Памятка для начинающих авторов
По следам моих "Заметок о мастерстве прозаика"
Повторение пройденного.
Напоминаю: мои заметки адресованы авторам начинающим, без большого жизненного опыта или творческого, а это часто не зависит от возраста. Желание придумывать параллельную действительность может охватить вас вместе с диагнозом старческого склероза.
Все прочие авторы могут расслабиться. Они уже давно определились: кто-то пишет «для себя», кто-то не сомневается в своем таланте, и ему чихать на всякие советы, тем более на критику. Немногие счастливчики гордятся членством в СП.
Но пока есть среди нас авторы, способные к трезвой оценке своих умений, некоторым и понадобится памятка, подобная плану к школьному сочинению, где собраны не перлы литературоведения, а простое повторение пройденного.
1.Итак, с чего начать, когда вас посетило вдохновение, а в голове брезжит замысел, мешающий доварить борщ, домыть посуду, если вы женщина, или что-то в доме отремонтировать, если - мужчина?
Тема, идея и замысел – шагают в связке. Тема может быть одна, но идей чаще всего несколько, потому что каждый герой – носитель определенного авторского замысла. Если вы не имеете в голове мысли, ради которой взялись за перо, и не начинайте пустую затею.
Как интересно раскрыть тему, если вы в ней ни бум-бум? А никак. Писать нужно о том, что хорошо знаешь. В идеале сначала должен сложиться хоть какой-то сюжет, иначе тема и замысел умрут в зародыше.
В общем, не гоните лошадей - дайте замыслу созреть, оформиться в мысль, угнездиться в извилинах мозга.
Кстати, замысел не всегда должен отвечать на вопрос: а что хотел сказать автор? Не обязательно замысел означает идею произведения. Жизнь многообразна, автор имеет право на изображение определенного характера – личности или отношений между людьми, чтобы показать разнообразие судеб, связанное с разнообразием характеров. И тогда он подводит читателя к самостоятельному выводу, что такое хорошо, а что – плохо. А это уже зависит от личности самого читателя.
2. Вот уже вам не терпится бежать к компьютеру или к бумаге – зуд графомании ( в хорошем смысле) становится невыносимым. Прибежали, сели, написали название. И тут – бац! – новая остановка в процессе: а что писать? Роман, повесть, рассказ? Что там на нашей ПРОЗЕ читают чаще?
Выбор жанра тоже требует раздумий… Вон как на миниатюры читатели набрасываются! Может, ее, милую, за полчасика сваять? В рейтинг попаду!
Но замысел противится, мысль ворочается: « Роман не одолею. Повесть – сомневаюсь. Рассказ? Его можно растянуть или сократить. Дай-ка, напишу рассказ. Вон и Чехов с них начинал…»
Хорошо подумайте: вы же не Чехов, это только кажется, что рассказ легче написать. Попробуйте повесть. Она откроет пространство для сюжета, да и количество героев можно варьировать как угодно.
3. Итак, вы определились, о чем писать и в каком жанре. А сюжет? Как его построить? Чем завлечь читателя, чтобы не заскучал на первой же главе?
Современная повесть строится иначе, чем в прошлых веках, когда герои больше говорили, чем действовали. В их диалоги (споры) писатель переносил свой замысел- поднять проблемы, чаще всего социальные, обсудить их, попытаться словесно оформить важность для общества. Сюжет многих повестей в 19 веке можно пересказать в двух-трех предложениях. Сегодня же ценится динамика в развитии сюжета. А как этого достичь?
4.Теперь на арену и выходит композиция. На нее многие авторы вообще махнули рукой. Напрасно. Когда завязка, развитие действия, кульминация и развязка продуманы, позаботьтесь об интриге – куда и как ее пристроить, чтобы читателя заинтересовать, а не усыпить.
Тут уж все зависит от вашей фантазии. Одни сочинители мастерски начинают с завязки. Другие по ходу развития действия, минуя завязку, и если это делается талантливо, то читатель – ваш пленник.
Правда, и здесь полно подводных камней. Потому что в эйфории своего вдохновения автор иногда забывает о потенциальном читателе. Нет, порой вспоминает, что пишет не в стол, которому чихать на содержимое своих ящиков, но ничего не делает, чтобы заманить читателя в свои сети.
5. Сделать произведение интересным можно не только с помощью мастерской интриги или модной темы. Личность главного героя сама по себе должна быть достаточно значимой. Как «короля делает свита», так и второстепенные персонажи помогают раскрыть основного героя всесторонне: через отношения, оценку его другими лицами, самооценку.
6..Не обязательно описывать внешность персонажей во всех подробностях, но желательно найти такие художественные средства, которые сделают их живыми. Для чего и существуют эпитеты, метафоры, сравнения. Выражение глаз героя куда важнее их цвета или величины – это к примеру.
Безликие красивости тут не подходят. Определения типа «шикарные волосы», «ресницы на пол-лица», «очаровательные губки» каждый представляет по-своему. Я, например, терпеть не могу губки бантиком, а уж ресницы до середины носа – это даже куклу не красит.
7. Полнее всего характеры героев раскрываются через поступок, привычки, поведение, а также речь в диалогах.
Но это легко сказать, да исполнить труднее, потому что без выразительного, богатого языка самого автора его герои останутся бледной тенью.
8.Не путайте хорошо подвешенный язык с выразительным . Болтун и художник СЛОВА – не одно и то же! Многословие может потопить произведение .
Другие авторы, запомнив, что краткость – сестра таланта, голову себе не морочат в поисках выразительных средств. Их текст выглядит примерно так: « Вася сел, поел, потом встал, достал чашку, налил чаю». В своих «Заметках» я цитировала точное определение такого текста, которое талантливый автор, Хайе Шнайдер, назвал «лысым», а противоположный стиль- кучерявым и с бантиками ( когда автор перенасытил метафорами).
9. Если вам трудно подобрать точное определение, помните, что русский язык богат на синонимы и многозначные слова. Войдите в интернет хотя бы!
Положим, что со временем ваш язык станет богаче, вы поумнеете, книги научитесь читать, а не только писать… Но чтобы выработать свой индивидуальный стиль, почерк, требуется либо талант, либо терпение и желание все-таки отличаться от других авторов. Не эпатажем в виде презрения к знакам препинания, нет. Только желание творчески расти и труд помогут вам состояться на этой стезе.
В общем, дерзайте!
Свидетельство о публикации №220100801168
Если решили писать для себя, быть честным перед самим собой, то уже не важно "что там сейчас читают больше всего." Качественное произведение своего читателя найдёт, хотя это может произойти и через 100 лет.
На Прозе.ру больше всего читают миниатюры, за большие вещи мало кто берётся, только если они затягивают с самого начала, а это сложно - надо зацепить именно своего читателя, это очень узконаправленная проза, с ней сложно.
Да, описания в наше время не нужны совсем, разве только это имеет важное значение для сюжета. Про лысый текст - верно схвачено.
Ондион 13.05.2022 22:26 Заявить о нарушении