Проблема отчуждения. О гуманизме Маркса

В ранней работе «Философско-экономические рукописи 1844 года» Маркс выступает как гуманист. Он рассматривает проблему отчуждения.

Многие жертвы советских курсов марксизма-ленинизма не понимают, что это такое. Они говорят: капиталист отчуждает продукты труда работника в свою пользу. То есть путают отчуждение с эксплуатацией.

Но Маркс имел в виду совсем другую проблему.
Он говорит, что труд - это область, требующая знаний, навыков, дающее моральное вознаграждение в виде чувства полезности другим людям. Поэтому труд  - это самое человечное дело. Он мог бы возвышать человека, давать ему ощущение гордости за себя.
Но в эксплуататорском обществе труд унижает человека, отчуждает его от других людей, самого себя и своей человеческой сущности.

Вот что такое отчуждение труда. Тут не про экономику и не про материальное вообще. Это противоположность самореализации.
Отчуждение видится Марксу наибольшим социальным злом – и даже корнем всех прочих социальных зол.

Как бы то ни было, но, с точки зрения Маркса, на панели стоят не только проститутки, а вообще все мы, наемные трудящиеся. Он такого сравнения буквально не делает, но суть именно такова.
Кто-то не любит саму работу, кто-то вынужден унижаться перед чувствующим свою безнаказанность начальником, кто-то – перед опостылевшим коллективом.
Иными словами, вы можете считать себя выше проститутки. Но, если вдуматься в суть, вы продаете себя ровно так же, как и она...
Она продает свою любовь, ибо ведет себя за деньги так, как вела бы себя в интимной обстановке любящая женщина.
Вы продаете свои способности и навыки, свое творчество, свое стремление к самореализации, свое человеческое достоинство – все ради одного: ради денег.
Нет принципиального отличия.

Вместо этого единственным мотивом к труду должно быть стремление к самореализации. Человек должен чувствовать избыток сил и желание направить эту силу на пользу общества. Да, такова норма здорового человека.
Основатель «Проекта «Венера»» Жак Фреско в одном из документальных фильмов говорит: посмотрите на детей. Они не пассивны, а чрезвычайно активны.
Что это значит?
У детей нет навыков для того, чтобы делать полезное обществу дело–это другой вопрос.
Но на примере детей мы видим, какова истинная природа человека. Бурная активность. Стремление отдавать. Растрачивать себя.
А взрослый человек, требующий материальных и прочих стимулов трудиться, задающий себе вопрос: а что я с этого буду иметь? – стал таковым не в силу собственной природы, а из-за того, что испытал на себе действие социальной системы. А раз он стал действовать вопреки собственной природе, то действие социальной системы на него – угнетающее.

Если человек не чувствует в себе сил и желания ими поделиться на благо общества, то этот человек не здоров, а угнетен.
Если человека гонят на работу под страхом ареста, как в СССР, кнут надсмотрщика, как в рабовладельческом или феодальном обществе, или угроза голода, как при капитализме, то этот человек – раб. Что бы там ни говорилось в  конституции государства и в политической идеологии общества. Это - общество, однозначно основанное на эксплуатации рабского труда.

Разумеется, некоторые не осознают отчуждения.
Некоторые, наоборот, осознают, что им нравится эта работа.
А некоторые гордятся высокой социальной значимостью, полезностью людям своей работы, осознают это как мотив заниматься этим делом.
Это, несомненно, очень хорошо. Это важнейший фактор психологического здоровья индивида.
Это значит, что им повезло с работой.

Но это не значит, например, что у этих людей больше совести, ответственности за общество.
Это значит, что они попали в хорошие условия, и эти условия разбудили в них здоровые инстинкты, в том числе ответственность за общество. Но не наоборот.

Коммунистическая идея состоит в том, чтобы в такие условия поместить всех, и разбудить стремление к самореализации также у всех.
Именно разбудить. То есть вернуться к природе человека.

Согласно Марксу, мотивом к труду в общественной формации будущего станет стремление к самореализации.

