29. Бяки-буки обновлено и дополнено

    Помнится, я уже выдвинула версию, что уличи вышли из этрусского города Вульчи. Наконец-то, после того как мы вместе с этрусками перебрались в Италию, можно посмотреть, куда они ушли под натиском римлян?

    Для начала я изучила линию границы этрусков с римлянами, чтобы выяснить, какие этрусские города должны были пострадать в первую очередь? Далее я исхожу из предположения, что пока жива историческая память народа, топонимы в местах его проживания должны иметь определённое сходство.

    Итак, граница Этрурии с Римом проходила по реке Тибр. Наиболее близки к Тибру Перузия, Велзна, Вейи и, пожалуй, Каисра.

    Перуджа. Город был основан в четвертом веке до нашей эры по одной из версий умбрами, по другой — этрусками. Изначально он назывался Перузия и входил в этрусскую конфедерацию двенадцати городов. В 310 году до нашей эры Перузия становится римской колонией.

    Что приходит на ум? Париж!  Париж назван так по паризиям. Паризии — небольшое кельтское племя, с середины III века до н. э. жившее на реке Сене. Самым большим их поселением (оппидумом, городом-крепостью) была Лютеция,  Lutetia Parisiorum, которая после завоевания римлянами Галлии стала важным торговым городом. Именно из него позже возник город Париж.

    По названию Лютеции есть расхождения. Понятно, что никакая она не "лютая". Лютеция, латинское имя города (lutum на латыни означает «грязь, ил»), связано с кельтским (louk-teih, louk-tier «топкие места»). С  другой стороны, греки говорили Лукотокия (греч. lefkоs  «белый, светлый, чистый», а lаspi ил, грязь). Так кто прав, римляне или греки? Последний языческий император Рима, Юлиан в середине IV века пишет о дорогой ему Лукетии. Так, по его словам, называют кельты этот город паризиев. Известно, что перед заключительным сражением паризиев с римской армией, было решено сжечь Лютецию. Таким образом, после своей победы римляне захватили только остатки сгоревшего города. Действительно, одну грязь. Мне вот подумалось. Если выделить Le в качестве артикля, то Лютеция и вовсе становится Божественной (Tiw — древнеанглийская форма протогерманского бога *Tiwaz или Тиу). Кстати, греки-ионийцы на западном берегу Малой Азии не позднее X века до н. э. основали город с подобным названием — Теос. Хотя по преданию Теос основали минийцы из беотийского Орхомена во главе с Ата-мантом. Уже после того в Теос прибыли ионийцы во главе с Апеком (Апойком), третьей волной были афиняне во главе с Наоклом (Навклом) и Дамасом и беотийцы во главе с Гересом. Эти минийцы вовсе не греки, да и с пеласгами греки их далеко не всегда отождествляли. Но вернёмся к паризиям!

    Если вы внимательны, то обратите внимание, что паризии появляются на Сене с середины III века до н. э. А до этого, в 310 году до нашей эры, римляне завоевали Перузию! А что значит «завоевали»? В лучшем случае, только часть покорённого населения убита, остальные проданы в рабство. Кому повезло, те спаслись бегством. Как-то так. Напомню, что жили в городе этруски и умбры. Большинство исследователей считают умбров потомками второй индоевропейской волны (после предков латинов и сикулов) и отождествляют их с культурой Виллановы, носители которой кремировали своих умерших.

     Мария Гимбутас поддерживала гипотезу, согласно которой «прото-италики», происходившие от северо-альпийской (южногерманской) группы культуры полей погребальных урн, проникли в центральную и северную Италию, а среднедунайская группа той же культуры (венеты и иллирийцы) обосновались в Венетии, Апулии и на Сицилии. Она отметила сходство между керамикой указанных двух географических групп культуры полей погребальных урн и керамикой Протовиллановской культуры. Позднее Дэвид Энтони, аргументируя в поддержку гипотезы итало-кельтского родства, связал приход италиков с протовиллановской культурой, которая, в свою очередь, произошла от регионального варианта культуры полей погребальных урн Паннонской равнины. Согласно другим предположениям, Протовилланова связана не со всеми италиками, а лишь с предками носителей оскско-умбрских языков. По мнению К. Кристиансена, Протовиллановскую культуру скорее следует связывать с группой Велатице-Байердорф, существовавшей в восточной Австрии и южной Моравии. В любом случае, ничто не мешает умбрам Перузии оказаться впоследствии кельтами-паризиями! Но. В Перузии жили и этруски. А вот здесь на ум приходит разве что Пруссия.

