Ключ от оазиса. Прогулки по саду фараона

По негласному обычаю древнеегипетский храм, однажды основанный, в дальнейшем не раз до- и перестраивался, как собор Антонио Гауди. Те же этапы метаморфоз терпел время от времени и великий храм «отца богов» Амона в Ап-асауа (Карнаке), ядро которого было заложено ещё в эпоху XIII-й династии. За этим самым «ядром», к востоку от двух залов анналов, где хронисты увековечили победы фараонов, по велению Тутмоса III в период от 24 до 40 годов его правления был возведён юбилейный храм Ах-Мену – уникальная по своему дизайну изящная пятинефная базилика, в которую солнечные лучи отвесно падали из оконцев под потолком.

В такого рода храмах вершили ритуал «хеб-сед», призванный возродить угасшую под гнётом лет мощь владыки. Но храм великого воителя Тутмоса III был, кажется, предназначен и для таинств, близких тем, что проводились в святая святых храма Амона. В числе малых покоев, окружавших юбилейный зал, особое место занимает сокровенное святилище, обращённое гением резца и мысли в подобие атласа мира флоры и фауны как египетской, так и иноземной. Тутмос III раздвинул границы египетской империи до невиданных ранее пределов: на юге он покорил Нубию (южный Судан), на западе вторгся в Ливию, а на севере он дошёл до пределов современного Ирака, до реки Евфрат.

Он взял 350 городов, среди которых были настоящие крепости, куда по торговым путям стекались все богатства мира. Не лишне будет упомянуть вечное яблоко раздора восточных царей – Мегиддо, тот самый город в одной из гробниц которого не так давно обнаружили сосуды с осадком от духов из ванили! К тому, что сделано руками мастеров со всего света сами собой добавились и чудеса живой природы иных миров. В них мудрецы фараона увидели ключ к божественному откровению. К сожалению, ни один из экзотов в резной панораме каменного атласа не был снабжён визиткой.

Но из текста посвящения следует, что в палате изображены «...растения всякие необыкновенные и всякие прекрасные цветы, происходящие из Страны бога, доставленные могуществу его величества, после того как направился его величество и Верхнее Речену, чтобы покорить страны северные, согласно приказу отца Амона, который поверг все страны под сандалии его от этого дня и до истечения миллионов лет». Учёные не раз делали попытки отождествить резные образы с их прототипами из живой природы, но в этом мешает присущая египетскому искусству стилизация. Где-то растения проработаны очень тонко и кажутся живыми, а где-то они напоминают геральдические штампы.

В наше время рельефы зала-атласа, прозванные «Ботаническим садом», оказались под открытым небом и, само собой, они лишились цвета, а местами и сильно повреждены. Одной из последних «приступом» этот заветный «сад» взяла бельгийский египтолог Н. Бо-Грималь, опровергшая ряд толкований, когда-то данных на скорую руку прежними исследователями (например, немецким ботаником Г. Швайнфуртом). Сама Бо тоже ботаник, и в вопросах, связанных, к примеру, с выяснением видов птиц, тоже представленных в «саду», она обращалась к опытным орнитологам-практикам.

Её заслугу в открытии тайн резного манускрипта трудно переоценить: в работе с ним были нужны не только высокая квалификация, но и изрядная интуиция. В древнем «атласе» было, как это известно, 382 гравюры. 86 % из этой массы целых растений или их частей на сегодня получили более-менее точную идентификацию. На 64 иллюстрации приходится 44 вида или рода растений из чужих краёв, а ещё 265 – сонм диковинок из мира флоры и давно известных в Египте интродуцентов. То есть, нужно иметь в виду, что один и тот же вид растения мог быть запечатлён в несколько хаотичном «атласе» многократно, на разных этапах своего развития и в произвольном порядке.

И особо были отмечены виды с аномалиями развития: люди видели чудо в водяных лилиях, из венчиков которых росли стебли вторичных цветков или в курьёзно сросшихся ягодах паслёна. Там были и грибы: из рода Tulostoma а может и вид Podaxis pistillaris, если это всё же не колос циномория (Cynomorium coccineum). К фауне автор «атласа» не проявил особого интереса, если не считать птиц, среди которых различают 25 видов, и это против двух видов млекопитающих (стадо быков и газель), одной змеи да пустынной саранчи. То, что мир растений в панораме явно преобладает над случайными «гостями» из царства фауны, быть может, объясняется тем, что в цветах, как думали жрецы, так или иначе живёт божественная эманация.

