Глава 60. Вечер школьных друзей. Аврора и капитан

ЭТУ ПЕСНЮ ЗАПЕВАЕТ МОЛОДЕЖЬ (ПОВЕСТЬ)

ГЛАВА 60

В гимназии праздник - пятидесятилетний юбилей школы.  Итоговая часть праздника - вечер выпускников прошлых лет. Редкие действительные школьники, оказавшиеся в этот час в школе, с удивлением смотрят на сверх меры оживленных дядей и тетей, которые прогуливаются по коридорам и расширителям второго этажа, хохочут, дурачатся.
Аврора наблюдает за происходящим с открытой лестничной площадки третьего этажа. Она одета в праздничное коктейльное платье, подаренное ей на день рождения Адой, и не слишком  отличается от основной публики.
Капитан подходит к директрисе, бывшей своей учительнице истории и галантно целует руку.
- Зоя Александровна, поздравляю вас с трижды вами заслуженным званием заслуженного учителя...
Крупная и некрасивая Лисицына из оргкомитета просит:
- Николай, скажи что-нибудь на официозе. Пойдем, обговорим тезисы.
Капитан, уходя с Лисицыной, делает огласку:
- Зоя Александровна, в моей оде школе будет строфа и в вашу честь.
Директриса умиленно улыбается:
- Спасибо, Коля. Ты все такой же.
Кира пробирается в центр кружка и, приветливо оглядывая собравшихся, объявляет:
- Товарищи, господа, просим всех в актовый зал.
Все уходят.
Через некоторое время компания из нескольких человек выходит из актового зала и располагается расширителе коридора вокруг журнального стола с праздничными буклетами. В центре внимания Зоя Александровна и капитан. Лисицына стоит за спиной капитана, положив руку ему на плечо.
Директриса вспоминает:
- Я помню, как у папы юбилеи справляли. Какие раньше традиции были отмечания общественных и семейных праздников!
Капитан предупредительно подвигает директрисе ступенечку для ног:
- Помню, помню.
Директриса благодарно смотрит на капитана:
- Вы много младше. Да... Вот как оно... Наше поколение было какое-то светлое... Вы не обижайтесь, но потом – те, что до вас и ваше – были хуже... Разболтанней, что ли, да и необразованней. Интересы сузились...
Капитан улыбается:
- Мы, пацаны, бегали после уроков к коттеджному поселку и часами через щелку в заборе наблюдали, что там делается. Девочки с роскошными бантами, няньки, маленькие домашние собаки. Были две королевы коттеджного городка: Гликерия Мартовицкая и вы.
- Кери живет в Германии. - грустно говорит директирисса. - Очень состоятельная семья.
Капитан продолжает:
- Вы со своим будущим мужем учились тогда на последнем курсе университета...
- Он на два курса старше.
- И приезжали домой почти каждую неделю.
Директрисе приятны эти подробности.
- За нами мой папа посылал автомобиль.
Капитан вдохновенно развивает тему:
- У нас тут грязища, резиновые сапоги. А вы в туфельках... И белые чулочки запомнились, или гольфы... Когда машина перед коттеджем останавливалась, домработница выносила половичок, чтобы каблучки не замарались. Мы были повально влюблены в кого-нибудь из коттеджного поселка. Казалось, вот тут идеал, настоящая жизнь.
Директриса грустнеет:
- Наше поколение было уверено, что мы сможем все.
Чей-то голос тихо произносит:
- Молодежь всегда верит и ошибается. Но жить легче.
В круг входит Кира:
- Люди, официальная часть еще не закончилась, не обособляйтесь. Прошу в зал.
Все уходят.
К двери подходит Аврора, заглядывает в актовый зал и уходит на улицу.




