Пастырское городище

Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
     Также Тересия у скифов, Апотикия у греков, Колакий у антов, Поросский Киев у постлавян.
     В науке это городище получило своё название по имени села Пастырского в Черкасской области. Город тут располагался на обоих берегах реки Сухой Ташлык недалеко от её впадения в реку Тясмина правого бассейна Днепра. Это в 5 конных переходах от Киева, то есть в двухстах километрах от него.
     Первыми своё постоянное поселение основали здесь скифы в начале 7-го века до Рождества Христова. Несколько ранее тут бродили кочевники Киммерии, отступившие в Крым.
     К середине 6-го века дор Нашей Эры здесь появляются оградительные укрепления в виде валов и рвов, а также стационарные деревянные строения, что говорит о важности этого объекта, который по всем признакам той эпохи можно называть городом.
     Среди исследователей существует предположение, что город назывался тогда Тересия, в честь жены греко-скифского происхождения, которую взял себе местный Скифский царёк. По описаниям историков принцеска эта, однако, была не дурственна собой и не глупой. После смерти мужа она досталась его сыну. Известно, что скифы, кочевавшие этими местами, очень почитали некую Деву.
     Греческие историки использовали свой вариант названия города и называли его Апотикия, что означает Арсенал, имея в виду, что в городе содержался арсенал средств и ресурсов для кочеваний и ведения боевых действий на окраинах владений местного Скифского Царька.
     Отсутствие летописных описаний и названий этого скифского города историками объясняется тем, что скифы не допускали в свои города чужеземцев, не говорили, как они называются, и не давали информации о том, где эти города находятся.
     Названия скифских городов, которые в историях сохранились, давались самими историками по гидронимике, по именам известных скифских царей, властвовавших в районах предположительного расположения этих городов, а также в соответствии с собственными представлениями об основных качествах города, типа, Мудрый, Счастливый, Гордый, Богатый.
     Такого рода поселений во времена скифского владычества в степях Причерноморья и Правобережья Днепра было немало, поскольку скифы были в основном скотоводами и на зиму они организовывали в центре своих скотоводческих кочевий поселения, в которых собирали корм скоту для зимования. Этого требовали объективные природные условия Северного Причерноморья.
     Скифские Цари организовывали и более крупные кормовые базы на случаи ведения войн, наступления сложных экологических обстоятельств. Такие крупные поселения уже можно с полным основанием называть городами, поскольку они были окружены высокими валами и рвами, которые заполнялись водой. По верху вала ставились деревянные стены с каменными встройками там, где были организованы проезды на территорию хранилища.
     В местах, где ставились такие скифские города-арсеналы, никогда не практиковалась организация торжищ, поскольку доступ к ним был для иноземцев ограничен. Если нужно было продать или обменять часть запасов, то они вывозились за пределы видимости этих городов, подальше и в сторону. Этим и объяснялась историческая таинственность вокруг именований и мест расположения этих городов.
     Если врагам Скифского Царя удавалось уничтожить такой арсенал с, по сути, золотым запасом его племени, то такой Царь мог забыть о своём царстве навсегда и предаться в рабство удачливому противнику.
     Население Тересии, города, которое идентифицируют с Пастырским городищем, не было многоэтническим. Здесь жили скотоводы и воины, скифского происхождения, которые охраняли городской арсенал с его скриптами, тайными складами.
     Гвардия Скифского Царя вместе с прислугой и его женщинами располагались в нескольких километрах, за горизонтом, вне пределов видимости городских построек, где находилась Золотая царская юрта главного скифа, вместе с его гвардией, где решались все основные вопросы жизни племени этого Скифского Царя, куда прибывали послы иностранные, не подозревавшие о том, что совсем рядом от царской резиденции находится крупный город с домами, улицами и арсеналом ресурсов.
     Интересно, что горожане города арсенала имели огромное влияние на принятие экономических и даже политических решений Скифского Царя. Известен случай, зафиксированный Геродотом, когда Царь Скифии Скил в 5-м веке до Рождества Христова попытался создать из Ольвии, тоже тайного арсенального центра скифов, открытый цивилизованный город греческого образца. Он пренебрёг советами скифских волхвов не делать этого, перебрался в город, открыл его иноземцам для посещения. На следующий год он был всенародно казнён его братом под улюлюканье толпы воинов, сам город скифы разрушили и основали его в новом мете, о котором и сегодня никто не догадывается, где он был ставлен.
     Историки же склонны связывать это событие с приходом в Скифию сармат, родственных скифам, но более энергичных и способных отвечать на новые вызовы исторической судьбы. С их появлением некоторые таинственные города стали обретать очертания и проявляться, вокруг них появляются полиэтнические ремесленные посады. Но города эти стали называться по-другому.
