Соджетто. Улыбка, смайлик, маска

Соджетто | Улыбка, смайлик, маска

Этот милый чудный смайлик… С недавних пор каждый год 19 сентября отмечают День смайлика, а в первую пятницу октября — Всемирный день улыбки. Отмечают взрослые и дети, старые и малые, добрые и не очень…

Как гласит предание, автор смайлика — американский дизайнер Харви Болл (Harvey Ball). В далёком 1963 г. для одной из страховых компаний Харви придумал простой и весёлый логотип.  Придумал то, что сегодня уже стало настолько привычным, обыденным, что редкое сообщение обходится без этого эмоционального значка.

В 1972 г. пришли эмотиконы: обозначение эмоций фиксированными наборами типографских знаков. Впервые они появились в образовательной компьютерной системе PLATO IV  (Programmed Logic for Automatic Teaching Operations), разработанной в Университете Иллинойса на платформе ILLIAC I (Illinois Automatic Computer). 

Правда, ранее в 1967 г. идея эмотиконов уже была предложена на страницах популярного американского семейного журнала Reader’s Digest. Но до реализации тогда дело не дошло. В действительности ещё 30 марта 1881 г. юмористический журнал Puck опубликовал статью о возможности выражать эмоции с помощью типографских знаков.

В 1982 г.  в Университете Карнеги-Меллон (США) профессор Скотт Фалман (Scott Fahlman) впервые на практике использовал двоеточие, дефис и скобки ':-)' и ':-('.  Два основных эмотикона: улыбку и грусть. День смайлика ведёт отсчёт именно от 19 сентября 1982 г., когда в своём email-сообщении Фалман и сумел их увековечить.

Прошло полтора десятка лет, и в 1998 г. молодой японский инженер Сигэтака Курита (Shigetaka Kurita) пошёл дальше: были созданы эмодзи — значки, идеограммы, отражающие едва ли не весь спектр человеческих эмоций. Радость, восторг, удивление, тревога, печаль, гнев, ярость, отвращение, скорбь…

Уже в следующем году, на пороге XXI века, Харви Болл предложил праздновать Всемирный день улыбки. Традиция та сохраняется до сих пор.

——

Эмоциональность и невербальность общения смывают мощным потоком академическую сухость и холодность строгого литературного языка. Всё чаще нам не хватает словарного запаса, терпения, желания: существительные, глаголы, прилагательные, длинные и сложные предложения — в самом деле, как это скучно и нудно. Мир переходит на смайлики, эмодзи, наречия, междометия… Мелодический размеренный напев сменяется жёстким безудержным ритмом, морзянкой современности…

Дискретность, атомарность, клиповость современной жизни, стремящиеся разорвать личность на куски, не дают шанса подумать, взвесить, обсудить. Мы куда-то несёмся в общём потоке, мчимся в общем ритме и свои органы чувств подчиняем этой неумолимой стремнине бытия.

Уже не всегда улавливаем, где смеяться, где восхищаться, где сопереживать. Оно и понятно: напрягать мозг как-то лишний раз не хочется. И добрые телевизионщики нам подсказывают: крупным планом, закадровыми аплодисментами, монтажом эмоций зрительного зала. Совсем другое дело! Теперь проще чувствовать себя не таким брошенным и одиноким. В большой однородной толпе, поглощённой очередным ярким массовым зрелищем.

Лайки тоже становятся особыми смайликами. Смайликами-метками. Поставил — улыбнулся, поприветствовал, одобрил. Не поставил — значит, очередной угрюмый и избалованный интернет-прохожий.

Иной раз не используешь смайлик в почте, в мессенджерах, в социальных сетях и всё: тебя уже неправильно поймут.  Если поймут вообще. То ли шутишь, то ли всерьёз… Такие времена, такие нравы…

——

А ведь, если призадуматься, смайлики-то были ещё в античности. 

Участники древних мистерий — тайных культовых празднований — переодевались в богов. И вот уже на лицах появились маски: божеств, людей, животных.  Наибольшую популярность получили театральные маски Древней Эллады. В почёте у греков тогда был античный театр, театр комедии и трагедии (Эсхил, Софокл, Аристофан, Феспид, Фриних, Хэрил, Пратил).

Совсем неслучайно в число девяти греческих покровительниц-муз, дочерей Зевса, вошли Мельпомена (трагедия) и Талия (комедия). Эти две маски (печали и радости) стали всемирной эмблемой театра.

В эпоху итальянского Возрождения из карнавальных празднеств и античных постановок родилась комедия масок, комедия дель арте (commedia dell'arte): Панталоне, Бригелла, Арлекин, Тарталья, Пульчинелла, Изабелла, Коломбина…Шуты, мимы, типовые персонажи… Венецианские карнавалы…

Комедия дель арте называлась и la commedia a soggetto (сценарный театр). Нередко это был доступный уличный театр. Спектакли создавались на ходу, лёгкой и непринуждённой импровизацией. Сценарий был краткий и понятный простому народу.

——

Маска и лицо… В эпоху Просвещения европейский мир начинает всё активнее скрывать индивидуальность открытых лиц под защитной личиной, под маской. Выверенная мимика, выверенные жесты, выверенный этикет. Выставлять наружу откровенность, открытость, свою реальную суть становится плохим тоном, вульгарностью, пошлостью, неприемлемой в аристократическом обществе.

Постепенно индивидуальности сглаживаются, вымываются, исчезают. На их место приходят готовые, проработанные типажи.  Жизнь неуклонно превращается в театр масок. Важно теперь не быть, а казаться. Физическая нагота беспокоит европейское общество гораздо меньше, чем нагота духовная. И человек без духовной маски становится уже изгоем. Ему просто нет места в высшем свете.

Мудрый Конфуций за пять веков до рождения Христа говорил: “В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других”. Маски, удивляющие других, создать куда проще, чем изменить и улучшить самого себя.

Когда-то, в достославные времена, в некотором царстве, в некотором государстве был мир лиц. Добрых и злых. Весёлых и грустных. Сейчас мы всё чаще видим мир масок. Интернет довершил-таки  дело, начатое в античности…

Да, человечество решительно движется по пути прогресса. И это воззрение Гегеля, Маркса, Фукуямы на фоне миллиардов масок и смайликов вызывает улыбку.

То ли Талии, то ли Мельпомены...


• Миниатюры. Соджетто о соджетто: http://proza.ru/2020/09/27/1704
• Соджетто. Морзянка современности: http://proza.ru/2020/09/27/1833
• Соджетто. С двустволкой в светлое будущее: http://proza.ru/2020/09/29/1615
• Соджетто. Эталон восприятия. Два экспоната: http://proza.ru/2020/09/30/61
• Соджетто. Мы стареем: http://proza.ru/2020/10/01/47
• Соджетто. Исступление и крик: http://proza.ru/2020/10/06/1663


Рецензии