Ламех и его жены

- «И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! Послушайте голоса моего; жёны Ламеховы! Внимайте словам моим: Если тронет вас мужчина – убью, в язву мне! И если отрок будет насмехаться – убью, в рану мне. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро". (Бытие 4.23-24)

- «Поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое». (Матфей 13.52)

Апостол Петр учил, - «огненного искушения для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного». Вот и я, внимая этому совету, уже давно огненного искушения не чуждаюсь и приключения странного не отвергаю». Другое дело, как мы воспринимаем эти искушения? – осмысливаем их в русле Писания или без разбора впадаем в вину и падаем на колени. Но, что из этого получилось в этот раз в ночь на 5, 6 и 7 октябрьских праздников Кущей, текущего года? Как всегда, в последние дни наблюдал за «тайными моими», готовился к восхищению и смотрел последние ролики невесты Жениха. Там, дева рассказывала свои пророческие сновидения и пыталась их объединить в одно целое, и у нее это хорошо получилось. Особенно, когда говорилось о том, что Он «укрепляет стены Храма Его»; «урожай собран», а «не Мой виноград» оставлен для топтания. Еще, она говорила о пяти евро, выданных на день, которые получили все отъезжающие на не скором поезде. Почему «не скором»? – да потому, что ей были слова по этому поводу, что «сейчас Он делает (очистку) дольше, чем обычно» и повторила она эти замечательные слова два-три раза. И именно эти слова заставили меня вопросить о том перед сном. Еще, в ее комментарии были такие слова, что все едут в прекрасную страну, но как там будет и когда приедут, она не знает… Хотя, по этому поводу, можно возразить словами учеников Иисуса, - «а нам Бог Духом открывает и будущее возвестит вам». Призыв о многочасовой молитве и об очистке в старых твердынях детства, когда я забрал карандаш у соседки в классе или не поделился пирожком, звучит тоже по-детски. Если будем вспоминать «детские», хотя бы и «взрослые» обиды, то эта чистка затянется до бесконечности.

Ну а мы приблизились к «тайным моим», которые не легко признавать перед собой, а тем более перед кем-то, со стороны. С начала сентября, текущего года, когда прозвучал призыв – «Жених идет», сразу вопросил Господа об очищении «тайных моих» и начался процесс, который сложно описывать, да и ни к чему. Каждому, претендующему войти на брачный Пир, свои «странные приключения» и способы познания этого входа на праздник. И так, сон: Некая спортивная группа мужчин и женщин едет на автобусе на большой праздник. Остановились в отеле гористой местности. Я оказался в одной комнате со спортсменкой, которая занималась у меня в секции. В обыденной жизни отношения с девчатами были просты и чисты, когда приходили на тренировку все обнимались друг с другом (парнями) и со мной. Эта спортсменка задерживалась в моих объятиях дольше, чем другие. Так, появились «тайные мои», где допустил мысли – а что если? И вот, в сновидении мы оказались в одной постели, насколько я помню – ничего особенного не произошло, целовал ее конопатые плечи и уснул. Проснувшись во сне, заметил ее нет, как нет автобуса и людей, ехавших на праздник. Звоню ей по сотовому, она отвечает, что не стала будить и думала, что я поеду другим автобусом. Они проехали уже 160 километров,  обещала повернуть автобус, а это три часа ожидания и надо выйти на основную трассу, так как к отелю дороги плохие. Иду, дороги не знаю, спрашиваю у прохожих. Повстречались местные хулиганы, которые стали грозить палками и ножами. Мне не страшно, но говорю им, что убить меня им не получится, а если и получится, привожу стих из Бытия, сказанные Ламехом – «всякому, кто убьет Каина, отмстится в семеро». Иду к основной трассе и просыпаюсь.

Проснувшись, я легко понял, что покусился (хотя бы и в мыслях) на союз молодых - мужчины и женщины, которые любили друг друга. А потому проспал, опоздал, шел по грязным и разбитым тропинкам, и все вытекающие отсюда последствия сновидения, как посланного для вразумления. Но, при этом подумал – а при чем здесь хулиганы и мой ответ им в лице Ламеха (Каина), суть жизни которых меня не особо интересовала в Писании. Но, все-таки беру Библию, чтобы освежить в памяти ситуацию с Каином. Читаю не торопливо, вдумываясь в каждый глагол и слово. Вначале, все как бы понятно, Каин убивает брата Авеля, «пастыря овец». Вспоминаю, что все патриархи, некоторые цари (Давид) и пророки были так же пастухами. Меня насторожило словочитание – «пастырь овец» и появилась мысль проверить пастырство, именно, царя Соломона, о котором сказано – «девицы любят тебя; где ты пасешь (овец); иди по следам овец». Здесь, я (пока) опускаю комментарии и оставляю их на милость «мудрых дев».

