Недолгий полёт икара

    
                НЕДОЛГИЙ  ПОЛЁТ ИКАРА

            Дмитрий ИЛЬИН – Тайнинский Икар Подмосковья

     …И всё же Икары – поэты  прогресса –
       Чертёж и расчёт,  окрыляя мечтой,
       Срывают с пугающей тайны  завесу,
       Смеются над властной запретной  чертой.
                Взрывается с яростным криком гитара,
                И хриплого голоса рвётся струна…
                Глядит на нелепые  крылья Икара
                Застывшая  в звёздном полёте  страна.

                Александр  ФЛЕШИН, ноябрь 1985
   

     Дмитрий Владимирович ИЛЬИН (1924-1972) –  военный лётчик-истребитель, инвалид Великой Отечественной войны, основатель и руководитель Тайнинского Общественного Конструкторского Бюро (ТОКБ) в подмосковных Мытищах, разносторонний, выдающийся изобретатель и конструктор моторных орнитоптеров, специальной  малогабаритной техники, вездеходов-амфибий, скутеров, мини-подлодок и аварийно-спасательного космического скафандра  на базе специального конструкторского бюро  НИИ-88  Министерства  вооружения СССР (ЦНИИМАШ).
    История отечественной науки и техники не испытывает  острый недостаток в потенциальных героях, но как всегда и всюду не терпит  оптимизма. На заре  научно-технического прогресса  и во время промышленной революции в России носители научно-инженерной мысли всегда оставались в тени славы царей, полководцев, бунтовщиков и самозванцев. Делатели и мирные  созидатели мало интересовали русскую дворянскую историографию, искусство и культуру. То же самое «вторичное» внимание к научно-техническим гениям было и в СССР, особенно в советской кинематографии, которая старалась делать  фильмы  больше об инженерах-диверсантах и вредителях, чем о героях советской науки. Только  в 1949 году  на экраны вышли  «Академик Иван Павлов»  и «Александров Попов», которые не  имели успеха  у советского зрителя. Выходили разной степени достоверности и правды фильмы  о   князьях-полководцах,   царях-реформаторах, о пламенных революционерах-террористах, о вождях и генсеках, о лётчиках и космонавтах, артистах и балеринах.  Только одна категория героических персонажей  продолжает оставаться  за кадром – учёные, изобретатели,   инженеры. Дмитрий Владимирович Ильин – один из этой весьма многочисленной  категории творцов-созидателей. Да что изобретатель Ильин или  конструктор космической техники Ивановский!?  Беда в том, что в России до сих пор не снято ни одного серьёзного художественного фильма о великом   русском химике Дмитрии Менделееве. Нет фильма о микробиологе и эпидемиологе Зинаиде Ермольевой, которая первой в СССР выделила пенициллин и организовала его производство во время войны. Нет   до сих пор фильма о «красном бароне», о  великом и самом секретном  советском авиаконструкторе Роберте Бартини (1897-1974)
         К сожалению, все эти фильмы  вряд ли появятся  в сегодняшней России, где культура исторической памяти пребывает на прежнем низком, однобоком, «флюсовом» уровне, а пропаганда научного образа мысли остаётся уделом отдельных пассионариев и романтиков, («лузеров» и «ботаников»).
      Честный историк не должен славить или хулить  героев эпохи.  Не судить, а понимать  героев    прошлого должен историк, исходя только из тех поступков во благо России, которые обязательно  сохранятся в народной памяти. Не дело историка – карать или миловать.  Как человеку,   описывающему и анализирующему прошлое в свете настоящего, думающему о прошлом, настоящем и будущем с позиций нравственности и человечности, историку  самой судьбой предназначено быть носителем  культуры исторической памяти. Его дело  – извлекать закрытую информацию из открытых источников, вытаскивать  из-под нагромождений лжи, клевет,   легенд и мифов правду об умышленно забытом, вытаскивать  из бездны Забвения несправедливо забытых людей.  Ведь причиной многих наших бед является наша короткая и чаще всего неблагодарная  память. И здесь уровень культуры исторической  памяти зависит уже не от самих историков, а от  всех граждан страны, от нас с вами.