Это значит, что не будет ни экономического принуждения, как при рабовладении, феодализме и фашизме. И не будет силового принуждения, как в нынешнем обществе – при капитализме.
Что же тогда будет заставлять людей работать?
Возник у вас такой вопрос?
Значит, невнимательно читали. Написано же: "мотивом к труду в общественной формации будущего будет стремление к самореализации".
Это и есть ответ на ваш вопрос.

Соответственно, распределение материальных благ будет построено на других принципах, нежели ныне и вообще до сих пор.
Ныне формула: сколько наработал, столько заработал.
Формула Маркса для формации будущего: "от каждого по способностям, каждому по потребностям".
Не по труду, а по потребностям. Трудовые заслуги эта формула не учитывает.
Принуждать человека к труду никто не будет. Труд станет ЛИЧНЫМ мотивом и гордостью человека.

Но как возможно общество, где люди будут трудиться без экономического и силового принуждения? Не утопия ли это?
Мало ли во все времена было лентяев и пьяниц – несмотря на экономическое, а ранее и силовое принуждение?

Если человек – лентяй, то это – порок. Его вина. Но нет ли тут и вины общества? Для Маркса это несомненно.
Если человек лентяй, то были ли у него учителя, которые научили его полезным навыкам, показали ему разные виды деятельности, дали ему попробовать себя?
Ах, он лентяйничал еще в раннем детстве? Допустим. А куда смотрели его воспитатели?
Вполне возможно, что он – из бедной, неблагополучной, семьи. Его родителям было не до него. А он видел, что его родители много работают, но выбиться из нищеты никак не могут.
А если он – наоборот, мажор?  Сын наглых богатых жуликов. Таких, которые имеют все блага, на которые большинство людей не может накопить за всю жизнь – и имеют без усилий. А дома, пока они предаются праздности, на них работает прислуга. И мажора приучили презрительно относиться в душе и даже явно обращаться на «ты» к пожилым людям, обслуживающим его. И все эти привилегии ему доступны уже сейчас, лишь по праву рождения. К чему тут стремиться? И зачем?

Также рассмотрим распространенный типаж «вечно пьяный сантехник / дворник / чернорабочий». Кто мешает чернорабочему вечерами – вместо бухла – засесть за самообразование? И в результате стать, скажем, инженером?

Да то, что он понимает, что работа и учеба мешают друг другу. Что учеба стОит  больших денег. А если он работает не по 8 часов в день, а больше?
И что ему придется столкнуться с серьезной конкуренцией. Реально ли это вообще?.. Погонишься за несбыточной мечтой – и такую-то работу потеряешь… будь она проклята!

То же касается пьянства. Раз в жизни все так плохо, то человек стремится уйти от нее, забыться. Что дает ему такую возможность? Зеленый, так сказать, змий.

Ныне психологи говорят, что лень, или отсутствие мотивации целенаправленно достигать отдаленных целей – следствие низкого энергетического тонуса организма, который появляется из-за отсутствия смысла.
Не предвидится близкого ощутимого успеха и не ясно, ради чего все это.
А Маркс открыл влияние социальных факторов на личность человека много раньше, чем психология оформилась как наука.

Таким образом, если лень – порок человека, то это нездоровые проявления человеческого поведения. А раз есть болезнь, то было и травмирующее обстоятельство, приведшее к болезни. В формировании этого порока поучаствовало и общество. Человек оказался слаб перед угнетающей, калечащей силой общества. Так ломаются одни люди. А другие люди в это время... оказываются искалеченными другим образом. Психологи говорят, что трудоголизм - не добродетель, а зависимость сродни алкоголизму. Болезненная и разрушительная.

А если в обществе нет угнетения, если общество дает возможность каждому учиться, если отсутствует конкуренция – то что мешает человеку реализовать собственную природу?

Это наблюдается на практике. Не только массовый энтузиазм первых сталинских пятилеток имеется в виду. Не нужно никакого социализма, чтобы почувствовать волшебное оживляющее действие самореализации на человека. Посмотрите хотя бы на такое явление, как японские кружки качества.

