102-я военная база в Армении-7

            









          Г д е  ж е  А р м я н с к а я  И с т и н а?..



   Путин впервые обсудил ситуацию в Карабахе с президентом Азербайджана.
   Постпред РФ в ООН (Небензя): Наша страна не будет поддерживать Армению против Азербайджана…
   *По устоявшейся традиции звоню в Санкт-Петербург известному кинодраматургу Валерию N, уроженцу Карабаха. Мы учились с ним в одной мастерской Василия Соловьева (ВГИК).
   - Боря, вам трудно понять происходящее в эти дни в Карабахе, как не понимали нашего кинорежиссера Сергея Параджанова, - скрипит прокуренный голос институтской легенды.
   Вспоминаю легендарный кинофильм «Цвет граната» и спрашиваю давнего товарища:
   - Что он зашифровал в этом фильме?.. Ты тогда, после просмотра в кинозале ВГИК, обещал разъяснить суть загадочной картины.
   Привыкнуть к манере общения мудрого горца невозможно, он начинает издалека – с Андрея Тарковского.
   - Я был в санатории Прибалтики, и каждый день ходил в пустой зал кинотеатра смотреть «Зеркало», - Валерий надолго замолкает. – И ничего не понял.
   Отвечаю:
   - Я все понял с первого раза, потому что ты – армянин, а я – русский.
   Боже, какая же пропасть между нами, если мы, советские студенты, не понимали друг дуга. А между тем, к партийной власти в институте (ВГИК) пришел армянин Сергей Иосифян, а в ГОСКИНО Армен Медведев.
   Чтобы попасть на просмотр кинофильма «Цвет граната», надо было быть членом комитета ВЛКСМ ВГИК, встать в 5 утра (!) и тихо-тихо, чтобы никто из студентов ничего не слышал, выскользнуть из общежития и рвануть на платформу «Северянин». Далее станция «Болшево» и совсекретный объект – «Госфильмофонд», на просмотры которого мечтала попасть интеллигенция Москвы и всего Советского Союза.
   - Друзья, вам предстоит показ кинофильма скандально известного режиссера Саркиса Параджаняна, он же Сергей Параджанян, «Цвет граната», - начинает вступительную лекцию Владимир Путилов, кандидат искусстоведения. – Это поэтическая кинопритча об армянском поэте Саят-Нова, снятая в 1968 году на киностудии «Арменфильм».  В фильме единой сюжетной линией показан духовный мир Поэта, история его любви, отношение Поэта к религии, светской власти, народу. При отсутствии обычного литературного монолога все решения автора фильма лежат в чисто изобразительной сфере. 
   Да-а, даже мне – матерому студенту, мужу и отцу, офицеру ВМФ СССР, моряку загранплавания, после просмотра многих шедевров мирового кинематографа, которые по косточкам разбирались в аудиториях и комнатах вгиковской общаги, под шум винтов и мзмахов крыла, было не понятны смысл и замысел фильма.
   Валера N, бакинский армянин, цокая языком, бормочет что-то невнятное о древней армянской культуре, о языке гения и трудной судьбе художника, как «тогда», так и сейчас.
   Прошло сорок лет, однако Валера в телефонном разговоре и не пытается говорить напрямую о режиссере и его фильме «Цвет граната». Все сводит к краткому разговору о фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». 
   Что же, продолжаю исследовать проблему «Карабах» сквозь призму невоенного свойства, применяя метод  исключения. Начинаю смотреть «Цвет граната» - фильм для интеллектуалов.
   *Эмоциональность, которая лежит в начале его творческого процесса, доходит до результата, не расплескавшись. Доходит в чистоте, в первозданности, непосредственности, наивности. Таким был его „Цвет граната (Андрей Тарковский).
   Е р е в а н
   В апреле 1966 года Сергей Параджанов уезжает в Ереван и приступил к работе над фильмом «Сая;т-Нова;». В сценарии к нему он реализовал свои предыдущие задумки: лаконичность, скупость средств выражения, практически полное отсутствие речи. При этом одновременно фильм наполнился этнографичностью, психологизмом, символизмом и аллегориями. Режиссёр, как и прежде, поднял глубинные философские вопросы: жизнь и смерть, любовь, плотское и духовное, путь поэта.
   В этом же году неоднозначный сценарий получил одобрение Госкино СССР, что некоторые киноведы связывают с ещё бытовавшими тогда либеральными порядками «хрущёвской оттепели». В 1967 году фильм «Саят-Нова» был запущен в производство на киностудии «Арменфильм».
   В это же время Параджанов выступил в поддержку Тарковского в связи с цензурой его фильма «Андрей Рублёв». Весной 1968 года он присоединился к обращению «Письма-протеста 139», в котором представители интеллигенции, обращаясь к руководству страны, выступили против происходивших на Украине политических судебных процессов. При этом Параджанов настоял, чтобы его фамилия шла первой в списке подписантов.
