Полная версия интервью с Единомышьленниками

 Опубликовано мое интервью со Злобным Мышалетом
http://stihi.ru/2020/10/08/6883

Но мне хотелось бы опубликовать его полную версию. Вот она:

• Как повлиял родной город и профессия на формирование поэтессы ?               
- Думаю, что на формирование поэтессы повлияло прежде всего мое детство. Все книжки, которые были мне прочитаны (пока я сама еще не умела читать), были выучены мною наизусть,  так что я могла имитировать беглое чтение, перелистывая страницу в нужном месте. Почти все, что было выучено мною в школе (я имею в виду стихи и прозаические отрывки), я тоже помню до сих пор. Поэтому «шумелки  и вопилки» (выражаясь словами из песни Винни-пуха) вертелись в моей голове постоянно.  Первую свою книжку я написала в 6 лет. Она так и называлась «КНИШКА»). Но это было прозаическое произведение.  Мне все время казалось, что я в душе — поэт, но первое свое стихотворение я сочинила только в 8-ом классе школы. Первый Венок сонетов я написала, учась на 4 курсе медицинского института. Но профессия тут, пожалуй, не при чем. Просто я  влюбилась.
А свой дар я скорее всего унаследовала от матери, моя мама была физиком и лириком одновременно. У меня на странице есть некоторые ее произведения (рубрика «Стихи моей мамы Раевской Тамары Николаевны).  Какова роль города? Наверное, она тоже велика. Ведь Санкт-Петербург дарит вдохновение почти всем поэтам, и я, коренная его жительница, не исключение.
Этот город  - хранилище миражей и легенд,
Концентрация силищи в нем на весь континент!
Монолитов могущество и ажурность оград -
Очень разные сущности украшают фаcад.

До школы я проживала в коммунальной квартире в самом центре города. У меня есть родственники, которые до сих пор там живут.  Поэтому, когда я оказываюсь в центре сейчас, я в буквальном смысле испытываю жуткую ностальгию и впадаю в нирвану.

Хочу туда, где бой настенных
Часов звучал, как гимн, для нас,
Напоминая вдохновенно,
Что в жизни важен каждый час,
Где комнат строгое убранство
Хранило истинный уют...
Там жили Время и Пространство...
И ныне, думаю, живут.