    Пруссы (лат. Borusci) — группа племён, населявшая в IX/X—XVIII веках южное побережье Балтийского моря между нижним течением рр. Висла и Неман (территорию Калининградской области России, южной части Клайпедского уезда Литвы, а также Варминско-Мазурского воеводства Польши). Общепринято считать пруссов принадлежащими к группе балтских племён, либо конкретно к западнобалтским народам. Хотя, ещё М.В. Ломоносов считал прусаков славянами (западными).

    Но кто такие "балтские племена"? Это смесь носителей "арийской" гаплогруппы R1a и "сибирской" гаплогруппы  N. Когда они встретились? "На своем пути с Урала гаплогруппа N1c1 разошлась на два потока, один направился на территорию современной Финляндии, прибыл примерно 2000-1500 лет назад, и имеет полное право называться финским, другой – в сторону Южной Балтики (современные этнические русские, литовцы, поляки), прибыл раньше, примерно 2500-2000 лет назад. Это – южные балты, и вовсе не финны..." Итак, южная ветвь N1c1 появилась на Балтике не ранее 500 г. до н.э. Скорее, чуть позже. Примерно в это же время на Апеннинском полуострове происходит следующее. В 437 году до н. э. город Фидены (население Фиден было, по-видимому, смешанное из сабинян, этрусков и латинян) примкнул к Веям. Через два года город был взят римлянами и разорён. Хотя первая Вейентская война приключилась ещё в 483—474 гг. до н. э. А всего их было три. И закончились они падением Вей в 396 г. до н. э. Подом дошёл черёд и до Перузии. Вопрос: какие арийские племена могли участвовать в формировании балтов? 

    По предположению лингвистов, общий экзоним «пруссы» появился у их соседей не позже VIII века, а впервые он упоминается как «bruzi» анонимным Баварским Географом (IX век) как название народа, живущего восточнее Вислы. В дальнейшем этот термин в форме «брузи», «брутери», «прецун», «прутены», «брусы», «бороссы», «боруссы» будет фигурировать в европейских и восточных средневековых источниках, обозначая население, проживавшее между реками Висла и Неман.

    Вот скажите мне, многим ли отличается «прутены» от Pryden, самоназвания пиктов? Первые сведения о жителях Британии были представлены в записях Пифея, греческого географа, совершившего плавание вблизи берегов Британии между 330 и 320 гг. до н. э. Хотя ни одна из его записей не сохранилась, писатели и исследователи времён Римской империи часто ссылались на них. Пифей назвал острова ai Vrettaniai, а население этих островов — Prettanoi. Это слово было позаимствовано у галлов, которые, возможно, сами использовали его в качестве наименования для жителей островов.

    В английской средневековой историографии XIV века распространилась оригинальная этимология названия острова, нашедшая отражение в популярной хронике «Брут», основанной не столько на летописной, сколько на легендарной традиции, зафиксированной нормандским поэтом XII века Васом в «Романе о Бруте». Согласно положенному в её основу мифу, остров назван был в честь дочери «сирийского царя Диоклетиана» Альбины, изгнанной с 32 своими сёстрами из родной страны за убийство мужей и прибывшей в Англию морским путём. Здесь они якобы вступили в связь с инкубами, породив гигантов, истреблённых прибывшими на остров позднее троянцами во главе с Брутом. Эта легенда была развенчана ещё в XV веке известными историками и хронистами Джоном Хардингом и Джоном Роузом, справедливо отметившими, что в Сирии никогда не существовало царя с именем Диоклетиан, а в основе легенды об убийстве сириянками своих мужей лежит античный миф о Данаидах. А Брут?

