некотор. филосфск. эссеистика по учёбе соотв

Некотор. наброски, очерки , почеркушки – из серии философск. некоей эссеистики,  -- в качестве  учебн. работы соотв. по одноимен. прендмету/дисципл. (философии тобишь).   

----
1.
Культурлогия -этика, искусстволюбье -эстетика

Культурология = этика, искусствознанье (-веденье) (-..любье) = эстетика


----
I.
Культурология

=>

Замешана с
..
общемировоззренческым
философическым
этическым
(и даже ..политико-экономическими)
- факторами, аспектами - жизнедеятельности и, творчества человека..

--
Философско-психо-этическый `жанр`
(20/80 этика)

====
II.
Искусствознанье

=>

Довольно чистое
- теория, школа, предмет, наука; 
включающее в себя дисциплины
- околоэстетические
(эллегическые / эссеистистскые)

--
..
Эстетика
(80/20)


====
2.
Сущность глобального понятия культура. философика

Сущность глобального понятия ..`культура`

С одной стороны, - онтологическоей, понятие `культура` сродни вообще
такому же ёмкому глобальному понятию как собственно самое `философия`
[- "царица наук"(- изначально ..математика/геометрия кажется)] - `философика`
(диалектика и поэтика). Т.е. включает в себя весь `поток жисни`, с её `хорошими` и "плохими" проявлениями. При этом, в данном общем случае не делаются явные оценки, что есть хорошо, а что плохо.
Просто безпристрастно, безоценочно, нейтрально, по-дипломатически.
фиксируя, констатируя некую объективную реальность, концепцию энтропическоего хаотическоего мира.

Принципиально иной подход, когда разбираешь это же понятие в так называемой  аксиологическоей культуре, т.е. в контексте разделения по ценностным отношениям (и с расстановкою соотв. приоритетов) - к качеству проявлений человеческоей сущности. Когда необходим оценочный фрэйм, некая категоричность и принципиальная позиция, серьёзность в критических оценках `что есть хорошо, а что плохо`. то здесь несомненно неизбежна критика антикультурных проявлений в человеческих
деятельностях: начиная с простейших хозяйственно-бытовых аспектов и кончая научными-антигуманными с творческими-деструктивными разновидностями психофизических (психогенетических и психосоматических)
человеческих активностей в соответствующих сферах жисни.

Т.е. можно сказать появляется смысл, осмысленность, осознанность в мировоззрении. порядок, упорядоченность в сознании - ясность. культивирование именно духовных  `правильных хороших` ценностей. Сохранение, поддержание соответствующих Традиций и,
развитие новых надстроек культуры (с учётом меняющихся реалий современной жизни: научно-экономического плана главным образом).

Тогда-то у приверженцев культурного развития общества (и человечества вообще) появляется некая индикация `активен`, и деятельность его просветительская, пропагандистская - обретает вектор.
Ведь и белое видится только на контрасте с чёрным. Так что без оценок и разделения ну никак не получается: надо и "знать своих врагов в лицо"; и, "разделять и ..управлять".  Принципиальная позиция необходима - радикальность и твёрдость, категоричность и идеализм (почти утопизм).
Иначе победы и не одержать.

====
3.
Три концепции ума Аристотеля. 0-й агностиззмъ

**

Три концепции ума Аристотеля:



1.я  - около"Платоновская"

2-я - mix


..

3-я - чисто `Аристотелевская`

 :


4х принципность универсуума ..


`ум - эйдос эйдосовв`.

"таблица умноженья".
--
Язычество: материализац. сил природы / разумность.

Религиозно-мифологич. - независимость, недогматичность,
натурфилософичность, ..естествознанство, научность.


--
*Душа - это0оо  (..)


Вселенная космос `душа мира` бог * духх


..Агностиззм..
.Аристотиззм..

====
4.
На лекции по философии - заполнился пробел кой-какой.


**

I.
Монисты.


--
I.1.
Натуралисты:


..Энто таки те мыслители, - кто считал природу - богом.
стихиям разным могли поклоняться, где-то недалеко от ..
язычниковв техх же даже, что ли , как я понял, - может
наверное и как-то да так..


--
I.2.
Идеалисты:


Сознание, дух некый святой - первичен, а, матерья - второе.