     Почти все  из живущих на  Земле  людей,  каждый по-своему испытал и  всегда помнит свои волшебные полеты во сне. Легкий толчок одной  ногой и ты уже  паришь в невесомости  в зоне недосягаемости,   проплываешь в небе над полями и лесами, над сёлами и  городами, над  потоками машин, автобусов, трамваев  и толпами людей, спешащих куда-то, упорно  не замечающих  и почему-то не    слышащих тебя, не реагирующих на твой голос, несущийся с небес.  Наяву таких полётов  быть не может. В жестокой реальности  они  совершенно  иные, будничные, в качестве пассажира общественного транспорта. 
     В реальной жизни  полёт над землёй  возможен  только  с помощью «Аэрофлота». Полёт  купленный за деньги  внутри огромного лайнера,  в тесном кресле огромной, металлической капсулы, летящей  на  губительной для всего живого студёной  десятикилометровой высоте.
     Ничто не может заменить нам волшебного полёта во сне, и многим людям приходится о них только  мечтать. Но мечтать всякий может.  Мечтать не вредно даже тогда, когда каждый день слышишь вокруг себя зоологическое и вульгарное: «Мечтатель бледный, умри в подвале!» В России, якобы  в «стране мечтателей,  стране героев» почему-то всегда   приходилось мечтать под пристальным оком  начальства, под его грозные и повелительные окрики: «Скажи спасибо, что живой!»
       Россия всегда была богата мечтателями, и особенно теми, кто настойчиво, порой ценою жизни, пытался, подобно  легендарному Икару, сделать свои  полёты во сне  свободными полётами в реальном  пространстве  сугубо косного  материального бытия. Много было мечтателей, но мало было дерзких Икаров, ещё меньше тех, кто умеет претворять  свои мечты в жизнь, и почти не было тех, кто  взлетел  в небо подобно вольной птице и не разбился насмерть.  Полетал вдоволь над прекрасной землёй и благополучно приземлился в нужный час там, где нужно было – на полянке  возле яблоневого сада, у порога своего  деревянного дома. О таких полётах мечтал когда-то  Леонардо да Винчи и многие наши самородки-инженеры, изобретатели и конструкторы «самодвижущихся  экипажей», «вечных махин» и «вечно вертящихся колёс», Perpetum mobile (1)
       Дмитрий Владимирович Ильин – один из тех сотен  русских изобретателей-самородков, кто умел свои мечты претворять в реальность, кто умел сказку  делать былью,  преодолевая порой  ценою жизни всевозможные  препоны мучительного российского бытия. История его жизни –одно из сотен ярких свидетельств и документальных подтверждений  вековечной,, трагически неразрешимой научно-технической и социально-экономической отсталости России с древнейших времён до наших дней  и ответ на  вопрос, почему  в России веками   не удаётся коммерциализация  технологических идей.  Со времён Ивана  III, Петра   I, Екатерины  II и до  Никиты Хрущёва, полёта Гагарина в  космос, Ельцина, Путина и до «Сколково», будучи первопроходцами  во многих отраслях науки, русские и русскоязычные россияне серьёзно отстают,  как только речь заходит о  получении выгоды.
      Его отец  из дворянского рода Ильиных и мать из рода Акацатовых передали  своему единственному  сыну Дмитрию  природный ум и любознательность, благородную внешность и утончённые манеры, неустанное  стремление  к познанию мира, его законов и тайн. Ещё в детстве у Дмитрия  проявился дар художника и поэта (этот прекрасный и жестокий мир надо было  отобразить и воспеть), а также дар созидателя – (умение мастерить многое из подручных средств), дар теоретика-«инвентора» и практика  изобретателя-конструктора, умение собирать  из простых обыденных деталей  сложные  занимательные и нужные в обыденной жизни вещицы. (2)

