Сво бо да и судь ба

Ми­фо­ло­ги­че­ские об­ра­зы, по­ве­ст­вую­щие о том, что нить че­ло­ве­че­ской судь­бы на­хо­дит­ся в ру­ках бо­гов, от­ра­жа­ют тот ме­та­фи­зи­че­ский факт, что судь­ба че­ло­ве­ка уко­ре­не­на в дов­ре­мен­ных, над­мир­ных сфе­рах. В веч­но­сти че­ло­век в твор­че­ском диа­ло­ге с Бо­гом сво­бод­но са­мо­оп­ре­де­ля­ет­ся о зем­ном на­зна­че­нии. Вхо­дя в мир, ду­ша об­ле­ка­ет­ся в плоть мир­ской не­об­хо­ди­мо­сти.
Судь­ба – это влияние на бытие человека, народа, человечества, со­во­куп­ности все­го су­ще­го. Судь­ба че­ло­ве­ка скла­ды­ва­ет­ся из про­жи­то­го, от­бра­сы­ваю­ще­го тень на на­стоя­щее и бу­ду­щее. Эта инерция прожитого мо­жет иметь раз­лич­ные фор­мы объ­ек­ти­ва­ции. Связь судь­бы с ас­т­раль­ной (звезд­ной) сим­во­ли­кой ука­зы­ва­ет на то, что в неких кос­ми­че­ских пла­нах от­ра­же­на связь про­жи­то­го с на­стоя­щим и бу­ду­щим, и что связь эту мож­но вы­чис­лить или про­честь.
Ка­ж­дая че­ло­ве­че­ская ду­ша про­хо­ди­ла ин­ди­ви­ду­аль­ный путь во­пло­ще­ния, и на кос­ми­че­ской пло­ти за­пе­чат­ле­ны его эта­пы. Судь­ба – это за­пе­чат­лен­ная ис­то­рия стран­ст­вий че­ло­ве­че­ской ду­ши по не­бу и по зем­ле. Ох­ва­чен­ные или за­де­тые ду­шой сфе­ры кос­мо­са ста­но­вят­ся род­ст­вен­ны­ми и близ­ки­ми ду­ше. Судь­ба объ­ем­лет за­стыв­шие фор­мы ми­ро­вой пло­ти, в ко­то­рых от­ра­же­ны рит­мы кос­мо­са и че­ло­ве­че­ско­го мик­ро­кос­ма. По­это­му ли­нию судь­бы мож­но уви­деть и на ла­до­ни, и на сре­зе де­ре­ва, и в по­лё­те птиц, и в мер­ца­нии звезд – раз­гля­деть це­поч­ку сле­дов, ко­то­рые ос­та­ви­ла ду­ша на ми­ро­вой пло­ти. Для это­го тре­бу­ет­ся спе­ци­аль­ное зна­ние и ис­кус­ст­во га­да­ний, пред­ска­за­ний (ас­т­ро­ло­гия – нау­ка о звез­дах, ма­гия – бу­к­валь­но вол­шеб­ст­во, хи­ро­ман­тия – ис­кус­ст­во пред­ска­за­ния по ру­ке и проч.).
По «на­пи­сан­но­му на звёз­дах» мож­но смут­но уга­дать то, к че­му ду­ша пре­до­пре­де­ли­ла се­бя в веч­но­сти, её не­бес­ное пред­на­зна­че­ние, и мож­но про­честь тот путь, ко­то­рый ду­ша про­шла в ми­ре сем. Эти раз­лич­ные измерения бытия не­ред­ко сме­ши­ва­ют­ся. Пер­вый от­кры­ва­ет тай­ну сво­бод­но­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния ду­ши, и в этом смыс­ле мо­жет в ка­кой-то сте­пе­ни пре­ду­ка­зы­вать бу­ду­щее, как ре­зуль­тат уже со­вер­шён­но­го ду­хов­но­го вы­бо­ра. Вто­рой же в бу­ду­щем ука­зы­ва­ет на по­след­ст­вия инер­ции и на­прав­лен­ность за­стыв­ших в кос­ми­че­ской пло­ти сле­дов ин­ди­ви­ду­аль­ной ду­ши. Зна­ние об этом мо­жет об­лег­чить вы­бор, но мо­жет и по­да­вить, за­бло­ки­ро­вать сво­бо­ду. Са­мо по се­бе это зна­ние не бла­го­дат­но, его пол­но­вла­стие мо­жет под­ме­нить сво­бод­ное са­мо­оп­ре­де­ле­ние че­ло­ве­ка. Оно по при­ро­де ве­щей не спо­соб­но от­крыть дос­той­ное бла­гое бу­ду­щее, ко­то­рое мо­жет толь­ко твор­че­ски со­зи­дать­ся.
