Великолепный Тадж-Махал

Одна из блистательных построек мира мечеть-мавзолей Тадж-Махал в Агре на берегу реки Ямун изображена на картине Василия Верещагина. Художник любил это архитектурное сооружение, не переставал восхищаться его красотой и неоднократно изображал на своих полотнах.

 Работы Василия Верещагина легко отличить от работ других художников, даже если не имеешь специального искусствоведческого образования. Его стиль  узнаваем и сразу запоминается. И всё потому, что одной из особенностей его живописи является предельная, документальная точность изображения. Небольшой этюд «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», который можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, не стал в этом плане исключением. При его написании Верещагин использовал яркие открытые цвета.

  Все искусствоведы едины во мнении, что картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» отличается совершенной техникой исполнения, тщательно разработанной композицией и предельной, фотографической точностью изображения. Но больше всего поражает переданное солнечное освещение. Верещагин просто удивительным образом изобразил пропитанный солнцем и окружённый лёгкой дымкой пейзаж сказочной красоты…

Путешествие в Индию
 Не дождавшись окончания переговоров о покупке Туркестанской серии, в апреле 1874 года Василий Верещагин отправился в Индию и путешествовал по стране два года. Он жил в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, а в конце 1874-го отправился на три месяца в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким. Потом побывал в Кашмире и Ладаке. И всё это время не переставал рисовать.

 В Индии им было создано около ста пятидесяти этюдов. Сам Верещагин не скрывал, что покорён оригинальностью и высотой культуры этой страны. Он видит её всюду — в архитектуре храмов, древней настенной живописи, ритуальном танце и пантомиме, современном костюме и бытовой утвари… После сухих туркестанских ландшафтов Индия на его полотнах выглядит экзотически ярко и роскошно. Но особенно великолепны его работы «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Гробница шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри», «Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в Агре».

 Первое место в этом восхитительном списке всё же занимает настоящий маленький шедевр «Мавзолей Тадж-Махал в Агре».

История любви
 Своей славой Тадж-Махал, построенный правителем Великих Моголов Шах-Джаханом в память о любимой жене, обязан не только прекрасной архитектуре, где удивительным образом сочетаются величие и изящество, но и романтической истории любви.

   Согласно преданию, когда Шах-Джахану было всего пятнадцать лет, он встретил и полюбил дочь главного министра своего отца четырнадцатилетнюю Арджуманд Бану Бегам. Современники утверждают, что девушка была очень красива и умна. Однако наследного принца ждал политический союз с персидской принцессой и о свадьбе с Арджамун на тот момент даже думать было нельзя.

 В принципе, Шах-Джахан мог бы наплевать на политику, к тому же ислам позволяет иметь четырёх жен. Но как не обратить внимание на звёзды? Придворные астрологи твердили, брак следует отложить. Вот и пришлось влюблённым терпеливо ждать пять лет, пока светила выстроятся на небосклоне именно так, как надо. При этом им не позволяли даже встречаться. Вот такое тяжелое испытание пришлось пройти молодым.

Счастливый брак
 Наконец, всё закончилось… Свадьба состоялась и Арджуманд получила новое имя — Мумтаз-Махал, что означает «Возвышенная избранница дворца».

  Народ её любил и считал богиней, спустившейся на землю. Супруг обожал, советовался по любому вопросу и ценил её мнение. Все семнадцать лет брака Мумтаз-Махал была окружена любовью и вниманием. Сама женщина также была предана мужу — она никогда не разлучалась с ним и сопровождала его даже в трудных и опасных военных походах.

  Но в 1630 году Мумтаз-Махал умерла во время родов. Это был её четырнадцатый ребёнок. Перед смертью она попросила любимого исполнить две просьбы: не жениться снова и построить для неё мавзолей, которому не было бы равных на свете. И Шах-Джахан торжественно поклялся исполнить её желание.

Символ любви
   В результате появилась одна из самых величественных и прекрасных построек мира под названием «Тадж-Махал», что в переводе означает «венец дворца». Правитель, который сам был специалистом в архитектуре, участвовал в создании проекта ансамбля мавзолея. «Постройте мне гробницу, в которой я похороню её тело. Сделайте гробницу прекрасной, как прекрасна была она – грациозной и деликатной. Постройте гробницу, подобную образу её души и красоты», — так по преданию сказал он архитекторам, работающим над проектом.

 Зодчие старались изо всех сил. Да и сам Шах-Джахан принимал в работе деятельное участие. Он очень хотел как можно лучше исполнить последнюю просьбу своей любимой и создать не просто мавзолей, а памятник, глядя на который все будут вспоминать о душевных достоинствах покойной. И ему это с блеском удалось — Тадж-Махал на века стал символом верности и чистой, возвышенной любви.

Мавзолей
 Мавзолей, который называют «памятником бессмертной любви», «мечтой в мраморе», «жемчужиной короны», ослепительно красив. При первых лучах солнца беломраморная усыпальница становится нежно-розовой, похожей на пробудившуюся юную красавицу.

  Когда солнце находится в зените, белоснежный мрамор слепит глаза, но всё равно хочется смотреть на него до бесконечности, ибо его магическая сила покоряет.

  В честь этого монумента в Индии ежегодно проводится трёхдневный лунный фестиваль. В это время в Агре собираются тысячи людей, чтобы увидеть Тадж-Махал в полнолуние. Счастливцы утверждают, что в эти дни мавзолей словно парит в небе.

Тадж-Махал
  Одна из великолепнейших построек мира Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе с 4 минаретами по углам. Они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её. К строению примыкает сад с фонтанами и бассейном. Внутри мавзолея под землёй расположены две гробницы — правителя Шах-Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Время строительства относится примерно к 1630-1652 гг.

 Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. При работах были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и другие камни. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре – розовым, а в лунную ночь – серебристым.

  На строительство комплекса было приглашено более 20 000 мастеров со всех концов империи, а также мастера Средней Азии, Персии и Ближнего Востока. Есть версия, что на другом берегу реки должно было располагаться здание-близнец из чёрного мрамора, соединённое с Тадж-Махалом мостом из серого мрамора.

 Сегодня Тадж-Махал также фигурирует в нескольких списках как одно из семи чудес света в современном мире.


Рецензии