Читаю дальше о Каине, сказано – «а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Начал размышлять о том, а что если, делаешь доброе, то как мимикрирует грех в этом случае? и стал пытаться оправдаться своими «добродетелями». Сразу замечу, что с давних пор, как только понял что Библия дана человеку не только в осуждение, но и оправдание, «ибо оправдание выше осуждения». Для меня оправдаться Словом было довольно легко, как только вспоминал истории многоженств большинства патриархов, того же пророка Осии и прочие странности жизни Иисуса в учениях Фомы, Филиппа и Марии. В данном случае, мнение аскетов праведников меня не особо интересует, так как они вообще не задумываются о высших обетованиях Отца и Сына – Пира и брачной Вечери Сына Человеческого. Для них мир видится в двух красках – черного и белого. Да, вся история человечества показывает, что человек не может господствовать над грехом и потому пришел Иисус, упразднил и взял грех на Себя. Эта тема тоже не проста и так же не однозначна в учениях праведников.

Но я читаю дальше и замечаю то, чего ранее не замечал: В шестом поколении от Каина родился Ламех (седьмой от Адама), который взял себе две жены, которые родили ему детей двух поколений. Но, вот что странно, когда Ламех обратился к своим женам и сказал любопытные слова – «послушайте голоса моего – жены Ламеховы! внимайте словам моим – я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне. Если за Каина отмстится в семеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро». Фраза очень сложна и непонятна, пошел в интернет за подробностями, ведь не зря же Господь обратил мое внимание на этот Библейский эпизод. Эврика! Я и не зал, что по этой теме существует огромное число мнений, учений и рассуждений. Перечитал их и привожу некоторые из них в лице древних и современных учителей:

- Древние апологеты христианства, как под копирку утверждают, что Ламех позорно увековечил свое имя тем, что первый ввел многоженство, этим самым он извратил богоучрежденный характер брака и обнаружил свою нравственную разнузданность и плотоугодие. При этом, нелепо и терпимо относятся к «многоженству» патриархов, говорят и оправдывают их жизнь требованием скорого размножения избранного племени. Но, это вздор и подгонка интерпретации Писания под аскетическую праведность. Эта, до сих пор, главенствующая версия возмутила меня, тем более, когда попытался найти хорошие проповеди современников о Ламехе, но все они о том же.

- В еврейских комментариях Талмуда приводится следующая легенда: Потерявшего зрение Ламеха водил его малолетний сын. Однажды мальчик увидел издали нечто, показавшееся ему зверем и по его указанию Ламех выпустил стрелу и оказалось, что это был Каин. Ламех в отчаянии ударил руку об руку и по неосторожности убил своего сына. Тогда его жены оставили его и он пытался умилостивить их своей песнью. По другой версии, Ламех никого не убивал, но его жены отказались от совместной с ним жизни, так как были уверены, что его потомство, являющееся седьмым поколением от Каина, обречено на гибель. Ибо через семь поколений отмстится Каин», — так толкует Агада. Однако, Ламех рассеял их страх, сказав: «разве я убил человека или дитя, что мое потомство должно погибнуть? Если Каин должен искупить свое преступление после семи поколений, то я, который никого не убил, должен искупить свои грехи после семидесяти семи поколений». В Иудейских древностях говорится, что у Ламеха было 77 сыновей. И в контексте последующего потопа и уничтожения всех потомков Ламеха, как порицание полигамии. Эти версии и подобные им имеют право на осмысление, хотя бы потому, что некоторым образом показывает пророческую судьбу убийцы Каина в седьмом поколении от Адама. Но, эти версии, так же мало интересны, хотя бы потому, что плохо согласуются с «песнью» Ламеха своим женам.