   Осенью 1968 года фильм «Саят-Нова» в черновом монтаже был представлен художественному совету студии «Арменфильм», а затем Госкино СССР. Премьера цензорам совпала с периодом реакции на ввод советских войск в Чехословакию для подавления «Пражской весны». Параджанов подвергся жёсткой критике, его обвинили в порнографии и мистицизме. В картину были внесены многочисленные цензурные правки. Чиновники обвинили Параджанова в грубом искажении образа Саят-Новы и потребовали убрать его имя, в результате чего фильм обрёл новое название «Цвет граната». После этого картина была формально допущена к прокату, но только на территории Армении. Во всесоюзный прокат фильм вышел позднее в монтажной версии С. Юткевича, которая была негативно оценена автором.
   В о з в р а щ е н и е  в  К и е в
   В 1969 году Сергей Параджанов вернулся в Киев, однако снимать кино ему не давали. Начался «сценарный период» его творчества. В это время Параджанов написал сценарии для автобиографии «Исповедь», «Ара Прекрасный» (о легендарном армянском царе и ассирийской правительнице Семирамиде, страстно в него влюбившейся), «Давид Сасунский» (на основе армянского эпоса о богатырях), «Дремлющий дворец» (по мотивам пушкинского «Бахчисарайского фонтана»), «Демон» (по одноименной лермонтовской поэме), «Икар», «Золотой обрез» и другие.
   В 1970 году Параджанов снова обратился к творчеству М. Коцюбинского. Он написал сценарий «Интермеццо» по одноименной автобиографической новелле украинского классика. Режиссёр хотел создать не историю — жизнеописание писателя, а раскрыть его внутренний мир, как в фильме «Саят-Нова». Картина вначале была принята к производству, однако вскоре сценарий подвергся серьёзной критике как со стороны как литераторов, так и украинского партийного руководства, обвинивших Параджанова в «искажении образа классика», отсутствии освещения революции и увлечении «антикварными аксессуарами». 
   В это же время к власти в УССР пришел В. Щербицкий, который, по ряду свидетельств, лично недолюбливал режиссёра. 1 декабря 1971 года на творческой встрече в Минске после показа студентам фильма «Цвет граната» Сергей Параджанов раскритиковал советское партийное и кинематографическое руководство, выступил в поддержку Тарковского и с осуждением цензуры. Об этом демарше было доложено председателю КГБ Ю. Андропову, а тем, в свою очередь, ЦК КПСС, и в феврале 1972 года подготовка к съёмкам фильма «Интермеццо» была остановлена, а сам режиссёр попал в опалу.
   У г о л о в н о е  п р е с л е д о в а н и е
   5 февраля 1973 года. Председатель Украинского КГБ В. Федорчук направил первому секретарю ЦК КПУ В. Щербицкому «информационное сообщение», в котором указал, что Параджанов открыто критиковал советскую власть, призывал «вырыть могилу соцреализму» и «выгнать красных комиссаров из кино», «клеветал о притеснениях свободы творчества».
   В декабре в Москве на похоронах художника Я. Ривоша Параджанов произнес очередную «крамольную» речь. В результате Параджанов не успел уехать на съёмки своего нового фильма в Армении — 17 декабря 1973 года во время визита к больному брюшным тифом сыну в Киев он был арестован и помещён в Лукьяновскую тюрьму. Параджанову были предъявлены обвинения в «совращении мужчин» и «организации притона разврата»
**В ночь на 7 октября 2020 наши войска вели боевые действия на различных направлениях фронта, развивая достижения минувших дней. Были зафиксированы взаимные артиллерийские обстрелы. В результате артиллерийских ударов, нанесенных по противнику в течение вчерашнего дня, был выведен из строя командно-наблюдательный пункт в районе обороны 5-го горнострелкового полка вооруженных сил Армении. Есть много погибших и раненых", - сообщает сайт Минобороны Азербайджана.
   К А Р А Б А Х  П У Б Л И К У Е Т  С П И С К И  П О Г И Б Ш И Х
   Ночью враг пытался продвинуться и закрепиться в юго-восточном направлении (от Джебраила), но азербайджанские подразделения были поражены точным ракетно-артиллерийским обстрелом Армянских вооруженных сил. В 06.30, после очередного ракетно-артиллерийского обстрела остатки трех вражеских бригад покинули поле боя в панике, оставив после себя 60 убитыми в бою, а также 22 уничтоженными и несколько десятков оперативных частей оборудование», — говорится в сообщении 
   М е ж д у н а р о д н а я  р е а к ц и я
   Президент России Владимир Путин заявил, что происходящее в Нагорном Карабахе является трагедией. Он высказал надежду, что конфликт в ближайшее время погаснет.
"Гибнут люди, это трагедия. Мы очень переживаем, потому что и Азербайджан, и Армения, и Нагорный Карабах - это все территории, на которых проживают не чужие нам люди. Мы надеемся, что в самое ближайшее время этот конфликт будет прекращен", - заявил Путин в прямом эфире.
   Президент России напомнил в своем интервью, что в России в настоящее время живут около двух миллионов азербайджанцев и более двух миллионов армян.
   
                П р о д о л ж е н и е  с л е д у е т:
http://proza.ru/2020/10/09/1635

предыдущее: http://proza.ru/2020/10/05/1415

Фото/инфа - Инет


Рецензии
Печально, что такое происходит.

Игорь Леванов   10.10.2020 00:41     Заявить о нарушении
Обгадили армян, Микоян на пенсии...

Серафим Григорьев -3   10.10.2020 00:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.