***

Т о п ч а н

Воспоминания!С годами все больше окунаюсь в прошлое,в свое детство,кажется что теперь хочу прожить каждый ушедший день заново.Может не столько меняя его,сколько прочувствовать его опять и опять.Детство,детство,прекрасная моя пора!Не спорю,может у кого-то была такая же,я тогда за них рада.Некоторые люди рассказывают что мол у меня детства,как такового,не было,или оно прошло как-то незаметно,я в этом плане просто богачка,мне кажется что моя жизнь соткана из него,а теперь из воспоминаний,так мне там было хорошо,привольно,несмотря на обрушившиеся недуги.Отец мой воевал на фронте с начала войны и до конца,потом на границе несколько лет служил,а ушел на фронт в 17 лет.Конечно все это не
могло не отразиться на его психике,а от него все это передалось мне,проблемы с сердцем и нервами были налицо да так,что я лежала во время учебного года не раз в больницах,лечила сердце и много пропускала занятий.Нет,не подумайте что я с рождения была таковой,врачи эти недуги обнаружили не сразу,а может они и
проявились незаметно,наверное так,только к концу третьего класса школы это заметили,до этого я была обычным ребенком,по рассказам матери.Она мне говорила и о том что я в детстве была в отца белокурой и с голубыми глазами,с возрастом поменяла как цвет волос,так и глаз,жаль,я бы хотела чтобы что-то и от отца у
меня осталось,кроме характера.Я была худощавой,шустрой и если бы не мои косы,то была бы вылитой мальчишкой.Любила бегать,прыгать,лазать по деревьям и купаться, водная стихия-это мое самое любимое,хотя по гороскопу я Овен,огненный знак,а воду люблю-парадокс.Мама моя не была на фронте,но она подростком испытала голод, холод,тяжелую работу на земле.Девчонки,такие же как она,работали на полях,в огородах,садах,это в бригадах и наравне со взрослыми,а не у себя на огороде,нет. Работа сложная,трудная,но а как иначе и учились.

Да!Детство-это целый мир,по крайней мере был для меня,я так любила плавать,
купаться,это не описать,так бы и сидела в речке,но дела или мать звали домой. Много чего было в детстве,но целью моего написания этого рассказа было не оно,не детство,а простая кушетка.Просто она пришла мне на память,плюс я вспомнила фотографию где я совсем кроха стою возле нее,держусь за край с трудом,но держусь, пытаюсь понять сложный рисунок вышитого покрывала,мне там меньше года,а взгляд осмысленный,даже жуть берет,откуда во мне это было?

Все по-порядку,а начну,как всегда,издалека.Потому что иначе не понять,одно вытекает из другого.Мама рассказывала мне когда-то про нее,как она у нас появилась,про кушетку или топчан,но расскажу немного о жизни и особенно о
характерах моих родителей,теперь уже почивших.Отец тогда работал уже на заводе
и там ему дали для пользования его семье земельный участок,я так поняла,для посадки овощей,так руководители решали проблему нехватки продукции в магазинах,а не на рынках,базарах ,а может быть частники поднимали цену и купить простому рабочему было все это сложно,не помню уже,ведь прошло более полувека с тех событий.Когда я была девушкой уже все было очень дешево,стоило копейки,помню буханка хлеба-16 копеек,килограмм картошки так же.Литр молока 30 коп.за бутылку,килограмм мяса 1 рубль 90 коп.,но мы его покупали редко-дорого,сахар-88 копеек,чай 30 коп.,в общем на 1 рубль можно было жить несколько дней,а уж рыбы в магазинах,сушеной,вяленой,жареной,свежей полно было,горы лежали,а селедка какая была,называлась залом,ширина спинки была с ладонь,не меньше,это вам не Иваси
нынешняя,да и кильки поубавилось.Я помню любила жареную кильку,то ли ее умели тогда жирить,не знаю,но помню ее вкус до сих пор,жирная,хорошо зажаренная,на нормальном,не прогорклом масле сделанная,видимо тогда проверяли чаще или строже следили за качеством,наверное,судя по результату.А сыры,они были разные и колбасы,а сейчас смотришь на витрину,переберешь несколько сортов,они все на
один манер,как-будто,как говорится,из одной бочки взяты только названия разные. Раньше ассортимент был невелик,3-4,но какие,это в нашем областном центре,в столице наверное был побольше,это и не мудрено.Жиры,и это не только подсолнечное да сливочное масло,а несколько видов комбижира,маргарина,все натуральное,а уж про сливочное и шоколадное масло я и не говорю,как сейчас помню,они во рту таяли и в основном были весовые.А  молочная продукция тоже разнообразная,чай различный и ведь с ароматом был,не то что сейчас какой сорт ни возьми,все просто крашенный порошок и все.Неужели наши руководители за 30 лет своего правления не обратили на это внимание?Такое впечатление что они ЭТО не употребляют.Тогда почему мы должны травиться этим?Что в нашей стране не найдется места где бы выращивали натуральный чай?Раньше мы все больше из Грузии его получали,теперь с ними мы не дружим,по разным причинам.Но разве на них Свет клином сошелся?Почему нельзя придумать что-то в этом плане?Что у нас нет южных и притом влажных районов что ли?Взять тот же Краснодарский край и не только.Нужно только вымести захапистых товарищей,которые пекутся только о своем кармане и все,но для этого надо многое сделать,много вывести мусора накопившегося за эти годы,а это нелегко,все наросло как короста, приросло наглухо и придется отдирать с корнем,а это больно.Ох!Родная моя страна!Сколько на тебе язв,прыщей и опухолей,но я верю что они,рано или поздно лопнут, вскроются,не может быть иначе.

