Аромат египетской осени. Мистерии месяца хойяк

Как длинен Нил, так долог был цикл мистерий в честь убитого, но воскресшего бога природы египтян, чьё изображение нужно было обновлять каждый год. По Григорианскому календарю хойяк, месяц египетского лунного календаря, падает на период с середины октября до середины ноября, когда Нил входит в берега и по всей стране активно идут пахота и сев. Греко-коптское «хойяк» – новый вариант произношения древнего названия месяца «ка-хор-ка». А праздник, одноимённый с этим лунным месяцем, указан на «астрономическом» потолке в гробнице вельможи Сенмута (ТТ 71, XVIII-я династия).

Но главный ритуал хойяк – изготовление «прорастающих» (начинённых политым зерном) статуэток проводили уже как минимум с XI-й династии, на заре развития осирического учения. Триединый бог природы являлся в образе Осириса (жизнь), Сокара (смерть) и Птаха (Творец мира). В роли его вдовы, богини Исиды, в храме выступала жрица – она лепила из особой смеси и при помощи золотых форм статуи Сокара и Осириса. В первом случае она была Исидой из Анджети (Нижний Египет), склеивающей рассеченное на куски врагом (Сетом) лунное тело бога, а во втором – Исидой из Абидоса (Верхний Египет), оживлявшей это тело.

И, в отличие, например, от дня бога Мина, именно жрица ведала составлением курений и миропомазанием в ходе ритуала. Она была Хентаит (Шетайет) – «причастной тайнам». 12-го числа месяца хойяк она наполняла полые статуэтки из золота смесью просеянного песка, ладана, увлажнённого ячменя и воды из священного озера для образования 16-ти фигур Осириса (их увозили во все его главные храмы). До 21-го числа в каждом культовом центре бога наречённая богиня (но иногда и жрец, судя по «иконам» из Филэ, например) время от времени лила воду в две «грядки» из половинок статуй.

А те лежали в чанах, переложенные стеблями камыша для большей влажности. И лишние капли воды, и использованный камыш с благоговением хоронили потом в храмовом некрополе как святую лимфу Хентиаментиу (Владыки Запада) и то, что невольно к ней прикоснулось. На заре 14-го числа месяца хойяк она готовила начинку и для фигур Сокара: вначале липкое тесто из ила, смолы, ладана и фиников на святой воде из канала Анджети и священного озера храма. Его оборачивали свежими душистыми ветвями священной сикоморы, чтобы сберечь в нём влагу.

Затем жрица готовила фимиам: смолу теревинфа в легко воспламеняющемся коконе из пальмового волокна и смесь из ароматических ингредиентов, тщательно истолчённых и просеянных, то есть, кифи. В неё входили: сосновая смола, корица, корни ореховой осоки из оазиса, опил чёрного смолоносного дерева «гайум», аир, цимбопогон, ягоды можжевельника, мята, дрок либо ракитник, но скорее всего ройбуш и два вещества, одно из которых названо «пекер». В алебастровом сосуде из гробницы Тутанхамона с надписью «пекер» был, как выяснили химики, бальзам на ароматных клубнях бутеня (Chaerophyllum bulbosum).

К этому курению она в придачу добавляла колдовской порошок из золота, серебра, различных кремней, лазурита, бирюзы, алой яшмы, граната, амазонита, карнелиана, галены и других металлов и минералов, всего числом двадцать четыре. У неё должно было выйти семнадцать целых и одна двенадцатая меры фимиама для ароматизации теста, из которого лепили яйцо (символ скрытой будущей жизни), оплетая его вновь ветками сикоморы. Яйцо прятали в серебряный сосуд до 16 числа, когда его подносили сперва статуе матери богов, богине неба и владычице сикомор Нут, и только затем «разбивали» и начиняли липкой душистой массой формы для Сокара.

Какое-то время, до затвердения массы внутри формы и образования устойчивой фигуры, та покоилась под стражей жрецов в Зале Ложа в ковчеге из ароматной древесины киликийской пихты. В отличие от триумфальных «травянчиков» Осириса, которые 21-го числа ставили в храмах на золотые пьедесталы, холодные, но нетленные мумии Сокара ещё раньше, 19-го числа, извлекали из формы как эмблемы печали. Их разрисовывали, наряжали, орошали водой и ладаном, озаряли божественным солнечным светом, ставили в гнездо из ветвей сикоморы или в полую статую коровы из золочёной сикоморовой древесины (символ чрева богини-матери Нут).

