Лутраки
Наш автобус быстро движется по направлению к лимонно-золотым облакам заката, делает частые остановки, наконец, выходим и мы и видим перед собой двух и трехэтажных дома – это Элевсина.
Меня заинтересовала особенность местной жизни: зачастую, греческие семьи не разъезжаются, когда у взрослых детей появляются свои семьи, а строят себе дом, и так живут вместе всю жизнь. Например, Олина семья приехала из России. И они сообща построили себе красивый трехэтажный дом. У всех членов семьи на каждом этаже по квартире. В доме есть даже лифт. Квартиры уютные. А еще я заметила, что в Греции строят не как у нас: куцые балкончики, а огромные лоджии. Страна-то жаркая, а тут летом и жить можно!
Ольга часто ездит в Иерусалим, и даже стала помогать обители св. Герасима Иорданского. По благословению обители она предлагала людям серебряные колечки. Приобретая их, человек таким образом жертвовал на монастырь. Она и мне предложила серебряное кольцо, с изображением сердца с буквами Те и Фи, по обеим сторонам которого было написано – «Агиа Иерусалим» (оказалось, что это знак хранителей святых мест Господних в Иерусалиме) и крест-мощевик, внутри которого находился воск от печати, что накладывают на кувуклию перед схождением Благодатного огня. Я приобрела святыни, и это оказалось моим пожертвованием на Иерусалим. «Раз у тебя появилось это колечко, то теперь ты стала хранителем Гроба Господня в храме Воскресения, – сказала Ольга. – И значит, обязательно скоро попадешь в Иерусалим». На ее слова я неопределенно пожала плечами: подобное предположение было из области чудес. Много лет мечтала поехать на Святую Землю, но, увы, несбыточно. Но Оля оказалась права. О том, что моя поездка на Святую Землю состоялась в следующем году, написала в этой книге в главе «Град Царя Великого».
Поздно вечером, после замечательного обеда, мы пошли прогуляться. Городок Элевсина небольшой, очень уютный, и весь увит зеленью. Мне особенно запомнились, стоящие почти в каждом саду, небольшие часовенки – маленькие копии церквей, с зажженными в них лампадами. В Греции и на перепутье дорог часто можно увидеть кресты или часовни.
Рано утром из Элевсины наше содружество выехало в Лутракион, где находится монастырь прп. Потапия. Электрички в Греции невероятно короткие. К элевсинскому перрону, например, пришла одна такая – всего с двумя вагонами. И паровозик, весело свистнув, быстро повез нас к обрыву, зависшему над изумрудным морем. Внизу маленькие пароходы кочевали по зеленым просторам. Впереди в голубой дымке виднелись фиолетовые горы. За окнами, в противоположной стороне от моря, мелькали то белые дома, то веера пальм, то оливковые рощи. Все ликовало и переливалось под ослепительным солнцем. Сердце таяло и растекалось в сладкой истоме. Наверное, о такой красоте сказано в книге Бытия: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 2, 31).
Напротив нас сидели пассажиры, разговаривали и смеялись. Вдруг в вагон влетел огромный шмель и, громко жужжа, закружился у стекла. Греческие дамы так взвизгнули и замахали руками, что шмель в смертельном испуге шарахнулся в сторону и, на свое счастье попав в открытое окно, вылетел как пуля.
Море за окном постоянно меняло свои оттенки от прозрачно-бесцветного до чернильной синевы. За созерцанием греческой природы мы и не заметили, как приехали в удивительно красивый город Лутраки. Нашли такси – и сразу же нас закружила горная дорога, унося ввысь, в Геранийские горы к обители великого святого.
Где-то под облаками укрылся монастырь, внизу блещет синь коринфского залива, Татьяна Леонидовна восклицает: «Посмотрите, какая красота!», а я ничего не вижу: в глазах темно, все куда-то плывет, и я клонюсь на сиденье, так сильно укачало. На вершине скалы у монастыря ветерок приводит меня в чувство. С головокружительной высоты вижу уже не одно, а два хрустально-голубых озера: то были Коринфский и Саронический заливы. Вспомнилось, что «озера – это глаза земли», и в Греции они изумительно красивы.