Так вот отцу дали участок от завода,я была маленькой,но из разговоров старших поняла что это не дача,а просто земельный участок от этого завода,раньше процветающие предприятия были богаты,у них и земли были в распоряжении,и дачные участки,и санатории свои,и детские ясли,садики,квартиры давали рабочим,
путевки им же давали за хорошую работу.Это потом появится блат,стяжательство,без подачки ничего не получить,раньше было по-иному,это в конце 60-х,начале 70-х годов прошлого столетия.Ближе к 80-м годам стало все меняться,и не в лучшую сторону,без протеже было не обойтись.И все это в пору моей молодости.Нас, молодых,почему-то всех потянуло на западные тряпки,музыку и прочие блага цивилизации.Наша музыка,одежда,мебель,образ жизни был для молодежи-отстой.Это я сейчас думаю что мы были просто дураками,не ценили своего,уникального,мы растерялись,а надо было технически развиваться.Нет,я не говорю что не развивались,но многие идеи тормозились,убивались в зародыше.Ну ладно,хватит травить душу,мы уже и до политики добрались,а суть рассказа простая,бесхитростная тахта,топчан,хотя с какой стороны на это посмотреть,не каждый сможет ее сотворить,а вот умельцы-то нашлись,сделали и она служила нам еще долго.

Я рассказывала о заводском земельном участке,который нам выделил завод,вернее отцу,на время сезона.Я была маленькой еще,может в 1-м,2-м классе.Они решили сажать там,на выделенном им участке картошку.По этому поводу у каждого было свое мнение. Надо сказать что отец мой из села родом и там,по его мнению,сажали ее так-то,мать гнула свою линию мол надо вот так сажать,а то мол мало вырастет.Отец говорил что клубни надо класть в землю целиком,а мама то что надо резать по глазкам,они не на шутку разругались,и стали сажать один так,другой эдак.Вот характеры!Словно два вулкана встретились.Представляете кого они породили?Гремучую смесь,не иначе,не даром меня мужчины побаивались раньше,да я и не надеялась ни на кого,в общем-то.Это не гордыня,нет,просто мама меня такой воспитала,у нее была трудная жизнь,да и с отцом моим они рано разошлись,на то были причины и
это не пьянка одного из них,не измена,другое,вот она и думала видно чтобы дочка ее в жизни со всем могла бы справиться сама,в какой-то мере я ей благодарна за это.Ну ладно,посадили весь посадочный материал тот что был у них и стали ждать ростков.Отец ходил с работы,завод находился в километре или чуть больше от того места где были огороды для рабочих,видимо ходил рыхлить,поливать и прочее.Вот настало время сбора картошки.Они выбрали время чтобы быть обоим свободными и пошли туда.О!Боже!Мать потом рассказывала что мол когда мы начали ее выкапывать,копали,копали а конца и края ее не было.Надо понимать,ведь каждый глазок дал отдельный клубень,а на нем сформировалось много картофелин,потому и много,а если б мать послушала отца,то и картошка была бы по величине больше и ее бы было меньше,просто картошка была бы огромной по размеру,а тут такое дело.Они схватились за головы,что мол теперь с ней делать,куда нам столько картошки,они и погреб забили мешками,а она как-будто не убывала.Что делать?Вот отец как-то в выходной и собрался на базар,уж где он взял подводы,это телеги с лошадьми,если кто не знает,нагрузил мешки и вперед.Первый раз в жизни ему предстояло стать продавцом,но ничего,он справился,много чего потом накупил для семьи из вещей,а семья наша была молодой,много чего нужно было в хозяйстве,так что все было кстати.Я вспоминаю то время и сейчас приходят мысли на ум что обычному человеку на одну зарплату не прокормиться,трудно,и как там в Комстате считают и считали,в смысле прожиточного дня,я думаю что это видно для тех кто или постится,или умышленно хочет похудеть,или аппетит у него с рождения плохой,нормальному человеку на такие пайки не протянуть,или сидеть на одних кашах,а как же работа, для нее силы нужны.Ну хорошо что в советское время были столовки,кафетерии, домовые кухни,магазины,где можно было купить полуфабрикаты,которые быстро готовились только поджарить их или сварить,тесто любое было уже готовое.Сейчас правда тоже есть что-то подобное,но про качество я уж молчу.С другой стороны,их тоже винить или осуждать не приходится,это в основном частные кофейни,пекарни и пр.,им нужно и продать чтобы все окупилось,и людям угодить что б были