У меня есть Венок сонетов, посвященный моему великому городу (15 сонет — акростих, в котором первые буквы строк выводят название города: Санкт-Петербург),  несколько стихов и  парочка прозаических миниатюр.
• Какие темы чаще всего затрагиваете в творчестве?
- Вы знаете, если говорить о моей ранней лирике, то это в основном была, конечно же, любовная лирика.  Даже темой первого Венка сонетов стали любовь и творчество.
Была и пейзажная лирика, но совсем мало. Пожалуй, тематическая палитра значительно расширилась только тогда, когда я зарегистрировалась на сайте «Стихи ру» и начала участвовать во всевозможных конкурсах. Особенно плодовитыми были 2014-2015 годы. Я тогда творила каждый день,  и мне это ужасно нравилось. Сейчас я пишу значительно реже. Каких-то предпочтений у меня нет. Я иногда сама не понимаю, почему вдруг написала то или иное стихотворение.  За время пребывания на сайте появились и обогатились разделы «Гражданская лирика», «Городская лирика», «Философская лирика». Появилась масса иронических и шуточных стихов, пародий.  Написано немало прозаических миниатюр. Я зарегистрировалась на сайте «Проза ру» (под другим НИКом). Не так давно я взялась за перевод сонетов Шекспира и перевела уже 106 сонетов.
• Расскажите о сборниках и конкурсах, в которых участвовали.               
-   Я была номинирована в 2014 году на премию «Поэт года» и несколько произведений опубликовала тогда в этом сборнике. Приезжала на праздник поэзии в Москву, который впервые  проходил в зале Дома Правительства, а не в Доме литераторов.  Потом опубликовала несколько произведений  в сборнике «Поэт года 2015»,  «Стихия природы -6», Венок сонетов в сборнике «Связующее слово 8», несколько произведений любовной лирики   в журнале «Три желания», кажется,  в двух его выпусках, и однажды в сборнике «Наследие». Конечно, я мечтаю о своем сборнике. Но его издание надо подготовить, это большой труд, а я продолжаю работать врачом и свободного времени у меня не так уж много, поэтому  невольно откладываю это событие.   
Конкурсные страницы я посещаю разные. Первыми были «Гуси-Лебеди» и «Бодрый Дух», потом я вдруг стала лауреатом «МФ ВСМ», написав стихотворение «Пасодобль под луной» (Кстати, именно так я планирую назвать свой сборник), участвовала во многих конкурсах на этой странице,  стала членом жюри  МФ ВСМ.  «Единомышьленники» и «Золотой Папирус» - тоже мои большие друзья.   «Клуб Золотое Сечение»  открыла для себя недавно.    Все конкурсы, в которых участвовала, вспомнить не в силах.  Иногда удавалось стать победителем.               
• Возвращаетесь ли вы к доработке стихов?
- К доработке возвращаюсь обязательно. Сейчас стараюсь это делать сразу, в тот же день.
Старые творения редактирую и по сей день, видя их несовершенство.
Какой стих писали дольше всего?
- Для меня вопрос трудный, ибо все стихи я пишу быстро, обычно это дело одного дня или ночи. Два дня я трудилась только над произведением «Пересвет и Челубей», пару поправок внесла уже после публикации в сборнике «Наследие», увы…
Он мыслью прожил поединок -
Люд видел бледное лицо...
Казалось, был слабее инок
В сравненье с ханским наглецом,
Хоть был красив, плечист и статен...
Но пресловутый Челубей
Намного выглядел крупней,
Был откровенно неприятен,
Рыгал и рыкал, словно бес,
Держа копье наперевес.   
(первое четверостишие было изменено мною уже через два года после публикации в целях улучшения рифмы)
Венки сонетов, конечно, требуют нескольких дней, так как содержат 15 сонетов.               

- Кто любимые поэты-классики и современники?
Любимые поэты-классики: Пушкин, Лермонтов. В старших классах школы увлеклась не на шутку Блоком и Маяковским, Ахматовой и Цветаевой. Маяковскому я даже посвятила два стихотворения.
Владимир Владимирович,
 Ваше
 Величество!
 Вас не хватает нам -
 верьте
 на слово.
 Было поэтов -
большое
количество,
 Да и сегодня их -
 просто
масса.
 
Но к Вашей душе -
 без седого
волоса
 Я обращаюсь,
 сглотнув
 междометия,
 Мир огромили Вы -
 мощью
 голоса,
 Непревзойденный
лирик
 столетия!

Есенина я открыла для себя довольно поздно. В молодости
также  увлекалась  поэзией  Асадова,  Заболоцкого, Вознесенского, Ахмадулиной. Песни Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, Александра Дольского навсегда запали в сердце.

Много ли любовной лирики в вашем творчестве и почему?
- Довольно много, но не более одной пятой (простой арифметический подсчет).   Большинство произведений любовной лирики было написано еще в юности. Это были искренние, честные произведения. Есть и довольно большое число  сравнительно новых произведений, написанных не столько по случаю, сколько в угоду).  Надо сказать, что в этой моей любовной лирике много вымысла. Я могла в одном стихотворении соединить воспоминания о двух героях-любовниках и нагло объединить их в одном стихотворении, посвященном, вроде как, одной и той же любви. Но в этом, как мне кажется, я не одинока.
Сейчас я любовной лирикой совсем не увлекаюсь. Страсти поутихли. Я давным-давно замужем, у меня большая семья: четверо детей и уже есть внучка и два внука. Младший сын в этом году закончил школу и теперь учится на дизайнера в ГУПТД. У остальных детей свои семьи.

Что значит природа и люди в вашем творчестве?