Сначала был Сократ (470-399 д.н.э.) - принципиально не писавший
ничего, за него, то есть его речи - писали ученики его, вотт..
                {^ ~42г.}
Один из нихх - Платон (~428-347 гг.), (..дуалистт соотвв. немножко
кажется уже).
                {^ ~44г.}
затем перенял эстафету - Аристотель (384-322), который хоть и, ..
спорил как бы по некоторым аспектам с корифеем Платоном,
однако во многом основывалси на теориях его, конечно ж..


Такая вотт цепочка - круговоротт - идей, концепций таки..
философскыхх и т.п.


-
[..Хм, или, это всё ж дуалисты как бы?? Что-то я засомневалси].



--
I.3.
Материалисты:


Одним из раннихх, древнихх - материалистов таки был ..
Демокрит, - теорию атомов ещё предположил, - которую ..
позднее учёные переняли для своих концепций всереальности.

Метафизические воззрения , представления;

Первична таки материя; затем - сознанье, разум - человек.


Научный учёный подход // ненаучный (мифологическый,религиозн.).


--
Потом подхватили идеи материализзму -марксисты и т.п. мыслители.



----
II.
Дуалисты.


Это те кто придерживался(ется) - единства неразрывности двухх
начал, первиччность - категорийй основныхх онтологическых =..
сознания и духха = как целого некоего одного, противоположных
хотя и как бы - однако едины всё же две энти глобальные катег.
..одно без другого - не может как бы что ли существовать, вотт.
обе две неотъемлемые части друг друга. [`инь янь. дао`].
..имманентны что ли . сущности такие энти.


- ..Аристотель был приверженцем (..наскока я понял) и др. (..)


----
III.
Плюралисты.

В онтологической философии - где основн. = ..сознание и материя;
приоритет, первиччность соотв. - никому не достаётся доминанта..

Это получается, те кто (многобожье) как бы некое приемлет что ли
категорий - единство - во множестве - стиххийй и пр. мировоззрен-
ческыхх понятий основныхх;

Пантеисты (соотв. с некоторою плеядою некиихх боговв, богинь) ..
[Древн.греки - классич. некыя мифологич.представленья мировоззр.,
..полурелигья что ли - к примеру].

..Агностики - то же - тока в религиоведении соотв. теологии тоже.



--
[Хм, а, ..синкретисты (архаисты, язычники те же) - тоже как бы ..
и, ..плюралисты те же, что ли тогда?? - может, если оч. условно].

====
4.
Конспект по философии, в середине года сего

Конспект по философии, в середине самой года.



**

Ну "история" философии это: даты, названия, периоды, направления.

`Теория` = это ..проблематика, внутренняя структура, и т.д. и т.п.; - ..содержание предмета, в общем, короче - одним словом соотв..


На сегодняшней паре по философии соотв. была тема "восточной, азиатской" - китайской философии; - история (и, теория тоже соотв.) их философии.

Конфуций - за "учение о благородном муже", - ..`прокоммунист` что ли типа .
Лао Цзы - за даосиззм, - отшельничество тобишь как бы. Вот.

Дао = нектар, ..смысл жисни, ..сокровенное нечто.

..моё дао - ..!`быть самим собою`.


--
`самый главный(е) ..`эхкзамен(ы)-с`   - эт ..!жиснь..`
====

5.
Философ равно.. путешественник - плюс минус.?

В контехксте рассказа о Демокрите кажется,
педагог высказала-таки тезис, что философ
- много путешествовал., странствовал ..

Синонимичны ли понятия `философ`(мыслитель)
и `путешественник` ??

Обязательно ли философ должен быть наезжен-
ным так сказать., опытным умудрённым - вся-
ческыми странствиями соотв. ?

- Как правило всё же, скорее всего - да..

Однако, как и из любого правила таки есть и
исключения.
В данном контехксте и по сему поводу путешес-
твенному, яркыми и знаменитыми образцами, образ-
чиками к примеру могут служить собственно био-
графии (таких великих можно по праву сказать) философов-классиков как Канта, Гегеля (- проживш. фактич. в одном городе всю свою жизнь, особо никуда и не выезжая практич..); плюс и такого известного писателя как О.Памук , который по его же гордому признанию, редковато
выбирался за пределы своего родного (И)Стамбула.

