Памятка для начинающих авторов

               
                По следам моих "Заметок о мастерстве прозаика"               
                Повторение пройденного.

                Напоминаю: мои заметки адресованы авторам начинающим, без большого жизненного опыта или творческого, а это часто не зависит от возраста. Желание придумывать  параллельную действительность может  охватить вас вместе с диагнозом  старческого склероза.
                Все прочие авторы могут расслабиться. Они уже давно определились: кто-то пишет «для себя», кто-то не сомневается в своем таланте, и ему чихать на всякие советы, тем более на критику. Немногие счастливчики  гордятся членством в СП.
                Но пока есть среди нас  авторы, способные к трезвой оценке своих умений, некоторым и понадобится памятка, подобная плану к школьному сочинению, где собраны не перлы литературоведения, а простое повторение пройденного.

                1.Итак, с чего начать,  когда  вас посетило вдохновение, а в голове брезжит замысел, мешающий доварить борщ, домыть посуду, если вы женщина, или  что-то в доме отремонтировать,  если -  мужчина?
                Тема, идея и замысел – шагают в связке. Тема может быть одна, но  идей чаще всего несколько, потому что каждый герой – носитель определенного авторского замысла. Если вы не имеете в голове мысли, ради которой взялись за перо, и не начинайте пустую затею.
                Как интересно раскрыть тему, если вы в ней ни бум-бум? А никак. Писать нужно о том, что хорошо знаешь. В идеале сначала должен сложиться хоть какой-то сюжет, иначе тема и замысел умрут в зародыше.

                В общем, не гоните лошадей - дайте  замыслу  созреть, оформиться в мысль, угнездиться в извилинах мозга.
                Кстати, замысел не всегда должен отвечать на вопрос: а что хотел сказать автор? Не  обязательно замысел означает идею произведения. Жизнь многообразна, автор имеет право на изображение  определенного характера – личности или отношений между людьми, чтобы показать разнообразие судеб, связанное с разнообразием характеров. И тогда он подводит читателя к самостоятельному выводу,  что такое хорошо, а что – плохо. А это уже зависит от личности самого читателя.

                2.  Вот уже  вам не терпится бежать к компьютеру или к бумаге – зуд графомании ( в хорошем смысле) становится невыносимым.  Прибежали, сели, написали название. И тут – бац! – новая остановка  в процессе: а что писать? Роман, повесть, рассказ? Что там на нашей ПРОЗЕ  читают чаще?
                Выбор жанра тоже требует раздумий… Вон как на миниатюры читатели  набрасываются! Может,  ее, милую,  за полчасика сваять? В рейтинг попаду!
                Но замысел противится, мысль ворочается: « Роман не одолею. Повесть –  сомневаюсь. Рассказ? Его можно растянуть или сократить. Дай-ка, напишу рассказ.  Вон и Чехов с них начинал…»
                Хорошо подумайте:  вы же не Чехов,  это только кажется,  что рассказ легче написать.  Попробуйте повесть. Она откроет пространство для сюжета, да и количество героев можно варьировать как угодно.
                3. Итак, вы определились, о чем писать и в каком жанре.  А сюжет? Как его построить? Чем завлечь читателя, чтобы не заскучал на первой же главе?
                Современная повесть строится  иначе, чем в прошлых веках, когда герои больше говорили, чем действовали. В их диалоги (споры) писатель переносил свой замысел- поднять проблемы, чаще всего социальные, обсудить их, попытаться словесно оформить  важность для общества. Сюжет многих повестей  в 19 веке можно пересказать в двух-трех предложениях. Сегодня же ценится динамика в развитии сюжета. А как этого достичь?
                4.Теперь на арену  и выходит  композиция. На нее многие авторы вообще махнули рукой. Напрасно. Когда завязка, развитие действия, кульминация  и развязка  продуманы, позаботьтесь  об интриге – куда и как ее пристроить, чтобы читателя заинтересовать, а не усыпить.
                Тут уж все зависит от вашей фантазии. Одни  сочинители мастерски начинают с  завязки. Другие  по ходу развития  действия,  минуя завязку, и если это делается талантливо, то читатель – ваш пленник. 
                Правда, и здесь полно подводных камней.   Потому что  в эйфории своего вдохновения  автор  иногда забывает о потенциальном   читателе. Нет,  порой   вспоминает, что пишет не в стол, которому чихать  на содержимое своих ящиков, но ничего не делает, чтобы  заманить читателя в свои сети.
                5. Сделать произведение интересным можно не только с помощью мастерской интриги или модной темы. Личность главного героя сама по себе должна быть достаточно значимой. Как «короля делает свита», так и второстепенные персонажи помогают раскрыть основного героя  всесторонне: через отношения, оценку его другими лицами,  самооценку.

                6..Не обязательно описывать внешность  персонажей во всех подробностях, но желательно найти такие художественные   средства, которые сделают их живыми.  Для чего и существуют эпитеты, метафоры, сравнения. Выражение глаз героя куда важнее их цвета или величины – это к  примеру.
                Безликие красивости тут не подходят. Определения типа «шикарные волосы», «ресницы на пол-лица», «очаровательные губки» каждый  представляет по-своему. Я, например, терпеть не могу губки бантиком, а уж ресницы до середины носа – это даже куклу не красит.

                7. Полнее  всего характеры героев раскрываются через поступок, привычки,   поведение, а также речь в диалогах.
                Но это легко сказать, да исполнить труднее, потому что без выразительного, богатого языка  самого автора его герои останутся бледной тенью.
                8.Не путайте хорошо подвешенный язык с  выразительным . Болтун и художник СЛОВА – не одно и то же! Многословие  может потопить  произведение .
                Другие авторы,  запомнив,  что краткость – сестра таланта,  голову себе не морочат в поисках выразительных средств. Их текст выглядит примерно так:  « Вася сел, поел, потом встал, достал чашку, налил  чаю». В своих «Заметках» я цитировала точное определение такого текста, которое талантливый автор, Хайе Шнайдер, назвал «лысым», а противоположный  стиль- кучерявым и с бантиками ( когда автор перенасытил метафорами).
                9. Если вам трудно подобрать точное определение, помните, что русский язык богат на синонимы и многозначные слова. Войдите в интернет хотя бы!
                Положим, что со временем ваш язык станет богаче, вы поумнеете, книги  научитесь читать, а  не только писать… Но чтобы выработать свой индивидуальный стиль, почерк,  требуется либо талант, либо терпение и желание все-таки отличаться от других авторов. Не эпатажем в виде презрения к знакам препинания, нет.  Только  желание творчески расти и труд помогут вам состояться на этой стезе.
В общем, дерзайте!


Рецензии
Совет не спешить - очень дельный совет, выносить произведение - помогает, все детали со временем становятся на место.

Если решили писать для себя, быть честным перед самим собой, то уже не важно "что там сейчас читают больше всего." Качественное произведение своего читателя найдёт, хотя это может произойти и через 100 лет.
На Прозе.ру больше всего читают миниатюры, за большие вещи мало кто берётся, только если они затягивают с самого начала, а это сложно - надо зацепить именно своего читателя, это очень узконаправленная проза, с ней сложно.

Да, описания в наше время не нужны совсем, разве только это имеет важное значение для сюжета. Про лысый текст - верно схвачено.

Ондион   13.05.2022 22:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.