Из актового зала слышны здравицы, скандирования, смех.
Сторож и милиционер патрулирую вокруг гимназии.
Гости большой компанией выходят во двор. Директриса держит под руку капитана.
Капитан, обращаясь в первую очередь к Зое Александровне, рассказывает:
-... По этому поводу вспомнился курьезный случай. Как-то в одной богемной компании, дамы стали приставать к известному музыканту. "Мы не очень разбираемся в музыке, но хотели бы вас послушать. Вы нас приглашаете на свой концерт?" – "Нет, не приглашаю". – "Как?!" – "Не понимаете – не приходите! Будете мешать!"
Прапорщик хохочет:
- Не приходи, дурак! Мешаешь!
Лисицына обращает шутку в практическую плоскость:
- Правильно! Готовиться ко всему надо, а не любительщину разводить! На концерт камерной музыки собираешься – прочитай, кто такие Мусорский, Чайковский или кто-то другой, что написали, при каких царях жили... Несешься сломя голову на выборы, чтобы свой драгоценный голос кому-нибудь подарить – тоже надо подготовиться; это не просто, как считается, поставил крестик и бросил бумажку в урну, это серьезная работа. Если человек, извините, дурак-дураком в теме, что он может высказать полезного обществу?! Такому лучше вообще никуда не ходить и ни в чем не участвовать.
Капитан, успокаивая, слегка приобнимает Лисицыну:
-  Крепко! С генеральской четкостью!
Прапорщик хохочет:
- Не трожь, болван! Сломаешь!
Директриса не соглашается:
- Однако если совсем в сторону отойти, то даже надежды не останется. А так хоть она есть. Да и делается ведь что-то по каждой отрасли... Я сама наблюдаю. В каждом муниципальном районе есть динамично развивающиеся поселки, села.
Прапорщик по-своему развивает аргументацию директрисы:
- Мой начальник говорит: смести в прах все мелкие поселения, все с населением менее пятидесяти тысяч человек! Способствовать полной деградации. Пусть они совсем вымрут, как тупиковая ветвь. Не надо их поддерживать! Через двадцать лет сюда будут спокойно приезжать работать вахтовым способом, как на сибирские прииски. И не будет местных трагедий и легенд о несостоявшихся поколениях, о невостребованных талантах...
Абросимова бросает реплику:
- Правильно. Доходов от них нет, лишь пустые затраты для государства.
Капитан внимательно смотрит на женщину:
- При всем моем уважении к тебе, Ирочка, мне кажется, это не  совсем верное представление о функциях государства. Оно как раз для того и предназначено, чтобы покрывать, как ты выразилась, пустые социальные затраты.




Капитан стоит один в конце школьного двора, у вывески "Мебель на все случаи жизни", курит; он кого-то ждет. Аврора прячется за деревьями возле школьной ограды.
Через забор, заметив Аврору, перепрыгивает Чечерин. У него в ушах наушники, он водит рукой, будто дирижирует.
Чечерин выпячивает ладонь:
- Привет,  гирла.
Аврора показывает ладонь, но по руке Чечерина не ударяет:
- Привет, Чечер. Кайфуешь?
Чечерин спимает наушники и вертит на пальце:
- Не совсем. Это я несколько полезных книг в аудиозапись перекатал. Слушаю на досуге.
Аврора протягивает руку:
- Дай. - Слушает. - Удобно!
- Конкурсную пишешь?
- Пишу. А ты?
Чечерин гримасничает:
- Уже ум за разум заходит, одно на другое накладывается.
- Я тоже не очень... сосредоточенная.
- Чего тут торчишь в таком прикиде, ловишь, что ли, кого?
- Ага, стрелку забила.
Чечерин восхищается:
- Прямо под окнами учительской?! Ты даешь! Ладно, ретируюсь. Кстати, я тут рядом, на авто. Тоже как бы на рандеву.
Чечерин уходит.
Капитан по-прежнему стоит один. Аврора выходит из укрытия, хочет подойти к нему. Но видит приближающуюся Лисицыну и прячется.
Лисицына подходит к капитану:
- Ты меня ждешь?
Капитан берет ее руку, целует:
-. Тебя. Я жду тебя всю жизнь.
Лисицына притворно смеется:
- Как звонко.
Капитан наклоняется к Лисицыной и признается:
- Только для тебя. Когда-то я мечтал, что сделаю тебе красивую декларацию.
- И что же помешало?
- Природная робость.
- У тебя то!.. И как бы это выглядело?
Капитан заглядывает ей в глаза:
-. Сначала мне нравилась философская фигура, будто мы с тобой уже жили на земле... В некие смутные годы отечественной истории. Мы любили друг друга, но горькая судьба не позволила нам соединиться. Я примкнул к Лжедмитрию и сложил голову на плахе, а ты, не вытерпев упреков родни, спрыгнула с колокольни. Но однажды я почти слово в слово услышал сию мелодраму в одной развлекательной телепередаче...
Лисицына увлекается игрой слов:
- И что, энтузиазм иссяк?
Капитан изображает на лице прошлое страдание.
- ... Но сегодня увидел тебя, и опять показалось, что аура между нами гораздо монументальней и глубже...
- И опять подумал, что мы с тобой встречались в запрошлой жизни...
Капитан вдохновенно всплескивает руками:
- А почему и нет?
Лисицына смеется:
- В Индии.
Капитан поддерживает:
- В Индии! В каком-нибудь Раджастхане, в годы английской колонизации... Мы мчимся с тобой на армейском джипе по прекрасному английскому шоссе... 
Лисицына с неестественной для ее строгого вида внешностью забавляется притворной игрой:
- Мелькают рисовые поля, придорожные таверны, духаны, полицейские посты...
Капитан продолжает видеоряд:
- Прокопченные и тонущие в горячем мареве городишки... - Декламирует. -  "Жаровни под каждой стеною пылают, глаза полоня. И воздух ревет за спиною, как тигр, не догнавший меня"...
Лисицына берет его за галстук:
- Это не все! Дальше!
Аврора убегает сломя голову со двора. 
Капитан замолкает и провожает ее взглядом; обращается к визави:
- Секундочку, доскажу позже.
Быстро идет вслед за Авророй.




