Незамутнённый взгляд

Светлой памяти моей любимой жены
Седуновой Любови Яковлевны,
3.03.1941 - 2.10.2020,
публиковавшейся на сайте Проза.ру под псевдонимом
Любовь Облова

Все взрослые сначала были детьми,
Только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де Сент-Экзюпери


Наша группа студентов МФТИ продиралась сквозь ночной лес в поисках умело спрятавшихся контролёров соревнований по ночному ориентированию. Была поздняя осень, кое-где лежал снежок, но были и незамёрзшие лужи. В ночной темноте мы часто были вынуждены брести по этим лужам или вброд пересекать встречающиеся речушки.

Наконец, найден последний контрольный пункт, и мы устремляемся к финишу. Ура! Мы заняли первое место не потому, что пришли первыми, а потому, что не пропустили ни одного контрольного пункта! Нас поздравляет руководитель нашей туристической подготовки, по совместительству и руководитель туристов МОПИ им. Н.К. Крупской. Он приглашает нас в большой деревянный дом, арендованный для смешанной компании МФТИ-МОПИ.

Мокрые, грязные и продрогшие, мы вваливаемся в жарко натопленное помещение, в котором с одной стороны длинного стола все места заняты прекрасными девушками, а противоположная сторона оставлена для нас, победителей соревнований. Мы удаляемся в соседнюю комнатушку и, как можем, приводим себя в порядок, чтобы не выглядеть чучелами перед девушками.

Нам объявляют, что чугунок на столе полон только что сваренной картошки. Я, как капитан команды, сажусь напротив чугунка. Открывается крышка, и комнату наполняет божественный аромат картошки, а над чугунком поднимается волнующийся пар.

И вдруг я вижу сквозь этот пар пару чёрных глаз, чуть-чуть наивных, удивлённых, пытливых, скорее детских, чем женских, но невероятно красивых и привлекательных.

Мы накидываемся на горячую, рассыпающуюся картошку. После холодной и голодной ночи кажется, что ничего вкуснее быть не может, а удивительные девичьи глаза сквозь волнующийся пар создают атмосферу волшебного священнодействия.

Возвращаясь к станции по сверкающему осенними красками лесу, мы не встретили ни одной лужи, хотя ночью казалось, что весь лес покрыт ими.

Второй раз я увидел эти чарующие глаза через полгода под памятником А.С. Пушкину, где встретилась наша объединённая команда вузов Московской области, направляемая на Всероссийский слёт туристов на Южном Урале. Тут я убедился, что и весь облик обладательницы прекрасных глаз гармоничен и совершенен. За долгое время слёта и похода по Южному Уралу это убеждение только окрепло.

Люба отличалась от остальных девушек нашей команды отсутствием женского кокетства и жеманства, наивностью, вызывала смех компании непониманием анекдотов. То, что казалось другим смешным, я воспринимал как свидетельство чистоты и бесхитростности. Так что моё первое восхищение её детским и наивным взглядом ещё более укрепилось. Меня привлекали её чистота и естественность. Уверенность, что она не обманет и не предаст, не поколебали шесть десятков совместной жизни.

С другой стороны, она больше других любила слушать задушевные туристские песни, смело включалась в физтеховские разговоры о тайнах Вселенной и загадках происхождения жизни. Она рассказала, что и в детстве больше играла в мальчишечьи игры, нежели в куклы. Она лихо скатывалась с крутых горок на обыкновенных лыжах, что помогло ей потом овладеть горнолыжной техникой.

А потом наш роман перешёл в телефонную стадию, описанную в рассказе "Телефонное свидание". Я перешёл на третий курс, самый трудный в МФТИ, последний общеобразовательный курс, после которого мы должны были перейти на трёхгодичную практику в научно-исследовательские институты. Нам предстояло овладеть теоретической базой современной науки, чтобы достойно влиться в научную среду.

Сдав экзамены, я примчался к ней домой, и мы постарались надолго не расставаться. Мы радовались вместе с москвичами, встречая на улице Горького кортеж с Юрием Гагариным. Мы посещали театры и совершали велосипедные путешествия. Из загса мы ехали на трамвае, но это не омрачило нашей радости. Я старался изучать французский язык по её многочисленным учебникам и книжкам. К нам приходили друзья, и мы старались разобраться в хитросплетениях общественной жизни. Её предвидение будущего спустя много лет  часто оказывалось верным.

Вспоминаю высказывание одного моего друга:
- А помнишь, ты сорок лет назад говорила о будущем, и всё так и произошло. Ты ещё была в таком жёлтеньком купальничке.
Упоминание купальничка взорвало его жену:
- Хватит про купальничек!
Да, чтобы запомнить удачное предсказание будущего, полезно иметь яркие ассоциации!

Встретившись с порнографией в драмтеатрах, Любовь Яковлевна активно посещала только музыкальные концерты и призывала родных и знакомых последовать своему примеру. Она с увлечением путешествовала по миру и находила, что рассказать детям о других странах.

Несмотря на отсутствие опыта игры в куклы, она  оказалась прекрасной матерью, бабушкой и прабабушкой. Ей не пришлось напрягаться игрой в "делай, как я", сама её жизнь для подрастающих поколений служила примером для подражания. Рост горнолыжного мастерства после 75 лет поражал всех и её саму. Бурное начало литературного творчества в 77 лет не оставляло никого равнодушным. Умение самостоятельно изучить английский и итальянский языки до профессионального уровня казалось многим невероятным и вдохновляло молодёжь на подобные подвиги.

Люба могла наложением рук на больное место исцелять внуков, иногда в очень тяжёлых ситуациях. Она не делила детей на любимчиков и отверженных. Главный принцип - помогать в первую очередь самому слабому, то есть младшему. Но и для старших у неё находились умные и добрые слова.


Вот какие стихи написала наша внучка Сашенька:


Памяти моей Бабули,
С бесконечной любовью.

Расскажи мне, бабушка, как же жить мне дальше,
Чтобы правду чистую отличить от фальши.
Как идти со временем и дружить  с реальностью
И найти дорогу мне в море ненормальности?

Бабушка, ты знаешь всё и, в заботе кровной,
"Не кричи, - ты скажешь мне, - нет дороги ровной!
Ведь преграды, внученька, - витки жизни нашей.
А пройдёшь их, Сашенька, будешь только краше."

А я хочу быть маленькой, вместе посмеяться
И пахучим чаем снова наслаждаться.
Ни о чём не думая, в счастье безмятежном
Погулять с тобою по сугробам снежным.

Я скучаю, бабуш, я уже скучаю.
Но в теченье жизни сердце отпускаю.
Я ценю моменты, каждую секунду,
Знаю, что уж завтра так не будет трудно.

Ты в дыханье моря, ты в восходах Солнца,
И твой голос тихо ветром отзовётся.
Бабуш, мне приятно быть с тобою рядом.
Быть твоею внучкой - лучшая награда!!!

2.10.2020

Незамутнённый бытовыми мелочами, приобретательством, интригами, сплетнями... взгляд на природу, общество, семью, образ жизни... позволил Любовь Яковлевне снискать уважение и восхищение близких людей, до последних дней сохранить творческую активность  и стойко преодолевать неизбежные жизненные проблемы!


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.