      Научно-технические, инженерно-конструкторские идеи  нашего земляка Дмитрия Ильина чудесным образов впитали в себя  идеи  нескольких  эпох, соединили наше время с эпохой Ренессанса, имя художника, естествоиспытателя и инженера Леонардо да Винчи с именем  другого нашего земляка и современника,  выдающегося конструктора космической техники Олега Генриховича Ивановского. (3)
     Дмитрия Ильина с  Олегом Ивановским многое роднит, в их судьбах, в жизненных поступках  и стремлениях было  много общего. Оба, почти ровесники, с детства увлекались авиамоделизмом, мечтали стать лётчиками, оба были курсантами Мытищинского (Тайнинского) аэроклуба, оба были   участниками Великой Отечественной войны, стали  кавалерами многих  боевых орденов и оба  были инвалидами  войны. Оба всю жизнь  без остатка  отдали инженерно-конструкторскому делу, бурному  развитию науки и  техники в мирных и военных целях. Оба  с большой любовью относились к Тайнинке, где они  жили, трудились, изобретали.  Ивановский любил гулять здесь  в берёзовой рощице близ Яузы, а  Ильин любил свой деревянный дом и сад на 2-ой Рабочей улице, считал, что живя в Тайнинке, нельзя её не полюбить.  Только вот линия  жизни у них была разной, у  одного –   короткой (Ильин умер в 48 лет), у  другого – относительно длинной (Ивановский умер в 92 года).   
       Ильин по многим, вполне объяснимым  причинам, не мог долго жить. Он рано потерял отца. Отец  умер вскоре после его рождения от полученных ран на фронтах первой мировой  войны. Вся  жизнь Дмитрия Владимировича  прошла в нужде и нищете, денег постоянно не хватало, он часто голодал. Чтобы как-то выжить самому и немного помочь матери сводить концы с концами, Дмитрий после  окончания семилетки поступил в школу ФЗО  и одновременно пошёл работать, совмещая в пятнадцать лет  грязный, вредный, тяжёлый труд литейщика с профессиональным обучением. Никто и нигде никогда  не хотел умирать, все хотели жить, и  в родной стороне и на чужбине, на свободе и в плену: «Жить, только жить – хоть на литейном заводе служить» (Георгий Иванов). Потом работал слесарем-сборщиком, потом токарем, занимаясь в свободное время рисованием и стихосложением, чтением научно-фантастической литературы и мечтами о свободном  полёте  наравне с птицами. Но, увы,   при токарном станке не станешь человеком-птицей, не оторвёшься  от заводского пола,  не взлетишь  под  крышу кузнечнопрессового цеха, не покоришь  воздушный океан, не станешь «сталинским соколом». В то время  гражданская, спортивная и военная авиация для детей дворян и крестьян являлась одним из самых верных  и надёжных социальных лифтов.  В те годы  все юноши бредили авиацией и мечтали быть летчиками, и  юный Дима вступил в Тайнинский (Мытищинский) аэроклуб. Но вскоре  началась война. С 1941 по 1943 год учёба  в военной авиационной школе пилотов, а после её окончания – фронт. Воевал хорошо,  был награждён боевыми орденами и медалями.
       На войне  его самолёт трижды сбивали в небе, он побывал  в немецком  плену, но  удачно сбежал перед расстрелом, он был четырежды тяжело ранен, но выжил и войну закончил  инвалидом.       Мучительно  страстно ему захотелось быть человеком-птицей,    когда  он    в третий раз  был  сбит и падал на землю в горящем самолёте.  Именно    тогда  его мозг пронзила мысль: «Ах, если бы я сам мог свободно летать! Всё было бы иначе!» Мечта о складных чудесных крыльях не оставляла его и тогда, когда он бежал из немецкого плена незадолго до расстрела (советских лётчиков немцы, как правило, расстреливали).

    После войны у Дмитрия  было только одно желание – заняться  своим любимым делом – изобретательством – создать мускулолёт. Создать чудесные крылья, чтобы каждый человек мог в любой момент  взлететь  в небо с помощью  мускульной силы и получать удовольствие от свободного полёта: «Утром человек  снимает с вешалки крылья, выходит на крыльцо, прикрепляет их и легко  взлетает, как… Ариэль».(4)

      Идея машущего полёта не оставляет инвалида войны   Дмитрия Ильина и в трудное послевоенное время. Он активно ищет сподвижников и единомышленников, каждый год не менее полугода лежит в госпиталях, а чтобы прокормиться работает художником-оформителем и учителем труда в школе.  Со своими смелыми проектами обращается  в различные КБ и всюду встречает непонимание и равнодушие.
      «Холодная война» всё больше раскручивала  маховик    лихорадочной гонки вооружений,  требовала от страны огромных денежных средств  и постоянных усилий   всего советского народа, а посему все технические  идеи самородка-изобретателя Ильина, связанные  с гармоничным развитием личности, обустройством быта отдельного человека и облегчением его труда  долгое время стояли в нашей стране  на втором плане.  При этом надо не забывать, что в России с давних времён к таким энтузиастам научно-технической мысли как Ильин  со стороны  чиновничества, было мягко сказать, иронично-снисходительным, если ни презрительным. В научном мире, в том числе и в советской науке процветала  рутина, и Ильин всегда оказывался в положении человека, который, по словам академика  и физика-ядерщика Георгия Флёрова (1913-1990), «пытается  головой  прошибить каменную стену». (5)
      Несмотря на все препоны и трудности,  Ильин свой первый махолёт на мускульной тяге  построил в 1957 году, когда женился и переехал  из Москвы (из района Медведково) жить в Тайнинку, в ближнее Подмосковье,  на 2-ю Рабочую улицу в дом 7. Здесь он прожил свои последние  16 лет, самые плодотворные и счастливые годы его жизни.