довольны.Вы можете сказать мол а что же ты сама что ли не можешь все это сделать своими руками,а не покупать полуфабрикаты?Я отвечу,конечно могу и делаю,но раньше времени не было с этим возиться,с одной работы бежала на другую,да и не было рядом того кто бы мог меня содержать,приходилось делать все самой и зарабатывать тоже.Муж умер рано,а позже мое сердце покорять претендентов не нашлось,вернее
может и были,но я не хотела без симпатии,не говоря о более сильных чувствах.Но мы все же умудрялись и пироги печь,и печенье,орехи с начинкой и трубочки с кремом,и торт "Наполеон"делали,это в основном с дочкой,но повторюсь случалось это не
часто,уставали очень,не до того было.Бабушка помню была отличной кухаркой,такие пироги пекла,да,таких уже никто не делает,и вкусные,и начинки много,и не сухие,они таяли во рту,с другой стороны у нее времени на это было больше,она была домохозяйкой и в основном,только в войну работала на 2 работах,старшая дочь ей помогала,моя мама.Позже,когда мы переехали в другой район города,недалеко от
нас был булочно-кондитерский комбинат.Чего там только не выпекали,булочки-слойки,и другие,сухари с изюмом,кексы,пирожные,пироги "Лето","Шахматный" и пр.,а торты,какие торты были,на любой запрос и вкус и все дешево.Помню кофейный торт стоил 2 рубля20 копеек,да не тот что делают сейчас что может лежать по полгода,
нет,они были наисвежайшие,их надо было употреблять сразу или на следующий день,
иначе пропадут,продукты-то были натуральные,а они,как известно,не могут лежать  долго.Ну ладно,я опять ушла в прошлое,с другой стороны а почему не вспомнить хорошее-то.Мне жалко нынешнюю молодежь,она вскормлена на искусственных продуктах.Сколько у нас земли пустует,некоторые люди сидят дома без дела,надо только организовать их на то чтобы сады цвели,пашни не скудели,фермы полные скота были бы,у нас такая огромная страна,а мы питаемся искусственной пищей,это как?Раньше натуральная продукция часто пропадала на овощехранилищах,не могли сберегать ее,но сейчас же есть для этого все,сейчас научились,техника ушла вперед,теперь мы умеем сохранять,но...Где натуралка?Ее нет,вот парадокс-то.
А советское время почему хвалю,так потому что тогда всего было навалом и вкусное,свежее,нас не травили химией,потому и вспоминаю,благо вспомнить есть чего.Скажу только что был и минус,продукты о основном были сезонные ,а зимой в основном соленые или в закатках,сушеные и мы с нетерпением ждали весны и особенно
лета чтобы вновь насладиться и помидорами,и огурцами,перцами,демьянками,морковью, любой зеленью,арбузами,дынями,различными фруктами,ягодами.Ну как-то выходили из положения,варенья,закрутки,соленья помогали,а рыбу сушили,так хранили.Некоторые частники выращивали томаты и огурцы в теплицах,потом на базаре их продавали,это считалось для нас дороговизной великой,это в зимний период,люди покупали их в основном на какие-то торжества,юбилеи и поштучно.Сейчас на прилавках,в магазинах и зимой свободно можно купить такие продукты,пожалуйста,овощи,фрукты,ягоды,что хочешь.А вы задумывались над тем а от чего они так долго могут лежать?Но вернемся к выращенной моими родителями картошке и ее реализации,а главное к тому,почему они взяли тот земельный участок.Это я к тому что несмотря на то что мои родители оба работали,денег им не хватало,и это еще они не пьянствовали,не водили друзей каждый день домой и т.д.Отец,кстати, не курил,так вот,данный от завода участок и выращенная на нем картошка,а следовательно и приработок им очень помог хоть немного встать как говорится на ноги,финансово.Молодая семья,все хочется,а на что покупать-то.Мама была воспитателем в детдоме,а вообще-то она фельдшер-акушерка по профессии, отец был ветеринаром,потом в мирное время переучился на столяра,мама получала 70 рублей,отец в 2 раза больше.Отец любил мясо,а оно было,как я говорила раньше,стоило около 2-х рублей,для нас было дорого,мама часто покупала рыбу,делала паштет,его надо было готовить долго,но зато потом-наслаждение.