    Брут I Троянский — потомок мифического троянского героя Энея. Согласно средневековым британским источникам, Брут считается основателем и первым королём Британии. Впервые легенда о Бруте появилась в «Истории бриттов» — сочинении уэльского историка Ненния (IX век), но широко известной эта легенда стала в XII веке благодаря труду Джеффри Монмутского «История королей Британии». Брут родился в семье Сильвия, царя Альбы Лонги — латинского города в Лации (Италия). В 1150 до н. э. он покинул своё королевство и отправился в море. Через год он прибыл в Британию, покорил местные племена и основал королевство… Так что не одна я думаю, что этруски могли уплыть и дальше Италии! Кстати, символично, что имя потомка троянцев созвучно названию ливанской столицы — финикийскому городу Барут! Напомню, что этруски вошли в египетский перечень «народов моря», к которым относились и филистимляне, чьим именем названа расположенная южнее Ливана Палестина. В середине 2019 года были проведены первые генетические исследования, которые позволяют утверждать, что филистимляне являются выходцами из южной части Европы из Восточного Средиземноморья. У филистимлян из Ашкелона железного века определены Y-хромосомные гаплогруппы J1-Z2331, R1b, L-M20 («смесь» семитов с индоевропейцами-эрбинами). А кто такая Палес? Это древнеримская богиня скотоводства, которая почиталась по всей Италии ещё задолго до основания Рима.

    Правда, Юлий Цезарь считал пиктов потомками иберов (древнейшего населения Испании, знакомого ему по прежним походам). Между прочим, самоназвание пиктов prit-tan, prit-ten (откуда Британия) возможно, включает элемент -tan, как и такие названия народов как турде-таны, луси-таны. Однако существует точка зрения, что имелись в виду не иберы, а баскоязычные народы, наподобие предков гасконцев или современных басков. Кроме того…

    Пиктское происхождение приписывается ряду топонимов Шотландии (например, топонимы на Aber-, такие как Абердин). Сам этот город лежит между устьями рек Ди и Дон, и исторически разделяется на Старый Абердон (Aberdon) — северная часть города простирающаяся до Дона, и Новый Абердин (бывшая рыбацкая деревушка на реке Ди) — южная часть города, тянущаяся вдоль левого берега Ди. Абердин вырос на месте древнеримской колонии Девана.

    Есть версия, что название Абердин происходит от сложения гаэльских A-bar + dun, что означает возвышенность на болотах. Гаэльское Abar в свою очередь является сложением au (вода; лат. аква, либо шумерский бог подземных вод Эйя) + bar (препятствие; ср. с франц. barricade «нагромождение бочек» из исп. barrica «бочонок»), что следует понимать как болото.

   Но вместе с тем, кто такой «абориген»? Абориген (от лат. ab origine «от начала») — коренной житель страны. Аборигены Лация — первый из народов, к которому относился термин «абориген»; согласно римской традиции, древнейшие обитатели Лация были неясного происхождения. Как говорится, хозяин-барин!

    Примерно то же и в немецком языке: Обер (нем. Ober) — часть слов немецкого происхождения, имеющая значение «верхний». Также в значении «старший», «главный» используется в названиях должностей. Примерно то же и во французском: ОбЕр (фр. Aubert, Auber) — французская фамилия англосаксонского происхождения (до VIII века), связана с германским именем Альберт («Благородный и блистательный»). Очевидно, примерно тот же смысл заложен в аварах-обрах. А вот готы всё-таки ближе к аборигенам Лация: Бериг — легендарный вождь готов, возглавивший передвижение гото-гепидских племён с территории Скандинавии на территорию польского северного Поморья.


    Что касается пруссов, то по одной из версий их предки, перед тем как осесть у побережья Балтийского моря, обитали в скифских степях в бассейне реки Дон. Но и туда они ведь тоже откуда-то пришли… Из пруссов Понеманья считали себя, согласно житиям святых, владимирские князья начала XVI века. Эту версию о своём происхождении активно развивал Иван Грозный, причём считал, что его прусские предки были потомками Августа. А если так, то это опять отсылает нас к умбрам, поскольку Октавии — древнеримский аристократический род, переселившийся при Тарквинии Древнем из города вольсков, Велитр, а при Сервии Туллии принятый в среду патрициев. Вольски — народ группы италиков, умбро-сабельского происхождения.

    В качестве лирического отступления отмечу, что значительную часть материала я беру в Википедии. Она мне нравится, как и вульгарная латынь, своей доступностью. А достоверность данных проверяется «перекрёстным допросом». А так можно? Думаю, что да. Ведь никто же не требует от фантаста абсолютной научности! И, тем не менее, научная фантастика совсем не то же самое, что фэнтази… И если бы Шлиман в своё время не уделил должного внимания слухам (мифам), он бы до сих пор продолжал откапывать легендарную Трою.

