Таинственные встречи

  Родители  мои всю жизнь прожили в деревне. Когда сил на ведение хозяйства не стало, решили они перебраться в поселок, где жили три дочери и сын. Решено-сделано. Папа поехал в поселок. Удачно  приторговал дом, и они переехали.  Дом был большой. Я еще удивилась, что такой большой и удачно расположенный дом удалось купить так недорого. Дом стоял недалеко от реки, где женщины полоскали белье, рядом несколько магазинов, а вдобавок, земля под домом была не песчаной, как во всем поселке, а  плодородной, что очень радовало маму. Мама сказала, что им повезло. А папа как-то смутился, но ничего объяснять не стал. Он сказал, что дочь умерших хозяев –Лиза- попросила, чтобы папа разрешил ей иногда приезжать в родной дом . Папа согласился. Мама сказала, что примут они женщину всегда как родную дочь, и женщина сильно уступила им в цене.  Соседи почему-то неодобрительно отнеслись  к покупке. Они говорили, что дом странноватый, но папе их мнение было неинтересно.
  Молодая женщина действительно приехала в гости следующим же летом.  Она погостила неделю.  Маму очень удивляло, что Лиза каждый день спускалась в подполье и часами там сидела на завалинке, которую папа сделал повыше, обшил тесом  и засыпал опилками.  Он даже доски сверху опилок положил, чтобы им с мамой удобнее было отдыхать, когда картошку перебирали зимой.  Вылезала Лиза всегда довольная и радостная. Как-то встревоженная мама залезла в подполье посмотреть, не случилось ли  чего с гостьей. Женщина сидела на завалинке.  Видно было, что она плакала.  Но маму смутило то, что ей показалось, что женщина как будь-то  оборвала разговор на полуслове. Мама спросила,  что она  в  подполье  так часто лазит. Лиза сказала, что в детстве играла там, и теперь вспоминает прошлые годы. Она смутилась, в  глаза маме не смотрела , и та заподозрила неладное.
   Мама моя была дочерью женщины,  которая имела какие-то тайные знания. Бабушка лечила людей, но не травами. Она выслушивала нуждающихся, вроде ничего не делала. Но люди уходили довольные. Некоторые после приходили, приносили  бабушке гостинцев  и благодарили за помощь. Денег бабушка не брала никогда.  Я иногда подглядывала за этими встречами, но бабушка быстро «вычисляла» мое присутствие и выгоняла из дома. После таких бесед бабушка сильно болела. Мама ее ругала. Но бабушка упрямо продолжала приемы людей.  Я думаю, мама тоже что-то умела, но она это не использовала. Она и бабушке запретила передать мне свои знания,  когда та хотела это сделать. В семье был скандал из-за этого.
   Мама решила понаблюдать за гостьей. Она открыла в подполье окна, через которые засыпали картошку осенью. Когда женщина в очередной раз спустилась в подполье, мама вышла на улицу и села около окна. Она услышала, что гостья с кем-то  разговаривает.  О чем шел разговор, мама не поняла. Она слышала голос только женщины, её веселый смех, а  потом и слезы в голосе. Пораженная услышанным, хозяйка вернулась в дом, и когда гостья вылезла из подполья довольная и радостная мама усадила ее за стол, налила чаю и приступила, как она говорила в таких случаях, к допросу.
   Мама умела получать нужные ей сведения Семеро детей научили ее определять, где правда , где ложь. Она умела так повернуть разговор, что мы сами выкладывали ей все свои проблемы, так что Лиза быстро ей все и поведала.
Оказывается, она с детства  видела  в доме дедушку, маленького , с бородкой и странно одетого.  Они с ним всегда болтали, а чтобы никто не мешал, они спускались в подполье. Маме Лиза говорила, что ей там прохладно играть , у нее там даже домик был сделан. Позднее она там "учила уроки". Там тихо и никто не мешает. Дедушка был добрым,  всегда её выручал.  Когда родители умерли, она с ним поговорила, и дед посоветовал ей дом продать. Он сказал, что покупателя ей   выберет сам. Он папу и выбрал. Когда Лиза уехала, он переселился в подполье, но без подружки ему скучно. Он посылает Лизе сигнал  и вызывает в гости.  Они встречаются в подполье, разговаривают. Он ей даже покойную маму иногда вызывает. Она молчит, но Лиза ее видит на завалинке.  Но  сейчас она приезжать не сможет. У нее будет ребенок.  Муж не охотно отпустил жену в поездку, потому что дороги очень плохие. Он не понимает, почему  Лиза так часто ездит на родину. Она же ему не рассказывает о дедушке. Они с дедом посоветовались  и решили, что ей не надо рисковать ребенком и семьей. Она будет приезжать раз в два-три года, а дед будет ждать. Он сказал, что новые хозяева его радуют, особенно хозяйка, а потому он их выживать не будет. Он будет с ними жить. Оказывается, покупателей на хороший дом было много, но все почему-то после осмотра перепуганные быстро меняли решение  покупать дом. О доме пошла слава, как о нехорошем доме. Папа это слышал, но он не обратил внимания. Дом напоминал его отцовский , и папа твердо решил , что купит этот дом.