Я к тому,почему нам не хватало денег,а потом,по рассказам матери,отец любил хорошо одеваться,у него было несколько костюмов,а мама сама себе да и мне шила или вязала что-то,так и жили.А что с земельным участком?Родители мои наверное поняли что это не для них,столько нервов было потрачено в первый раз,так что
кажется отец отказался от участка,по крайней мере я не помню чтобы мы опять туда ходили,то что ходили к деду на дачу с мамой,папой, помню,но редко,а после их развода ходили часто с мамой,это я помню хорошо.Причиной отказа от участка,по моему мнению послужил тот разлад в посадках,оба моих родителя были упрямыми, каждый гнул свою линию,и потом отец-то работал 8 часов и домой,а мама работала дежурствами,придет утром после смены спать бы лечь,а тут надо было идти на участок.Я вспоминаю что после ночной смены она утром приходила и спала,второй день дома была,на третий уходила на 12 часов дежурить,а надо было еще и семью, квартиру,себя в порядке содержать,вот так.Вообще-то,по рассказам матери,я росла смышленным ребенком,но вот до 10 лет воспринимала все как само собой
разумеющееся,чтобы был отец,мама,дела,которые они совершали в быту на работе,все было как и должно быть,после 10-ти лет я стала приглядываться к делам отца, матери,мама помню все время куда-то спешила,у нее как-будто был моторчик приделан и она порхала от одного дела к другому,при этом часто напевала что-то тихо или пела полным голосом.О!Голос у нее был прекрасный.Вот уж действительно если Бог
дает человеку,то многое.Помню она ставила бак с бельем на керосинку,растапливала печку чтобы сварить обед,у нас на кухне была печь и в зале,в кастрюлю наливала воды,туда овощи,на сковородке поджарит лук,морковь,помидоры,все это в
кастрюлю,когда с мясом варила суп,щи,когда и без оного,но было всегда вкусно.Пока готовился обед,да,могла еще кашу какую-нибудь сделать,картошку с салом поджарить или даже уху,если рыбу покупали,в общем обед,отец любил,чтобы всегда был.Если была зима,то шла растапливать печку в зале,а пока та топилась она мыла полы,
протирала листья у фикуса,пальмы,помню были у нас большие кадки с этими цветами,и герань на подоконниках тоже была.На окнах,на этажерках,кстати сделанных руками отца,на спинках кровати,на всем этом были накрахмаленные занавески,из чего вы думаете,из марли,да,да,у нас,как впрочем и у многих людей в то время,были такие занавески и было нарядно,чисто,красиво,время такое было,а стирали белье вы
думаете чем,порошком,нет и нет,хозяйственным мылом,каустической содой,хлоркой,а порошка кажется еще не было так же как и шампуня для волос головы,все мыли хозмылом,а потом туалетным.Как сейчас помню аромат туалетного мыла,о,это было божественно,аромат потом долго не выветривался,как духи.Я уж не помню спрашивала я маму или нет,может от кого-то слышала что мол из чего делают мыло,потом узнала
что якобы из собачьего жыра или из чего-то такого же,я как услышала,помню сильно переживала,мне было очень жаль животных,но может это просто слух такой пустили,не могу точно сказать.Сейчас вспоминаю и диву даюсь,когда мама все успевала делать. Ну печку отец мог и сам растопить,а остальное?Окна надо помыть,именно помыть,а не как сейчас протереть спиртовым раствором и все,чисто,тогда мы мыли окна сначала мыльной водой,потом чистой,затем терли газетой до сухости и писка стекла,вот так,а на это нужны и время и силы тоже.Подоконники мыльным раствором протереть, раз в неделю мама меняла постельное белье и столько же раз мы ходили в баню,ну а потом у каждого из них был душ на работе,так что мама выходит шла в баню из-за меня.Все что поставила на керосинку и варилось на плите надолго мама не оставляла без внимания.Она быстро вымывала полы,при этом не лентяйкой,как делают сейчас,а нагнувшись к полу и руками терла их,по ходу дела протирала пыль и раскладывала вещи на места.А когда она гладила только что принесенное с улицы высохшее белье,
я до сих пор люблю этот запах,она гладила его,потом аккуратно складывала и убирала в шкаф,все делала быстро и хорошо,это видно у нее было профессиональное, она же работала в интернате,там были дети до 5 лет,потом их переводили во взрослый интернат,так медсестры ухаживали за теми детьми как за своими,
я почему знаю,да потому что часто приходила к маме на работу,или к концу ее смены или еще как,подробностей не помню,времени много прошло,но те дети меня уже знали и встречали репликами,не все они могли говорить,многие были больными от рождения
может потому и были сданы туда,в общем радовались,но были и здоровые тоже.Да!Кто теперь таких как те дети пестует и любит как в прежние времена?раньше ведь люди
тоже не особо шиковали,а были добрее,открытее,отзывчевее,почему сейчас озлобились
Меня с детства приучили что вещи нельзя разбрасывать по комнате,а может мне это передалось от отца по генам,или оттого что он долгое время был военным,но я до сих пор все складываю,не люблю когда разбросано что-то,для каждой вещи есть свое место.Я не хочу сказать что у меня идеальный порядок,чистота,но я стараюсь придерживаться этого.Мама убиралась в квартире,доходила до прихожки,в чистой
