Ангел

               
  Случилось это в бытность, когда я служил врачом-травматологом . Дежурил сутками и занимался оказанием экстренной помощи. Работа по экстренной службе чаще всего достается именно молодым докторам, у которых нет еще опыта  специалиста , который надо наработать годами , нет опыта в общении с больными и родственниками, опыта своих ошибок, знания, как с ними бороться и как предвидеть осложнения. Короче,  в основном,все врачи начинают с экстренной помощи, а уж в дальнейшем, в зависимости от того, какой талант у них разовьется, или  они переходят в другую, более спокойную специальноость. Кто-то вообще не находит себя в медицине. Основная масса стремиться совершенствоваться и уходить в плановую медицину, так как она более продуктивная и благодарная. И больного «ведешь» от и до выписки. А в экстренной службе – оказал помощь, а там, как развивается болезнь дальше, тебе неизвестно. Если ты сформируешь в себе черты настоящего доктора, то судьбы всех своих больных доводишь до выписки. Так как бывают и ошибки, и неправильная тактика, и осложнения.
  Но я хочу коснуться не этого узкоспециального вопроса, а как начинающий писатель, поделиться со своей идеей, что каждый человек не должен просто умирать, а что-то оставлять после себя на земле. Мысли, чувства о нем, любовь, сопереживания, чтобы люди всегда помнили об этом и никогда не повторяли ошибок, приведших к гибели человека. Будь то это аборт, младенческий возраст, школьные, зрелые годы, когда ответственность за все трагические случаи несет взрослый, «разумный» человек. Мне сейчас трудно вспоминать все истории, связанные с гибелью близких, в особенности детей, которые ни в чем не виноваты. Только мы, взрослые, по недосмотру, по глупости, по непониманию забываем, что несем ответственность за судьбу этих ребятишек.
  Мне хочется рассказать случай из моей жизни, который я никогда не забуду, который камнем лежит у меня на душе от бессилия что-либо изменить. И все дети, волею случая умершие в младенчестве,  которые в своей жизни не совершили ничего грешного, называются ангелами. В своей жизни мне часто приходилось встречаться, в силу своей профессии ,с болезнями и  смертью  детей. От болезни, бытовых происшествий, а  предвидеть их невозможно, как и забыть. И почему-то судьба вырывает из общества именно этих ласковых, умных, спокойных ребятишек, способных не по годам и отличающихся от своих сверстников. Почему так происходит? Видно, есть какая-то закономерность свыше, за что-то Господь посылает нам это испытание – пережить смерть собственных детей. Не хочется верить, чтобы так жестоко наказывал Господь людей за свои проступки. Ведь после их гибели, анализируя эту ситуацию, всегда можно избежать ее, но мы никогда не ведаем о том, что нас ждет впереди. Только с возрастом, с приобретением определенного жизненного опыта, человек начинает думать о близких себе людях и избегать конфликтных ситуаций ради жизни и счастья близкого человека. Хватит лирики, давайте вернемся к случаю, который повлиял на мою психику определенным образом, а быть может, и на судьбу.
     Работа моя меня не отягчала , дежурства -сутки через трое: я, медсестра и санитарка. Смены у нас редко совпадали с одной и той же бригадой, но мы были в курсе о судьбах друг друга из разговоров за чаем. Санитарочка наша , назовем ее Ирина, жила с матерью и трехлетнем сыном, которого она нередко брала с собой на работу от безысходности, так как в субботу и воскресенье садик не работал, бабушка работала, и ребенка не с кем было оставить дома. Мальчишку звали Сережа. Милый, красивый, улыбчивый ребенок. А какой он был доверчивый, как вцепиться, обняв шею, как будто прилип ко мне, и я испытывал от этого большое удовольствие и сам стал привязываться к нему. Со слов Ирины, я узнал, что она закончила местный пединститут, по профессии она была учителем младших классов. Работать по профессии она не смогла, а, вернее, не хотела. Ее мать, заботясь о себе, уговорила ее поступить в