По-моему, получается что вовсе и не обязательно
как бы путешествовать особо яро, чтобы прослыть
таки мудрецом и т.п. хотя, и лишними эти опыты.;
эхкспириенсы,эхкзерсисы,штудии,опусы - дорожныя,
- не будут особо. только плюсом. +.

====
6.
Культурология и философия - сходства и различия

- ..Что такое философия, культурология ?
- как они соотносятся-таки друг с другом?

Параллельно ли они находятся в системе гуманитарного(ых) знания (наук соотв..),  либо одна - входит-таки - некоей составной частию - в другую соотвв..
(тогда что во что.; что обще`е - ..философия или, всё же - культурология таки главнее..)    ??

- Философия + поэзья = философика..

Раз уж философия - и не наука, и, как будто и не предмет явный искусства как бы как такового..; то как форма/образ - созерцания, наблюдения.; как метод - размышления., рассуждения - не явл. ли сия сфера духовно-интелектуального, - некоей поэтикой, ..поэзиею.   Если так, то философия близка литературе; а литература в свою очередь ценна как искусство в поэтической её реализации, воплощении. соотв. вывод таков: философия ~ литература = поэзия (искусство: изящная словесность, входящая в категорию соотв. выразительных таки видов его (-искусства))..
Как верна классификация с заходом и с другой (обратной таки) стороны, - из серии, что и литература = размышление, рассуждение (+ и повествование, и описание конечно же) ~  ф и л о с о ф и я  (в т.ч.)  (..как и поэзия - в идеале). Собственно такие логические сравнения могут приравнять-таки, (- хотя бы и, теоретически пока (- как минимум))  философию - поэзии; равно как и наоборот соотв.:  поэзию - философии.



Такая вот логически-эмпирическая выкладка по сему счёту, поводу, предмету:

Так назыв. междисциплинарному предмету - культурологии.

По ..`матери (-царице таки ) всех (наук(о)искусств` - (..не геометрии - как по ..)  - ф и л о с о ф и и      (..фундаментально(й)му гуманитарно(й)му (науке(о)искусству, - .!знанию - в общем.). Если понятие `знание` - есть комплекс науки+искусства, то пожалуй этим-то ёмким определением и можно обозначать такие глобальные предметы - как философию и культурологию. Хотя на мой субъективный таки взгляд, - всё же философия (..философика-то), - более поэтическая что ли, более искусствообразная как бы.; чем более прагматичная ..наукообразная ., (даже и в названии хотя бы - ..`логия`) - её подруга-сестра, если можно так выразиться (=культурология-то соотв..).

В философии допустимо - ..`растекание по древу`,   ~ поток ;  - сознания  .. бессознательного.  А значит это уже сродни поэтике,поэзии.. Следовательно близко +- равно ~ искусствоо..

Культурология же оперирует (..насколько я понимаю) исключительно - закреплёнными, жёстко определёнными - терминами, понятиями, определениями. ..регламентирующими как бы её содержание, - в определённыхх всё же рамкахх  - заключённыхх. представляющих собою иерархию, порядок, нормы - социально-культурного порядка: ..этическыя., правовыя., административно-хозяйственныя., экономическыя., и т.д..   т.е. явл. некиим отражением цивилизационно-социальной модели мира, которые как бы априори иерархированны; иначе это вносило бы смуту в миропорядок человечества. что недопустимо в социальных масштабахх глобальных. Ибо хаос на уровне государства, страны - анархия - есть тупик для политико-экономического благополучия государства; - как модели социально(-общественно)го устройства жизни народа как единого целого ((..`организма` можно сказать), -  социально-культурного объединения, по признакам культурн.-политич. характера соотв.: этническим, территориальным., хозяйственным, юридич., экономическим и т.д..) - глобального объединения, общности (`общины`). Где коллективное, количественное, социальное., - статистическое,количественное - есть ключевой параметр; определяющий благополучие, успехх   - всего `предприятия` можно сказать - в целом. здесь в расчёт идёт статистическое - среднее арифметическое - грубо говоря. система - со строго определёнными, распредёлёнными ролями. а система не очень-то приемлет соотв. импровизацию и экспериментализзмъ.