- Другие интерпретаторы, объясняя слова Ламеха женам его, говорят, что жены были из племени Сифова и советовали Ламеху стать благочестивым. Иные говорят, что Ламех, будучи хитер и коварен, видя, что род его уменьшается, а потомки Сифовы не соглашаются вступать с ними в союзы из-за позора, лежащего на их родоначальнике, Каине. И, чтобы земли по недостатку земледельцев не остались невозделанными, чтобы не исчез род их, Ламех возревновал о благе племени своего и убил Каина и одного из сынов его, наиболее походившего на отца, чтобы сходство сына с отцом не налагало бы на все племя их позорного пятна. Итак, убив Каина и тем как бы уничтожив преграду, разделявшую поколения Каиново и Сифово и препятствовавшую вступить им между собой в родственные связи, Ламех как бы втайне говорит женам своим: «Муж и юноша умерщвлены, украсьте дочерей ваших для сынов Сифовых, ибо совершенные мной убийства, красота и убранство дочерей ваших сделают, что с нами согласятся вступать в брачные союзы даже и те, которые в прошедшие шесть родов не хотели иметь с нами таких союзов». В этих версиях просматривается некий поучительный смысл, но меня он не устраивает в русле высшего обетования к человеку о брачной Вечери Сына Человеческого. Дело было к вечеру, я устал размышлять над этой темой, бросил ручку и пошел спать. Перед сном попросил у Небесного Отца помощи, сказав, что повторяться в «старых» учениях не буду и не хочу.

Серия коротких сновидений (картинок), где я все время блуждаю по каким-то полупустым серым селениям и не могу найти, все туже центральную магистраль. В одной из картинок сновидения, нахожусь в комнате с немногими мужчинами в еврейских шляпах. Я роняю пишущую ручку и не могу найти ее глазами на пестром каменном полу. Увидел, пытаюсь ее поднять, она вертится и ускользает от меня. Один мужчина наступает на её, она ломается под его ботинком. Я поднимаю ее с оголенным стержнем, похожим на медицинский шприц. Мужчина говорит остаться с ними и буду им, типа, врачом. Я отказываюсь и возмущен их серой жизнью, как кажется без женщин. Просыпаюсь, подхожу к окну, ищу ответы в мелочах сновидений, задаю вопросы. Первое, что приходит на ум, хорошо известная мне притча – «поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое», а вслед за ней первый Псалом о муже – «который приносит плод свой во время свое». Мне кажется я понял, в каком направлении искать «новый» смысл, не мне не хватает зацепок. Опять иду в интернет и нахожу любопытные данные:

Вначале меня заинтересовали имена и их значение. Ламех – «сильный»; «победитель»; «завоеватель и буйный» человек – эти старые характеристики я сразу исключаю из своего поиска, как не имеющие перспективы в новом знании для Царства Небесного. А вот - «месить тесто» и «притеснение», это уже нечто новое и любопытное. Потом, нахожу, что у этого термина существуют значение - Ламех (река); два устья и два бассейна, в которые впадает эта река. И вот, здесь вспоминаются две жены Ламеха, которые в переводе означают – «украшение, привлечение, наслаждение», «тень, ширма». Вобщем, женщины как женщины, жизнь которых смешивается и теснится (месится, как тесто) с одним мужчиной. Вспоминаем тех же патриархов, многоженцев царей и Соломона. Еще любопытная деталь в переводах глаголов Писания, где большинство современных экзегетов склоняются, что здесь прошедшее время глагола «убил» употреблено вместо будущего, для выражения несомненности исполнения выражаемого им действия. И тогда читается, что он никого не убивал, но «убью» в неком отдаленном будущем.

Есть любопытная версия древности, где утверждается об убийстве – «не двоих, как предполагали некоторые, и не Каина, как баснословили иные, но одного и притом юношу. То есть убил мужа, находящегося в юношеском возрасте. Впрочем, избежал он наказания признанием в грехе, и сам над собой произнесши суд, остановил тем суд Божий. Известна древняя арабская песнь кочевников, в которой основной мотив — кровная месть, т.е. одна из обязанностей, от которой зависит репутация мужчины. Честь убитого требует возмездия. Нередко, как и говорится в песне Ламеха, убивали десятерых за одного, прославляя собственный «героизм». В арабской песне герою пели женщины: «Мститель за кровь вернулся к племени своему — женщины выходят навстречу ему с танцами и песнями». Нечто подобное читаем в Библии: «при возвращении Давида с победы над филистимлянином, то женщины из всех городов израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками». Согласно древнему восточному обычаю мести, было разрешено убивать мальчика из детей кровных врагов  только при достижении  им возраста ношения оружия. Возможно, этот обычай проясняет непонятные, на первый взгляд, слова Ламеха об убийстве мужчины и мальчика: «мужа убил за рану мне, и мальчика за побои мне».