       Он  создал несколько моделей махолётов с мускульным приводом, полёт  которых   пилот  осуществлял  руками с помощью двух рычагов.  В 1958 году Дмитрий Владимирович получил авторское свидетельство на один из них. В  1960 году Дмитрий Владимирович построил на свои жалкие личные средства моторный махолёт  с приводом от мотоциклетного  двигателя, лёгкий  одноместный летальный аппарат,  который  после  его смерти станет  дельтапланом.  Скорее всего, моторная модель появилась после того, как Ильин  убедился в невозможности машущего полета на мускульной силе человека. В этом убедились после смерти Ильина  многие отечественные и зарубежные  конструкторы  орнитоптеров – человечеству ещё предстоит  создать настоящие крылья, приводимые  в движение  не велосипедными педалями,  а просто сильными руками, а будущий  Икар  должен взлетать  прямо с земли, «с порога дома своего». (6)
      Твёрдо убедившись в том, что ему одному, больному инвалиду войны,  художнику в  художественно-промысловой  артели инвалидов, эту  чиновную стену косности, равнодушия и непонимания  никак не одолеть, он  в своём   деревянном доме  создаёт 1958 году Тайнинское  Общественное Конструкторское Бюро (ТОКБ).  А во дворе, в дровяном сарае устраивает   Производственно-техническую базу ТОКБ. К 1960 году ТОКБ Дмитрия Ильина насчитывало 34 человек –энтузиастов  научно-технического прогресса, среди которых были юные авиамоделисты, рабочие, лаборанты, кандидаты и доктора наук. К 1970 году ТОКБ уже состояло более чем  из 60-ти человек, а вместе с филиалами порядка 150 активных членов. В 1960 году он создаёт орнитоптер на моторной тяге –прообраз  спортивно-туристского дельтаплана. 
     Это были годы высочайшего  творческого научного вдохновения и научных открытий, инженерных  находок и конструкторских свершений. Эти 12 лет  вместили в себя  время исканий и озарений, надежд и разочарований, время забвения и запоздалого признания. Бурную практическую, инженерно-изобретательскую деятельность ТОКБ  заметил ДОСААФ и предложил  разработать  и изготовить  малогабаритную технику для нужд организации. Вслед за этим поступают заявки и от  других организацийТак  для        общества  «Охотник» и  общества  «Рыболов-спортсмен»   Дмитрий Владимирович  проектирует  и изготавливает портативный скутер «Лоцман», мотосани «Горностай», радиотелефон «Гном». Помимо этого он создаёт малолитражный, цельно пластмассовый вертолёт «Голубая звезда», складные ранцевые крылья  с системой управления полётом, дисковый летательный аппарат с турбиной  (прообраз «летающеё тарелки» на торсионной тяге). Успех от произведённого превзошёл все ожидания. Все изделия ТОКБ Дмитрия Ильина были представлены на ВДНХ и отмечены золотыми медалями. За большие достижения в области развития инженерно-технического творчества среди молодёжи Дмитрий  Владимирович  был награждён  почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Дмитрий Владимирович стал публиковать свои статьи в журналах «Наука и жизнь», «Техника молодёжи», «Знание–сила».  О самородке-изобретателе из Мытищ скоро узнала вся страна. Его стали приглашать на научно-практические конференции и на центральное телевидение.  Со всех концов страны   стали приходить письма  с просьбами прислать чертежи малогабаритной техники или помочь разобраться с чертежами.  . (7) 
    В подмосковные Мытищи, в Тайнинку на 2-ю  Рабочую улицу  к нему стали приезжать  известные учёные, конструкторы, космонавты и военачальники, журналисты.  Приезжали в том числе режиссёры и операторы документального кино из «Союзнаучфильма», чтобы снять  фильм об Ильине и его  ТОБК, но дворянская благовоспитанность и природная скромность не позволяли Дмитрию  Владимировичу таким образом прославить себя и свой творческий коллектив: «В научной  среде нужно пропагандировать новые и смелые идеи, а не творческие    коллективы». 
     Почти полвека прошло с тех пор, когда не стало  Дмитрия Ильина,  умер   на самом взлёте своей великой мечты.          Такие люди в условиях  СССР долго не жили. Ильину, как и многим миллионам советских людей пришлось стать жертвой века-людоеда, с его великой  мировой бойней и безумной битвой  двух    систем. 
       Он умер  в прошлом веке задолго  до распада СССР, в эпоху стабильного, застойного брежневского «реального коммунизма»,  которому, казалось,  никогда не будет конца. Ведь  тогда повсюду со всех сторон гремело, пело, истошно завывало под   грохот барабанов и звон литавр:
              Будет людям счастье, счастье на века.
              У советской власти сила велика.