В этом, культурология (на мой взгляд), - если сравнивать, - есть некый более общий соотв. случай (-форма) - религии что ли (..как и обратно: религия - как более частный соотв. случай культурологии как бы)..
[..Только религия более мифологизирована, ..мифотворчества там в достатке.
культурология же оперирует фактами. но значимости - социально-политеческие - довольно высокие. возведены до статуса канонов.; (частично) переходят (нередко) в законотворческие социо-политические - убеждения.; перетекающие в действенно-прикладную плоскость - установленных, закреплённыхх:  положений., постановлений и др. юридич. офиц. актов, - законодательных и исполнительных органов власти гос-го аппарата .; - чисто утилитарного соотв. уже назначения и применения]. 

Философия же, как и психология собственно, - могут касаться различчныхх таки сфер жизни(деятельности) человека.
Соотв. может себе позволить в меньшей степени касаться  социологии, политики и т.п., - в их официальном, актуальном, реальном.; действительном., насущном таки виде.
Они могут вполне себе позволить быть как бы асоциальными., аполитичными.
 ..неофициальны довольно., &  достаточно неформальны и т.д. и т.п..
т.е. более свободны можно сказать.
.. Собственно - эстетика в чистом виде (=~искусствоо).

Философия и психология - более вольны в этих политико-социальн. (..офиц.-формальн.) смыслахх..
Они могут быть махксимально чисто эстетическыми/эстэтскыми .

Культурология (как и религия) - более официальны/формальны что ли. Что накладывает ряд  (веских) (..известных) обязательств, обременений - ограничений ; - свободы - самовыражения соотв..

Собственно вот как-то да так.

====
7.
Платоноаристотелеевизмъ -.. толковые вещи

Платон и Аристотель - первые системные философы


**

Эпоха Платона и Аристотеля считается-таки эпохою просвещения
античного соотв.. отмеченной системнымъ подходом к такой ..не
(совсем) науке-искусству как бы, -..~ поэзии +- что ли, - как
..i философия соотв. [.Сократ., Демокрит - были собственно ..
`глыбами, `монстрами` оной соотв., но они не были столь мето-
дичными что ли., или точнее - не столь графоманными как будто.;
не исписали столько чернил как говорится - как их последователи
(-и даже ученики непосредственныя как Платон к примеру тот же)].
сии философы., как будто оказалис более плодовитыми +- что ли..,
- чем их не менее мудрые (если не сказать соотв. что даже более)
предшественники. (..просто взяли количеством как бы. как миним.).


--
Аристотель - естествоиспытатель (..лекарь и т.д., др..)



Аристотель, от Платона несколько отстроился - в своихх
учениях., познаньях..

По Аристотелю, - Демиург не творецц., а `устроитель`

организатор, конфигураторр - выбирает из души., -

идеи - что заложены (богом, природой, или т.п.) -

изначально - настройки априори по умолчанью как бы..


Платон же - чистый идеалистъ можно сказать, теоретик..


Аристотель - старался сочетать: эмпирику и идеализзмъ.


--
Труды главныя Платона:

-"Ученье об идеях";
-"О душе";
- и, "О государстве".

а также и прочие др..


--
Трактаты.,сочинения Аристотеля соотв.:


(..)

====

8.
Аристотель -.. суперзвезда

Субъективная интерпретация лекции про Аристотеля
--
(4дек`19)


--
Конспект-эссе


----
Аристотель - венец - ..предтеча


**

Действительно что ли Аристотель возвестил таки своим творчеством
..наукообразным (но и не без поэтизму - поэтики соотв.) увенчал -
кульминационную таки фазу развития,эволюции - античной филсофии -
(вкл. труды на этом поприще таких гигантов мысли как то: Демокрит,
Пифагор, Сократ, Платон, Гераклит, Эмпидокл, Протагор и др..) ?

Пожалуй, лишь неоплатоники (во главе с Плотином) продвинулис (также)
столь (же) глубоко; (также) основательно (системно) прорабатывали -
свои концепции - по-новому переосмысливая весь тот накопленный опыт
предшественников на сием поприще соотв. 

