Москва, лето 1957 года первая часть

Москва, лето 1957 года (первая часть)

В своих "повествованиях" я не раз упоминал о том, что наша семья принадлежала к числу весьма "малодоходных", поэтому мне до 1957 года лишь однажды удалось побывать за пределами Ташкента, когда я в 1949 году съездил в гости к маминой сестре, жившей в Самарканде. Но, во второй половине 50-х годов, положение дел в стране и, соответственно, в нашей семье, начало быстро улучшаться и, наконец, наступил долгожданный момент, когда мои родители сумели собрать средства для того, чтобы отправить меня повидаться с моим старшим братом, жившим со своей семьей в украинском  городе Луцке, центре Волынской области. Мало того, на семейном совете было принято решение отправить меня не железнодорожным транспортом, а на самолете. Кроме этого, мне была предоставлена возможность пожить десять дней в Москве по дороге в Луцк, и еще несколько дней там же, на обратном пути в Ташкент. Невозможно себе представить, какую радость я испытал, когда родители сообщили мне об этом своем решении. Это была, своего рода, чуть запоздалая награда мне за то, что я в 1955 году окончил школу с серебряной медалью, поступил на Энергофак САзПИ (Среднеазиатского политехнического института) и довольно успешно на нем учился. Сразу после сдачи зачетов и экзаменов за второй семестр второго курса я, в сопровождении родителей, приехал в аэропорт, прошел процедуру регистрации, попрощался с родителями, после чего вошел в самолет Ли-2, уже подготовленный к полету. В самолете бортпроводник посадил пассажиров на установленные вдоль его бортов скамьи, и мы взлетели.

Я потом очень много летал на всех типах самолетов гражданской авиации (кроме По-2 и Ту-144), как в связи с командировками, так и во время моих трудовых отпусков, но не могу припомнить ни одного столь же тяжелого перелета, каким оказался этот мой "первый блин". Во-первых, было много промежуточных посадок: в аэропорту Джусалы, в Актюбинске, Уральске, Пензе, после чего самолет сел в московском аэропорту Внуково. Во-вторых, он летел, в сумме, двенадцать с половиной часов. И, в-третьих, я до сих пор не знаю, сколько километров Ли-2 пролетел по горизонтали, и сколько - по вертикали. Почти по всей трассе были сплошные воздушные ямы и ухабы. Забыть этот полет оказалось для меня невозможным и по сей день. Справедливости ради, я должен сказать, что, спустя десять дней после прилета в Москву, я вылетел из аэропорта Внуково в киевский аэропорт Жуляны, уже на самолете Ил-12, и этот второй в моей жизни полет оказался на диво миролюбивым для меня: погода была прекрасной, не было воздушных ям и ухабов, и я вышел из самолета в Киеве весьма твердой походкой,   

В Москве в 50-е годы жила дальняя родственница нашей семьи, которая и приютила меня в своей квартире, как по пути на Украину, так и на обратном пути в Ташкент. Это была очень умная и чрезвычайно интеллигентная женщина. За те дни, что я прожил у нее (помню даже адрес: улица Сретенка, Даев переулок, 4 - самый центр Москвы, поблизости от Клуба КГБ), она, несмотря на уже весьма преклонный возраст, пешком обошла вместе со мной половину Москвы, стараясь показать мне все самое интересное: Красную площадь и Кремль, комплекс МГУ на Ленинских горах, "сталинские" высотки, Арбат, улицу Горького, стадион "Лужники", ВСХВ, парк имени Горького и многое другое. При этом она очень артистично рассказывала мне весьма добротные анекдоты. Ее уже давно, к сожалению, нет в живых, но, тем не менее, я до сих пор очень благодарен ей за заботу обо мне!

Я "ходил и шагал" по Москве, жадно впитывая своей памятью увиденное. Мне нравилось в ней абсолютно все, и старое, и новое, ее Москва-река с речными трамвайчиками, площади, улицы, парки и скверы, дома и люди, ходившие по этим улицам и жившие в этих домах, метрополитен, которого еще не было в Ташкенте, потоки машин, совершенно не сравнимые с тем движением транспортных средств, какое имело место в Ташкенте в то время. Увидел я тогда и колоссальный объем работ, ведущихся в целях подготовки к предстоящему в самое ближайшее время в Москве VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. В общем, я улетал на Украину, до отказа переполненный чрезвычайно позитивными впечатлениями.

В киевском аэропорту Жуляны меня встретил мой горячо любимый старший брат, который отвез меня к себе домой в Луцк. Перед этим он прокатил меня по Киеву. Этот красавец-город тоже произвел на меня совершенно неизгладимое впечатление. Я полюбил Москву и Киев на всю жизнь, полюбил столь же страстно, как и мой родной Ташкент. Увы, события на Украине последних лет сильно подмочили, в моем понимании, отличную ранее репутацию украинского стольного града.

Конец первой части (окончание - во второй части).


Рецензии
Да, на меня тоже произвела впечатление Москва, когда я первый раз в начале 60-х в 15 лет первый раз приехал сюда один из Киева. Тогда еще при приближении поезда к Киевскому вокзалу Москвы в поезде играли гимны о Москве. Не было ночных таможен и паспортных проверок и поездка занимала всего одну ночь. Моя тётя тоже ходила со мной по Москве , показывала все достопримечательности. Были времена.

Александр Жданов 2   07.10.2020 19:11     Заявить о нарушении