    Итак, могли ли этруски оказаться в доангло-саксонской Британии? Помниться, шотландцы называют озёра «лохами» (самое известное из них, пожалуй, озеро Лох-Несс). И я решила поискать подобное.

    Озеро: арм. lich лич; ирл. Loch; итал., испан. Lago; латин. Lacus, мальт. Lag, фр. Lac ляк, каталан. Llac лас. Помимо армян, здесь явно чувствуется романское (этрусское?) влияние. А армяне с этруссками как раз в Передней Азии пересекались.

    С другой стороны, озеро: азерб., казах., киргиз. кёл, тадж. и тат. кул, иврит — галь волна и на-халь ручей. Правда, учёные в пары-перевёртыши не верят!

    А что у нас? Лужа! А где она наиболее вероятна? Там, где лог и луг (низины), где скапливается (уо, в)лага. А чтобы стать ниже, ляг! А чем лягают? Тем, чем скачет лягушка – нижними конечностями (коле-но, голе-нь, англ. leg нога и эстон. jalg нога и фин. jalka). Кроме того, есть ещё праславянская лохма (длинная прядь волос, которая наверняка повиснет).

    Как видим, перечень не очень велик. И да. Немцы лужу тоже называют Lache. А вот нечто более крупное, вроде нашего озе-ра, у них тоже See. Так что судите сами, кем могли быть первые ирландцы? А там и до Британии недалеко.

    Я вот у Клёсова вычитала. «Гаплогруппа R1a.  В первых 25 маркерах ветвь имеет 101 мутацию, что дает 4675±660 лет до общего предка. Этот гаплотип пришел в Ирландию с Русской равнины. Видимо, древние предания о скифах как основателях Ирландии, изложенные в знаменитой «Книге Захватов», находят свое подтверждение. В итоге получаем, что общий предок всего дерева жил 4625, 5075 или 4825 лет назад, в среднем 4800 лет назад. Это и есть возраст общего предка гаплотипов группы R1a1 на Русской равнине…» И, строго говоря, первые ирландцы не были этрусками. Этруски из Передней Азии в Италию выдвинутся значительно позже. Так кого же завоёвывал Брут в Британии?

    «В период поздней бронзы и раннего железа (800—700 годов до н. э.) начинается переселение с континента на территорию Британии кельтов гальштатской и латенской культур, однако Дж. Уодделл, Барри Канлифф и ряд других археологов приводят свидетельства того, что миграция в Британию носителей языков гойдельской ветви могла иметь место ещё в эпоху ранней бронзы, т.е. до гальштатской культуры... За кельтизированным населением Британии утвердилось условное название «бритты» (носители гойдельских языков, также принадлежавших к кельтской группе, были вытеснены в Ирландию)… Племя кельтов делится на две ветви — гаелов и кимвров. К первым принадлежат ирландцы и шотландские горцы, ко вторым — валлийцы и обитатели Бретани, а также древние галлы, язык которых ясно показывает, что они принадлежали к кимврам, а не к гаелам…» Из Вики. И всё бы хорошо…

    Вот только кимвры, кимбры, киммеры (лат. Cimbri) — древнегерманское племя, около  120 г. до н. э. вступившее в вооружённый «контакт» с римлянами. Существует вопрос о том, на каком языке говорили кимвры: кельтском или германском? Высказывалось мнение и о том, что кимвры — это население восточноевропейских кельтизированных культур (большинство), возглавленное «ясторфским элементом» — кимврами (меньшинство), выходцами из южных и юго-восточных ареалов ясторфской культуры, в том числе — из зарубинецкой культуры. Ястрофская культура была широко распространена на территории Дании и северной Германии. Её компонент также широко представлен в зарубинецкой культуре. А зарубинецкая культура была распространена в Верхнем и Среднем Поднепровье от Тясмина на юге до Березины на севере, в Среднем Посеймье и Припятском Полесье, что соответствует современной территории Западной и Центральной Украины, югу и востоку Белоруссии и западным границам России (славяно-германская общность). В 1964 году Ю. В. Кухаренко пришёл к выводу, что зарубинецкая культура является прямым продолжением западных поморской, клёшевой (венеды) и лужицкой культур.