        Надо признать, что судьба военного лётчика-истребителя и конструктора  оказалась  типичной судьбой многих русских изобретателей-одиночек – трудной, сложной и  по-своему трагичной. К сожалению, инженерно-техническое наследие Дмитрия Ильина почти утрачено в связи со смертью его супруги в 2015 году и единственного сына в   2016 году.  Остались только отдельные публикации в газетах и научно-популярных журналах того времени и строго засекреченных архивах ЦНИИМАШа при Министерстве вооружения  СССР. Многие его изобретения, в том числе моторные и безмоторные орнитоптеры, не были  запатентованными и соответственно были присвоены другими  людьми  за рубежом.(8)
     Так случилось после его внезапной смерти со многими изобретениями в области ядерной медицины, индивидуального воздухоплавания,  малого судостроения, спасательных космических устройств. Так, его катер-амфибия «Нептун» и катамаран-автожир «Комсомолец» были  воплощены  уже в конце 80-х годов другими людьми, не имеющими никакого отношения к его идеям и  ТОКБ. Это только жалкая часть  того, что было  им задумано незадолго до смерти, из тех  160 тем,  изучать которые  он собирался в ближайшее время. Но из всех этих тем самым  главным и приоритетным для него самого был проект создания универсального спасательного космического скафандра.
     Эту идею ему подкинула в 1971 году  сама жизнь, точнее трагическая гибель  экипажа космического корабля «Союз-11» – космонавтов Добровольского, Волкова и Пацаева. Тогда произошла разгерметизация спускаемого аппарата при возвращении на землю в безвоздушном пространстве, что и привело к гибели экипажа. Если бы спуск космонавтов  с орбиты осуществлялся в универсальных, спасательных  скафандрах, а не в тренировочных спортивных костюмах, то  все они были бы живы. (9)
      Именно тогда и возник в голове  Дмитрия Владимировича  самый трудный из всех  научно-технический   проект – создание  аварийно-спасательного космического скафандра на ракетной тяге для оказания экстренной помощи в открытом  космосе, терпящему  бедствие экипажу космического корабля или  космической станции.
Универсальный космический скафандр Дмитрия Ильина с мощным ракетным двигателем  позволял бы космонавту-спасателю  в случае   экстренной необходимости  попадать в космос прямо с земли. В таком  скафандре можно  самостоятельно передвигаться в космическом пространстве, совершать автономный  полёт (спуск) к земле, включать систему торможения, благополучно проходить плотные слои  атмосферы  и приземляться в любой заданной точке и, как поётся в песне «у порога дома своего». Надо признать, что такой скафандр на  мощной реактивной тяге был и остаётся одним из самых дорогих  космических проектов, но он тогда  был  не дороже  «Бурана» –    орбитального  корабля-ракетоплана советской   многоразовой  транспортной космической  системы (МТКС). Проекту аварийно-спасательного космического скафандра Дмитрия Ильина Министерство вооружения СССР уделило огромное внимание. В НИИ-88 (в ЦНИИМАШЕ) ему была, как ведущему конструктору, была выделена научно-исследовательская лаборатория  со штатом  профильного  персонала и производственная база для технического воплощения и проведения  первичных, а затем  и натурных испытаний космического скафандра на ракетной тяге. Как инвалиду войны и человеку с ослабленным здоровьем  ему для поездок на работу и служебных разъездов  из гаража Совета Министров СССР был выделен служебный автомобиль «Чайка» с водителем. Так, человек с 7 классами образования, школой ФЗО и дипломом лётного училища  возглавил   реализацию одного  из самых трудных научно-технических, инженерных проектов  в истории человечества, который и сегодня звучит как  фантастика.