«Ес­ли наш ра­зум и во­ля на­хо­дят­ся во вла­сти зо­диа­ков, ко­то­рые вле­кут нас к до­б­ру и злу, то тщет­на апо­столь­ская про­по­ведь, тщет­на на­ша ве­ра, прочь за­кон, от­бро­сим еван­ге­лие, пре­кра­тим мо­лит­вы, всё это из­лиш­не и бес­по­лез­но. Мы живём под не­пре­обо­ри­мой вла­стью дес­по­ти­че­ских вла­дык. Они си­лой вле­кут нас ко злу: Аф­ро­ди­та (пла­не­та) – в блуд, Марс – в убий­ст­во и раз­бой, Мер­ку­рий – в кра­жи. Пусть ни­кто не за­бо­тит­ся о доб­ро­де­те­ли и не убе­га­ет от зла, но уз­нав свой жре­бий, пусть ему по­ко­рит­ся. Пусть не бо­ит­ся страш­ных до­про­сов Пра­вед­но­го Су­дии, по­то­му что име­ет удов­ле­тво­ри­тель­ный от­вет. А имен­но: он ука­жет на на­си­лие сво­его зло­го вла­ды­ки, ко­то­рым он про­тив во­ли ув­ле­ка­ем был ко злу. Пусть и тот, кто вос­си­ял в доб­ро­де­те­лях, не ждёт се­бе воз­дая­ния от Пра­вед­но­го Су­дии, ибо его доб­ро­де­те­ли не от его доб­рой во­ли, а от то­го слу­чай­но­го об­стоя­тель­ст­ва, что он по жре­бию дос­тал­ся доб­ро­му вла­ды­ке, по во­ле ко­то­ро­го он и шёл по пу­ти до­б­ра, как не­кое подъ­я­рем­ное жи­вот­ное» (св. Мак­сим Грек).
При от­ка­зе от твор­че­ско­го со­зи­да­ния в жиз­ни гос­под­ству­ет про­шед­шее, че­ло­век не вы­хо­дит за рам­ки, очерченные те­нью про­шло­го. Инер­ция про­шло­го в на­стоя­щем дик­ту­ет бу­ду­щее. В га­да­ни­ях и сно­ви­де­ни­ях че­ло­ве­ку мо­гут яв­лять­ся по­ве­ле­ваю­щие те­ни про­шло­го. Их об­ра­зы гос­под­ству­ют в определённых фи­ло­соф­ских и ре­ли­ги­оз­ных тра­ди­ци­ях.
В по­ня­тии кар­мы (сум­мы до­б­рых и злых дея­ний, ко­то­рая ав­то­ма­ти­че­ски и за­ко­но­мер­но создаёт пред­по­сыл­ки для но­во­го су­ще­ст­во­ва­ния и определённой судь­бы), на­при­мер, ут­вер­жда­ет­ся пол­ная власть про­шед­ше­го над на­стоя­щим и бу­ду­щим. Судь­ба по­гло­ща­ет пол­но­ту жиз­ни и от­ме­ня­ет твор­че­ское пред­на­зна­че­ние че­ло­ве­ка. Че­ло­век стре­мит­ся най­ти ли­нию судь­бы и це­ли­ком от­дать­ся по­сту­пи про­шед­ше­го: «Судь­бы ве­дут то­го, кто хо­чет, и вла­чат то­го, кто не хо­чет» (Се­не­ка). Дей­ст­ви­тель­но, мы не вла­ст­ны от­ме­нить про­шло­го, но в ак­те сво­бо­ды спо­соб­ны вый­ти из-под его вла­сти.