     С уходом скифов о городе Тересия забыли. Несколько веков здесь никто не живёт, только изредка появляются малозаметные культурные налёты, которые намётывали пролетавшие мимо исторические эпохи с быстро сменявшими друг друга сарматами, готами, гуннами.
     Но вот, в конце 6-го века по Рождеству Христову на древнее скифо-сарматское городище приходят анты с Пеньковско-Пастырско-Киевской культурой.
     Археологи полагают, что анты, по другим сведениям венеты, были этнически связаны с росами, поскольку в культурном обороте нового города с самого начала появляются росские предметы обихода, к которым относятся росского типа серебряные предметы, повторяющиеся в кладах Проросья, где обитали росы и где стоял город, в древности именовавшийся Тересией у скифов и Апотикией у греков.
     Именовали обычно анты свои города по имени того княжеского рода, который правил в то время и в тех местах. Известно два возможных варианта названий этого раннесредневекового города в Поросье.
     По одной версии, город на месте старого скифского поставил последний известный правитель Союза племён с антами во главе Князем Идаризием. Это событие могло произойти в первой половине 6-го века по Рождеству Христову, когда анто-славянскому межплеменному союзу стал угрожать более организованный и целеустремлённый Аварский Каганат. Город могли назвать Кола, что означало центр, столица Антского Союза.
     Город сразу приобрёл черты полиэтнического, где пребывали представители разных этносов, которые оставили на городище несколько слоёв археологических культур не только анто-славянского образца, но и сарматского, и салтовского, и готского, и дунайского булгарского типа.
     Наличие сарматского этнического элемента говорит о том, что, несмотря на многовековой разрыв в жизни города, этнические связи населения Поросья сохранялись, так что можно предположить, что о существовании города на реке Сухой Ташлык основателям нового города на старом месте было известно. В те времена мифам и легендам веры было больше, чем средневековым и нынешним заказным историкам.
     Салтовский этнический элемент говорит о присутствии здесь в поздние времена представителей хазар, которые держали в городской крепости свой военный контингент.
     Дунайско-Болгарский культурный слой подсказывает, что город был участником раскола Хазарии на восточную и западную части. Западную возглавили Аспарух и Кубрат, которые увели своих болгар через Поросье на Дунай.
     Возможно это были утигуры, которые, согласно академику Артамонову, остановились в Кола, чем осчастливили местных вдовушек и девиц правильного поведения. Часть Кубратских воинов даже решила остаться в городе на пару ночёвок, основав тут булгарского типа район, рядом с которым археологи раскопали булгаро-гуннские захоронения, отдохнули получается раскольники хазарские. Согласно Нестору, появление болгар-утигур разрушило складывавшийся антский этнос, он также внезапно распался, как и внезапно возник. И тут дунайские болгары отметились.
     Согласно Книге Велеса было несколько городов, именовавшиеся по Князю Кию. Был в Карпатах Киев, был на Днепре Киев, был, видимо, и в Поросье Киев.
     По всей видимости был Киев, который построил Кий, и который стал уже культурным и политическим центром пост-славянского союза племён светского направления. Поросский Киев был торговым центром и там были огнища, посвящённые Сварогу, народ там был более консервативен, менее открыт, словно люди Киева Поросского сохранили от скифов стремление сохранить свой город в тайне.
     В городе к началу 8-го века стала формироваться поздне-славянская культура бытования. Здесь появляются славянские жилища полуземляночного типа с врубленными в землю стенами, в позднее время срубового типа, с печами из камня для обогрева. Появляется славянская керамика, изготовленная на гончарном круге. Славяне и аланы изготавливали орудия труда для скотоводов и сельского хозяйства. Они знали технику скани по ювелирным изделиям из бронзы и серебра, которая связана как со скифскими изделиями, так и с хазарскими.
     В конце 8-го века Поросский Киев попадает под влияние хазар, которые размещают в его крепости свой сторожевой отряд. В это время город этот по своему развитию не уступал Киеву, он не был рядовым. Однако его разношёрстный этнический состав, отсутствие родовой знати, после распада Антского Союза, не позволили ему противостоять новому культурному влиянию, которое оказалось губительным.
     В начале 9-го века город уже выглядит как покинутый, только в паре тройке жилищ теплится в каменке огонь. Всё, что было ценного в городе, разобрали скотоводы и жители по местным селищам.
     В Поросскую равнину снова пришли люди кочевого образа жизни, которые исповедовали Перещепинскую культуру, не предполагавшую строительство городов, только небольшие поселения полукочевнического типа. Всё вернулось к доскифовским временам, когда на земле ещё не было Князей.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии
Эпиграф можно из песни, О Киево мий, мыне пожалий* , а то прийду сарматы спалят хаты... летописец Донбасс...

Валентин Стронин   07.10.2020 18:13     Заявить о нарушении