воде мыла обувь.Я помню,если на улице грязь,то обувь мы мыли вскоре по возвращении домой чтобы грязь не засохла на обуви,а обувь ставили на постеленную газету,потом кажется отец смастерил тумбочку для обуви.Вообще-то он любил порядок,не терпел беспорядка,ругался,привык в армии,мне очень нравилась эта его черта.Я с детства видела как бережно родители относились к вещам,что трудно досталось,то и будет жалко.Ну вот,печка была натоплена,обед сварился,полы и все прочее перемыто,белье изнемогало от пара в баке и его пора было выполаскивать уже.Отец помогал матери таскать тяжелые вещи.Они снимали с керосинки и ставили тяжелый бак на пол,потом мама перекладывала белье в таз и шла на улицу полоскать его под краном,к колонке,потом вешала на веревку на улице,все, с уборкой было покончено,все блестело и мы садились обедать,если  у мамы был выходной и
если у отца тоже,редко,но так совпадало.Семья в сборе,а после обеда мама меня укладывала спать,так велели врачи.Вечерами у нас не было скучно даже и без телевизора,было радио,пластинки,книги,из соседей кто-нибудь заходил,шли беседы,или отец,мама к ним заходили,а если было на улице тепло,то наши соседи выходили в подъездную беседку покалякать про жизнь.Я тогда тоже многое успевала и с теми соседями посидеть,послушать,конечно не одна,с родителями,и с подругами побегать,летом купаться,зимой кататься с горки ледяной,но любовь к книгам и мне привили родители,я ходила в детскую библиотеку,потом во взрослую,потом стала покупать книги  чтобы читать их и не торопиться чтобы сдать во время,свои,читай сколько хочешь.Часто давала девчонкам почитать,те иногда забывали отдать их обратно.Мой рассказ о родителях вышел большим,зато теперь понятно какими они были.Хочу сказать что мама меня за мое упрямство наказывала шнуром от утюга,но за все детство несколько раз,а отец однажды не выдержал на мой отказ от заучивания мной таблицы умножения,я заупрямилась мол не буду учить ее и все,они знали что уговоры тут будут бесполезны,упрямство раньше меня видно родилось,значит нужны были родикальные методы,он погнался за мной помню с ремнем,мы стали с ним кружиться в вальсе друг за другом,тут встряла мама и ей за меня,кажется, хорошо попало ремнем,отец один или два раза ударил.Это я помню очень хорошо.Несмотря на мои недуги я была очень упряма,а как мне было вдолбить что надо учиться.Так вот с той таблицей,я немного погодя пошла за свой письменный стол,села и сравнительно быстро ее выучила,помню до сих пор что как говорится и взад и вперед,значит их наука мне пошла на пользу.Спасибо им большое за это.Я вообще-то в детские годы почти не получала наказаний,они случались редко и потому не привыкшая к таким мерам я потом сильно переживала,вообще любое насилие,пусть даже по отношению не ко мне,воспринималось мною как трагедия,не иначе,я была и есть очень чувствительная натура,особенно в детстве,очень жалостливая,если на улице встречала кого-то из брошенных животных,обязательно принесу их домой.По этому поводу между родителями были разногласия,отец мой,как я говорила уже,был из села родом,а там не принято было в домах держать животных,мама же наоборот,как и я,их любила,жалела и в этом вопросе мне потакала,но отец вышел мудро из этой ситуации,вечером мы с мамой помоем,накормим брошенное животное,а на утро идя на завод отец забирал их с собой,клал  запазуху и нес в цех,там их кормили,было тепло и кошли хорошо плодясь не забывали при этом ловить длиннохвостых озорников,вы надеюсь догадались о ком речь.Вот так они выходили из положения,а я приходя из школы начинала искать найденыша по дому,печалилась,но ненадолго,до
очередной находки.

Во 2-м классе школы мама отдала меня в балетную школу,данные видно мои подошли и меня туда взяли,это еще до того как у меня обнаружили врачи недуги,мне там нравилось,а в конце обучения уже в 3-м классе у меня обнаружили ревмокардит, больницы,больницы,даже среди учебного года меня клали туда,тут уж или здоровье или школа.Развод моих родителей меня еще больше подкосил,но не будем о грустном.Скажу  только что это я сейчас понимаю что родители мои были разные люди,каждый в отдельности очень хорошие,но,как говорится,из разных половинок сделанные.Он,отец отработает и домой,весь вечер свободный,она,мама,вся в работе и дежурстве,а что такое один молодой мужчина и день и два и месяц и год,и года?Это тоже надо понимать.11 лет они были вместе.Я помню отец часто возился в сарае у верстака,что-то мастерил,то стул,то табуретку,шкаф,на что хватало материала то и делал,скамейки маленькие для ног,так что он после работы не лежал и не плевал в потолок,а я как хвостик,бегала всюду за ним,в сарае было наше с ним любимое место,он и мне давал что-то забить,постругать и пр.Я вообще была как мальчишка в детстве,юности,косы только и отличали меня от них,они были у меня густые,длинные, 2 косы.Я конечно очень переживала их развод,это просто не описать,как впрочем и каждый бы ребенок переживал,но с другой стороны,а что же мучить друг друга,жизнь она одна.Отец ушел,ему повезло,его кто-то из приятелей познакомил с жещиной и они прожили с ней 46 лет кряду,значит он нашел свою половину,но мы с ним не прекращали связи до самой его смерти.Мама,через 5 лет после развода,тоже обрела мужа,моего отчима,прожили 20 лет и расстались,причин было много,основной-это он звал ее в село,сам он сельский житель был,а она не соглашалась.Так уж случилось что все они, 2-я жена отца,он сам и моя мама умерли в один год,высокосный. Царствие им Небесное!Хорошие были люди.
