Запах лаванды. Заметки о Крыме. Глава 1

Запах лаванды. Заметки о Крыме. 1 глава.

Глава первая. Село  Плодовое.

В 1988 году. Я поехал, в, отпуск. Сначала я. Побывал, на, Смоленщине. Там жил, мой отец. И, мачеха, Ираида Яковлевна.  С ней, рядом. Жили, её дети. Но, они уже, взрослые. И, работали там, на, ДЗАУ. Сейчас это, комбинат «Дорогобуж». Огромное предприятие. Там работало, в, то время, 20 тысяч рабочих. Я, уехал оттуда, в, 1981 году. Но потом. Приезжал, не раз.  В, отпуск.

Из Смоленщины,. Я приехал, в Москву. Доехал, на автобусе. До аэропорта,  «Домодедово». Мне удалось. Купить билет, до Симферополя. Еще, два часа. Я сидел, в, аэропорту. И, ждал посадки. В, самолет. Я, первый раз. Летел, на таком, шикарном самолете.  ИЛ 86. Огромный самолет. Шесть метров, в, диаметре. Девять рядов, кресел. Сидишь, как дома. Просторно. Да и, лететь, всего ничего.  Час, и, сорок минут. Правда, приносили напитки. Сок, и минеральную воду. Да и, зачем, наедаться. Скоро посадка. Это было. Мое первое,  путешествие, по Крыму. Летел я, в, сентябре. В, «Бархатный» сезон». В, то время, было, проще. Билеты, можно было. Достать, в, тот же, день. И вот. Я, в воздухе.
 
Я, весь полет. Смотрел, в, иллюминатор. Там внизу, так красиво . Перелески . И, огромные квадраты, полей . Не успеешь  поесть.  Посадка, в, аэропорту. И вот. Я вижу, внизу, Азовское море. Ну а,  дальше, увидел . Как, медленно самолет. Летит, вдоль, крымского побережья. И, вот он, внизу .Огромный город, Симферополь. А, за ним, аэропорт. Не, прошло, и, часа . И я, с сумкой. Стою, на, троллейбусной остановке. Доехал, до, ж -д станции. И там. Пересел, на автобус. До, Западной автостанции.

Я писал, своему брату, Владимиру. И он, мне подробно. Написал. Как добраться, до села, «Плодовое». Я сел, в, автобус «Симферополь- Песчаное». Автобус выехал. На, просторную трассу. Потом он. Свернул, на дорогу. Ведущую, на «Песчаное».  Эта дорога, не, такая широкая. Но, все же, дорога, асфальтированная. Дорога петляла .То она, ехала, по равнине. То, с горки, на, горку. А, за окном, видны, широкие виноградники. И, сады, с персиками. И с ,яблонями.

Эта долина, называется, «Альминской». А, там внизу. Протекает, река  Альма. И она,  протекает. До, самого, Черного моря. Но. На, пути её. Есть, и, водохранилище.  Ну да. Зачем, так просто. Сливать, в, соленое море, пресную воду.  Эту воду используют для полива полей. Да и, жители. Берут её, для, своих целей. Ну, а потом. Она, чистая. И её, очищают. И, используют, в, хозяйстве. И доехал, до села «Плодовое».

Дальше. Я увидел, дорогу. Ведущую, в, гору. И рядом, табличку. А, на ней . До «Дубровки»  2 км. Я. Вспомнил, фильм «Бриллиантовая рука». И, выражения героя, этого фильма.-Он, сказал «Кто, заказывал такси. До, Дубровки?. Садитесь».
Я тогда, подумал «Неужели, сюда. Стремился попасть, герой». 

Я, вылез, из автобуса. И пошел, вниз. По, гравийной тропке. Нашел, его дом. Среди домов, с, садами. А, по бокам, грунтовой дороги. Я заметил, высокие деревья. У нас. Вдоль дорог, росли тополя. Здесь же. Растут,  высокие, абрикосовые деревья. Напротив, его дома. У, его соседа. Я заметил, высокий куст. С, ярко, красными цветами. Похожими, по виду. На, кувшинки. Потом я. Подходил, к, этому кусту. И ,вдыхал запах, этих цветов. Невероятно, мятный запах. Ни, на что, не похожий.