Итак, в на­стоя­щем судь­ба при­сут­ст­ву­ет как тень про­шлых со­бы­тий, а в бу­ду­щем как ги­по­те­ти­че­ская про­ек­ция про­шло­го и на­стоя­ще­го. Но по­ток ре­аль­но про­ис­хо­дя­ще­го на­столь­ко по­дав­ля­ет, вбро­шен­ность в здесь-те­пе­реш­нее на­столь­ко су­жа­ет го­ри­зонт виде­ния, что че­ло­век ощу­ща­ет се­бя ра­бом судь­бы. Что­бы об­на­ру­жить ис­тин­ную ли­нию судь­бы, не­об­хо­ди­мо вый­ти из-под её вла­сти, духовно возвыситься над про­ис­хо­дя­щим и вой­ти в состояние сво­бо­ды. Толь­ко сво­бод­но­му взо­ру от­кры­ва­ет­ся, что че­ло­век не пол­но­стью за­хва­чен инер­ци­ей кос­мо­са, и по­то­му си­лы судь­бы не яв­ля­ют­ся для не­го ро­ко­вы­ми. Не сво­бо­да внут­ри судь­бы, а судь­ба внут­ри сво­бо­ды. Сво­бо­да тво­рит судь­бу. Судь­ба же – это путь сво­бо­ды, за­пе­чат­лён­ный в ре­аль­но­сти.
Ис­ти­на судь­бы от­кры­ва­ет­ся не в со­зер­ца­нии звезд, ли­бо при­род­ных сти­хий и яв­ле­ний, но толь­ко при са­мо­со­зер­ца­нии в Боге. Ду­хов­ное са­мо­уг­луб­ле­ние ведёт в ло­но судь­бы, где мы ощу­ща­ем свою ог­ра­ни­чен­ность и бес­пре­дель­ность, за­дан­ность и не­обу­слов­лен­ность. Мы ог­ра­ни­че­ны ро­ж­де­ни­ем здесь и те­перь, вы­пав­шей нам до­лей – ча­стью вре­мен­но­го и про­стран­ст­вен­но­го кос­мо­са. Но мы сво­бод­но при­ня­ли эти ус­ло­вия во­пло­ще­ния, и в их рам­ках воз­мож­но­сти на­ши бес­пре­дель­ны. Глу­бин­ной ча­стью ду­ши мы ощу­ща­ем, что жизнь на­ша – не слу­чай­ность, смысл её – ухо­дя­щее в веч­ность на­зна­че­ние. Не­пре­рыв­ный по­ток слу­чай­но­стей и ро­ко­вая за­ко­но­со­об­раз­ность, об­ру­ши­ваю­щая­ся на нас, не оп­ре­де­ля­ют судь­бу, а яв­ля­ют­ся лишь её ма­те­риа­ли­за­ци­ей.
На этом жиз­нен­ном ма­те­риа­ле на­ша сво­бо­да вы­чер­чи­ва­ет ли­нию судь­бы. Вся пол­но­та жиз­ни не сво­дит­ся к ус­ло­ви­ям жиз­ни. Мы за­ви­сим от все­го пред­ше­ст­вую­ще­го, но оно соз­да­но са­мо­по­ла­га­ни­ем на­шей сво­бо­ды. Че­ло­век обу­слов­лен жиз­нен­ным кон­тек­стом, но в оп­ре­де­ляю­щей сте­пе­ни и жизненные обстоятельства вы­браны и выстроены сво­бод­но. Диа­лек­ти­ка внут­рен­не­го ду­хов­но­го вы­бо­ра и по­ступ­ка и за­пе­чат­ле­ва­ет­ся в судь­бе.
Итак, че­ло­ве­че­ская судь­ба во вла­сти сво­бо­ды. Вне сво­бо­ды жизнь впа­да­ет в раб­ст­во ро­ка, фа­ту­ма, ли­бо ли­ния жиз­ни ло­ма­ет­ся слу­чай­но­стью. В по­доб­ных слу­ча­ях судь­ба ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с инер­ци­ей на­лич­но­сти.


Рецензии