Поклонившись кроткому лику св. Потапия, под громкозвучный хор цикад торжественно входим в его тихую обитель.
Раньше это был, выдолбленный в скале скит, где в VI-VIII в. жил прп. Потапий. Святой родился в 380 г. в египетском городе Фивы в знатной и благочестивой семье. В это время еще была жива память о славных подвигах прпп. Антония Великого (365), Макария Великого (390), Афанасия Великого (356), и будущего подвижника влекла к себе пустыня. Но родители отправили его в Александрию, в знаменитую катехизаторскую школу. Получив прекрасное образование, отказавшись от высокопоставленной должности в родных Фивах, Потапий, испросив материнского благословения, ушел жить в пустыню.
Десять лет он подвизался там, изучая Священное Писание и жития святых, и скоро стал известен всему миру как ученый муж и чудотворец. Своими молитвами он избавил Фивы от чумы, исцелил парализованного ребенка, совершил много других чудес, которые всегда старался скрывать от людской молвы.
Однажды ему нужно было плыть в Константинополь. По дороге разразился ужасный шторм, корабль потерял управление, началась паника, но молитвами прп. Потапия все завершилось благополучно. Капитан, увидев силу христианского Бога, крестился. Когда корабль проплывал родину капитана Коринф, он просил святого окрестить его семью. Местные христиане пригласили прп. Потапия пожить у них. В Коринфе он полюбил бывать в Геранийских горах. У подножия этих гор, где сейчас стоит Лутракион, есть пещера, в ней однажды, идя по дороге в Патры, ночевал св. апостол Андрей. Сейчас здесь стоит храм, построенный в 1345 г. А во времена прп. Потапия там находился скит с семью монахами. Авва Потапий стал учить их аскетической жизни и молитве.
Но святой всегда стремился к уединению, чтобы в молчании сердца творить умную молитву. И скоро выше по склону Геранийских гор была обнаружена заброшенная пещера. Некогда она служила первым христианам убежищем от гонителей. Преподобный поселился в ней, и так полюбил это тихое место, что даже однажды сказал: «Отцы мои, после моей кончины, где бы я ни умер, перевезите меня сюда и похороните в моей любимой пещере в Геранийских горах». По неисповедимому Промыслу Божию это желание святого исполнилось.
Прожив семь лет в Коринфе, преподобный покинул свой скит и продолжил путь в Константинополь. Прибыв в столицу, он поселился во Влахернском монастыре, не открыв своего имени. Ему дали послушание привратника. Однажды, сидя у ворот, он увидел похоронную процессию. Люди, горько рыдая, хоронили молодую женщину. Когда шествие поравнялось с воротами, возле которых сидел прп. Потапий, усопшая вдруг поднялась, перекрестилась и с благоговейным страхом посмотрела на Потапия. Потом подошла, опустилась перед ним на колени, и, целуя и святого руки, назвала его по имени. Так братии монастыря, да и всей столице, стало известно, кто поселился в Константинополе.
Житие прп. Потапия сообщает нам о многих случаях чудесной помощи больным, происходивших по молитве угодника Божия. Когда на восемьдесят третьем году жизни святому пришло время переселиться в Небесные обители, у его одра собрались плачущие ученики. Он, дав им последнее наставление, молясь, предал дух свой Богу. Похоронили его в константинопольском храме св. Иоанна Предтечи.
После падения Константинополя нетленные мощи преподобного были перенесены в Коринф в его пещерный скит, как он и просил почти за тысячу лет до этого. Из пещеры сделали часовню с небольшим иконостасом. Мощи прп. Потапия укрыли за западной стеной, обратив их лицом к иконостасу. Но, видимо, перенесение мощей совершилось тайно, потому что местные христиане несколько столетий помнили, что это пещера прп. Потапия, но не знали о нахождении в ней мощей.