    Кельты-паризии в Британии тоже были, но точно не известно, когда они там появились… И, пожалуй, самой известной абориген-кой Ирландии была Бригита. На севере Англии Бригиту почитали под именем Бриган-тия, что означает «могущественная, вершина, королева». Ей особо поклонялись бриганты, господствовавшие на севере Англии до прихода римлян. Бригантия — богиня благосостояния, врачевания, войны и воды. В ирландских сагах Бригита представлена супругой Бреса, бога полуфоморского происхождения. Предлагаю вам самим вспомнить, где у нас Брест, и где жили поморы?

    Так неужели всё так просто, и название «пруссы» произошло от Перузии? Я думаю, что и у Перузии должен быть малоазийский предшественник! И здесь нам открывается ещё одна интересная страничка истории.

    Пурусханда (Бурушханда) — один из древнейших хаттских городов-государств (княжеств) Малой Азии, существовал с конца III тыс. до н. э.. В начале II тыс. до н. э. завоеван хеттами. Был расположен к югу от озера Туз — на границе современных областей Конья и Нигде (не путать с египетской Негадой). А кто такие хатты?

    Хатты — народ, населявший страну Хатти в центральной и юго-восточной части Анатолии (нынешняя Турция) в период 2500—2000/1700 г. до н. э., предположительно неиндоевропейского происхождения.  С другой стороны, Пуруша (др.-инд. «человек, мужчина, дух») — согласно индуистской мифологии, существо, из тела которого была создана Вселенная. Так что это всё от индоевропейцев! Даже по мере их постепенного завоевания хеттами, начиная с 2200 года до н. э., хатты всё ещё составляли значительную часть местного населения. Но могло ли хоть некоторое их число перебраться в Италию, чтобы стать умбрами? Кстати, что значит имя Умберто? Произошло оно от древнегерманского имени Humbert (Hunbreht, Hunbert): hun (гунн) либо общегерм. *huna-, *hunaz (молодое животное, детеныш; юный) + beraht, berht (светлый). С именем не совсем понятно, но в любом случае, оно немецкого происхождения! И так созвучно с умбрами! Хотя, конечно, это совершенно не научно.

    Выше уже упоминалось сходство «прото-италиков» с южногерманской археологической культурой погребальных урн. Знакомьтесь: хатты — древнегерманское племя, жившее в верховьях Лана (приток Рейна), Эдра (приток Фульды) и Верры. Сегодня это территории Нижнего и Верхнего Гессена (Германия). Основной территорией селений хаттов была равнина Фритцлар-Ваберн, а также район города Касселя.

    Но вернёмся к малоазийским хаттам. Нескольким известным лингвистам (Э. Форрер, Э. Ларош, И. М. Дунаевская и А. Камменхубер) удалось выяснить грамматическую структуру хаттского языка, и по их выражению — «она являет черты разительного структурного сходства с северо-западными кавказскими языками (абхазо-адыгскими)», а лингвистические исследования Г. А. Меликишвили и Г. Г. Гиоргадзе также делают вероятным близкое родство хаттского с языком Каски (народ). Если коротко: «В общем генетическом портрете народов абхазо-адыгской группы северо-кавказской языковой семьи наиболее характерными гаплогруппами являются G2a3b-P303, J2-M172 и R1a1-M198…» Поэтому у хаттов, как и у адыгов, тоже должен иметься «арийский» компонент R1a1.

    Хатты и хетты даже внешне заметно отличались друг от друга. Египетские хронисты, описывавшие битву при Кадеше, упоминают длинноносых солдат Хатти, в то время как хеттские правители выглядели иначе, что отмечает известный турецкий археолог Экрем Акургал. Скорее всего хатты имели понтийский подтип.

    Этот тип распространён среди адыгов, абхазов, абазин, болгар, западных этнографических групп грузин, южных украинцев, русских (рязанский тип), эрзи, мишарей (понтийский, северно-понтийский, степной типы), молдаван, валахских румын и др. Среди древних народов к понтидам относят хаттов, меотов, колхов. В. В. Бунак относил вятичей и северян к представителям понтийской расы. По мнению Т. И. Алексеевой, понтиды составляли основу полянской этнографической группы.