Я, в, первый раз. Видел дом, своего брата. Он, построен, из камня,  «Ракушечника». Сам камень, похож. На, гипсоблок. Такой же, пористый, и, легкий.
Дом, у  него, просторный. В доме четыре комнаты. Есть ванная комната.. Теплый туалет. И, в доме. Даже есть, баня. Правда. Она топится, с, улицы. Печка встроена, в, стену дома. Во дворе. В, то время. Был курятник. А, в огороде. Свинарник, и, коровник. Потом он, Убрал курятник. И построил коровник. Поближе, к, выходу. Ну и широкие ворота. Рядом, с коровником. Он ставит, свою семерку

В селе, есть почта. И, два магазина. Ну и, небольшая школа. Само село. Стоит, на склоне. И дома, иногда. Кажутся повыше, друг друга. Да и, у Владимира. Вход в дом. Ниже, чем вход, в, огород. Так что. Стоя, в огороде. Вижу, чердак дома.  .

У него, трое детей. Старший, из них, Сережа. Ему тогда. Было примерно, 12 – 13 лет. Дальше, девочка. Её зовут,  Галя- Галинка. Так, её назвали. В, честь, моей мамы- бабушки. Ей, лет 10. Ну а, младшего сына.    Зовут Антоном. Антошкой. Забавный мальчик. А главное, любопытный.  Тогда, ему было. Примерно, лет пять. Он, потом. Будет приезжать, к, нам. В Пермь. На, своей машине. Марки CHEVROLET  LACETTI. Но, это будет. Через, много  лет. В 2000 годах.,

У, Владимира же. Есть, своя машина. Марки  ЖИГУЛИ, 1207.  Тогда, в, 1988 году. Она, выглядела прилично. Но, что странно. Я приезжал, уже, в, 2015 году. А она. Все ещё, ездила. Ну конечно. Выглядела, не так . Ну, да. Прошло, с, тех пор. Почти, 30 лет. Столько, не ездят. Даже, современные машины. Ну ещё. Я, видел, у него. Прицеп, для машины. Он же, возит сено. Для, своих коров. Ну ладно. О технике, всё.

Когда я, приехал . Володя, работал дояром, на, ферме. Да. Через речку  Альма. Установлен, бетонный мост. Через него,  возят, на фермы, комбикорм. Ну и, вывозят. Фрукты, с, полей. Т

Там,  за, речкой, Альмой. Ведет дорога, вверх, на пригорок. Грунтовка, ведет дальше. Мимо, ферм. Да . Там, две, современные фермы. На одной, выращивают коров. На другой. Бычков, мясной породы. Кормят их, кукурузой. Ниже ферм. Есть, поле кукурузы. Эта дорога, ведет, налево . А, прямо .На пригорке. Есть пруд. Но они, называют его,  «Ставком». И вода.  В, этом ставке, чистая. Там же, кругом. Бьют родники, из, земли.

А, там, на пригорке. Растут, колючие кусты. И, жесткая  трава. Мы, с Владимиром. Ездили дальше, по грунтовке. И, на плато. Я увидел, красоту. Там, бескрайние поля . Цветущей лаванды. Хоть, косой коси. Хоть,  комбайном. Я спросил, тогда, Владимира «Куда ведет, эта, грунтовка?.

Он, мне « Эта дорога, ведет, в, горы. Под, Бахчисараем. Ну, а дальше. И, до Севастополя, можно, доехать».  Само  село, растянулось. На, два километра . Вдоль речки, Альма.  С ,правой стороны. Я видел, сад. Ну там, произрастают. И яблони, и, груши. Да, и, за речкой. На склоне, тоже, немало садов. И, в  обще. Там немало. Садов, и, виноградников. Каких только, яблонь. Там, не растет .  Разные сорта. Штрефель ,и, Шафран. И даже, яблоки. С, медовым вкусом. А, какие груши. И персики, там, произрастают.

Там, с, правой стороны .Возле речки, я видел, куст. Колючий куст. И, с, ягодой, ежевикой. Мы, с Владимиром. Как то, набрали. Целое ведро, этой ягоды. Потом ездили.  На, колхозный рынок, города Симферополя. И, продали, эту ягоду . За, 75 рублей. Там же, рядом. Растет, и, черешня. Настя, один раз, собирала . На продажу. . 

Я, ничего ,не писал. Про, Настю. Нашу, хозяйку дома.
Она жила, в, поселке Бородулино. Их было, три сестры. Старшая Настя. Вышла замуж. За, моего брата Владимира. Её сестра, Анна. Вышла замуж. За, его друга,  Леонида  Лапина. Леша, дружил. С, моим братом, с, детства. Вместе они. Окончили, Зюкайский техникум, Верещагинского  района. Леша, остался жить. В, городе Верещагино . А Владимир, увез Настю. В Крым.