Те или иные растения были избраны для резного каталога по ряду критериев, таких, как красота или диковинный вид, аромат, целебные свойства, утилитарная ценность. В ряду чужеземных растений много «уроженцев» ирано-туранской и восточносредиземноморской областей, но есть и виды, которые были явно ввезены в Египет из тропической Африки, в крайнем случае из Аравии и Йемена, к примеру, молочай абиссинский и каланхоэ ланцетолистное... У египтян был весьма долгий опыт доставки из дальних экспедиций живых растений, и вряд ли резчики работали не с натуры.

Тем не менее, ароидные, серию которых представили в палате, едва ли охотно разводили – да, вид у них, что называется, инопланетный (дракункулюс, эминиум), но ему соответствует и адский запах. Такие ароидные, как аризарум, эминиум, биарум встречаются и в Египте, но редко, в приморье, где начинает преобладать средиземноморская флора, и на Синае. К ним, вероятно, относились с опаской, ведь они ядовиты (странно даже, что на рельефе среди них пасётся непутёвая газель), но, например, гибкие, изящные аризарумы с их стреловидными листьями служили мотивом для тонкого узора на тканях.

У мастеров особый восторг вызвали элегантные ирисы: из их троицы, на редкость точно высеченной в камне, два признаны онкоциклами, вероятно, вида ирис пурпурный, самого распространённого в ближневосточном регионе, и один – ирисом флорентийским, от которого получают знаменитый «фиалковый корень». Типичные для Нила водяные лилии, давно вошедшие в египетскую культуру гранаты и виноградные лозы делили пространство с последним писком садовой имперской моды – колдовской мандрагорой и таким ботаническим сокровищем, как этрог (Citrus medica).

В этом каталоге не было особой системы, и плоды паслёна, мимусопса лавролистного (персеи), чилибухи, граната, люффы, колосья ячменя в произвольном порядке рассеяны тут и там среди групп таких растений, как асфодель летняя, кендырь венецианский, василёк сжатый, сцилла гиацинтовидная (если это не дримия морская), сколимус испанский (если это не сафлор или не василёк), птицемлечник, латук посевной, шалфей индийский, орхидея офрис, мелисса лекарственная, «мальтийский гриб», артедия и маргаритка лесная (их раньше принимали за хризантемы), ива, дуб, олива, лавр, мирт… У птиц в египетском богословии разносторонняя коннотация.

В известных сценах охоты на них проявлялась аллегория истребления богом Хором врагов своего отца Осириса, принявших вид рыб и птиц. И в то же время многие виды птиц были «аватарами» богов и богинь. А в птицах, прилетавших в страну фараонов каждую зиму, видели духов нездешнего мира («бау»), которые оборотились под лучами Ра. Как правило, пути миграций птиц шли с севера на юг, но случалось, что и наоборот, суданские виды птиц попадали в верховья египетского Нила. Но такие виды, как абиссинский голубокрылый гусь (Cyanochen cyanopterus), обитающий исключительно у горных озёр Эфиопии, могли попасть к египтянам только как дар, трофей или товар.

Из двух видов ракш, представленных в «атласе» один (сизоворонка рыжешапочная) обитает в Африке южнее Сахары, а другой – европейский (сизоворонка обыкновенная). В северных сизоворонках видели инкарнации сыновей бога Хорура, а также глашатаев, которые по весне улетали в дальние края и там должны были возвестить миру о едином владыке мира – божественном фараоне. Такая наивная мания величия во времена фараонов, подобных Тутмосу III получала для себя самое твёрдое основание. И покорённые народы в египетском искусстве часто символизировал чибис, который тоже вырезан среди стайки пернатых в «саду» храма.