А 24-го числа их хоронили в особой часовне до следующего года и нового цикла хойяк (фигура Осириса уже была там с 22-го числа). С 22-го по 26 хойяк две сладкоголосые юные жрицы в роли Исиды и Нефтиды распевали горестный плач по Осирису под удары бубнов и призывали его вернуться в мир живых. 25-го на ночных гуляниях народ носил ожерелья из луковиц, а в храмах лук с трепетом возлагали на алтари как эмблему луны – той, что исчезает и самозарождается в небе у всех на глазах. В потоке опьяняющих ароматов египетской осени появлялась на краткий миг едкая и острая луковая нотка.

Роль мерок для точного взвешивания всех ингредиентов сложной начинки фигур Сокара играл набор из четырнадцати сосудов (по числу и в форме частей святых мощей Осириса). С 18-го по 23-е число месяца хойяк жрица варила чёрное миро, почти аналогичное тому, которым помазывали статую бога Мина, связанного с урожаем. Оно было секретным. 30-го числа месяца хойяк, по воздвижении осирического фетиша – столба «джед», старые статуи – те, что вынесли из часовни при помещении туда новых, тайно, глубокой ночью погребали среди рощи священных персей.

А до похорон их «бальзамировали» миром, состав которого сохранился в настенных текстах храма Дендера, и в перерасчёте на современные меры выглядит так: 0,5 литра «менен», тщательно измельчённого, 0,5 литра битума, 0,5 литра высшего сорта масляного экстракта цветов нильской лилии (голубого лотоса), 0,5 литра высшего сорта смолы антиу (мирры), 0,5 литра тонкого масла (бегенового или балонитового), 0,25 литра воска, 0,5 литра свежей и 0,5 литра сухой смолы «сенечер» (ладан либо терпентин или мастика), 0,5 литра корицы (или окотеи камфарной), 0,25 литра вина, 0,5 литра обычного масла, а также в равных долях пудра из драгоценных металлов и минералов и мёд.

Конечно, сколь бы ни был ароматен бальзам, сваренный жрицей, им нельзя было умастить человека – ведь мазь была чёрной, как вакса в знак ассоциации с тучной землёй поймы Нила. До смерти хотелось бы узнать – в тугом букете смол и пряностей ещё можно ли было уловить аромат голубой лилии, главного символа вечной победы живой природы над смертью?

Источники:

Манниш Лиз. Сакральная роскошь: ароматы, ароматерапия и косметика в Древнем Египте/Manniche L. Sacred Luxuries: Fragrance, Aromatherapy, and Cosmetics in Ancient Egypt. New York, NY, USA: Cornell University Press; 1999. Также Lise Manniche - Sacred Luxuries: Fragrance, Aromatherapy and Cosmetics in Ancient Egypt, Ithaca (NY), Cornell University Press, 1999

Бил Шэйла Энн. Аромат и использование парфюма в Древнем Египте. Работа представлена на соискание степени магистра гуманитарных наук по теме «Исследования древнего Ближнего Востока». Университет Южной Африки. Выполнено под руководством профессора П.С. Вермаака и миссис А. Феррейры. Февраль, 2012 г./The essence and use of perfume in Ancient Egypt by Sheila Ann Byl. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Master of arts in the subject Ancient near eastern studies at the University of South Africa. Supervisor: Professor P.S Vermaak, joint supervisor: MRS A. Ferreira. February 2012

Манниш Лиз. «Мемнония». Древний аромат – эволюция источников/Ancient scent – an avolution of the sources Lise Mannishe. Memnonia. Cahier supplementaire № 1. 2003 (81 – 89).

Меекс Димитри, Фавар Меекс Кристиан. Повседневная жизнь египетских богов. Пер. с фр. О.Б. Колобовой, И.А. Ладынина. - Москва: Молодая гвардия: Палимпсест, 2008.

Джаухиайнен Хайди. «Не справляй свой праздник без соседей». Изучение упоминаний о праздниках и фестивалях в нелитературных документах эпохи Рамессидов в Дейр-эль-Медина. Академическая диссертация./Heidi Jauhiainen. “Do not celebrate your feast without your neighbours” A Study of References to Feasts and Festivals in Non-Literary Documents from Ramesside Period Deir el-Medina. Academic dissertation. To be publicly discussed, by due permission of the Faculty of Arts of the University of Helsinki, in auditorium XII (Unioninkatu 34), on the 30th of September 2009, at 12 o’clock.

Морэ Александр. Египетские мистерии (традиция, религия, культура)./Пер. с французского С.В. Архиповой – М.: Культурный центр «Новый Акрополь», 2009 г.

Морэ, Александр. Цари и боги Египта [Электронный ресурс]/А. Морэ; пер. Е. Ю. Григорович. - Москва, 1914 (2017)


Рецензии