Пока что, синкретическое научествование соотв. творчество (т.е. нету
разделённости некой на: практическое и художественное/эстэтич. =всё в
смеси, в купе, вместе).; - архаическое как бы., - как по хронологич.-
историч. контехксту.; так и по этому теоретико-методическому принципу
построения  своих  трактатов.. ибо, не было тогда понятия "наука".; -
и философия включала в общем-то, можно сказать - все науки собственно.
соотв., о никакой (узкой) специализации (естественно) речи и не шло..
в синкретизме., в архаике собственно плохого особо-то ничего я и не
вижу. Даже можно как раз-таки и некоторые и плюсы собств. усмотреть..
Близость к : естественному., дикому., природному некоему началу и т.п.

Его (-Аристотеля) "Трактат о духе" - считается первым трудом по пси-
хологии. (В его "Поэтике") - впервые появл. понятие `катарсиса`. Он
был `реалистом`(-эмпириком)(..натурфилософом/естественнонаучн. напр.).
В этом он был отличен от черезчур `идеализированного` Платона (кажет-
ся даже собств. его учителя соотв.).
Пристальное внимание уделял `механике` возникновения и проистекания -
собств. эмоций. Смех, плюс когнитивная оценка, - как сублимация пере-
живаний = ..`очищение` ~ `обнуление` (..~катарсис+-). [психотерапия].
Не отрицая чувственное - стремился, устремлялся к, `реально-идеально-
му` - вполне доступному (при некоторых усилиях соотв. работы над со-
бою, - необходимых и достаточных условияхх) однако. [..психосоматика].

Считал искусство (кажется сии мысли опять-таки по большей мере в "По-
этике" его ) - средством постижения/осмысления/познания мира. Т.е не
самоцель. а скорее средство - вынесения выводов - пользы -`сухого ос-
татка`, для применения в жизни соотв.

Старался дойти до сути вещей.: понять,постигнуть природу их и назначе-
нье.

Понятие "золотой середины" во всём, всегда: сверяться с контехкстом.,
с обстоятельствами; - когда для разных случаев, при прочих равных -
..мера всегда разная,diff соотв. и т.п.; - было одним из ключевых соотв.
вырабатывать привычку быть осознанным. Этика. мера добродетели. Разумъ..

Считал что, мистически-таинственного особо ничего нету.
Да, талант расценивал как некую предрасположенность к чему-то.
В остальном же - всё более-менее очевидно, в том смысле что без магии.,
волшебства какого-то особого и т.п. Без `виртуального`,сюрр.` некоего..

+ Благодетель - одно из ключевых его понятий в его философской модели.,
мироощущении.

Созерцание - считал наивысшею формою разумного. Наиболее человеческой
функциею, если можно так выразиться. (В отличие от неких - смекалки.,
житейских неких соображалок-сообразительности (-прагматич./ конкретн..
характеру соотв.)). Самое - абстракто-интеллектуальное., умозрительн..
(философско-поэнтическое значит. получается что и поэзии/поэтики таки-
не лишена его философия=..философика таки).

Стремился к чёткости, ясности. (при этом копирован. не приветствовал(?)).

Его трудъi - ..трактаты.: "Метафизика", "Эстэтика", (..) и др. представл.
большой интерес - как для специалистов (в узких областях гуманитарн.н.),
так и для (более) широкой аудитории читателей.; - и по сей день., спустя-
тысячелетия .

Наивысочайшыми из благодетелей назыв.-определял.:

- спокойствие некое безмятежность/умиротворённость.; созерцательность(ме-
дитативность).;
- свободу (..от всего)(..внешнего)  (..при этом оставаяс в теле..соотв.).


--
Последователи его (+- (официально) считающиеся,признанные..) :

- стоики (категоричн./радикально аскетичные (-..свободные..));
- эпикурейцы (..гедонисты (?) (-..`наслажденьялюбы` и т.п..) ;
- `скептики` (..) .


--
В общем, Аристотель - некый венец античн.-греч. философики соотв.
предтеча - психологич., научной - философики соотв. (и не только);
собственно самой психологии, повторюсь, - как науки, как эстэтики.
..Плюс и в других ..науках/-искусствах, - ~смежных+- - преуспел ..


----
Ай да Аристотель, ..ай да молодец.


====
9.
Эволюционируют ли - человек, цивилизация, мир

Эволюционирует ли философия ..


--
От патристики., номинализма., схоластики  к, ..
гуманизму, классицизму, просвещению, 
..сентиментализму., романтизму  ..