    Кстати, с хеттами тоже интересная ситуация. Прародиной хеттов были предположительно Балканы, которые они покинули в конце III тыс. до н. э.. Л. А. Гиндин полагает, что хетты были первым индоевропейским народом (Среднестоговская культура), заселившим Болгарию и Грецию ещё в IV тыс. до н. э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы. Но. Во-первых, хетты не были ариями, а представители среднестоговской культуры как раз таки да (у образца из хутора Александрия Купянского района Харьковской области Украины (левый берег реки Оскол, скелет 5, 7000-5500 лет назад или ~5600-5400 лет назад) определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a-M417). Во-вторых, как хетты соотносятся с пеласгами, если Пеласги — имя, которым древнегреческие авторы именовали народ (или всю совокупность народов), населявших Грецию до возникновения Микенской цивилизации (с XVI по XI век до н. э.)? Я думаю, что очень хорошо они с ними соотносятся.

    Итак, я предполагаю, что пруссы всё-таки ведут своё начало из города Пуруши, Пурусханды  (городА с окончанием –кан я перечислила ещё в 8-й части). Правда, Троя, в которой родился Парис, располагалась западнее страны Хатти. Но кто там жил?

    Троя I (3000—2600 гг. до н. э.). Первое троянское поселение, диаметром 100 м, было застроено очень примитивными жилищами из глиняных кирпичей. Судя по оставшимся следам, оно погибло во время пожара. Керамика имеет сходство с керамикой культуры Езеро в Болгарии. Д. Энтони связывает его с первой волной индоевропейского заселения Анатолии (предки хеттов, лувийцев и т.д.). Напомню, что хетты завоёвывают хаттов примерно с 2200 гг. до н.э., но прибывают-то с Балкан в Малую Азию они раньше. И на их пути в страну Хатти первой, очевидно, оказывается Троя.

    А когда жил Парис? Чуть раньше, чем легендарный Брут приплыл в Британию!

    Троя VII-A (1300—1200 гг. до н. э.). К этому периоду, возможно, относится знаменитая Троянская война, поскольку конец этому поселению положила война: на улицах нижнего города обнаружены незахороненные трупы, метательные снаряды пращников, наконечники эгейских стрел.

    Пожалуй, на этом разговор об умбрской Перузии можно завершать. Разве что упомяну, что заинтересовал меня также этрусский город Атрия (лат. Hatria), что в устье реки По (которая по некоторым источникам ассоциирована с мифической рекой Эридан; а по «Аргонавтике» Аполлония, течение Эридана непосредственно переходит в течении реки Родан (Роны), что снова направит нас во Францию). Строго говоря, это тоже не этрусский город. Порт возник на исходе VI века до н. э. Его основателями могли быть венеты, позднее основную массу населения составляли этруски. И едва ли он связан с хаттами.

    Южнее, в регионе Абруццо (опять Абер!) ещё в римскую эпоху существовала деревушка Викус Атерни, которая затем была известна как Атернум, по названию реки. Только теперь вы её не найдёте, потому что на её месте вырос город Пескара. Не очень понятно. Поскольку Адриатическое море, на побережье которого находятся как Атрия, так и Атерни-Пескара, само названо по древнему порту Атрия (Адрия), который располагался в дельте рек По и Адидже (итал. Adige).  Что не понятно? Река Атерни тут причём? Да и адыги…

    Вот подумалось. Этеры. Гетайры. На греческом значит «товарищи, придворные, дружина». А кто такие этруски? С одной стороны: «Верхушку этрусского общества составляла военно-жреческая знать. Римские авторы называют ее представителей принцепсами. Современные ученые полагают, что они возглавляли привилегированный слой (этера). В него могли входить знатные дружинники, а также приближенные вождей из числа клиентов…» Вот и во французском  outre «сверх, кроме». С другой стороны, самоназвание этрусков таки расены и мало соответствует греческому варианту. Но. Они же ещё и тиррены!

    Тиррены или тирсены (не путать с самаритянской Тирцей) — термин, которым древнегреческие авторы обозначали некие негреческие племена, обитавшие вокруг Греции (в частности, Геродот называл жителей острова Лемнос то пеласгами, то тирренами). Начиная с VI—V веков до н. э. данный термин однозначно ассоциируется с этрусками, что подтверждается двуязычными надписями. А Тиррен (Тирсен, др.-греч. Tyrrinоs) — персонаж античной мифологии, эпоним тирренов. По разным версиям, либо сын Атиса и Каллитеи; либо сын Геракла и Омфалы, либо их потомок, либо сын Телефа и Гиеры. В данном случае меня интересует Атис (у этого имени, скорее всего, греческое окончание). Потому что, кто такие хатты?

