меня звонкими трелями. На озёрах раскрываются кувшинки и лилии с первыми лучами солнца. О чём-то разговаривают ручейки. Вот они так заигрались, что не заметили, как встретились в каскадах, а потом уже неуправляемые, слились с водами большого водопада и затерялись в нём. А как уютно, спокойно и прохладно в летний зной в гротах. А чего стоит фонтан! Достигая в высоту 18м - он играет на солнце всеми цветами радуги. Берёзки протягивают мне свои белые руки и дубы склоняются в поклоне. Они ещё помнят меня. Парк живёт. Потоцкий с Метцелем использовали природные богатства (гранит, воду, холмы) и, приложив к ним титанический, грандиозный труд,- превратили его в шедевр паркового искусства, зелёную жемчужину, украсив его живописнейшими экзотическими насаждениями, привезёнными из Китая, Японии, Закавказья. От него веет романтикой. И охраняет парк старейшина Дуб-богатырь. Ему уже около 400 лет. Живой свидетель истории моего парка. Вы ещё помните, что я по происхождению гречанка? Так вот, создавая парк, Станислав Потоцкий овеял его древне-греческими легендами и мифами. Здесь Парис вам расскажет о своей попытке стать счастливым, которая привела к гибели Трои. Орфей поведает печальную историю своей любви. Амур пронзит вас любовной стрелой. В гроте счастья вы загадаете желание. Вы просто отдохнёте и увезёте незабываемые впечатления. Я горжусь своим парком, который в честь меня граф назвал «Софиевкой». Одно меня смущает и огорчает. Мне часто приходится слышать нелестные отзывы от посетителей в свой адрес. Поэтому я решила рассказать вам свою историю. А вы потом уж судите, заслуживаю ли я такую характеристику. Родилась я в небольшом городке Бурса, что находится в 100 км от Стамбула (тогда – Константинополя)- в семье бедного торговца скотом. После того, как меня лишил чести двоюродный брат Матиас, мы вынуждены были уехать от позора в Стамбул. Умер мой папенька. Одна беда не ходит. Сгорел наш дом. И мать, чтоб прокормиться, вынуждена была пойти в куртизанки, обслуживая территорию посольств. Когда мне исполнилось 17 лет, она, дабы меня устроить, привела к польскому послу Каролю Боскампу Лясопольскому. Я ему приглянулась и он оставил меня при себе, наняв мне учителя французского языка. Его удивляли мои способности, моя память, я быстро освоилась в высших кругах настолько, что сопровождала посла на неофициальных приёмах. Мне хорошо жилось, о лучшем я и не мечтала. Но миссия Лясопольского закончилась и ему пришлось вернуться в Польшу. Расставание было тяжёлым. Меня тревожила моя дальнейшая судьба. А посол успел ко мне привязаться. Он не обидел меня. Снял мне квартиру и оставил денег на содержание. Вскоре умерла его жена, и он пригласил меня к себе с обещанием удачно выдать замуж за богатого купца. По пути к нему – В Камянецке мне пришлось задержаться. Была возня с оформлением бумаг. Здесь я познакомилась с сыном коменданта крепости – Юзефом Виттом. Но это уже другая история. Я продолжу её в другой раз. А сейчас мне пора. Светает...


Рецензии