3-й курс. Испания

Неожиданный возврат к  Голландии

При видимом благополучном принятии 3-го курса химической гадости во всей ее полноте (все 3 капельницы) не могу не отметить общий физический спад. Три волшебные таблетки (Эменд, 125), обещанные врачом-химичкой в прошлый раз, возымели свое действие, обошлось без рвоты и без упадков в бессознательное состояние. Но тошнотворные ощущения при  этом так сгустились, что небо над головой мне показалось с овчинку.

Дома ощущения не сгладились, тошнило беспрерывно, пару раз таки рвало. Напало какое-то безразличие, апатия, усиливавшиеся бессилием, утомляемостью и ленью.

Читать и писать не хотелось. Оставался только телевизор, который я по жизни не очень-то жалую. Села, стала щелкать пультом, останавливаясь на том лишь, что меня интересовало. Так я нечаянно посмотрела очередную серию корейского фильма «Расцвет великих империй».

Повествование  началось с Испании, поэтому я зацепилась, а потом интересным образом речь пошла о Нидерландах, так что я узнала еще кое-что интересное из истории этой страны, а именно о ее расцвете в 17 веке.

Итак, Испания. В 16 веке испанец Филипп II унаследовал корону Габсбургов и с ним задружился Вильгельм Оранский, владелец нидерландских земель.  Потом последний начал выступать против правления Испании в лице Филиппа, так как тот настаивал на католицизме, а в Нидерландах под влиянием кальвинистов распространилась протестантская реформа. И начались протесты протестантов.   

Чуть раньше. Еще в 13 веке Альфонсо Х Мудрый, король Кастилии и Леона, явил терпимость к представителям разных религий, позволив жить на своей территории, кроме испанцев, иудеям и мусульманам. Во время фильма я вдруг вспомнила, что в Испании в городской архитектуре неслучайно проглядываются марокканские мотивы. Средневековая Испания задолго до времен инквизиции была, оказывается, многонациональной. Еврейские кварталы в Кастилии мирно жили под покровительством короля. Толедо, столица Кастилии, проявляла толерантность (вот где корни современной тенденции!) в отношении вероисповедания, принадлежности к нациям.  Она к 15 веку стала центром астрономии и астрологии (отсюда велся подсчет астрономических расстояний) и финансовым центром за счет коммерческих связей иудеев. Испания незаметно стала одной из богатейших стран Европы.

Но одновременно Испания продолжала насаждать католицизм среди своего населения. С победой христианства начались гонения на иудеев, изгонялись и мавры, завоевавшие когда-то часть Иберийского полуострова.  Реконкиста завершилась к концу 15 века. Изгнание привело евреев  сначала в Португалию и потом в Нидерланды. Но история показала, что политика нетерпимости и борьба за чистоту крови сыграла с Испанией злую шутку.

Филипп II, это уже 16 век, требовал от Нидерландов чистоты вероисповедания. Религиозная война переросла в борьбу за независимость под руководством Вильгельма Оранского. Лейден в 1574 разгромил испанские войска и провозгласил свободу от испанского владычества. 7 провинций Нидерландов подписали пакт об отстаивании свободы и независимости. Иудеи, поселившиеся поначалу в Антверпене стали переезжать в Северные провинции Нидерландов, ближе к Амстердаму. Население Амстердама и Лейдена увеличилось в десятки раз. Денежные потоки переместились на север страны. Эмигранты потоком хлынули в Нидерланды – художники, инженеры, философы. Это время для Нидерландов стало Золотым веком.

Развитие шло во всех сферах, в том числе на море – судостроение и судоходство.  Здесь стали строить первые быстроходные суда средних размеров, требующих малого количества обслуживающего персонала и потому приносящих большую экономию. Голландцы в 16 веке вышли на первое место по морским перевозкам. в 17 веке насчитывалось всего 20 тысяч торговых судов, 15 тысяч – принадлежали голландцам. Кроме прочих товаров голландские суда осуществляли торговлю товарами класса люкс – сахаром, специями и шелком. Тем же путем в Нидерланды пришли бриллианты, а их обработкой всегда занимались евреи, к этому времени они осели в Голландии.

Потом еще была информация о создании Ост-Индской компании, а в 1602 – первой фондовой биржи, которые способствовали тому, что сюда устремились все капиталы Европы.  Амстердам становился мировой финансовой столицей. В культурной области тоже был расцвет. В Амстердаме более 39 лет жил и трудился Декарт. Здесь родился и писал свои труды философ и натуралист Бенедикт Спиноза, отец которого был испанским евреем.

А  Испания осталась с носом – бе-е-е!


Рецензии