пединститут. Но образование ей не дало ничего, и она нигде себя не искала, ей нравилось работать уборщицей на том же заводе или санитарочкой у нас в больнице. И Господь дал ей такого смышленого ребенка. В его светлых, наивных глазах была такая радость, когда он видел меня. Я брал его с собой в кабинет, давал ручку и листок чистой бумаги, мы рисовали машинки, дома, картинки, стали изучать буквы. Он был такой спокойный, покладистый и послушный. По сравнению с моими детьми, которые смотрели на меня, как на отца, и особо не слушались, этот мальчик привязался ко мне, думаю, он даже полюбил меня, как и я его. Хоть мы и редко встречались с ним, но я чувствовал его искренние чувства ко мне, и я отвечал ему тем же. Иногда, в свободную минуту, мы ходили с Сережей в магазин, я покупал ему лакомства, он не ел их, а клал в карман для бабушки с мамой, что редкость для ребенка. Ирина в это время судилась с мужем после развода, не за алименты, а за что-то другое, и вместе с матерью они хотели посадить его в тюрьму. Как я понял, им это удалось.
  Ребенок подрос, окреп, стал ходить в садик. Мы стали реже встречаться, а если и встречались, то не расставались на все время дежурства. Матери было спокойно, что он сидел у меня в кабинете, и я был доволен, а особенно Сергей. Он даже не уставал. Ирина, после того, как они посадили мужа, познакомилась с мужчиной, которого ее мать признала положительным, и она переехала жить к новому мужу. Сережа ходил в детский сад и жил у новых бабушки и дедушки. Ирина повторно забеременела. Сережа, наверное,  стал постепенно отходить на второй план.
  В старых домах, где огороды имеют продольную форму, а в конце имеется выгребная яма, где после зимы остается почти на все лето талая вода, для полива огорода. И вот случайно я узнаю, что у Ирины погиб ребенок. Сначала я не поверил. Не могло такого случиться. Именно с этим ангелом, с моим Сережей. Со временем я установил истину, со слов ее знакомых. Оказывается, она, работая в огороде, не доглядела за Сергеем, и он подошел к краю выгребной ямы и упал в нее вниз головой. Пропажу ребенка сразу не заметили, а когда обнаружили, то было уже поздно. Когда я вспоминаю этот случай, у меня до сих пор наворачиваются слезы на глаза: от бессилия, обиды и злобы на Ирину. Конечно, не выйди она замуж, не работай она на огороде, не жди она второго ребенка, она бы не позволила Сереже гулять на огороде возле этой выгребной ямы.
  Прошло около двух лет после этого случая, у меня не было возможности увидеть санитарку Ирину. После декретного отпуска она вернулась на работу. Я не мог ее видеть, сказать ей слово «здравствуй» или «привет». Чувство злости застило мне глаза. Для нее, как бы ни была тяжела утрата сына, с рождением нового ребенка все сгладилось, она поправилась, внешне практически не изменилась. Она жила с новым мужем  и работа санитаркой ей нравилась больше всего. Я сгоряча, при встрече, высказал ей: «Я тебе никогда не прощу смерть моего Сережи». Она, конечно, обиделась и мы с ней никогда больше не разговаривали. Меня  стали одолевать мысли: а если бы Ирина  не «посадила» мужа, не развелась, то рос бы красивый мальчик, умный, талантливый, добрый, счастливый,  увидел этот прекрасный мир, стал талантливым, любящим родителей и весь мир человеком.
  Что я хотел рассказать вам этим случаем? Даже не знаю… Я не хотел бы, чтобы жизнь Сережи забылась. А кого винить в его смерти? Ведь есть же кто-то виноватый, обязательно должен быть. А кто? Ирина со своей матерью? Не знаю… Конечно, они тоже косвенно виноваты, а изменить уже ничего нельзя. А вы как думаете, кто виноват? Не может же быть такого, чтобы не было виноватого. Кто-то должен нести ответственность за смерть Сережи. И поэтому, господа, я советую вам рожать как можно больше детей, любите их искренне, заботьтесь о них, а не о себе, жертвуйте собой ради людей.  Дайте им все, что вы можете. Прощайте друг друга. Я думаю, и к вам вернутся эта любовь и всепрощение.

               


Рецензии