Потому психологи и говорят, что самореализация – это главное, что наполняет жизнь смыслом. Это эффективнейший мотиватор.

Понятно теперь, что общество Маркса – это более высокий уровень свободы личности и "прав человека", чем жалкая «рыночная демократия»?

Ау, либералы! Сможете возразить? Хоть что-нибудь… Вопрос риторический.
Рыночная демократия, «сдержки и противовесы», «здоровая конкуренция», «эффективные социальные лифты»... К чему все это, если не выполняется главное – наполнение жизни человека смыслом? А эта задача выполняется совсем другими способами. Раньше да – все это были необходимые атрибуты общественной жизни. А теперь, при новом уровне техники, когда открылись новые возможности? Теперь все это не более чем безнадежно устаревшее барахло.

Построение общества по Марксу – это величайшая гуманистическая цель. Причем истинно современная, соответствующая нынешнему уровню развития общества.

Если бы Маркс только сформулировал такую цель, то и этого оказалось бы достаточным, чтобы он остался в истории величайшим мыслителем. Но вот что интересно! Он исходил не из абстрактного идеала, а из возможностей, которые предоставляют тенденции развития общества. А это принципиально иной уровень разработки проблемы.

Но можно ли говорить о правоте Маркса, учитывая факт гибели СССР?
Да, советский эксперимент не удался. Причины этого известны: СССР был построен не по Марксу, зато погиб строго по Марксу. «Первый блин комом»
Но прогресс не остановить.
Нынешний кризис не имеет ничего общего с экономическими циклами. Современные эксперты – экономисты, политологи – признали правоту Маркса: это системный кризис капитализма. И закончится он только вместе с гибелью капитализма. Капитализм исчерпал себя и движется к своей скорой гибели.
И вариантов у человечества осталось только два: марксов коммунизм либо неофашизм.

Конечно, как перейти к формации будущего – несмотря на разработанность этой проблемы Марксом - остались еще некоторые темные детали. Освещением этих деталей посвящен настоящий блог.

Те, кто не знакомы с учением Маркса, полагаю, испытали то же удивление – а может быть, и такой же переворот в мировоззрении – какие испытал автор настоящей статьи, когда ознакомился с истинным смыслом учения Маркса.

А вот грамотным марксистам, которые в теме, вопрос.
Считаете ли вы, что отчуждение при полном коммунизме может быть полностью преодолено? Ответ обоснуйте.


Рецензии
Спасибо. Очень познавательно и доступно.
Маркс хорош. Большая и добродетельная идея. Но как я вижу, она слишком материалистична (а как иначе, если Маркс убежденный материалист). Не учитывается духовная составляющая человеческого существа, ищущего кроме всего прочего связи с Вечностью и Бесконечностью. Впрочем, если говорить языком науки - можно сформулировать иначе (человек существо двоякое, в котором борется животное начало и человеческое). Религия возвышала человека, давала ему цель и силы любить ближнего. Материалистическая теория (человек-эволюционировавшее животное) такой силы его лишает. За что и ради чего любить ближнего? Каков смысл жертвовать чем-то своим ради другого? "Если Бога нет, то все позволено... даже антрапофагия..." (Достоевский Братья Карамазовы, вольная цитата)
Маркс решил, что изменив условия и дав человеку больше свободы он откроет ему путь к развитию. А получилось что получив еду, кров, свободное время, человек омещанился, стал желать больше потребления, не развития, а потребления. СССР разрушил не Горбачев, а возжелавший большего потребления мещанин. (табун мещан, который спустили... цитата С.Кургиняна)
Без духовного восхождения никакие внешние формы не приведут к изменению человеческого общества. Пьяницы, хамы, потребители, лентяи и проч никуда не исчезнут. Их станет только больше.