       Увы,  судьбы  русских изобретателей-самородков,  как и судьбы их изобретений, почти всегда  бывают   трагичными, они становятся жертвой неблагодарной короткой памяти и Забвения. Надо признать, что Ильин творил и изобретал всю жизнь  бескорыстно и даже жертвенно, но это вовсе не означает, что жизнь его была напрасной, что её смысл у Ильина был цинично и нагло  украден. Нет, это далеко не так. Совместное, международное научно-техническое сотрудничество продолжает, как и раньше стремительно  развиваться, несмотря на широкую сеть военно-промышленного шпионажа.
      Это было другое время, иной эон, это была  космическая эра.     Те, кто знал Дмитрия Владимировича лично, видели в нём человека,  непрерывно  фонтанирующего смелыми и дерзкими идеями, живущего проблемами научно-технического прогресса, способного ради воплощения  своей идеи и фантастической  затеи идти на риск жертвуя собой. Он был не просто мечтателем, а мечтателем  действенным, активным и трудолюбивым. Идей, хороших и самых разных, в этом мире всегда было много, но почему-то  бесплодных мечтателей оказывалось значительно больше, чем делателей-изобретателей. Важна  не только  сама идея, а важен и ценен основной принцип её решения и воплощения в жизнь, способность видеть свой проект  в завершённом виде, необходимо умение наполнить  арматуру духа живой материей и плотью.
         Дмитрий Владимирович умер в аномально жаркое лето  1972 года, когда  от   торфяных и лесных  пожаров задымилось всё Подмосковье,  и столица погрузилась в ядовитую  мглу. В Подмосковье огонь унёс жизни 104 человек, а несколько тысяч больных пожилых людей, в основном инвалидов войны и ветеранов тыла, скончалось  от невыносимой жары и духоты. (10)
       Среди них оказался и Дмитрий Владимирович. Сказались и фронтовые раны и, конечно же, напряжённая работа в НИИ-88 над секретными  военно-космическими проектами. За день до смерти  он предупредил родных, что следующую ночь  не  переживёт. Так и произошло. Приехал с работы, лёг спать  и больше не проснулся. Было ему  48 лет.
       Сложно сказать, что было, если бы Дмитрий  Владимирович прожил ещё хотя бы  лет десять. Но одно можно утверждать наверняка – его  имя  заняло бы достойное место рядом с такими великими изобретателями и конструкторами, как Никола Тесла, Сергей Королёв, Олег Ивановский…
     Ведь, благодаря  им и таким энтузиастам инженерно-технической мысли,  человеческий гений  всегда развивался,  и будет развиваться  дальше, покоряя одну за другой  вершины человеческой мысли.
      За полвека многое изменилось в мире,  в нашей стране сменилось несколько  поколений людей, и даже чувствовать, любить  и мыслить люди стали иначе. Меняется мир, меняются и технологии. С каждым днём рождается много  идей и проблем, но становится всё меньше тех, кто  мог бы воплотить их  в жизнь. Сегодня нужны не только новые Николы Теслы, Маски, Дмитрии Ильины и Олеги Ивановские.  Нужна мощная научная, профессионально-техническая, инженерная  база, нужна   своя, новая, национальная промышленность и, конечно же, нужны  СУНЦЫ (Специализированные  учебно-научные центры) при крупных университетах. Какие были созданы ещё  во времена  Дмитрия Ильина в  60-х годах XX века  на базе Физико-математической школы-интерната, которую мы  помним под кодовым названием «Школа Андрея Николаевича  Колмогорова». (11) 
     Нужны инженерно-конструкторские «мозговые центры» нового типа и экспериментальные научные центры, в которых опытные наставники-инженеры и конструкторы учат юных быть смелыми и творческими людьми, успешно и быстро решать любые проблемы, изобретать и  претворять в жизнь самые смелые и дерзкие  идеи.
   
