Парадокс
В голове крутилась избитая фраза:
«Вот в наше время…»
Студентами мы ездили во всевозможные строительные отряды: тяга у нас была – доказать всем и себе в первую очередь, что мы тоже не лыком шиты. Можем свершать трудовые подвиги! Заодно и копейку заработать…
Занесло нас из Киева в Западную Сибирь. В Нижневартовске мы пристроились к загадочной строительной организации Мостопоезд 493. Почему загадочной? А потому что мы с ними никаких мостов не строили, а ставили на болоте щитовые жилые домики и вели к ним бетонную дорогу.
Не буду сетовать – может быть, так и нужно было этим мостостроителям. Именно, что домики, а не мосты. Кто знает, возможно, после нашей работы все мосты могли невзначай рухнуть... Но домики мы строили шустро.
В этом деле самое главное было начать. Нужно было в болото забить деревянные сваи, а потом уже на них собирать из щитов стены, делать крышу, подводить электричество и так далее.
Когда домики были собраны, включали гидронамыв, и водой с песком заливали болото, на котором располагались эти самые домики. Через несколько дней вода уходила, а песок оставался, и уже можно было спокойно по нему ходить и обживаться дальше.
Вот нас и бросили на самые начальные работы. Сваи были сосновые. Сосны мы самостоятельно валили в тайге, свозили их на стройплощадку, а дальше начиналась самая творческая работа: задавить сваи в болото.
В помощь нам был придан универсальный автомобиль Урал-375 с боевым водителем по имени Толик. Сначала он бурил под сваю яму, а потом, когда сваю мы вручную вставляли в эту дыру, специальным прессом задавливал ее на необходимую глубину.
Но как заехать в болото? Автомобиль же провалится! И нас научили делать лежневку. Так называли уложенные на болоте по размерам колеи автомобиля всякие ветки, бревна, прочий хлам с тем, чтобы Урал не провалился. И сооружать лежневку мы насобачились лихо.
Главным все равно был Толик. Его труд венчал все наши усилия. На работу он всегда приезжал сильно выпившим, если не сказать «вусмерть» пьяным. Может, он с вечера не просыхал?
Как сейчас его вижу: красное, почти малиновое лицо, в зубах сигарета, белые от напряжения глаза и сплошной мат-перемат, с помощью которого Толик руководил нашими действиями.
- Так, студенты, мать вашу!.. Мало веток, еще давай! Да не таких, б…, тащи другие!
- Толик, еще веток? – докладывали мы ему.
- Да х.. с ними, заеду уже! Тикайте, мать вашу!..
И водил он уникально. В каком бы состоянии Толик не был, свою работу он выполнял ювелирно. Стоя на подножке, оставляя одну ногу на газе, он крутил руль и заезжал по самой узкой и не всегда прямой лежневке точно в цель.
Бывали в лежневке и небольшие повороты, но он с ними справлялся играючи. Затем быстро и сноровисто бурил, давил сваи и мигом выезжал. Задерживаться долго на любой лежневке было нельзя: автомобиль просядет, и без трактора его из болота не вытянешь.
Ни разу у Толика не было сбоев. Ни разу. Кроме одного случая.
Мы уже заканчивали свайный городок, когда поутру Толик приехал к нам весьма задумчивый. Лицо у него было каким-то просветленным, глаза неожиданно блеснули голубым цветом, сигареты в зубах не было, как не было и крепких выражений.
- Мужики, да он трезвый! – ахнули мы.
Толик ласково обратился к нам:
- Ну, что ребята? Замастырили лежневку?
- Ага!
- Тогда поехали… - кротко подал команду Толик.
И на первом же повороте он с капитальной лежневки – на этот раз мы постарались ее сделать основательно – съехал в болото… Работа закончилась. Полдня местные трактором вытаскивали злополучный Урал.
Больше мы Толика не видели. А, может, мы со сваями к тому времени управились? Уже скрыто в памяти.
Вот и весь парадокс. Пьяному было море, ой, болото по колено... А трезвому – никак. И таких Толиков по стране было много. Сейчас вспоминаю одного из них и ловлю себя на мысли:
«Как жаль этих людей... Они сжигали себя на работе водкой и перенапряжением, и уходили молодыми, так и не понявшими – для чего пришли на эту Землю?»
Но остались в нашей памяти. Может, для этого и приходили?..
Свидетельство о публикации №220100700560
И прав автор, такие люди надолго остаются в памяти. Постоянно давая пищу вопросам:-почему. Зачем. Кому это нужно. И, правильно ли это.
Я тоже знаю много людей подобного мировоззрения. Хотя, какое это мировоззрение? Навязанный равнодушием по отношению к человеку труда стиль жтзни. В свете этого вспоминаю лозунг, циничный и бесчеловечный в своем звучании - раньше думай о Родине, а потом о себе. Но при этом декларируя на каждом углу слова "Человек-мера всех вещей" (вспомним повесть "Ухабы" В.Тендрякова" и много других классиков и публицистов, обращавшихся к данной теме).
Александр, здравствуйте!
Вы ярко описали портрет героя. Очень правдиво, убедительно прозвучала быличка о людях наших времён.
с добрыми пожеланиями,
Эрна Неизвестная 11.09.2021 03:41 Заявить о нарушении
Александр Алексеенко 2 11.09.2021 14:07 Заявить о нарушении