Теорема жизни Фриды Кало

Спектакль “VIVA LA VIDA”.
Музыкально-пластический моно - спектакль о жизни и творчестве знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало.
Режиссёр: Елена Рябинкина.
Автор идеи и исполнитель: Ольга Ермакова.
Художник-постановщик: Ольга Карлова.
Автор стихотворных текстов: Григорий Хубулава.
Камерный театр «Площадка на Грибоедова» 03.10.2020.
Моно - спектакль “VIVA LA VIDA” Елены Рябинкиной предлагает нам сфокусировать наше внимание на образе одного из культовых персонажей культуры двадцатого века, на знаменитой мексиканской художнице Фриды Кало. В истории мировой культуры её жизнь и творчество создало безграничное пространство для интерпретаций, скандальных историй и различных форм символизма. Через десятилетия после её смерти эта яркая оболочка образа Кало продолжает будоражить творческие умы и служить объектом инспирации для различных произведений искусства, рождения парадоксальных теорий и скандальных слухов. В спектакле “VIVA LA VIDA” Рябинкина предлагает нам заглянуть за яркую ширму славы и скандальной известности, рассмотреть её непарадный портрет и попробовать совершить путь познания неизвестной и очень загадочной планеты по имени Фрида Кало.
В рамках создания непарадного портрета Фриды Кало, Рябинкина экстрагирует её образ из яркой ауры и выносит на передний портретный план силуэт женщины, чей образ  долгие годы оставался малоизвестен почитателям творчества Кало, в тени её скандальной славы и вдали от безжизненных строк искусствоведческих фолиантов и энциклопедических статей. В спектакле главным фокусом нашего познания является внутренний мир великой художницы, его очертания обретают видимость на сценическом полотне музыкально-пластического моно – спектакля постепенно и с их проявлением мы видим иной лик Фриды Кало на фоне времени и событий .
Закрытое от постороннего взгляда пространство жизни Фриды Кало, её внутренний мир мы познаём в небольших сценических этюдных зарисовках, каждая из которых создаёт визуальную миниатюру проецирующую жизнь великой художницы на определённом временном отрезке её жизни. Эта форма фрагментации её жизни на условные отрезки выделяет символические этапы, в центре каждого из которых происходит событие, пространство которого меняет парадигму существования Фириды, задаёт направление вектора её творчества. Эти этапы или временные плоскости создают визуальные проекции жизни великой художницы, в них мы получаем возможность наблюдать в двух - полостном формате процесс формирования парадигмы существования Фриды Кало на определённом отрезке её жизни.
В этом формате событие её жизни создаёт символическую точку раздела жизненного пространства. В спектакле эти изломы линии её жизни формируют две символичные, контрастные плоскости, расположенные по обе стороны от события. Их контрастность показывает кардинальность изменения, которые произошли под влиянием этого события. В сюжетном пространстве спектакля эти драматические плоскости жизни великой художницы мы познаём через призму взгляда самой Фриды Кало, эффект которого создаётся через звучание строк её дневников на двух языках и это придаёт этим картинам элемент аутентичности.
Строки её дневников заполняют пространство её силуэтного образа, ликами состояния её души в суровые моменты жизни и в них мы видим Фриду Кало после суровой катастрофы, которая разрушала её мечты и планы, ограничивает пространство её жизни больничной койкой и заковывает её в жесткие оковы корсета. Мысли, которые она излагает на строках её дневников являют нам суровые лики трагедии её жизни, в которых мы видим её переживающую драму невозможности познания счастья материнства, её переживания связанные с семейной жизни с Диего Ривера и многое другое, что годами составляло частью реалий её личной жизни. 
Эти суровые реалии создали синдром прокрустового ложа её жизни, который результировал в её уникальном философском феномене восприятия мира и пространства человеческой жизни. Уникальность философии Фриды Кало заключается в её особой форме позитивизма восприятия всех событий выпадающих человеку на жизненном пути и особой форме целостности жизни человека. Кало в её восприятии пространства человеческой жизни видит его в виде отрезка времени, на котором есть две неотъемлемые точки. В одной человек рождается и входит в этот мир, другая точка это его смерть и она символизирует точку выхода, в позитивизме Кало эти точки должны восприниматься человеком как положительные события. Кало в её позитивистских воззрениях фокусирует наше внимание на главной составляющей человеческой жизни, на её контенте, который заполняет пространство между этими двумя точками. В её понимании каждый день и миг её жизни должен быть наполнен смыслом и радостью.
В спектакле “VIVA LA VIDA” Рябинкина в своём воплощении непарадного портрета Фриды Кало придаёт ему многомерность через совмещение в сценическом пространстве проекции её внутреннего мира и философии, которые дополняются ликами художественных образов запечатленных в её полотнах и музыкой окружавшей её жизнь. Объединение этих компонентов в рамках этого сценического воплощения истории Фриды Кало позволяет избежать академической библиографичности и тенденциозности в воплощении образа великой художницы. Эта многомерная проекция в спектакле показывает нам невероятную силу жизни Фриды Кало, которая помогла её утлому суденышку преодолевать суровые рифы жизни, дала ей силу и энергию создавать великие полотна и просто наслаждаться счастьем каждый день.
В реалиях нашего времени образ Фриды Кало воплощённый в спектакле “VIVA LA VIDA” предоставляет нам уникальную возможность попробовать осмыслить свою собственную жизнь через призму образа великой художницы и тех кругов ада, через которые она прошла на пути к счастью жизни. Сегодня, когда каждый из нас на своём пути познаёт вкус суровых реалий нашей жизни образ женщины по имени Фрида Кало может быть реальным подтверждением того, что теорему жизни под названием “VIVA LA VIDA” может быть доказана, вопреки всем тяготам и невзгодам, выпадающим на нашем жизненном пути.


Рецензии