Техника безопасности - сейчас и раньше

Азы техники безопасности я получал, работая на заводе в Советском Союзе, где безопасности труда при общем производственном разгильдяйстве уделялось очень много внимания. На каждом занятии ТБ звучала фраза, что все должностные инструкции написаны кровью и являются отражением полученного опыта, не всегда заканчивавшегося удачно. Со скучающим видом мы выслушивали лекции о том, что можно и должно делать на производстве и чего нельзя, и шли в цеха, расписавшись в получении знаний. Многие пункты инструкций мы, немного поднабравшись опыта, обходили и считали лишними. В душе кипела обида, когда штрафовали кого-то из нас за нарушения именно тех, в нашем понимании, ненужных пунктов инструкций. Таскать на себе плотную куртку в цеху, где даже в майке при движении по спине стекал пот ручейками, совершенно не хотелось. Отношение к спецодежде и инструкциям изменилось в одночасье после выброса струи перегретого пара из внезапно лопнувшей трубы. Пострадавший коллега был в тоненькой майке… Из больницы, куда он был увезён на «скорой» прямо из цеха, он вернулся недели через три, и выглядел совсем не так, как раньше. Как-то незаметно даже в самые жаркие дни стали надевать куртки, позволяя себе лишь расстегнуться, когда было невмоготу терпеть. Урок безопасности был усвоен, и для этого понадобился пример живой. Все примеры, которые приводились на занятиях по ТБ, казались какими-то далёкими и ненастоящими. Мы считали, что нас запугивают, пока не коснулось одного из нас. Такова психология человека - не верю, пока не увижу сам.
Были разные примеры, врезавшиеся в память на всю жизнь. Я усвоил, что нельзя жирными руками открывать кислородный баллон после того, как рванувший баллон разнёс часть цеха и убил открывавшего его сварщика, только отобедавшего с нами в заводской столовой. Стоило только помыть руки, кто же знал… Усвоил, что табличка «Не включать» , висящая на электропускателе, висит не просто так- опытный электрик отдёрнул  руки от кабеля и отвернулся, когда услышал быстрые шаги в сторону щитовой. Мой коллега отделался синяком под глазом, а электрик остался жив. Молодой пытливый ум фиксировал в памяти такие моменты, делая выводы на будущее, ибо уже через много лет сам отвешивал оплеуху коллеге за включенный автомат питания, успев также отвернуться и убрать руки - хорошо, что только 380 В. Подобных примеров, покопавшись в памяти, можно найти не одну тысячу, пожалуй, не удержусь и расскажу ещё один случай, прям язык чешется. Мне, студенту-заочнику в то время,  работавшему слесарем на мазутном хозяйстве завода, приходилось заправлять мазутом автоцистерны. Цистерны приходили довольно регулярно, часто приезжали в тёмное время суток. Заправляя их, мы заглядывали вглубь бочки и пытались на глазок определить – сколько ещё осталось заливать. Часто, я бы сказал,  регулярно курили на верху цистерны вместе с водителем и подсвечивали, заглядывая в бочку, спичками. Так продолжалось полгода, пока в один зимний вечер не бабахнуло. Столб пламени, вырвавшийся из горловины цистерны, поднялся метров на пять-восемь. Водитель, чудом не получивший никаких травм, кроме психологических, отлетел до кабины длинномера - его перемещение в пространстве составило метров восемь - десять. Заправлявший его мой коллега, отключив кнопкой насос,  при движении к задвижке споткнулся, в кровь разбив колено, и ползком одолев частокол задвижек и заборы из трубопроводов, едва не теряя сознания, перекрыл ставшую такой важной задвижку. Пожара, на удивление, не было. Пары, мгновенно воспламенившись, сгорели, и огонь не получил продолжения - цистерна была практически полной - после «разбора полётов» ( моя ночная смена наступала через полчаса, и я, только успев переодеться, осматривал «хозяйство», начав с дальних ёмкостей и увидев вспышку, попал к месту действия, когда всё действие и закончилось) даже не пришлось доливать. После принятия «подарков и пряников» от дежурных инженеров, осознания случившегося и совместного решения не предавать случай огласке наступило спокойствие. Появилась острейшая необходимость в дежурном фонарике, за которым была отправлена в город дежурная машина и один из освободившихся инженеров ( легенда- якобы нечаянно «наш» фонарик утопили в мазуте и нечем светить- ЧП). Коллегу подменяли на сменах три дня, пока он не смог по-человечески ходить. Водитель,  почти пенсионного возраста крепкий седой мужик, через час-полтора смог сесть за руль и выехать с территории завода. Он снова приехал к нам через месяц, уже бросив курить, на наш вопрос ответив: «Всё-таки на бензовозе езжу!». И когда новый наш слесарь полез со спичками на цистерну посмотреть, много ли осталось - его остановили четыре руки, и довольно грубо. Его удивление звучало немым вопросом - это же мазут, он никогда не горит! Но нам проверять данный факт совсем не хотелось, не хотелось и увещевать молодого коллегу, проводя ему лекцию. Сунутый под нос кулак послужил необходимым и доходчивым аргументом убеждения, вот бы, чтобы надолго.