В начале ХХ в. местный священник, о. Константин Сосанис, стал молиться в этой скромной часовенке, а затем решил ее восстановить и увеличить, снеся западную стену. Накануне начала строительных работ о. Константину во сне явился монах и сказал: «Будь осторожен, снося стену, потому что с обратной ее стороны нахожусь я – святой Потапий Египетский». На следующий день за стеной были обнаружены его нетленные благоухающие мощи, покрытые листьями, сорванными с дерева за четыреста лет до этого дня, но такими же свежими, словно их положили в гробницу накануне. На груди святого покоился деревянный крест, в руке – древний свиток, где говорилось, что это мощи прп. Потапия Египетского. Со временем в Константинополе (ныне Стамбуле) были найдены бумаги с описанием мощей прп. Потапия: оно полностью совпадало с тем, как выглядели мощи, найденные в коринфской пещере.
После обретения мощей прп. Потапий являлся многим в сонных видениях, говоря: «Идите в мой дом в Лутракионе». По его молитвам сегодня происходит много чудес исцеления, особенно от раковых заболеваний, в самых разных концах света – в Греции, Швеции, Америке, Австралии.
В 1952 г. греческий священник о. Нектарий Кириакос по своей искренней любви к прп. Потапию решил построить на этом месте женский монастырь. Местные жители сочли его замысел нереальным: на этой крутой горе не было ни воды, ни плодородной земли. Но о. Нектарий не отступал от намеченной цели, и однажды ему явился преподобный Потапий, обещая свою помощь.
Сначала будущие насельницы приезжали сюда на мулах и месяцами не покидали пещеры, питаясь привезенными с собой продуктами. Но, благодаря святым молитвам прп. Потапия и настойчивой решимости о. Нектария, мы сейчас стояли на благодатной земле монастыря. Обитель была словно поставлена на крутой горный склон невидимой рукой Творца.
Слева от главного входа, вдоль отвесных скал, тянулись жилые постройки. Справа находилась площадка, с которой открывался красивейший в Греции вид на Коринфский залив. Прямо перед нами возвышался большой новый храм прп. Потапия. Сделанный из светлого камня, с невысоким куполом из красной черепицы, совсем простой архитектуры, без намека на вычурность, он почти сливался со стоящими вокруг, суровыми скалами.
Внешне храм соответствовал и находящейся рядом пещере прп. Потапия. Над ее входом, аккуратно обложенным камнем, нависал серый выступ скалы. Мы зашли. В пещере было очень тихо. Прямо перед собой в небольшой каменной нише увидели дубовую резную раку, а в ней, за стеклом – абсолютно нетленные мощи прп. Потапия. Мои спутники сказали, что они дивно благоухают, но я по своей греховности этого не почувствовала. Вся пещера была увешена красивыми золотыми лампадами, тихо мерцающими в полумраке. Говорят, что это благодарные жертвы христиан за чудесные исцеления.
За стенами пещеры мы опять услышали пронзительные песни цикад. В храме преподобного, оказывается, хранились мощи св. Ипомоны. Она была дочерью сербского князя, в крещение названа Еленой. В 1392 г. она вышла замуж за Эммануила II Палеолога, отца последнего Византийского императора Константина XI. Овдовев в 1425 г., а затем похоронив первого сына, Елена была регентом Византийского государства до прибытия нового императора Константина XI. После этого она приняла монашеский постриг в обители «Кира Марфа». Она умерла в 1450 г. и, вероятно, была похоронена в знаменитом монастыре св. Иоанна Предтечи, где хранились мощи прп. Потапия. Этим объясняется тот факт, что после падения в 1453 г. Константинополя и мужественной гибели последнего императора, ее мощи были перенесены в Лутракион вместе с мощами преподобного. «Святая императрица Ипомона, моли Бога о нас грешных».
Вышли на площадку, парящую над голубой пропастью, душа возликовала и прославила Бога, создавшего такую красоту. Здесь же находилась монастырская звонница: на железной перекладине висели пять колоколов. Самый большой был, как сказал Володя, весом с пуд. Колокола безмолвствовали, но можно себе представить, как их радостный перезвон льется над блещущим заливом, а тихое эхо разносит его по Геранийским горам.
Когда собрались уходить, к нам подошли добрые инокини, поклонились и пригласили в комнату, где по монашеской традиции угостили путников кофе с лукумом. Закончить рассказ о монастыре прп. Потапия могу только признанием – это чудесное место столь незабываемо, что иногда снится мне по ночам.
Свидетельство о публикации №220100701882