Парадокс

       Сегодня наблюдал, как неопытный водитель самосвала среди бела дня заезжал в ворота, в которых расстояние между столбами было достаточное, чтобы не дергаться туда-сюда из-за опасения не попасть в габариты.

       В голове крутилась избитая фраза:

       «Вот в наше время…»

       Студентами мы ездили во всевозможные строительные отряды: тяга у нас была – доказать всем и себе в первую очередь, что мы тоже не лыком шиты. Можем свершать трудовые подвиги! Заодно и копейку заработать…

       Занесло нас из Киева в Западную Сибирь. В Нижневартовске мы пристроились к загадочной строительной организации Мостопоезд 493. Почему загадочной? А потому что мы с ними никаких мостов не строили, а ставили на болоте щитовые жилые домики и вели к ним бетонную дорогу.
       Не буду сетовать – может быть, так и нужно было этим мостостроителям. Именно, что домики, а не мосты. Кто знает, возможно, после нашей работы все мосты могли невзначай рухнуть... Но домики мы строили шустро.

       В этом деле самое главное было начать. Нужно было в болото забить деревянные сваи, а потом уже на них собирать из щитов стены, делать крышу, подводить электричество и так далее.

       Когда домики были собраны, включали гидронамыв, и водой с песком заливали болото, на котором располагались эти самые домики. Через несколько дней вода уходила, а песок оставался, и уже можно было спокойно по нему ходить и обживаться дальше.

       Вот нас и бросили на самые начальные работы. Сваи были сосновые. Сосны мы самостоятельно валили в тайге, свозили их на стройплощадку, а дальше начиналась самая творческая работа: задавить сваи в болото.

       В помощь нам был придан универсальный автомобиль Урал-375 с боевым водителем по имени Толик. Сначала он бурил под сваю яму, а потом, когда сваю мы вручную вставляли в эту дыру, специальным прессом задавливал ее на необходимую глубину.
       Но как заехать в болото? Автомобиль же провалится! И нас научили делать лежневку. Так называли уложенные на болоте по размерам колеи автомобиля всякие ветки, бревна, прочий хлам с тем, чтобы Урал не провалился. И сооружать лежневку мы насобачились лихо.

       Главным все равно был Толик. Его труд венчал все наши усилия. На работу он всегда приезжал сильно выпившим, если не сказать «вусмерть» пьяным. Может, он с вечера не просыхал?
       Как сейчас его вижу: красное, почти малиновое лицо, в зубах сигарета, белые от напряжения глаза и сплошной мат-перемат, с помощью которого Толик руководил нашими действиями.

       - Так, студенты, мать вашу!.. Мало веток, еще давай! Да не таких, б…, тащи другие!
       - Толик, еще веток? – докладывали мы ему.
       - Да х.. с ними, заеду уже! Тикайте, мать вашу!..

       И водил он уникально. В каком бы состоянии Толик не был, свою работу он выполнял ювелирно. Стоя на подножке, оставляя одну ногу на газе, он крутил руль и заезжал по самой узкой и не всегда прямой лежневке точно в цель.
       Бывали в лежневке и небольшие повороты, но он с ними справлялся играючи. Затем быстро и сноровисто бурил, давил сваи и мигом выезжал. Задерживаться долго на любой лежневке было нельзя: автомобиль просядет, и без трактора его из болота не вытянешь.

       Ни разу у Толика не было сбоев. Ни разу. Кроме одного случая.

       Мы уже заканчивали свайный городок, когда поутру Толик приехал к нам весьма задумчивый. Лицо у него было каким-то просветленным, глаза неожиданно блеснули голубым цветом, сигареты в зубах не было, как не было и крепких выражений.

       - Мужики, да он трезвый! – ахнули мы.

       Толик ласково обратился к нам:

       - Ну, что ребята? Замастырили лежневку?
       - Ага!
       - Тогда поехали… - кротко подал команду Толик.

       И на первом же повороте он с капитальной лежневки – на этот раз мы постарались ее сделать основательно – съехал в болото… Работа закончилась. Полдня местные трактором вытаскивали злополучный Урал.
       Больше мы Толика не видели. А, может, мы со сваями к тому времени управились? Уже скрыто в памяти.

       Вот и весь парадокс. Пьяному было море, ой, болото по колено... А трезвому – никак. И таких Толиков по стране было много. Сейчас вспоминаю одного из них и ловлю себя на мысли:

       «Как жаль этих людей... Они сжигали себя на работе водкой и перенапряжением, и уходили молодыми, так и не понявшими – для чего пришли на эту Землю?»

       Но остались в нашей памяти. Может, для этого и приходили?..
      


Рецензии
Вот из таких воспоминаний должна формироваться история страны. И каждого гражданина и всего общества. Горькая и обнажённая правда. Но, удивительное рядом - общество не задаётся подобными вопросами. И живет надёжно укрывшись от правды жизни за ложными лозунгами и красивыми словами.
И прав автор, такие люди надолго остаются в памяти. Постоянно давая пищу вопросам:-почему. Зачем. Кому это нужно. И, правильно ли это.
Я тоже знаю много людей подобного мировоззрения. Хотя, какое это мировоззрение? Навязанный равнодушием по отношению к человеку труда стиль жтзни. В свете этого вспоминаю лозунг, циничный и бесчеловечный в своем звучании - раньше думай о Родине, а потом о себе. Но при этом декларируя на каждом углу слова "Человек-мера всех вещей" (вспомним повесть "Ухабы" В.Тендрякова" и много других классиков и публицистов, обращавшихся к данной теме).
Александр, здравствуйте!

Вы ярко описали портрет героя. Очень правдиво, убедительно прозвучала быличка о людях наших времён.

с добрыми пожеланиями,

Эрна Неизвестная   11.09.2021 03:41     Заявить о нарушении
Добрый день Вам. У вас получилась не просто рецензия, а, я бы назвал, быстрый анализ той жизни, из которой мы вышли. Хотя эта жизнь и сейчас в чем-то повторяется: никто не задумывается над вопросом - зачем и кому это нужно. И я Вас поддерживаю полностью. Но все-таки меня волнует еще один вопрос: почему я этих людей вспоминаю? Почему они оставили хоть какой-то след в моей памяти? Такие непутевые, неправильные, безбашенные даже... Потому что они были с изюминкой? Их я помню, а благонамеренных почти не вспоминаю. Спасибо. С уважением.

Александр Алексеенко 2   11.09.2021 14:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.