Наступали в стране перемены- лихие девяностые. Вновь появлявшимся хозяевам, принявшим фабрики, заводы, внезапно ставшими частными, было совершенно начхать на безопасность производства. Менявшееся законодательство под финансовым гнётом постепенно сдавало позиции, сдав сначала тарифную сетку рабочих и упразднив квалифицированный труд, необходимые профессиональные льготы и отпуска. Заводы переставали что-либо выпускать и закрывались, фактически разворовывались.
С наступлением XXI века обстановка в смысле техники безопасности начала меняться. Требования надзорных органов приобрели формальную окраску, ужесточаясь лишь в случаях, которые не удавалось скрыть. Мало-помалу и в этой отрасли капиталистического производства был наведён относительный порядок, точнее, он приобрёл состояние неустойчивого равновесия. Всё нормально до случая, с наступлением которого меняются надзорные лица, раздаются увесистые и убедительные тумаки всем причастным лицам, вносятся необходимые профилактические изменения в инструкции - заметим, написанные заново не самыми образованными  на свете людьми.
Не меняется лишь сложившийся годами порядок - финансам до фени безопасность, и каждая отвоёванная для этой цели денежная единица ( рубль, бакс, юань…) является победой здравого смысла. Чиновники от разных степеней властных структур научились вносить в инструкции свои требования, в своём большинстве абсурдные. Стремясь обезопасить окружающий мир и гарантированно снять с себя ответственность за возможные инциденты, они создают циркуляры и директивы, которые невозможно выполнить уже потому, что они противоречат друг другу помимо здравого смысла. На огромной территории бывшего крупного завода, выживающего совершенно непонятно как, запретить движение быстрее 5 км/ч, и не будет никаких наездов на пешеходов и дорожных происшествий. Любой, едущий быстрее, сам виноват в любой случившейся с ним дорожной неприятности, включая попадания в глубокую яму на проезде.  Необходимость, например, носить на стройплощадке защитную каску и спецодежду не вызывает ни малейшего сомнения. Сомнение вызывает факт штрафования в стороне от строений, подъёмной техники при раскопке траншеи или  в обеденный перерыв за столом рядом с бытовкой – здесь теоретически может упасть только что-нибудь со спутника или пролетающего аэроплана. Работая рядом со строящимся многоэтажным зданием, рабочий сам наденет каску, ибо с верхних этажей прилетают не только пластиковые боксы с запахом «Доширака», но и металлические гайки, мастерки, кирпичи и прочий хлам - это нормальный страх. Электромонтажник, работая в монтируемой трансформаторной подстанции, не должен быть в каске - иначе есть риск этой самой каской снести сложное электронное оборудование, так как свободное пространство весьма ограничено, и каска мешает работать. Есть отсеки, куда в каске просто не сможешь даже заглянуть. Проверяющему надзорному инспектору «глубоко фиолетовы» проблемы электроперсонала – он заглянув из дверей подстанции и увидев лохматую шевелюру по соседству с блестящей лысиной, щёлкает фотоаппаратом и радостным галопом бежит по стройплощадке рисовать штрафное предписание. Сколько бы злорадных матюков он услышал в свой адрес, споткнувшись о торчавшую из дорожной плиты арматуру! Будь каждое из произнесённых таких слов дротиком, он бы стал дикобразом - столь велика ненависть к надзору безопасности на стройках! Нарушается техника безопасности всегда и повсеместно, при серьёзной проверке проще прекратить работу и отправить людей обедать в неурочное время (или на склад всех одновременно, чтобы принести охапки гвоздей, саморезов, шуруповёртов…). Все требования безопасности выполнить одновременно невозможно, соответственно, необходимо подумать о действительно необходимой безопасности, опустив все остальные пункты. Надзору плевать на невыполнимость требований. Нельзя, например, находясь на приставной лестнице или стремянке, работать с электроинструментом. Предписание прорабу - собирай леса, и плевать, что тебе пробить буром одно отверстие или срезать болгаркой один прут арматуры - ты виноват, не выполнил требований безопасности, получи штраф. Заказчику плевать на безопасность - не заложены в смету никакие леса. Один отписался, другой при отклонении оштрафовал, свой же начальник дал нагоняя - не попадайся!