      Всегда так было в этом мире – дел много, а делателей нет, много званных, но мало избранных. Наш долг – знать и всегда помнить наших славных делателей-созидателей и наших  Небом избранных, на которых  всегда держался этот мир и вся наша цивилизация. Наша память должна быть по отношению к ним  священной и бесконечно благодарной. Эту память мы можем сохранять в разных видах и формах, здесь  всё зависит от нашей совести и человечности, от уровня культуры нашей коллективной памяти.
      Было бы  совсем  не плохо и  кстати, чтобы   9 Мая  в колонны «Бессмертного полка» влился ещё один  портрет ветерана-инвалида войны, замечательного конструктора- самородка, нашего земляка  Дмитрия Владимировича Ильина.
Источники и литература

1.Дузь П. Д.  История воздухоплавания и авиации в России. 2-е изд., перераб.- М.: Машиностроение, 1979. 271 с, ил. Орнитоптер, махолёт  на мускульной тяге пилота -  ru-wiki.ru/wiki/Махолёт.
      О свободной полёте на мускульной тяге стали мечтать люди эпохи  Возрождения, в частности великий художник и инвентор  Леонардо да Винчи, который  нарисовал  летательный аппарат, имитирующий машущий полет птиц, насекомых и летучих мышей за счет мускульной энергии человека, еще в 1485-1487 годах, состоя на службе у Лодовико Сфорца. Тщательно изучив полеты птиц, он выяснил, как должны двигаться крылья у этого орнитоптера (махолета), и первым указал, что крылья перемещаются не просто вверх-вниз, а описывают довольно сложную траекторию. Однако построить действующую модель орнитоптера Леонардо не удалось, поскольку в те годы не существовало материалов достаточно прочных и легких.
2.  Петров П.Н. История родов русского дворянства.  Т. 1-2.  СПб, 1885-1886 (переиздание в 2-х томах в Москве в 1991 году) См. также:«Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Эфрона». –Санкт-Петебург: Брокгауз-Эфрон. 1890-1907 -  «Акацатовы»  - «Ильины».
3. Анатолий Апостолов. Ивановский – герой космической эры. // Информационно-аналитическая  газета городского округа Мытищи «Неделя в  округе»,№36 (461), 2019,с.10.
4 . Александр Беляев. Ариэль. «Советский писатель, М.: 1958 В лаборатории, находящейся при школе тайных знаний, английские учёные Чарлз Хайд и Оскар Фокс работают над проектом по созданию летающего человека. После многочисленных экспериментов Хайду удаётся открыть способ, позволяющий любому живому существу летать, используя  броуновское  движение  (преобразуя его в направленное) молекул. Для проверки необходимо произвести эксперимент, и Бхарава, директор школы «Дандарат» (на самом деле англичанин по фамилии Пирс), решает сделать летающим человеком Ариэля. После войны,  в период создания первого махолёта Дмитрий Ильин  был знаком с основами  квантовой механики Нобелевского лауреата  Вернера Гейзенберга, с  её  причудливыми   законами и  «теорией матриц».

5. Николай Андреев.  Вызовы Флёрова. Роль личности в истории  создания первой советской атомной бомбы. // Исторический научно-популярный журнал «Родина», август 2019, №8, с.45-49.
6.Мытищи. / Составители М.А. Клычникова, Г.Ф. Мелентьев. - Мытищи: ИП Мелентьева И.В., 2011.