Торжество продолжается. Танцы и шведский стол в школьном спортзале.
Настраивают инструменты музыканты. Гости едят, пьют, произносят тосты, переходят от компании к компании.
Капитан стоит с Абросимовой. Начинает играть музыка, они выходят в центр зала и медленно танцуют.
Капитан немного устал от повышенного внимания, но по прежнему элегантен и романтичен:
- Мы с Мишкой Панковым знали, что нас там стерегут пацаны из верхних домов, поэтому предлагали прогуляться по обходной дороге. А ты: нет, пойдем тут! И мы были обречены.
Абросимова гладит его руку:
- Могли бы прямо сказать: так, мол, и так...
- Зато потом... - капитан нежно целует даме руку. - Когда мы изрядно помятые в схватке с противником, но непобежденные, шли домой. сопровождаемые вами, а ты шла рядом, и мое плечо касалось твоего плеча... - в этом было что-то невообразимое и святое.
Вступает быстрая музыка. Аврора решительно подходит к ним.
Аврора, оттесняя Абросимову, подает капитану руку для танца:
- Разрешите на быстрый танец.
Аврора и Капитан вальсируют. Аврора откинула голову и смотрит в сторону.
Капитан произносит:
- два правых поворота, синкопа, два левых поворота.
Выполняют колена фигурного вальса.
Аврора взглядывает на капитана:
- Давай сбежим отсюда?
Капитан беззаботно улыбается:
- Давай.
Пара Аврора  и Капитан, изменив рисунок танца, "прочерчивает" в стремительных круговых движениях площадку и исчезает за дверью.




Капитан  и Аврора выходят на улицу перед школой. Вечереет. Приглушенно слышна музыка из спортзала.
Аврора оглядывается и замечает невдалеке машину Чечерина:
- Вон там стоит мой одноклассник на машине. - Кричит. -  Чечер, ты зачем тут?
Чечерин выходит из машины:
- Директор просила учителей развести после банкета.
Аврора объясняет капитану:
- Отличник, серьезный, скромный...
Капитан с удовольствием вдыхает прохладный вечерний воздух:
- Я разве говорил, что сие качества есть идеал?
Аврора кричит:
-Чечер, отвези нас! Банкет не скоро кончится.
- Куда?
Аврора спрашивает у капитана:
- Куда?
Капитан щупает в кармане кошелек:
- Коли убежали с банкета, отказавшись от ужина, то  в Демутов трактир или в ресторан "Англетер".
Подходят к машине.
Чечерин приветствует капитана:
- Здрасьте.
Капитан кивает:
- Здравствуйте.
Аврора говорит:
- В ресторан.
- В вокзальный или такой? - уточняет Чечерин.
- В такой.
Капитан садится в машину:
- В детское кафе "Сказка", молодой человек.
Аврора надувает губы:
- У-у-у!
- Тогда в "MacDonalds". Затем, если не затруднит, завезете меня в казино, а сами вернетесь на бал.
Автомобиль отъезжает.




Вокзал. Гарик Гудков стоит перед закрепленным на стенке телевизором. Идет фильм "Парад планет": "- Подожди! – Ну что, моя хорошая? - Я с тобой! – Куда ты со мной? Зачем? Там нет ничего!.."
Объявляют прибытие поезда.
Гарик Гудков поднимает сумку и идет на платформу.


Рецензии