А купца не трогай

Только представьте себе, как 146 лет назад люди воспринимали введение всеобщей воинской повинности? В России, где прочти 170 лет господствовала рекрутчина, «правила игры» вдруг резко изменились. Ясно одно: повсеместно царил испуг – если раньше от военной службы можно было откупиться, то теперь слепой жребий мог указать на любого. И «спасти от армии» отныне могло только собственное здоровье (точнее, его отсутствие).
Указ о введении всеобщей воинской повинности был обнародован 1 января 1874 года, а первый набор по новым условиям должен был состояться осенью, в ноябре. Времени для раздумий и принятия решений было достаточно.
В литературно-политическом ежемесячнике «Вестник Европы» за 1875 год были опубликованы записки «рядового первого призыва», скрывавшегося под кратким псевдонимом В.П.
Вот как он описывает этот момент:
«… Через полгода по окончании мною университетского курса был обнародован указ о введении всеобщей воинской повинности. Громом разразился он над русской землей. Все ждали его, говорили о нем, но когда надежды перешли в уверенность, когда действительность заняла место гаданий, общество страшно переполошилось; даже те, которые по своим годам освобождались от поступления в ряды армии, и те трусили.
- А, ну возьмут.
- Да, помилуйте, - говорили им, - устав…
- Так-то оно так, а все-таки, ну возьмут.
Пошли в ход всевозможные справки, появились особого рода дельцы ходатаи, которые даже за самое незначительное вознаграждение брались все узнать и даже, если нужно, освободить: «потому что дело в наших руках…», и при этом перечисляли сразу такое количество присутственных мест, что ошеломленный слушатель только крестился и махал рукой…» .
Как видно, время идет, а в России ничего не меняется. Любое новшество, тем более, не понятное населению, порождает слой мошенников, которые пользуются неграмотностью и откровенной глупостью населения.
Воистину: «покуда есть на свете дураки, обманом жить нам стало быть с руки».
Интересно и другое. Часть населения воспринимала «всеобщность» не как равенство всех перед законом, а как существенное ущемление своих традиционных прав.
В этом плане показательна речь одного купца, в которой тот дает краткие, но яркие и точные характеристики российских сословий:
«… Многих, в особенности, смущало название: «всеобщая воинская повинность».
- Как же это так – всех и возьмут, - толковал мне один купец: - нет, это не порядок; ну, дворян, пущай, у них натура воинственная, а купца не трогай, купцу торговать надо. Купец в армию хлеб доставляет, опять-таки, сукно, кожа – все через купца идет. Нет, это не порядок.
Объясняться с недовольными этой категории было крайне трудно. Раз «своим умом» добравшись до известного понятия, они защищали его во что бы то ни стало, и аргументами не стеснялись…» .
«Натура воинственная» в данном случае означало лишь одно: людям этой категории было нечего делать в нормальном, спокойном обществе. Да и делать что-либо другое они не просто умели, кроме как воевать (т.е. сознательно убивать других людей). В течение почти двух столетий (а это срок жизни нескольких поколений), одно потомство приходило на смену другому, а целью их жизни было то же самое – война! Главное – люди этой категории являлись драйверами развития общества, т.е. они определяли направление его движения.
Самое интересное, что время шло, менялась власть и строй, а итог оставался одним и тем же. Когда количество «воинственных натур» в обществе превышало допустимый предел, то требовалось «выпустить пар», что приводило к какому-нибудь военному конфликту (т.е. «ружье на стене» вдруг неведомым образом стреляло).


Рецензии