Вместе, с Настей. Уехала, и, младшая сестра, Зина, Зинуля. Я когда. В, первый раз. Приехал, в, Плодовое. Я влюбился, в, эту Зинулю. Ну, конечно. Я ей, об этом. Стеснялся сказать. Да, и она. Об этом, знает. Мне, до, сих пор. Она, нравиться. В, то время. Она жила, рядом. В доме. На, соседней улице. Ну, а сейчас. Она живет, в ,другом селе. У неё, уже, внуки .И она счастлива там.
 
Мне там, понравилось. Да. Когда приезжают. Много  гостей. В доме, тесновато. Я, с удовольствием, спал. На, сеновале . Устроенном, в, его огороде.
У него, шесть соток, земли. Там, в первый приезд. Я увидел, и, коровник. И, огороженный  курятник. Да.  Земля, у него, в огороде, глинистая. Но, я увидел, там. И, много, фруктовых деревьев. Абрикосы, яблони, персики. И даже виноград . Ну а, про помидоры, говорить. Это, что то. Крупные. И фиолетового цвета. Ну а. Насчет, клубники, и, огурцов . Он, уже в мае. Собирает, свежую клубнику. Ну а, огурцы. Я так, понял. Что. Уже, в апреле. Он, собирает, первый урожай.

Да. В, первый приезд.  Мы, с ним. Спускались, в, его подвал Там ,кроме многочисленных банок . Я, увидел. Две, дубовые бочки, с, вином. Я, так понял .Каждая. Литров, по, 100. Потом он, меня угощал, этим вином . Крепленое ,красное вино. Не, похожее, по вкусу. На, те. Что мы, покупаем, в, магазинах.      

Брат Владимир, был, удивлен. Но он, меня ждал. Там уже. Находились, моя тётя Люда, Истомина. Её муж, Анатолий.  И, их дочь, Татьяна. Потом, приехал. И, мой отец, Алексей. Мы, не хотели. Нагружать хозяев. Володю, и, его жену Настю. Мы уезжали. Или, в  город, Симферополь. Или, в город Бахчисарай. И там. Любовались, разными чудесами. И, памятниками. . Мне там, понравилось. И я, приехал туда, еще раз. Но, это будет. В 2015 году. Когда Крым, вернулся. В Россию. Но это,другая история.
и


Рецензии
Хорошо в Крыму!

Татьяна Конёва   27.07.2021 21:19     Заявить о нарушении
Гражданин Сивинский, вышла досадная описка В Вашем имени НИКОЛАЙ потерялась последняя буква "Й". Без "Й" слово "никола" даёт устойчивую коннотации на "ни кола, ни двора". А оно Вам надо?!

Лев Хазарский   31.07.2021 15:01   Заявить о нарушении
Вы не правы. Я, специально сделал. Псевдоним так. Да. По жизни я. Николай. Но это. Мне. Не выгодно. Все таки. Я хотел. Изменить, свою судьбу. Мне, по жизни. Не везло. Хоть, в творчестве. Немного повезет. Ведь я. Как, Николай Деменев. Не написал бы, строчки. И муза, ко мне. Не приходила,бы. А так. Пишу, до сих пор. Уже, пять лет. И, не намерен. Добавлять "Й".В конце, своего имени. В псевдониме.Я, верю. В мистику. Вот так то. Возможно вы. Меня поймете. Ну, а если, вы. Не сможете, это принять. То, Бог вам, судья. С уважением .Никола Сивинский.

Никола Сивинский   04.08.2021 18:25   Заявить о нарушении
бога нет и судить некому

Лев Хазарский   04.08.2021 19:14   Заявить о нарушении
Да. Сейчас, уже стало, хорошо.А что, творилось там. Недели три. назад.Да и. Краснодарскому краю, досталось. Вроде Сочи, курорт. И, все такое. Как мы. Хотели там, побывать. Увидеть, лазурное море. Песчаные пляжи. Да и, олимпийские объекты, посмотреть. Но увы. Пандемия, и погода. Внесли, свои коррективы. Хотя я. Живу, на Урале. Но, и, у нас. Погода нынче, порадовала. Не было. Таких, сильных гроз. Жара стояла, очень долго. Да, и сейчас. Не холодно.Нам. Даже Москва, завидовала. Уж там. У них. Поливало, так поливало. Ну ладно.Я им, сочувствую. И говорю, вам. Уважаемый читатель. Толи, еще будет. земля. Нам, начала мстить. За. наши грехи. За, загрязнения воздуха. И. воды. Так что. Сами виноваты. А сколько. Это продлиться. Неизвестно.Будем надеяться. Что. В, скором будущем. Не повторяться, эти катаклизмы. Это все. Что я. Хотел написать. С уважением. Никола Сивинский.

Никола Сивинский   05.08.2021 15:28   Заявить о нарушении