               
Мама брала часто кредиты,после развода с отцом, и потому много работала,кроме
основной работы она взяла еще одну,рассчитала так чтобы в положенные ей по закону
выходные,это после дежурств,могла бы еще подработать,я ее понимала,терпела,ждала
и очень скучала по ней,и когда она была дома для меня был праздник,ей богу.В то время у меня проявилась мечтательность,образное мышление, как-бы стал открываться внутренний мир,с годами он рос,увеличивался и приобретал рамки реального мира.Я думала а вот мол если б мама была всегда рядом со мной,стала бы я мечтать о чем-то,думать,сопереживать,фантазировать и пр.,скорее всего,если это было во мне заложено и было бы,но не в такой яркой,красочной,увлекательной,впечатляющей, загадочной,магической форме,это уж точно.Почва должна быть для этого,а она вырастает от переживаний,потрясений,потерь,но не только,от радости,сильных впечатлений как плохих,так и хороших,это зависит от впечатлительности.
Ну да ладно,пойдем дальше.Итак,отец продал картошку,купил то что было нужно его семье на базаре и позже они вернули участок данный на заводе.Эта эпопея прошла.Позже они как-то собрались в город на базар,уж не знаю за чем,там все было дешево,свежее,и кто жил рядом не ходили в магазин,они все покупали на базаре,я имела ввиду городской наш большой рынок или базар.Так вот,мать с отцом пошли
туда,а надо сказать что недалеко от него проживал дед с бабушкой по маминой линии,а отец работал на заводе в поселке,там же ему и дали квартиру,мы жили в поселке,а дед в городе,возле базара.Мы к ним ходили в гости,но не часто,тогда был один выходной,да еще мама сменами работала,так что возможности приходить часто к ним у нас не было,они все понимали и когда мы заявлялись,то,помню,у бабушки
всегда были пироги.Она была такая мастерица по ним и вообще из простых продуктов могла сварганить такое объедение,пальчики оближешь.У меня с детства был плохой аппетит,но у бабушки я даже просила,вернее не просила,ждала,просить  было неудобно,я ждала что мне положат еще кусочек,иногда взрослые говорили о своем и меня не замечали,но я не расстраивалась,переключалась на что-то другое.У бабушки с дедом была собачка,такая маленькая,дворняжка,но умная,я ее любила очень,помню и она за мной всюду бегала,помню даже как ее звали-Фоконька,почему-то такое странное имя дали ей.Отец да и дед помню не баловались водкой и не курили,дед ставил настойку из ягод своего садика,она была не крепкой,но настроение поднимала,вот мужчины опрокинут по румке-две,а дед мой был рассказчик отменный и спорщик хоть куда,вот они с отцом на этом и сошлись.Женщины их с трудом отрывали и приглашали на чай со сладким пирогом,ватрушками,чего было у бабушки.Помню ее стряпня моему отцу очень нравилась.Засиживались до поздна,а ведь надо было добираться на окраину города,а транспорт ходил редко и люди ходили пешком.Помню отец сажал меня себе на шею и вперед,шагал он широко,бывший военный,надо понимать,а мама шла рядом еле поспевая за ним,так и доходили до дома.Отец был высоким,худощавым,сильным,мама доставала ему до плеч ростом,но она была на редкость красива,как лицом,волосом и фигурой,просто форфоровая статуэтка.Да!Если б  вы знали сколько ей родимой пришлось пережить,переделать всего в жизни,она была простой в общении,доброй,отзывчивой,не грубиянкой,всегда помогала людям.
После окончания медтехникума она работала акушеркой и роженицы ее любили за от-
зывчивость,доброту,ласку и доброе слово.Сказано это все без прекрас и от души.

Родители мои поженились когда отцу  было около 29-ти,маме около 24-х лет.На следующий год появи- лась я,весной.Осенью они собрались на базар,уж не знаю зачем,мама говорила,но по истечение лет я забыла это.Ходили они по базару много,долго,глаза разбегались,посмотреть-то было на что,смотрят стоит один мужик и видно долго стоит,приустал уже,людей много,но все проходили мимо,он стоял и продавал тахту,родители мои подошли к нему,она им очень понравилась.Видимо,как говорится,мужик стоял и ждал своего покупателя и тахта его тоже,вот и дождались,бывает же такое.А ведь они пришли на базар за чем-то другим,это точно,но...Так тахта была куплена моими родителями.Господи!Люди раньше,по рассказам моей матери,были другими,она мне много говорила о том,ее,времени и что 
люди были более отзывчивыми,добрыми,порядочными,деловыми,честными и прочее,и прочее.Нет,я ничего плохого не хочу сказать о людях моего детства,юности, взросления,в каждом этапе моей жизни и моих родных встречались разные люди на том пути и всегда кажется что раньше было лучше,чем сегодня,это нормально,я думаю.Мама мне говорила что мол когда они поженились с отцом у них ничего
толком не было,да и своего угла тоже,первое время скитались по чужим углам, снимали жилье,это когда приехали в город из села,где мама отрабатывала после обучения в техникуме.В городе отец поступил на завод,поработал какое-то время,закончил курсы столяров,после им дали квартиру,отдельную.С ней тоже было не просто,директор завода предложил рабочим достраивать свои квартиры по вечерам
или в выходные чтобы быстрее вселиться и они были рады,не отказывались.Я помню
как прожив там несколько лет мы,все соседи,сажали тополя за своими домами,они и сейчас стоят там и радуют людей,но увы уже не нас,да и родителей моих уже нет на Свете,а дело их налицо,вот так.