- Природа — это основное содержание пейзажной лирики, но я очень быстро, чаще всего в пределах одного стихотворения, перехожу от пейзажной лирики к медитативной. Так получается. Но, конечно, отдельные элементы пейзажной лирики способны украсить абсолютно любое стихотворение. Вот пример из любовной лирики:

Посмотри - краса какая дивная!
Бабье лето девственно наивное,
Я опять такая легковерная               
На любовь мужскую, эфемерную…

Забредем с тобой давай на просеку,
Посидим давай с тобой под сосенкой...
Вновь в душе моей летают бабочки,
Не узлом, а бантиком завязочки.

Что касается людей, то конкретных посвящений не так много в моем творчестве, хотя они, конечно, есть. В этом смысле помогает профессия. Я много общаюсь с людьми, они рассказывают мне массу интересных историй из своей жизни, эти сюжеты я использую при написании небольших рассказов, которые опубликованы в основном на сайте Проза ру. Есть и стихотворения, появившиеся в результате общения с моими пациентами.
Совсем недавно я написала стихотворение, посвященное своей бабушке, Заслуженному врачу РСФСР, которая всю войну и блокаду проработала врачом (единственным врачом) в поселке Лисий Нос.
Позже придет осознанье, как страшен
 Омут тех адовых дней...
 Статус «Заслуженный врач» - это важно,
 Светлая память важней…



Какой город ты хотела бы посетить и какую страну и почему?
- Я хотела бы побывать на Байкале. Это в моих ближайших планах.  За рубеж я совсем не рвусь. Мне хватило одного автобусного тура по городам Европы. Отдыхаю я всегда тоже в своей стране, люблю Северный Кавказ, так как там у меня тоже жили родственники.
Не так давно побывала в Абхазии.  Какой-то один определенный город выделить не могу.
Есть стихотворение, посвященное Кисловодску.

Ведут дороги вверх, где Храм
По-райски  свеж и белоснежен,
Открытый Богу и ветрам
Парит красив и безмятежен.
            
И тут как вызов небесам
Венцом опасного искуса
И тайной  явится глазам
Вершина гордого Эльбруса.

Несколько дней назад написала стихотворение «Прощай, Пятигорск!»

Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение? Что вы с этим делаете?

- Бывают годы без вдохновения. Просто так складывается жизнь. Но это не означает, что без вдохновения невозможно что-либо написать. Это не так. Просто, когда есть вдохновение, пишется значительно легче, стихи скорее выдыхаются, нежели сочиняются. Вот и вся разница. Я ничего с этим не делаю. Есть время и желание, сажусь и творю. Нет, значит, нет.
• Чем Вы любите заниматься в свободное время?
- Сочинять стихи. Это чистая правда.
• Как сделать, чтобы стихотворение стало шедевром? • Какие советы Вы можете дать новичкам- поэтам ?
               
- Надо просто на меньшее не соглашаться). В каждой шутке есть доля шутки, а все остальное — правда. Если уж задумали написать шедевр, то работайте над каждой строкой, над каждым образом, над каждым эпитетом, избегайте штампов, т. е. клише, следите за правильностью речи, связностью повествования, стремитесь сделать стихотворение цельным, не перегружайте строфы излишней образностью, любой образ должен создавать видимую картинку, легко прочитываться читателем, не увлекайтесь метафорами.

Поэзия  поэзией зовется...
Что толку образы нанизывать на ветку?
Она под тяжестью несоразмерной гнется,
Потом ломается, ненужная объекту.

Подчас итогом украшательств мысли
Строка звучит подобно каламбуру...
Я этот стиль - без обязательств смысла, -
Звала бы поэтическим гламуром.

И помните, что в поэзии можно все, что нельзя, но надо иметь чувство меры, вкуса. Если уж вы где-то отступаете от правил, то это должно быть чем-то обосновано, это должно звучать и быть понятным каждому читателю, чтобы никакие дополнительные объяснения не требовались.

Ох, эта горе-безупречность!
Канонов вечный спиногрыз...
Хочу открытую беспечность -
Когда  наотмашь и в раздрызг!

Хочу закваску голой сути,
А не красивость пирога...
Без молока и прочей мути,
В десятку - точно,  на века!               

Без мертвой зауми раздумий
И фальши вымученных строф...
Хочу расслышать в бренном шуме
Тишайший колокол веков...   
               
               

               


Рецензии