  Мама выслушала рассказ, покачала головой. Почему-то она это и предполагала. Она была уверена, что это домовой. Мама попросила Лизу спуститься в подполье и узнать у деда, что ему надо, чтобы не скучать. Пусть он выходит и живет в доме. Они не против, лишь бы не вредил. Лиза спустилась, вылезла вся зареванная. Она  сказала, что они попрощались с дедушкой,  и он сказал, что ему надо немного: карты бы ему игральные. А выйти он и хочет, да  жить с людьми ему нельзя. Лизу он с пеленок нянчил, потому она его  и видит. А остальные его не должны видеть. Дед сказал, что плохого хозяевам не сделает, если они будут жить по совести.
  Лиза уехала, мама  купила игральные карты и положила их на завалинку со словами: «Играй дедушка, да не заигрывайся, дом береги, нам помогай». Ей показалось, что в подполье раздался довольный смешок.Папа посмеялся над ее причудами. Назавтра он сам полез в подполье, чтобы посмотреть , что там. К его удивлению, оставленная мамой колода карт  лежала не стопкой, а  была разложена  вроде пасьянса. А на следующий день она исчезла с завалинки, и папа ее не нашел.
   Прошли годы. Мы с детьми приехали к родителям  в  гости.  Дети  с удовольствием обследовали сад и огород,  дом. Они не могли прорваться только на чердак, куда была очень крутая лестница, с которой уже падали все местные внучата. Бабушка и дед строго следили за приезжими малышами. Особым вниманием гостей пользовался котенок, которого дети прости измучили своей любовью. Дед и бабушка даже не разрешали им брать котенка. Но куда там. Тайком детки все равно его тискали.
  Однажды, заговорившись, мы выпустили детей из виду.  Неожиданно  они   с криком и плачем влетели в комнату, где мирно текла наша беседа.  Двухлетний сын и шестилетняя дочь тряслись от страха. Успокоив детей, мы выслушали рассказ о том, что они полезли на чердак. Когда дочь, а  она лезла первой, долезла  до верха лестницы  и несла котенка, она увидела на чердаке что-то очень большое, лохматое,  с горящими глазами. Котенок мгновенно слетел с рук, оцарапав девчушку и жалобно мяукая,  умчался из чулана. Это что-то  говорило тихим, но страшным голосом. Дочь не поняла, что именно оно говорило. Существо махнуло  то ли руками, то ли лапами, то ли крыльями, и  дети слетели с лестницы. Они не упали, не ушиблись, они просто слетели.  Кроме царапины никаких повреждений не было.
  Больше они не делали даже попытки залезть на чердак, даже в чулан, где была лестница, они не заходили.  Мама тогда и рассказала нам про странный дом, который они купили. Мы решили, что это тот дедушка  спустил наших детей с лестницы и попугал немного.  Мама с папой тут же полезли на чердак, поставили молочка и положили конфет для деда. Мама нашла на чердаке игральную карту, но взять ее не решилась. Как же деду-домовому, а мама была уверена, что это домовой, играть неполной колодой.
   Лиза до смерти родителей приезжала к маме с детьми и мужем и отдыхала, как дома. Он так же лазила в подполье. Муж тоже лазил. Но если одна  Лиза с кем-то говорила, муж не видел и не слышал никого. Если же они были вместе, то и Лиза не разговаривала ни с кем, хотя муж видел, что она что-то видит. Детей в подполье они не брали
   Ушли в мир иной и мои родители, выросли внуки. Как-то мы ездили в гости в поселок и зашли в дом родителей. Мы с сестрой решили выбрать на память о родителях какие-то вещи. Я выбрала картину, а сестра решила взять самопрялку. Та была на чердаке. Мы полезли на чердак по той же крутой лестнице, взяли прялку. Когда спускались, мне показалось, что я слышу вздох  из переднего угла. Я оглянулась, весь чердак был светел, а в том углу была какая-то непонятная темнота. Только в нем. Нас охватил страх и мы быстро покинули осиротевший дом. Скоро его разобрали на дрова.  Сестра говорила, что  та из них,  что лазила со мной  на чердак, перед началом разборки звала какого-то дедушку к себе в квартиру. Не знаю, ушел ли он с ней. Я ее больше живой не видела.


Рецензии