К вопросу о мелочах

Как-то вечером, прогуливаясь вокруг квартала, мой товарищ повстречал свою старую знакомую (без намека на возраст). Та, увидев в его руках странный предмет цилиндрической формы, поинтересовалась, что это такое. Товарищ ответил, что это баллончик с перцовым газом, и приобрел он его в целях возможной самозащиты в каких-то непредвиденных, экстремальных ситуациях. Времена на дворе стояли такие, что вопрос о целесообразности наличия подобного оружия не вызывал особых сомнений, и после небольших уточнений женщина попросила приобрести для неё аналогичный баллончик. Товарищ с удовольствием выполнил просьбу своей знакомой и решил сделать ей подарок. Причем, что называется, “от всей души”. Она была приятно удивлена, но все-таки настаивала на возврате стоимости. Товарищ вторично подчеркнул, что деньги не велики, и пусть это будет подарком. Она все-таки уплатила за покупку и очень была благодарна за оказанное ей внимание. Каково же было удивление моего товарища, когда через месяц - полтора она позвонила и сообщила, что поскольку не пользуется этим баллончиком, то она его возвращает и просит вернуть деньги, что товарищ с известной долей недоумения и сделал, не задавая при этом никаких вопросов. Ситуация ну прям как в старом одесском анекдоте: приходит Моня в магазин воздушных шариков.
— Я вчера у вас купил шарики, а они оказались бракованные, заберите их обратно.
— А что так? Лопнули? Спустили?
— Нет, не радуют они меня.
Позже, когда он рассказал мне эту историю с таким незамысловатым сюжетом, мы уже вместе попытались объяснить достаточно оскорбительное поведение индивида в описываемой ситуации и оценить это явление с точки зрения поведенческих характеристик человека.
Итак, мы были, если не возмущены, то обескуражены подобным поступком, не свойственным ни нам самим, ни, пожалуй, любому человеку из нашего окружения, к которому, предположительно, относилась "героиня" нашего недоумения и неодобрительной реакции. Пытаясь разобраться в мотивах её поступка, мы выдвигали различные гипотезы, объясняющие и оправдывающие принятое ею решение, столь удивившее нас.
Общая из "классики" мысль, кстати, подтверждённая самим Фрейдом, что люди не меняются, сколько бы времени не прошло, а просто мы их лучше узнаём в тех или иных нестандартных обстоятельствах, вдруг обрела конкретное воплощение, и если вдруг чего-то из человека вылезло (хорошее или плохое), то скорее всего оно у него и раньше было, только до поры, до времени не проявлялось. Основываясь на этой мысли, какая-то червоточина, дремлющая в этой женщине издавна, просто вылезла наружу. Зачастую даже незначительный поступок, даже рассказанная в компании мелкая житейская история, открывает в человеке что-то доброе или ничтожное, что его характеризует. А вот как часто жизнь действительно всё-таки меняет вполне разумных людей (далеко не всех!), на эту тему мы ещё долго спорили.


Рецензии