    Начну, пожалуй, с хеттов. А ведь мы не знаем самоназвания этого народа до того, как они покорили хаттов. Возможно, это и есть греческие «пеласги» (по богине Палес, столь близкой к terra-земле). И я не уверена, что гласные в названии хаттов и хеттов действительно различались. Ну да ладно! Что значит «хатты»? По логике, если «этеросы» были «высшими», то почему бы и хаттам не заявить о себе примерно так же?

    Напомню, что Пурусханда — один из древнейших хаттских городов. И располагался он к югу от озера Туз. А вот озеро Туз у древних греков называлось Tаtta, либо «Фригийское солёное озеро». О солёном озере Татта на границе Галатии и Каппадокии упоминает Страбон. Думаю, не случайно «всплывают» татары, которые, как и турки Тирцы-Турции, говорят на тюркском языке. А в тюркских языках Ата — это отец, предок; при собственных именах — покровитель, защитник, заступник; при названиях — указывает на святость места, местности. Кстати, Ата — одно из туркменских племён. Теперь вы догадались, кто такие хатты? Это только у греков Ата — богиня, персонификация заблуждения, помрачения ума, обмана, глупости!

    Думаю, не случайно богом подземного царства у греков был Аид (этрусский Айта-йта-Эйта), а глубочайшая бездна под царством Аида назваласт Тартар! Кстати, Аид ещё и Гадес! Поэтому Ата и хатты вполне созвучны, примерно как аккадский (северо-восточносемитский) Адад и западносемитский Хаддад. Но Хаддад — бог грозы. А богом смерти в сирийском Угарите назван Мот (Муту), который в Египте стал Сетом (Сутехом). И все эти имена восходят к отцу-Атису.

    Аттис — в древнегреческой мифологии юноша необычайной красоты, родом из Фригии, возлюбленный Кибелы. Родился и вырос у реки Галлы. Согласно элегиям Гермесианакта, Аттис — сын фригийца Калая, переселился в Лидию и учредил оргии. Зевс наслал на поля кабана, который умертвил его. А кто такой Кола-ксай? У скифов это младший сын первочеловека Таргитая, унаследовавший царскую власть, от которого пошло племя паралатов (не путать с прелатами от лат. praelatus букв. — поставленный выше). Конечно, скифы были ираноязычны, вот и иранское xauda означает «шапка, шлем». Но мне кажется, что именно здесь, в Малой Азии, нужно искать истоки как тюркского языка, так и гуннов с монгольским племенем татар…

    Да, этруски хранили память о Таммузе-Аттисе. Так, шестым царём города Альба-Лонга назан Атис Сильвий, потомок троянского царевича Энея. И это как раз тот случай, когда имя значит больше, чем вопрос достоверности.

    Понимаю, что эта часть уже слишком затянулась. Но хочу отметить ещё один момент. Поскольку, если не отмечу нужное, дальнейший рассказ просто не склеится.

    Так как первые несколько пиктских правителей в одном из списков именуются сначала Brude, за которым следует ещё одно имя, предложена гипотеза о том, что Brude — «правитель» по-пиктски.

    Надеюсь, вы помните, что ещё в средние века ходили легенды о Бруте Троянском, первом правителе Британии. Но что меня заинтриговало ещё больше, так это Бейрут!

    Бейрут впервые упоминается в XV в. до н. э. под финикийским названием «Барут» (само поселение существовало примерно с XXX века до н. э.). Город был заложен почти в центре побережья сегодняшней территории (Альбиона) Ливана (вспоминаем сирийку Альбину). Название города предположительно происходит от древнего имени Бирот («колодец»). В древних клинописных источниках именуется Biruta, в древнегреческих — Berytos (в основе этих вариантов лежит семитский формант bir — «колодец»). В русском языке наиболее близка к этому «борть» (дупло для пчёл). Для правителя, конечно, странное название. Но что мы наверняка увидим за бортом? Блеск воды. Вот и нем. bert означает «блистательный». Не понятно, почему в латыни имя Брут трансформировалось в «тяжёлый». Я бы в таком случае сказала «весомый»!

    Но всё-таки, кто такие этруски? Как полагают современные ученые, так назывался привилегированный слой (этера) этрусского общества. В него могли входить знатные дружинники, а также приближенные вождей из числа клиентов. А кто такие "кшатрии"?

