Я поведу тебя в музей 3

Начало здесь http://proza.ru/2020/09/29/633


ВСТРЕЧИ С ХУДОЖНИКАМИ

Никогда не была близко знакома ни с одним художником, но вот встречаться с ними все же доводилось. А первая встреча могла бы случиться еще в юности, сразу после окончания школы, поскольку моя одноклассница ходила тогда позировать местному художнику. Натуральная блондинка считала себя неотразимой, а желание отразить это на холсте вполне естественным. Если бы я стала напрашиваться ей в компанию, она, думаю, согласилась бы меня с собой захватить. Но почему-то тогда я скептически отнеслась к этой затее и заочно считала художника ловеласом. Теперь же не могу даже припомнить, был ли написан портрет? Удивляюсь и тому, что эта пустяковина ожила в моей голове.

На практике первое мое знакомство с художником было чрезвычайно тривиальным. Он продавал картину, я покупала. Примечательно время, когда состоялась эта сделка. Перестройка. В Москве возле одной из станций метро разрешена продажа самых разнообразных произведений искусства и просто поделок. А в нашем подмосковном поселке началась пора новоселий. Мы с подружками (все молодые специалисты) дождались очереди на получение заветных квартир, обустроили их, кто как смог, и озаботились декорированием. Едем в Москву за картинами!

Ну и купили, конечно. На любой вкус были предложения. Моя картина имела название «И в дождь, и в снег». При этом молодой художник попросил, чтобы я приехала за ней позже, так как «этот сюжет хорошо берут», и он сделает для меня авторскую копию. И вот картина украшает уже третью мою квартиру. А художник сейчас довольно известен. В Интернете я нашла его работы, но «моей» картины среди них не оказалось. Был ли это «китч», проходной сюжет, поделка, не знаю. Важно, что меня эта картина радует до сих пор своим оптимистичным настроением…

И совсем другая история о художнице из нашего города. В 2009 году мы оказались с ней в одном поезде. Я возвращалась от своих московских друзей, она – из подмосковного санатория. Пожилая женщина в красивых шелковых брючках еще на перроне обратила на себя мое внимание, а в демократичном плацкартном вагоне мы расположились в одном «отсеке». Познакомились же не совсем обычно. Соседка явно вздрогнула, когда я, докладывая своей подружке Неле по телефону, что уже нахожусь в поезде, назвала её по имени. «Меня тоже зовут Нелей, – объяснила она. – Хотя полное мое имя Нинель».

Как коротали время попутчики еще десять лет назад? Вовсе не уткнувшись в смартфоны, а за разговорами. Так я узнала, что соседка моя работала художником в нашем книжном издательстве, а сейчас преподает рисунок будущим учителям ИЗО. Работает, и это помогает ей воплощать свои мечты о путешествиях. Объездила, причем чаще всего на автобусах Европу, в других частях света побывала тоже. Как интересно стало жить!

Пожилая дама вызывала интерес не только рассказами о своих поездках. Внимательно следила она за остановками поезда. Есть по пути такая, где проносят по вагонам местные умелицы и торговки изделия из козьего пуха. Вдруг будет что-нибудь необычное. У художницы уже имеется вязаная пуховая косынка. Отлично смотрится в виде воротника поверх кожаного пальто вкупе с красивой брошью. Коллеги моей героини были в восхищении!

Сколько времени после этого шапочного знакомства делилась я с друзьями своими впечатлениями об этом удивительном человеке, жизнелюбивом, деятельном, красивом. И это в 80 лет! Точный возраст художницы так просто было узнать в Интернете, как и фамилию её, и отчество. И быстро обнаружилось, что в нашей семейной библиотеке есть ею иллюстрированные книжки, а в городском музее изредка бывают выставки её работ.

В 2019 году весной у моей героини была юбилейная выставка. Дата круглая, считайте сами. На открытии художница в белоснежной блузке, у горловины черный бант, в центре которого прикреплен светло-зеленый газовый шарфик, да не просто так, а в виде цветка с длинными летящими концами. Нинель продолжает очаровывать своим художественным вкусом и выдумкой. А на стенах результаты многолетнего труда: пейзажи, портреты, натюрморты. Здесь и отчеты о зарубежных поездках, и работы на пленэре, а сколько композиций с цветами. Одна из выставок художницы, припоминаю, называлась «В поисках красоты». Убеждена, что красота эта уже найдена и она вокруг нас, присмотритесь!

Еще об одной встрече хочу рассказать. Она произошла однажды летом несколько лет назад в стенах нашего городского музея, когда какой-то невнятный шум пролетел по его малолюдным залам.
– Директор поведет сейчас какого-то приезжего художника, московскую знаменитость, – обсуждали новость смотрители.

И в самом деле, в сопровождении начальственной дамы от картины к картине стал перемешаться по залам вполне узнаваемый прославленный мультипликатор, приехавший в город на какой-то фестиваль и заглянувший в периферийный музей ради свого удовольствия. В последнем нельзя было усомниться.

Перед какими же картинами он останавливался на «подольше»?

Стараясь быть незаметной, я присела поодаль на банкетку и ловила обрывки фраз из этой беседы-экспромта.

Вот незнакомый мне Леонид Соломаткин. «Вечеринка у приказчика». Сколько раз мой взгляд проскальзывал мимо этой картины. Жанровая сценка и только. А знатока живописи восхитил красный платок в руке танцора, красный платок на фоне густо-зеленого сюртука его приятеля!

Вот Достоевский знаменитого Коненкова. Оказывается, лицо писателя при взгляде на скульптуру слева имеет иное выражение, чем то, что обнаруживает зритель, подойдя к работе справа. Не каждый видит это, уверяю. Нужна подсказка.

Полчаса, не более длилась эта экскурсия. Чувство неловкости от моего непрошенного, правда, очень деликатного сопровождения уже давно у меня улетучилось. Вот как нужно смотреть! И не стесняться своих чувств, что рождаются у тебя как у зрителя!

А лучшее, что, на мой взгляд, есть в нашем музее, «Распутица» Саврасова, и заезжему гостью пришлось по душе. Обретен единомышленник!

Домой я летела на крыльях…


2013 – 2020 год


Рецензии
Спасибо, уважаемая Вера, за приглашение.
Интересно было читать обе части.
В первой -Ваши размышления о школьном художественном воспитании нашли отклик в моей душе.
И здесь... Ваш вывод:"Вот как нужно смотреть! И не стесняться своих чувств, что рождаются у тебя как у зрителя."

С теплом -

Анна Алексеевна Золотовская   24.02.2021 14:45     Заявить о нарушении
Рада Вашему отклику, уважаемая Анна Алексеевна, на мои воспоминания и тому, что можно назвать взаимопониманием. И очень жду обещанного Вами продолжения о преподавании рисования в школе.
С благодарностью и пожеланием плодотворной работы, В.Н.

Вера Никонина   24.02.2021 18:03   Заявить о нарушении
Большое спасибо! Нездоровится, а пока прочитайте "Свобода на баррикадах".

Анна Алексеевна Золотовская   24.02.2021 18:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.