Как в автобусе... 18 плюс
Вспомнился многолетний разговор с моим замечательным другом о творчестве, мотивации, ремесленничестве, графомании и проч. Не далее, как вчера совместными «усилиями» пришли к выводу, что всё-таки следует понимать под писательским мастерством.
– Я вот всё думаю, думаю о том, стоит ли каждый раз при написании то ли миниатюры, то ли объёмного рассказа делиться с читателем своим самым сокровенным, отдавая часть себя. Как бы автор ни пытался завуалировать, заштриховать личное, всё равно собственное Я проступает, словно кровь через бинты...
– Подожди, – возражает мне друг, – нужно разобраться в том, что именно вызывает вопросы? Если ты пытаешься сочинить некую историю, которая хоть и написана по всем правилам и рекомендациям литературных методичек, но никакого отношения к тебе не имеет, то это – просто ремесло, но никак не творчество. Настоящее мастерство заключается в созидании чего-то принципиально нового, такого, что мгновенно вызвало бы отклик не только в сознании, но и в сердце читателя... проникло, так сказать, в его душу эмоционально...
– Да, согласна с тобой… Что можно на это возразить? – подтверждаю я.
– Ты же сама мне рассказывала классный анекдот про автобус, помнишь?
Я сразу вспоминаю, как совсем недавно, смеялась над шуткой, которая немного пошловата из-за обязательного присутствия там непристойного слова, но, тем не менее, яркий эпизод из обыденной жизни содержал в себе большой скрытый смысл и значение...
В анекдоте прозвучал вполне дельный совет.
Вы едете в автобусе... тишина, каждый занят своими мыслями, но, в конце концов, вам становится скучно, тогда, недолго думая, произнесите громко, вслух сакраментальную фразу: «Вот, б...дь! Совсем страну довели до ручки!»
Мы какое-то время смеёмся, представляя себе картину того, что последует за этой репликой... Русский человек не может оставаться равнодушным в такой ситуации... обязательно отреагирует, подключится к обсуждению «заявленной» темы, выскажет на этот счёт свои мысли, посоветует, что нужно делать, чтобы всё наладилось, кого убрать с ответственной должности, кого поставить на освободившееся место и проч. и проч.
– Ну, вот... так и в творчестве... – продолжал рассуждать мой друг, – в любом тексте должен быть именно такой первичный эмоциональный «вброс», который стал бы для читателя острым желанием ответной реакции, побуждением к диалогу, дальнейшим размышлениям и сопереживанию. Содержание – дело десятое... Вот тогда можно будет считать, что ты, как автор, успешно справилась с творческой задачей, которую перед собой ставила.
– Ты практически всегда убеждаешь меня с первой попытки... – улыбаюсь я. Теперь в наших разговорах можно будет принять за основу кодовое – «... как в автобусе!» и сразу станет понятно, о чём идёт речь...
Разговор завершён, но я, продолжая оставаться под впечатлением, ещё долго думаю о том, как именно зарождается, осмысливается то самое – новое, неявное, непознанное, что в последствии гармонично и безошибочно должно войти в текст произведения как, условно говоря, легко и удобно входит рука в каждый пальчик перчатки...
Свидетельство о публикации №220100800489
Она участвовала в конкурсе и заняла какое-то место. Что это, творчество или ремесло? Всё, что я написал на проза.ру, это частицы меня,моей жизни, даже если сюжет полная противоположность жизненному.
Всего Вам доброго!
Миша Сапожников 22.10.2020 14:10 Заявить о нарушении
Конечно, в процессе творческого созидания, человек так или иначе, расходует часть себя. Поэтому и говорят о важности индивидуальности, которая проявляясь, делает результат труда неповторимым, самобытным. Может быть, не так уж и принципиально, как это называть? Творчество или ремесло? Ремесленник очень часто может быть отличным мастером своего дела.
И Вам - всего доброго и успешного.
С уважением,
Вера Июньская 22.10.2020 14:54 Заявить о нарушении