Исповедь куртизанки, часть 3

Юрий... Муж мой умирает в 1805 г. Официальная версия смерти – заболевание почек, которое произошло в результате приёма препаратов, повышающих потенцию. Теперь вам понятна причина наших отношений с пасынком? Он был хорош собой, на 17 лет младше меня и единственный из детей Жозефины, который меня признал.

Он пылко был в меня влюблён, я не могла устоять и не ответить на его призыв. Во мне текла горячая южная кровь. А скажите мне пожалуйста, кто бы из вас отказался от любви? Есть ли такие женщины, которые не хотят быть любимыми?.. Отцом моего последнего сына Болеслава считают Юрия. Родился он уже после смерти Станислава. Станислав подозревал о наших отношениях и не захотел меня видеть перед смертью. Бог ему судья. Пусть думают и говорят, что хотят. Эту тайну мы унесли с собой. После смерти мужа я вела длительную тяжбу за часть наследства своим детям. Юрий, надо отдать ему должное, поддержал меня считая, что мои дети должны получить равную долю наследства. Он был добрым. Наверное, поэтому у него не хватило стойкости духа: вёл разгульный образ жизни, спешил жить, прожигал жизнь, проигрывался в карты. Я отправила его на лечение за границу. На том наш роман и закончился. Станислава я пережила на 17 лет. Умерла в Германии на руках у своих дочерей от тяжёлой болезни – рак. Куда делась моя красота! Всё беспощадно уничтожила болезнь. Я успела побыть бабушкой. София – моя дочь, будучи замужем за Павлом Киселёвым, родила мне внука Владимира. Мальчик тоже умер от роду менее двух лет. Так что наследников по мужской линии у нас со Станиславом не осталось. По моему желанию дочери (большая им благодарность) из Германии перевезли меня в Умань и здесь похоронили. (Интересная для вас деталь. Перевезти через границу труп было невозможно, поэтому мои девочки забальзамировали меня, усадили в карету, вложив в одну руку веер, в другую – цветы. Постовым говорили, что мама отдыхает. Так я совершила последнее своё путешествие)
Вот я вам и рассказала свою историю. А теперь можете бросать в меня камни. Только объясните, в чём мой грех и вина? За что меня осуждать? За то, что я добилась положения благодаря своим способностям и красоте? За то, что я похоронила четверых детей? Кто это перенёс – поймёт меня. За то, что я 7 лет была изгоем в высшем обществе, будучи незаконной женой и переживала за судьбу своих детей? За то, что я любила и познала высшее женское счастье – была любима?
Если на мне и был грех, то Господь наказал меня, забрав четверых моих ангелочков. Больнее ранить меня невозможно…
Заболталась я с вами. А они меня ждут. Я обещала им ночную прогулку по парку. Приезжайте в мой парк – плод нашей любви со Станиславом. Я рада гостям. Вам у меня понравится…
«Мой дух»
Послесловие. В конце экскурсии я говорю своим туристам: «Да здравствуют женщины, которые оставляют после себя такой след. Попав в тринадцатилетнем возрасте в Стамбул,

«Ещё не ведала она, на человечий глядя улей,
Какая жизнь ей суждена в прекрасном городе Стамбуле.
Ещё не ведала она, она и не могла представить,
Что чьи-то титул и мошна ей предоставят право править.
Что этот блеск и лоск, и гам, и дипломаты и магнаты
Ещё падут к её ногам. Введут её в свои палаты.
Ещё не ведала она, что в красоте - её спасенье.
Стоит, тревогами полна… А рядом с ней-столпотворенье.»

Пройдя нелёгкий жизненный путь, София живёт в своём парке уже более двух веков. Оговорюсь, нельзя с полной уверенностью утверждать, что именно так и было. Кто подтвердит или опровергнет? Свидетелей нет. Версии… И коль мы их задели, то не могу не озвучить ещё одну: такую зелёную жемчужину, как наш парк, мог создать человек, тайно влюблённый в Софию-безнадежно, безответно-Людвиг Метцель. Версия? Но красивая. Вспомним: из-за женщины сгорает Троя и благодаря женщине возникает такой шедевр паркового искусства, как наша «Софиевка». И закончить свой рассказ хочу своими строчками:


Честь и хвала тебе, София!
Сведя с ума своей красой
Поляков, россиян, австрийцев,-
Осталась ты в веках живой.

Здесь каждый листик тобой дышит,
Твой призрак радует наш глаз.
Твои покорность и величье
Вновь очаровывают нас!

Твой парк волнует, возбуждает,
Тревожит миром волшебства.
Любовь аллеями витает
И разбивает нам сердца.

В нём – грусть, печаль, надежда, сладость,
В нём – торжество, величье, радость,
В нём – магия, краса природы,
В нём – тишина, покой и грёзы…


Рецензии