**

Философия эпохи Ренессанса (Возрожденья) не антагонизирует-таки -
с предыдущею школою (целой эпохою даже скорее и точнее) схоластики;

При этом Ренессанс не только зыждется на реконструкции античного на-
следия, но и конечно же - привносит принципиально нового своего тоже.

--
Патристики считали что разум (аналитич.некый аппарат соотв. /логика)
не приводит к Богу, а скорее даже наоборот отвлекает своими свобода-
ми, - в частности и в том числе.
Августин А. (на западе и востоке почитаемый. пришёл к христианству
лет к 3о-ти +-). на востоке соотв. более мистическыя её формы ..
получили распространение и развитие свое.

Номиналисты - ..нормал., (чем проще - тем лучше).

След. школа, концепция - схоластическая - напротив считала что разум
- есть верный таки путь., - в процессе обретения - .. веры , бога ..
Здесь, произошло можно сказать второе некое (пере)рождение Аристотеля,
философскыя труды которого доселе считавшиеся уже утерянными `всплыли`
вдруг где-то в Азии (..на переднем востоке кажется). на него постоянно
ссылаются, назыв. то `учителем`, то `мастером` и т.п. лестными подчёр-
кивающими его непререкаемый авторитет соотв. эпитетами. (Чем не начало
"Возрождения"?.)

Дальше - больше.

- Эволюционирует (/или  деградируетт) ли  -  философская мысль  ??

- Скорее всего да. только по-своему, своеобразным каким-то образом.
- Странным.

====
1о.
Между небом и землею. Меж Платоном и Аристотелем

Кант - между небом и землею: меж Платоном и Аристотелем соотв.


**

Философика нового времени соотв.: не биологизац.,не психологиз.,
даже и не механиззацьи уже.  new neo high lewel теорья познанья;
`критика чистого разума` (индукц.эмпиризм + дедуктивн.теоретиз.;
синтезз и анализ.; опыт + разум.; интуицья.); стремление,попытка
- постичь таки познать  `к а к`  происходит акт самоего познанья
(- до источника самоего пытался добраться тобишь до самоей сути);
субъективиззм пробовал некый распознать.; активную роль человека
провозглашал.
..Бэкон к Аристотелю ближе был по взглядам-то.; Декарт - к Плато-
ну.; - оба, плюс-минус современники - Канта.

Кант, неоднозначно можно сказать - к понятью бога-то относился .:
то ли он таки личность некая для него; то ли эманацья - `вещество
- эфир некый  с в е т `  ли , иль типа того .. как-то так кажется
его (-бога) он (-кант) ~ таки представлял., понимал ..

Тр а н с ц е н д е н т а л ь н о с ти.,  фе н о м е н о л о г ии
- явленья интересовали его (кажется он, одним из первых и употр.
эти понятия соотв.).

За `быть самим собою`, свободу - ратовал Кант; за объективное.,
абсолютное - некое благородство.,долг.,благодушье - бескорыстно.

К, морали таки, - тоже также неоднозначно-таки относился как-то;
критично-таки относился к социальным стереотипам и т.п. (где-то,
в чём-то предшествуя соотв. - театру абсурда., в т.ч. и Э.Ионес-
ко в частности. предвосхитил, озарил-таки им путь, можно сказать).

Прославлял-таки можно сказать, - сильных,смелых - духом - героев;
- независимых от социальных норм.; - бескорыстно-таки следующих
- неким абсолютным законам - добра.; долга.; чистоты.; красоты ..



--
*
[Кант    таки   -   с и л а].

====
11.
Русская таки философская школа - кратко оч.

Оригинальная таки русска философска школа, - ..коротенько.

--
микро-конспектт лекции по некоей русской философской школе соотв.


**

Отличалас историософичностию (поиском смысла), связана с религиею.
Историософичность - важнейшая особенность русской философии.
Она постоянно обращена к вопросам о смысле истории, конце истории,
судьбе России. споры о том, каковы пути россии.

(..)

Некоторые имена философов (`чистых` научн.(/`теоретич.`), и/или,
мыслителей - .. писателей (и поэтов и т.д..)):

Сковорода Г.
Чаадаев
Соловьев В.
Флоренскый П.
Карсавин

(..)

Розанов
Достоевскый Ф.
Булгаков М.

(..)

Русская ф. - довольно-таки близка соотв. античной ф. (Греция+Визан-
тия).

(..)

====


Рецензии