Смирнов Александр Алексеевич   30.10.2023 13:28     Заявить о нарушении
Спасибо за интересную рецензию.
Увы, из нее видно, что я ничего не смог объяснить!
Я согласен с вами во всем.
Всегда найдутся люди, которых не заставишь лениться или обижать других людей даже под пытками. Таких мало, но они есть.
А чтобы люди массово задумались о духовных ценностях, нужно сначала удовлетворить их насущные материальные потребности. Иначе никак.
В СССР действительно обеспечили людям материальный достаток. И действительно советская система породила мещан. Мещанство действительно сгубило СССР.
Только где же вы видите у Маркса отсутствие духовности?
Гениальное научное предвидение Маркса состоит в том, что люди будут трудиться качественно, бесплатно и добровольно - в наше время это несовместимое сочетание!
Это как раз реализация того, что вы называете человеческим или духовным, разве нет? А Маркс выражает ту же мысль негативно: преодоление отчуждение человека от самого себя и своей человеческой сущности. Но вы с Марксом говорите о том же! Разве нет?
А, понял! Вы считаете, что Маркс утопично понадеялся достичь духовных результатов материальными методами, провалившимися на практике в СССР - как вы буквально пишете:
"...получив еду, кров, свободное время, человек омещанился, стал желать больше потребления, не развития"
Здесь есть 3 пункта:
1) в статье речь про Маркса, а вы про СССР и советскую идеологию. Советские идеологи утверждали, что на практике воплощают идеи Маркса. В действительности СССР был построен не по Марксу. Поэтому погиб СССР строго по Марксу. Я это обосновываю в др. статьях. Советская идеология есть не марксизм, а его ошибочная интерпретация.
2) в СССР отчуждение не было преодолено, о чем предупреждал советский философ Э. Ильенков. Впрочем, это и так было понятно.
3) Советская идеология осуждала религию, но на практике не противостояла религии, а, наоборот, пыталась воспитать нового человека теми же методами - в религии это называлось проповеди, а в СССР их роль выполняла пропаганда светской политической идеологии, лившаяся гражданам в уши 24\7 из каждой розетки.
Подход советских идеологов был не марксистским, материалистическим (как они утверждали), а религиозным - идеалистическим. Что закономерно привело к провалу.
Подход же Маркса не сводился к тому, о чем вы пишете.
Советские идеологи охотно цитировали Маркса, что, прежде чем задуматься о высоком, духовном, человек должен удовлетворить материальные потребности.
Всегда найдутся люди, которых не заставишь лениться или обижать других людей даже под пытками. Таких мало, но они есть.
А чтобы люди массово задумались о духовных ценностях, нужно сначала удовлетворить их насущные материальные потребности. Иначе никак.
Но. Это лишь НЕОБХОДИМОЕ условие - и Маркс был далек от того, чтобы считать его ДОСТАТОЧНЫМ.
А вот предпосылок для достаточных условий в СССР не было - на чем настаивали меньшевики во главе с Плехановым, да и сам Маркс в переписке с Верой Засулич вовсе не звал к революции в отсталой России!
Потому что было невозможно, он это прекрасно видел. Как же вы говорите, что он чего-то не учитывал?
Маркс писал, что для того, чтобы реализовать его идею, нужен чрезвычайно высокий уровень развития производительных сил (технологий). Чрезвычайно высокий - это Маркс оценивал по меркам своего времени. Сейчас (с 1965 года) уровень технологий достаточен.
Условия созрели! Появились не только необходимые, но и достаточные предпосылки!
Теперь ничто не мешает построить строй, в котором люди будут трудиться качественною бесплатно, и добровольно. Или, в терминах Маркса - преодолеть отчуждение труда. Ведь именно отчуждение труда мешает людям трудиться без материальных стимулов и забыть мещанские замашки. В СССР оно преодолено не было, потому что это было невозможно при столь низком уровне технологий. Теперь нужные технологии есть, остановка только за политической волей.
Нужно просто строить общество не как в СССР, а строго по Марксу. Все очень просто.
Весь вопрос - КАК ИМЕННО.
А вот так - материалистически:
Преодолеть отчуждение труда - гуманизм цели будущего:
http://proza.ru/2023/03/04/169
Коммунизм по-новому: долой идеологию, даешь социологию:
http://proza.ru/2022/06/25/664

Афонин Вячеслав   30.10.2023 16:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.