Создатель морского камуфляжа
Английский город Плимут, столетиями связанный с морем, где начинались великие плавания знаменитых мореплавателей Её Величества Королевы – Рэйли, Фробишера, Дрейка, Хэвкинса, откуда в далёкий путь отправлялись Отцы – Пилигримы и исследователь Джеймс Кук, стал в жизни художника – мариниста Нормана Уилкинсона (1878 – 1971) местом, где он придумал радикальное графическое решение защиты британских кораблей от губительных атак немецких субмарин во время 1 – й мировой войны. Потери англичан действительно были велики: несколько тысяч торговых кораблей оказались потопленными, и в стране искали выход из создавшейся ситуации.
Во время войны Н. Уилкинсон, пришедший в Королевский военно – морской флот добровольцем, в звании лейтенанта – коммандера ходил на тральщике, выполнял разминирование у побережья Британии. Проходя службу на военно – морской базе Девонпорта, он, конечно, знал о тех больших потерях флота в результате действий немецких субмарин.
Однажды, во время отдыха, на рыбалке, ему, как художнику, пришла в голову блестящая идея: если вместо попытки сокрытия кораблей, сделать их наоборот заметными; нанести на борта полосы и завитки неправильных форм ( к примеру, на манер картин П. Пикассо или Ж. Брана), тогда наверняка можно сбить с толку командира немецкой подводной лодки, рассматривающего цель в перископ, ведь это затруднит определение размера, скорости, расстояния и направления атакуемого судна.
Вернувшись на службу, Уилкинсон сразу же направился со своей идеей к начальству. Он вспоминал: «Я знал, что сделать корабль невидимым было совершенно невозможно, однако, если на его чёрный борт нанести ряд белых полос, это может визуально запутать врага. В подводном положении субмарины для немцев единственным способом обнаружения являлся перископ, а маскировка помешает расчётам прицеливания, затруднит их, сделает ошибочными, в результате – торпеда пройдёт мимо.»
Вскоре предложение художника Н. Уилкинсона дошло до Адмиралтейства, которое ввиду больших потерь флота, позволило ему создать подразделение маскировки в Королевской академии Лондона. Способ маскировки кораблей художник назвал «ослепляющим» камуфляжем. Уилкинсон раскрашивал разные модели кораблей, а затем рассматривал их на вращающемся столе на экране через перископ, исследуя, как та или иная окраска будет выглядеть днём и ночью. Как – то и сам король Георг принимал в этом участие и убедился в эффективности действия «ослепляющего» камуфляжа.
Так большинство британских кораблей стали окрашивать по методу Н. Уилкинсона. Художник по просьбе правительства США встречался с Ф. Рузвельтом, который попросил его создать и в Америке маскировочную группу вместе с художником – импрессионистом Э. Уорнером. Как выяснилось потом, во время войны ни один из замаскированных американских кораблей не был потоплен.
Морской камуфляж успешно применялся и позднее, во время 2 – й мировой войны, тогда Уилкинсон служил в министерстве авиации и занимался маскировкой аэродромов. В 1948 году художник удостоился ордена Британской империи.
Создание «ослепляющего» камуфляжа было не единственным видом творческой деятельности Н. Уилкинсона: он ещё писал картины, иллюстрировал многочисленные издания, рисовал плакаты – всё это принесло ему большую известность не только в Британии, но и за её пределами.
7 – 8 октября 2020 г. Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №220100801174
С теплом, Виктор
Виктор Афсари 15.10.2020 12:21 Заявить о нарушении