Я помню фотографию,там вдалеке стоит дед,смотрит куда-то в сторону,мама со мной на руках,я еще грудная,другая  фотка- стоит купленный на базаре топчан,его можно называть по-разному и топчан,и кушетка,и тахта,сути от этого не поменяется,это просто кровать из дерева обтянутая сукном,она довольно жесткая и на нее надо класть тюфяк,подушку и прочее.Мама рассказывала что они купили ее за 5 рублей,целая кровать за такие деньги.Труд в нее был вложен большой,ее надо было как топориком протюкать,так и рубанком проширкать,может какие-то детали и на клей посадить,неведомо,но снаружи никаких гвоздей и в помине не было видно,она была гладкой,в общем ее сделал умелец-это точно.Да!Целая кровать за такие деньги,а чему тут удивляться,в советские времена ценили копейку,говорили даже что мол без копейки нет рубля.Все правильно и пять рублей это были приличные,по тем временам деньги. В магазинах мебель была дорогой,да и выбор небольшой,это потом ее станут клепать как с конвейера,а тогда ее было мало.Помню кровати были в моде железные с сеткой и с шишечками железными по верху. Со временем сетка растягивалась и отвисала до пола,лежать на ней было неудобно,не говоря о других,вполне житейских вещах,но люди и этому были рады.Многие хозяйки шили подушки,много подушек кто из пера,кто из ваты,потом накладывали одну на другую,нужно чтобы нижняя была самой большой затем меньше и меньше,так до верха,их закрывали кисейной накидкой, капроновой,из тюля,или сами вязали крючком,кто во что был горазд,кровать застилали красивым покрывалом, или из такой же материи как и накидка на подушки,был своего рода комплект,он создавал уют,красоту,к такой кровати просто
так не подойдешь,она вся благоухала,была недоступна,недосягаема,разрешали спать там,в основном,гостям.Раньше,особенно в селах,такая кровать вся накрахмаленная, белоснежная,чистейшая была своего рода эталоном данного дома,по ней судили даже о достатке хозяина и хозяйки.По этому поводу у меня есть один пришедший мне на ум случай.Постараюсь коротко изложить.Мне было около 2-х лет тогда,родители мыкались по селам,мать акушерка,отец ветеринар,работали трудно,приживались сложно и часто
меняли работы от этого.Честных и справедливых не любили,а подхалимов завсегда.Ну опустим эту тему,пойдем дальше.Вот отец привез меня,видно оставить было не на кого,а работа не ждала,он привез меня к своей матери в село и отцу,а та видно,судя по тому что сноха пришлась не ко двору,невзлюбила и внучку,терпела только считая что это ненадолго.Там была темная история,еще до войны бабушка приглядела моему будущему отцу невесту,потом он ушел на фронт,оттуда не вернулся домой,осел в городе,а мать лелеяла надежду что оженит его как только он приедет в село,но время шло и тщетно,та невеста подождала немного да и вышла за сельского парня замуж,вот так.Мать его затаила злобу сначала на него,потом
на его молодую жену,а потом и на их дочь,не признавала нас и все на этом.Так вот меня оставили у этой бабушки.Как-то она меня посадила на горшок в темные и холодные сени.В селах обычно так и делали что бы не было запаха в избе,вот и она меня там же посадила,а я не привыкла к темноте,да еще мамы рядом не было,я
сильно испугалась тогда,вот наверное в то время у меня в прямой кишке и образовался спазм.Я была маленькой,но поняла ее неприязнь ко мне и детским умом решила ей отомстить,а мне было,как я писала ранее,около 2 лет,я еще не говорила даже,мама рассказывала что я заговорила поздно и сразу чисто,без шепелявости.