Говоря об электроэнергетике и новом строительстве - типична ситуация, когда застройщик игнорирует требования государственных эксплуатирующих местные электросети организаций, фактически экономя вложения. Чтобы как-то всё работало, создаётся частная эксплуатирующая структура из собственных резервов. Не имея ресурсов, достаточных для полноценной организации обслуживающего сервиса, создаётся из имеющихся ресурсов - без диспетчерской службы и чёткой и прозрачной отчётности. Высоковольтные ( 6- 20 кВ) сети остаются в частных руках, но на этих службах также экономится, и работают там действительно смелые и отважные люди - проводить высоковольтные переключения без диспетчеров, в одиночку - я, например, этот страх смог преодолеть только на сетях, которые построены при моём участии хорошо мне знакомыми монтажниками, проверены хорошо знакомыми мне инженерами - наладчиками и осмотрены мною лично полностью. Заказчик крайне неохотно оплачивает работу электролаборатории, хотя она является главным звеном безопасности - в сметах всеми возможными путями сокращается её использование, и самое интересное в этой ситуации то, что подобное сокращение выполняется людьми технически неграмотными - они финансисты - сметчики. Переубедить получалось крайне редко: подрядчика прессуют финансово на разных уровнях. Переговоры ведут финансисты, задание на проектирование дают финансисты, квалифицированные строители получают готовый проект на выполнение - немая сцена. Большую часть работ, не предусмотренных проектом, подрядчик, злясь и кляня заказчика, сделает за свой счёт - ведь всё должно соответствовать нормам, за исполнением которых следит жёстко технадзор от того же заказчика. Если говорить о подземных прокладках кабелей, установках наружного освещения, то становится, к сожалению, нормальной ситуация, в которой экономится на заказе геоподосновы места проведения работ и проекте как таковом( геоподоснова- жуткое слово, означающее карту того, что находится ""над" и "под"  землёй, отражающей ещё и высотный рельеф местности), материалах - песке в местах пересечения проездов и дорог, хризотилцементных футлярах - трубах, укладываемых только там, где есть возможность передвигаться снегоуборочной и грузовой технике и не укладываемых во второстепенного значения дорожках.
 Если же говорить о соответствии квалификации строителей выполняемой работе - этой квалификации в лучшем случае соответствует сам прораб плюс один рабочий, выполняющий работу повторно. В худшем и прораб, впервые осваивая азы строительного дела, учится у рабочего, выполняющего работу второй раз и не знающего, что то, что он сделал впервые, другие люди, матерясь, переделали. Работа прораба, как правило, сводится к постановке задания неквалифицированному персоналу на доступном для этого персонала языке и требованию его выполнения именно так, как требуется. Учитывая довольно большую текучку кадров, прорабам требуется огромный запас терпения. Практически все виды работ, включая считающиеся сложными, квалифицированными, делают на стройках представители Средней Азии. Они действительно разные в квалификации, россиян же всё меньше, на порядок. Россияне, на взгляд работодателя, слишком многого хотят, иностранец гораздо менее требователен к комфорту и уровню необходимой оплаты, в разы. Имеем то, что имеем, и с надеждой будем смотреть в будущее –  технически безопасное…


Рецензии
Чудесная статья...

Олег Михайлишин   07.10.2020 20:37     Заявить о нарушении