В этом месте, вспоминая некоторые странности переводов и новых значений глаголов, можно сказать так: Ламех был «сильный» в любви, а значит ревностный к своим красивым (от Сифа) женам. Есть версия, что у Ламеха закралась мысль, что один из его сыновей родился особенным, то есть не от него. Подозревая, что это не его ребенок, он потребовал от жены, чтобы она открыла ему правду. Ее ответ был таков - «Припомни наслаждение мое, время и дыхание мое в теле моем». Ламех продолжал убеждать ее открыть правду. Она ответила: «я поклянусь тебе Великим Святым и Царем небесным, что от тебя семя это и от тебя это зачатие, и от тебя произрос плод, а не от кого-нибудь чужого, и не от какого-нибудь из Стражей (Неффалимов), и не от кого-нибудь из Сынов не[ба]». Очевидно, Ламех понял слова жены о наслаждении с ним, что именно в таком сочетании двух рождаются необычные дети, но все же произнес ревностную песнь женам: «И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла (радость и наслаждение мое)! Послушайте голоса моего; жёны Ламеховы! Внимайте словам моим: Если тронет вас мужчина – убью, в язву мне! И если отрок будет насмехаться – убью, в рану мне. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро". Получается, если Каин убил брата вне любви и плата за это в семь раз, то плата за убийство по любви к женам увеличивается до 77 раз. Здесь встает вопрос – прав ли Ламех, когда произносит эти слова и какова будущность людей ревностных в любви?

Есть мнение, что многоженство – это болезнь и язва мужей, и рана отроков в их активной молодости в области любовных отношений. Мы не разрешим эту проблему однозначно, но вспоминая Песни Песней Соломона, замечаем, как происходит поиск избранницы со стороны мужчины и женщины на ложе своем. Многие притчи Иисуса в этой области, так же имеют разрешение положительным образом, если осознаются в русле вечности Царства Небесного. Фарисеи спрашивают Иисуса – чьею будет жена в Царстве, имевшая на земле не одного мужчину. Он отвечает им – «разве не читали в Писании? И в Царстве не женятся и не выходят замуж, но пребывают…». Вот, так и мы, читая историю Ламеха в «новом» знании о Царстве Небесном, уверенно говорим, что ревностным «убийцам» там нет места. Еще мы можем сказать, если бы Ламех был «злодеем», то от него не родились бы талантливые дети (искусные в музыке и творчестве), не родился бы Ной о котором сказано, что он - «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем и ходил пред Богом». И еще, считается, что Ламех был первым поэтом, а его жены сочиняли песни и украшали дочерей своих для сынов Сифовых. А сыновья пленяли их сладкими звуками гуслей своих.

И так, что мы имеем? А имеем главную притчу о десяти девах. Почему то многие комментаторы этой притчи, не обращают внимание на предлог «тогда» и «тогда, подобно будет Царство Небесное». Тогда – когда? а когда «будет проповедано Евангелие Царствия по всей вселенной». Будет подобно «Царство Небесное», а не земное, с которым часто ассоциируется эта притча. Царство Небесное и по всей «вселенной» всего разумного космоса, явно указывают на пространственные координаты вне земли. И брачный Пир, куда вошли готовые, тоже не из земной оперы. А пять неразумных дев пошли к «торгующим» на земле. Конечно, это «неразумие» мира не может долго продолжаться, а потому, те в поезде едут не иначе, как в тысячелетнее Царство на новой земле, где все будет хорошо и лучше, чем сейчас. Они приедут скоро и очень скоро, но, Богопознание тайн вечной жизни будет продолжаться и там. И чуть-чуть здесь, настолько, насколько «неразумные» девы позволят себе прикоснуться к этой тайне. Еще раз хочется подчеркнуть, что невеста Христа идет не просто в райские кущи, куда «легко» попадает раскаявшийся бандит (на кресте) или хитрый толеранец, прокравшийся на пир не в брачной одежде. Но, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. Прежде – новое, не забывая при этом, доброго – старого.

Итог раздумий – прежде чем мы попадем на небесные грядки любви, необходимо научится ухаживать за ними здесь, на земле! «По небесным грядкам» -  https://www.youtube.com/watch?v=EZZjUUK_no4 


Рецензии