12. Эпоха регресса

В прошлый раз мы предположили, что рано или поздно дух анти-интеллектуализма, присущий эпохе Шута, создаст такие проблемы, что снова возникнет спрос на умников. И это действительно не исключено. Регресс необязательно должен быть линейным, вполне вероятны эпохи кратковременной стабилизации.

Так, в истории древнего Рима был период «пяти хороших императоров» или «золотой век» Антонинов (96-180 годы). После более чем странных Калигулы, Нерона и подобных им господ на троне разместились разумные люди, которые прекратили безобразия, и формально империя достигла при них наивысшего расцвета. Формально, потому что поддержание благополучия достигалось всё большим и большим трудом.

Наука продолжала деградировать, пусть и не такими впечатляющими темпами. Это видно по тому, как пришла в упадок архитектурная мысль. Это видно по таким деятелям, как Клавдий Птолемей. Если коротко, то его научный вклад состоит в том, что он взял труды астронома Гиппарха, жившего на 300 лет раньше, и пересказал понятным даже для дебилов языком. То есть перед нами не исследователь, а всего лишь популяризатор. Тем не менее состояние умов было таким, что именно пиарщика Птолемея потомки признали великим учёным («Альмагест» на самом деле звучало как «аль мегаст», то есть величайший), в то время как Гиппарха надёжно забыли.

И как с таким народом строить светлое будущее? Поэтому, как только династия Антонинов кончилась (чему поспособствовали сами римляне), империя погрузилась в ещё более глубокий кризис, чем был при Калигуле с Нероном – кризис III века, или эпоху «солдатских императоров». Потому что регресс можно задерживать искусственными методами, но лишь до определённых пределов.

Чтобы точнее показать механизмы регресса, вспомним про Covid-19. Казалось бы, за 10 месяцев уже можно накопить достаточно информации, чтобы разобраться в характере инфекции и мерах, которые необходимы для профилактики. Осмыслить опыт стран, которые применяли жёсткий карантин. Опыт стран, которые вообще не вводили ограничений. Сравнить.

Но нет. Тяжело. Потому что слишком много информации. Потому что расплодилось множество научных школ, а вместе с ними много мнений. Аргументы есть в пользу всех мнений одновременно, причём одинаково убедительные – учёные же не теряли времени, возделывали собственные полянки. Это вообще интересное явление: научный сепаратизм. Чтобы пробить себе место под солнцем, молодые учёные вынуждены создавать свои кружки по интересам, ограждаться от других забором из своей терминологии и т.д. В результате на одно явление имеем 100.500 научных школ, у каждой свой подход. 
 
И нет времени скрупулёзно разобраться во всех мнениях. Как следствие, выбор того или иного решения базируется не на разуме, а на… вере в то, что именно оно самое правильное. Вынужденно, однако иначе наступит коллапс, когда не будет приниматься никаких решений вообще.

Напомню, что вера – это прерогатива архетипа Идеалист. Он как раз следующий за Шутом. Поэтому попытки great again по Трампу или консервации СССР по Лукашенко не могут быть успешными на длинном горизонте.

Впервые опубликовано 07 октября 2020 года в https://t.me/rufuturism/19658

Содержание:
1. Вступление. Интеллект или характер? (http://proza.ru/2020/08/03/355);
2. Сотрудник как персонаж RPG (http://proza.ru/2020/08/03/370);
3. Эпос о PMAI (http://proza.ru/2020/08/03/386);
4. Эпоха смешных шуток (http://proza.ru/2020/08/03/394);
5. Дом на миллион человек (http://proza.ru/2020/08/03/406);
6. Сон Мага (http://proza.ru/2020/08/03/414);
7. Эпоха-доппельгангер (http://proza.ru/2020/08/03/423);
8. Коллективное психическое (http://proza.ru/2020/08/05/380);
9. Секрет массового безумия (http://proza.ru/2020/08/13/1454);
10. Спасительный вирус творчества (http://proza.ru/2020/08/20/1507);
11. Гибель интеллигенции (http://proza.ru/2020/09/26/1038);
12. Эпоха регресса;
13. Почему мегаполисы обречены (http://proza.ru/2020/10/29/254);
14. Любовь и кровь (http://proza.ru/2020/12/16/265);
15. Расколотая луна Дональда Трампа (http://proza.ru/2021/02/06/765);
16. Младенец, обезумевший старик и зима человечества (http://proza.ru/2021/03/06/498);
17. Заключение. Секрет истории и тайна творчества (http://proza.ru/2021/03/23/307).


Рецензии