В движении крыльев взлетающих птиц было нетрудно увидеть своеобразный жест «адорации», обожания и восхваления солнечного демиурга. Решительно всё в этой архитектурной зоне Карнака воспевает величие солярного божества, живописуя его собранием самых дивных и всем известных, но не менее важных творений. Гарантом сохранения гармонии мироздания выступал фараон на правах «младшего Солнца». На сегодняшний день учёные приходят к выводу, что единственное в своём роде святилище-«сад» было устроено для обряда инициации, дающего откровение о предвечной воле Отца всего живого, судьбе мира и тайнах высших сфер.

© Екатерина Боталова

Источники:

Бо-Грималь Натали. «Кунсткамера Тутмоса III: растения и животные из «Ботанического сада» в Карнаке»/Nathalie Beaux-Grimal, Le cabinet de curiosit;s de Thoutmosis III : plantes et animaux du «Jardin botanique» de Karnak, Leuven, Peeters, coll. « Orientalia Lovaniensia Analecta » (no 36), 1990
Archaeological and textual evidence for the function of the "Botanical garden" of Karnak in the initiation ritual. Dimitri laboury, FNRS, University of Liege, Belgium. Publication date: 2007

Бил Шэйла Энн. Аромат и использование парфюма в Древнем Египте. Работа представлена на соискание степени магистра гуманитарных наук по теме «Исследования древнего Ближнего Востока». Университет Южной Африки. Выполнено под руководством профессора П.С. Вермаака и миссис А. Феррейры. Февраль, 2012 г./The essence and use of perfume in Ancient Egypt by Sheila Ann Byl. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Master of arts in the subject Ancient near eastern studies at the University of South Africa. Supervisor: Professor P.S Vermaak, joint supervisor: MRS A. Ferreira. February 2012

Бадж Э.А.У. Боги египтян. Царство света или тайны загробного мира. Пер. с англ. А.Б. Давыдовой, И.Б. Куликовой. М.: ЗАО Цетрполиграф, 2014 г.
Эрман Адольф. Государство, армия и общество в Древнем Египте. М.:ЗАО Центрполиграф, 2008 г.

Жан Пьер Мари Монте (фр. Jean Pierre Marie Montet; 27 июня 1885 — 19 июня 1966) — французский египтолог. Эпоха Рамсесов: быт, религия и культура. .
Ассман Ян. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. — М: Присцельс, 1999. — 368 с. Перевод с немецкого Татьяны Баскаковой

Розен Байоль-Лясуэр, Рессман Анна Р. «Между небом и землёй. Птицы в Древнем Египте»./edited by Rozenn Bailleul-LeSuer, Anna Ressman R. Between heaven and earth. Birds in Ancient Egypt. The University of Chicago. All rights reserved. Published 2012. Printed in the United States of America. The Oriental Institute, Chicago, 2012

Демидчик А.Е. Безымянная пирамида: Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. - СПб.: Алетейя, 2005.

Орехов Р.А. Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Научный руководитель: д.и.н. Белова Г.А. Институт востоковедения РАН. Москва, 2001 г.

Штайндорф Г., Зееле Кит С. Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры //ЗАО Центрполиграф, Москва, 2013

Гермер Рената. Флора Египта эпохи фараонов./Renate Germer- Flora des pharaonischen ;gypten, Mainz am Rhein, Philipp von Zabern, 1985

Кинк Хильда Августовна. Древнеегипетский храм. Издательство «Наука», главная редакция восточной литературы, Москва, 1979 г. Отв. редактор Ю.Я. Перепёлкин

First evidence for vanillin in the old world: Its use as mortuary offering in Middle Bronze Canaan. Vanessa Linaresa, Matthew J. Adamsb, Melissa S. Cradicc, Israel Finkelsteina, Oded Lipschitsa, Mario A.S. Martina, Ronny Neumannd, Philipp W. Stockhammere, Yuval Gadota. Journal of Archaeological Science: Reports, 2019


Рецензии
Очень интересная, содержательная статья. Особо приятно, что автор обратила внимание на рельефы Карнакского храма, начертаные по приказу царя Тутмеса - не только великого завоевателя, но и любознательного путешественника и страстного коллекционера. Эти рельефы - настоящая энциклопедия для египтологов по истории, религии а так же знаний египтян в области географии, астрономии и даже ботаники. Так же впечатляет список публикаций. В общем добротная, грамотноя работа.

Сошников Андрей Александрович   07.10.2020 21:16     Заявить о нарушении