7.Мытищинский историко-художественный музей. Опись семейного архива Д.В.Ильина. Здесь среди деловых бумаг и личных документов, хранится научно-техническая литература, касающаяся вопросов  воздухоплавания и космической авиации,   а также отдельные экземпляры научно-популярных и научных журналов с его статьями и статьями  других авторов о нём.
8. После смерти Дмитрия Ильина  машущий полет осуществил и продемонстрировал прессе в 1981 г. проф. Валентин Киселев, о чём сообщалось в газетах «Комсомольская правда», «Труд», «Московский комсомолец» от 6 ноября 1981 г., а затем — другие газеты и журналы в СССР и за рубежом. Американский конструктор Пол Маккриди, знаменитый своим самолётом с мускульным приводом, перелетевшим в 1979 г. Ла-Манш, построил в 1986 году   модель птерозавра   с машущим крылом. Модель запускалась с помощью катапульты и  затем она планировала, включалось машущее крыло, но так, чтобы медленные движения крыла с малой амплитудой просто не мешали модели планировать. Это была лишь внешняя имитация машущего полета. В итоге модель была продана в  Смитсоновский музей  за 3 миллиона  долларов США.
      Но, увы,  и   махолёт, продемонстрированный  советской прессе профессором Валентином  Киселёвым в 1981 году,  и запущенная      катапультой  в 1986 году  модель птерозавра с машущим крылом   американского конструктора Пола  Маккриди,  были   не совсем тем, о чём мечтал великий  Леонардо да Винчи    и сам инвалид войны Дмитрий Ильин.     В 1979 году рекордсмен-велосипедист Брайан Аллен перелетел на мускулолете через Ла-Манш и получил приз в 100 тысяч фунтов стерлингов.  Аллен крутил велосипедные педали, а их вращение передавалось на пропеллер. В сущности спортсмен летел на винтовом самолете, только в нем мотором являлся не двигатель внутреннего с Аллен крутил велосипедные педали, а их вращение передавалось на пропеллер. В сущности спортсмен летел на винтовом самолете, только в нем мотором являлся не двигатель внутреннего сгорания, а сам человек. Это совсем не та идея, которая пришла в голову великого Леонардо, какую  пытался осуществить Дмитрий Владимирович.  Пол Маккриди  сумел продать своего механического птерозавра  за 3 миллиона  долларов США в Смитсоновский музей, а  Дмитрий Ильин не получил ни рубля за многие свои изобретения, хотя на их основе были созданы за рубежом и в нашей стране  многие полезные машины. Сегодня  махолёты стали прообразами  нынешних дельтапланов, а радиоуправляемые модели орнитоптеров мы называем дронами.      Однако, мускульный  сверхлёгкий махолёт «Дрозд» (Snowbird) с велосипедным приводом, сконструированный инженерами   Института аэрокосмических исследований Торонтского университета, с размахом крыльев 32 метра и весом 43 кг, а также        радиоуправляемая модель  орнитоптера (весом 3,36 кг), созданная  профессором Торонтского университета Джеймсом Делоуриером в 1991 году   –   по сути, являлись  лишь внешней имитацией машущего полёта.    Всё это было не то, о чём мечтал Дмитрий Владимирович, его предшественники в лице Леонардо да Винчи и многие  современники-единомышленники и мечтатели.  Как  великий  Леонардо да Винчи, как многие механики прошлого, он понимал, что махолёт на одной мускульной силе  и без катапульты от земли никогда  не оторвётся и больше минуты в воздухе не продержится, для нормального и длительного полёта  нужна дополнительная тяга,  как минимум  в  три лошадиных силы. А посему он сделал для себя вывод, что проект по созданию летающего человека Ариэля, будет  долго оставаться фантастическим. (Бурдаков В. П. С. П. Королев и проблемы тяговой энергетики космических полетов будущего.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1979, вып. 36, с. 19 - 32.)
9.Хардести Вон. История космического соперничества  А.  Изд-во «Питер», 2009, с. 227
        Речь идет об экипаже космического корабля "Союз-11". В 1971 году произошла разгерметизация спускаемого аппарата при возвращении на землю в      безвоздушном пространстве, что и привело к гибели экипажа. В те годы конструкторы космической техники образно выражаясь, чрезмерно расслабились и допускали такое безобразие как старт и спуск с орбиты космонавтов не в скафандрах, а в тренировочных костюмах.Во время снижения спускаемого аппарата космического корабля "Союз-11" открылся один из клапанов для вентиляции спускаемого аппарата, который должен был сработать после приземления, однако по какой-то причине он почему-то открылся на большой высоте.
По свидетельству многих наших космонавтов, экипаж вполне мог бы спастись в такой ситуации если бы кто-то из них смог дотянуться рукой до злополучного клапана и закрыть его или если бы они были в скафандрах.
   Космонавтов могли спасти скафандры, но по личному указанию Сергея Королева их использование было прекращено, начиная с «Восхода-1», когда это было сделано для экономии места в кабине. После катастрофы «Союза-11» между военными и инженерами развернулась полемика – первые настаивали на возвращении скафандров, а вторые утверждали, что данное ЧП является исключительным случаем, в то время как введение скафандров резко сократит возможности для доставки полезного груза и увеличения числа членов экипажа.  Победа в дискуссии осталась за военными, и, начиная с полета «Союза-12», отечественные космонавты летают только в скафандрах. См. также: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 36. // Городинская В. С.Развитие представлений о биологических системах жизнеобеспечения человека в космических объектах с конца XIX в. до начала 60-х годов XX в.  –  с.26-33.
10. Когда задымилось всё Подмосковье, обком КПСС первым делом создал штаб по борьбе с пожарами. Возглавил его первый секретарь обкома В.И. Конотоп. Подняли на ноги народных контролеров. Вся страна помогала бороться с огнем. В Шатуру временно переехал жить тогдашний министр обороны маршал Гречко, туда же перебрался и Конотоп. Работала система, у которой было всё: и люди, и техника, и дисциплина. И, тем не менее, только в Московской области сгорело 19 деревень. А в тушении пожаров участвовало более 70 тыс. человек, в том числе военнослужащих - 24 тыс. Огонь собирал страшную жатву: в Подмосковье лесные и торфяные пожары унесли жизни 104 человек. Дыма было столько, что МПС пришлось менять маршруты движения поездов на подступах к столице. На заседании Политбюро ЦК КПСС рассматривался вопрос: почему с торфяников пожары перебросились на леса? О том, какие жесткие меры были приняты, говорит тот факт, что общее руководство по ликвидации пожаров заседание высшего политического органа страны возложило на первого заместителя министра обороны СССР. Горящие площади были разбиты на квадраты, туда ввели 9 специально отмобилизованных трубопроводных бригад. Вода подавалась по трубам непрерывно в любых направлениях, и исход «битвы» был предрешен. Торфяники буквально «упаковали» толстым слоем воды, а затем сбили огонь в лесах. Читать полностью: 11. «Знание-сила», №9, 2019, Педагогические заметки, с.64-69 –Анна Дегтярёва. СУНЦ – не просто школа.


Рецензии