     Кшатрии (санскр. ks-atri-ya «властный, благородный»), также раджан (санскр.  «повелитель») — представители второй по значимости (после брахманов) варны древнеиндийского общества, состоящей из владетельных воинов. Из этой варны в Древней Индии обычно выбирались раджи. Вот и скажите после этого мне, что этруски не имеют арийских корней!

    Кстати. Если в германских языках вторник назван в честь Тиу, то у нас-то как? Слово «вторник» имеет аналоги в других славянских языках. Наиболее подходят в качестве примера серб. уторак, словацк. utorok и чеш. utery. Тор? Скорее Тарх Перунович. Тархунт.

    Казалось бы, нет у нас своего Теоса. Да и от Пурусханды с озера Туз разве что-нибудь осталось? Да. Тушино! Местечко в 19 км от Москвы, известное тем, что там когда-то останавливался знаменитый Тушинский вор Лжедмитрий II. Останавливался-то он не только здесь, а вот прозвище получил почему-то именно от Тушина. Почему бы?

    Названо местечко так в XV веке по прозвищу владельца, боярина Василия Ивановича Квашнина-Туши. Или напротив, прозвище его, в свою очередь, было связано с этими местами. И я больше доверяю второму варианту. А места эти древние.

    На территории Тушино сделана самая древняя на территории Москвы и Московского края находка, свидетельствующая о пребывании там человека — Сходненский череп конца ледникового периода, да ещё вроде как со следами тканной шапочки.

    С эпохи мезолита осталась Мякининская стоянка на противоположном берегу Москвы-реки. От неолитических племён льяловской культуры осталась стоянка «Алёшкино-1» (3—2-е тысячелетия до н. э.). В Алёшкине найдены орудия и керамика фатьяновской культуры (археологическая культура III тыс. до н. э. (бронзовый век) на территории центральной России); курганный могильник этой культуры, известный под названием Спас-Тушинского, был раскопан у Москвы-реки за МКАД. У Спасского находились также три городища раннего железного века, (угро-финских племён дьяковской культуры, VII в. до н. э. — VII в. н. э.). Впоследствии на этой территории возникли и славянские поселения, частью на древних финно-угорских городищах.

    Но чтобы последнее утверждение не ввело читателей в заблуждение. "В 2020 году эстонские палеогенетики выделили ДНК из костных останков в ряде захоронений Фатьяновской культуры в Ярославской области РФ. Исследование 24 образцов показало их принадлежность к Y-хромосомной гаплогруппе R1a-M417. Для 6 образцов Y-ДНК удалось уточнить субклад R1a1-Z93. Таким образом, они оказались носителями гаплогруппы R1a, но не европейской ветви Z280, а азиатской ветви Z93..." Вики.

    Также. Льяловская культура — субнеолитическая восточноевропейская археологическая культура 4 тыс. до н. э. Согласно точке зрения Д. А. Крайнова, Е. Л. Костылевой, А. В. Уткина предки носителей льяловской культуры пришли с территории Русского Севера и Карелии, откуда они расселялись в разных направлениях, в том числе, и в Волго-Очье. На приток населения в Волго-Очье именно с Севера указывает близкий антропологический тип северных неолитических насельников (Оленеостровский могильник, Караваиха) и собственно льяловцев (Сахтыш II, Сахтыш IIA и Ловцы I). У одного мезолитического обитателя Южного Оленьего острова (№ I0061/UzOO74), жившего 8800—7950 л. н. (по другим источникам — 7500-7000 л. н.), была определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a1 (M459+). У другого мезолитического обитателя Южного Оленьего острова (образец I0221/UZ0040) была обнаружена "средиземноморская" Y-хромосомная гаплогруппа J2a. Так что забудьте утверждение, что о предках славян до пятого века ничего неизвестно! Они здесь были почти всегда.

    Теперь, пожалуй, можно будет и по другим этрусским городам вкратце пройтись…



 


Рецензии
Прочитала с большим интересом! Сколько загадок есть еще в истории! Вы умница!

Анна Шаф   30.12.2020 18:26     Заявить о нарушении
Спасибо! Постараюсь эту работу закончить :) у меня с этим всегда проблемы.

Светлана Каплун   01.01.2021 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.