Вот в доме никого не оказалось,я была одна и я ей отомстила,то есть бабушке,я
брала ладошками сажу из печки и ровными рядками клала на белоснежную кровать,вы помните о какой я писала раньше,на белое покрывало.Оно кажется в 2 ряда было разукрашено моими художествами,уже потом мама мне рассказывала что мол ты раскладывала те кучки ровненько так,одну к другой,аккуратной была хоть и мала,но бабушке от этого не было легче,покрывало было испорчено напрочь.Прошло какое-то время,в доме я была одна,потом пришли хозяева,пришла и бабушка.О!Как ее Кандратий не хватил,я не знаю.Но что возьмешь с малыша,видно дед защитил меня сказав что мол что возьмешь с дитяти,неразумного чада.Потом появились мои родители и бабушка высказала им все о чем она про них думала,она припомнила все, и то чего не было,скандал был грандиозный.Она в порыве гнева кричала убирайтесь,чтобы глаза мои вас больше не видели,в общем прогнала нас,а про меня сказала забирайте ее, и все на этом.Забегая вперед скажу что когда мне было около 10 лет или 9,бабушка та приехала из села к нам в гости,мама помню была дома,я была,наверное и отец тоже,не помню,наверное был ведь они разошлись когда мне было 11 лет.Бабушка та якобы приехала просить прощения у матери,наверное за тот инцидент с сажей,а может вообще за то что она была против их женидьбы,она погостила чуток и уехала.Мама полезла за чем-то в шифоньер и под бельем обнаружила 2 яблока.Откуда они там оказались-неведомо,но мать не могла их положить туда,отец тоже,вот и подумали что это бабушкина проделка чтобы разлучить родителей и сделать так чтобы мать и дочь оставались одни по жизни.Кто знает что она там на них наколдовала.Про колдовство не знаю,не буду утверждать,а то что эта бабушка была травницей в селе,это точно,лечила людей,но почему яблоки,это так и осталось тайной.Вот ведь как быва-
ет,мы в молодости не слушаем родных насчет своего избранника,а ведь они часто бывают правы,может это случается подсознательно,это остается загадкой,но в случае с моими родителями,это факт неоспоримый,им не нужно было жениться,так же как и мне в свое время,ничего хорошего не вышло из этого,браки оказались ложными, недолговечными,но мы поддались порыву чувств и ничего не замечали вокруг.У неко-
торых вынуждают обстоятельства такие как несвоевременная беременность и нужно предпринимать какие-то меры,многие мужчины женятся по этому поводу,а не по любви,ну случился грех и его надо прикрыть или чтобы у будущего ребенка был отец.Некоторые живут какое-то время,потом понимают что ошиблись и это не только
то,что человек плохой,может даже наоборот,но он чужой по духу и все на этом,семьи распадаются,страдают в основном дети,родители найдут себе замену,а как быть детям?Большой вопрос,у меня,к примеру,была незаживающая рана всю мою жизнь от развода родителей,потом я поняла их причину,а рана не заживала,я очень их обоих любила,но это совсем другая история,я это к тому что надо не под- даваться чувствам,хотя как тут устоять,я думаю советы давать в этом плане самое неблагодарное дело,оставляю это на ваш суд.

Так вот о кушетке.Купить-то купили,а как ее нести или на чем вести?Таких вопросов не возникало,машины имели в то время единицы,нанять видно телегу было негде,да и все носили раньше на руках,или заранее договаривались о телегах,машинах.Отец взвалил ее на плечо,так рассказывала мама,и понес,наверное до остановки трамвая,
уж не знаю как они ее туда втиснули,трамваи были узкими,дребезжащими,с дере-
вянными дверцами,они складывались вдвое,и ходили трамваи так же как и автобусы очень редко,их было мало,потому люди ходили больше пешком.Так вот с трудом но привезли они эту кушетку домой,радость-обновка,но и спину отцу пришлось изрядно надорвать,по молодому делу вроде как и незаметно,поставили ее в спальне,а там уже мамина работа,сшить матрас и все прочее на нее,я помню эту старую фотку,
где я годовалая стою возле той кушетки,а может мне было еще меньше,только начала видно стоять или ходить немного,и держусь ручонками за покрывало.Мать моя была большая мастерица по вышивке,вязанию,шитью,заказывать было дорого,да и в помине в голове не было такого чтобы заказать вещи в ателье,нет,в нашей семье шили себе сами и вязали тоже.Мама научилась вышивать,в ее молодость вышивка была очень
модна и сестры ее и она выучились этому ремеслу.Где-то им мать показала,где-то увидели,услышали,раньше так,увидят у кого-то на улице фасон платья или чего-то и сами сошьют такое же.Мастера-умельцы были,жизнь заставила,она же и учила всех тех кто хотел этого.

Так вот,я стою маленькая возле тахты,держусь за нее и кошу глазом на яркий рисунок,вот ведь такая капля была,а пыталась что-то понять в то время,видно мне было интересно что же это такое вышито на тахте,а может пыталась понять своим умом,как потом делала всегда,я всегда в жизни пыталась и пытаюсь дойти до всего своим умом.Есть же пословица,маленький ум,да свой.Это обо мне.Русская нация очень умная и мудрая,у нее на каждое дело есть нужное слово.Ни в коем разе не хочу обидеть другие нации,просто я отношусь к этой.После развода мы с мамой уехали с квартиры,той что получал с завода отец,на другую,ближе к городу,тахту взяли с собой,кажется мать что-то оставила на старом месте из сделанной мебели,отцовской, мол стало не модно,купим  в кредит,она и вправду что-то покупала взаймы,потом выплачивала и вскоре у нас появилась там новая мебель,шифоньер,сервант,кровати, тумбочки,но что-то и из старой мебели было,потом и она куда-то ушла.А уж после этой квартиры,мы разменивались на 2 разные,не помню,куда делся топчан,в нашей с мужем комнате его не было,значит мать взяла его с собой.После моего развода мы опять съехались,а топчана точно не было,может мать по доброте душевной оставила его на прежней квартире,она вполне могла оставить его там.Я не сильно тогда интересовалась переездами,была занята дочкой,собой,пошла учиться,но это опять другая история моей жизни.Я все думаю и почему мол я запомнила ту тахту или топчан?Ничем особенным она не отличалась,в смысле дизайна,ну была сделана из одного дерева и что,а вот застряла в голове.Может потому что ее нес когда-то мой отец и неуловимо вложил в нее часть своей души,силы,ведь то что тяжело дается,то надолго остается в памяти,душе,сердце,кто знает.


Рецензии