немного о Юрии Визборе 6

 Начало здесь: http://proza.ru/2020/09/28/716   

«Он дал своему поколению голос, дал жанр, и именно с его лёгкой руки пошло уже поветрие и появились менестрели следующих поколений — принцип был распознан, почин подхвачен, создалась традиция, артистическая система, оказавшая влияние на поэзию и ставшая её частью».
Лев Аннинский


У Юрия Визбора были походы и командировки, у неё был ребёнок, а у ребёнка не было даже коляски, потому что вечно не хватало денег. И когда Визбор где-то по случаю купил горнолыжные ботинки, Ада была в ужасе – на эти деньги семья могла жить целый месяц.

Визбор и Ада расставались долго. Он уходил, приходил и снова уходил.

Ада спела ему –

Снова твое бесконечное "жди!"
Белой дорогой мне в окна глядит,
Снегом о снежный стучится настил.
Я не хочу, чтобы ты уходил.

В снег не хочу и в жару не хочу
Я прислоняться к другому плечу.
Хватит ли сил мне, не хватит ли сил,
Я не хочу, чтобы ты уходил.

Мне все равно, сколько лет позади,
Мне все равно, сколько бед впереди.
Я не хочу, чтобы ты уходил.
Не уходи или не приходи.

Визбор ответил:
Сколько бы ни было на моем пути любимых девушек, как вспомню тебя, про всё забываю.

В своём последнем интервью Ада поделилась:
Но мы были очень дружны. Спорили, орали, скандалили - куда же без этого? Наша категоричность зашкаливала за все возможные пределы. Разве два поэта могут жить спокойно рядом друг с другом? Славу богу, что не дрались. Но от такого человека, как Юра, можно было многое и вытерпеть.

В 1960-м появилась единственная песня Визбора, на которую он написал лишь музыку: стихи к песне «Если я заболею» принадлежат Ярославу Смелякову. Спустя год эту песню опубликовал журнал «Музыкальная жизнь».

Вначале 1960-х Юрий начал концертную деятельность и участвовал в создании звукового журнала «Кругозор» и радиостанции «Юность».

***

Визбор не мечтал стать артистом или певцом. В детстве и юности Юрий увлекался футболом, но, повзрослев, «переключился» на профессию летчика. В старших классах парень записался в аэроклуб и за два года освоил Як-18.

Когда Юрия в 1980 спросил Б Пастернак в своём интервью: «Так вы по профессии учитель?»

Визбор ответил: «Я учитель по образованию. После института меня направили в Архангельскую область. Там в сельской школе я преподавал русский и литературу, физику, математику, историю, географию... Что-то еще... Да, физкультуру! Но проработал я таким "многостаночником" только до призыва в армию*. Служил далеко на Севере. Там хорошо пелось. А потом меня пригласили на Московское радио, и я стал журналистом».

Юрий Визбор – участник экспедиций на Тянь-Шань, Памир и Кавказ, инструктор горнолыжного спорта. С командировками он бывает на крупнейших стройках тысячелетия – Братской ГЭС, КамАЗ, разработках месторождений Якутии.

Юрий считал, что горы – это то место, где люди раскрывают себя. Случайные люди могут попасть в горы один раз, но, если «горы не отвергли» человека, он обязательно туда вернётся и не раз.

Вот это для мужчин -
Рюкзак и ледоруб,
И нет таких причин,
Чтоб не вступать в игру.
А есть такой закон -
Движение вперед -
И кто с ним не знаком,
Hавряд ли нас поймет.

Припев:

Прощайте, вы, прощайте,
писать не обещайте,
но обещайте помнить
и не гасить костры.
До после восхожденья!
До будущей горы!

И нет там ничего -
ни золота, ни руд, -
там только и всего,
что гребень слишком крут,
И слышен сердца стук,
И страшен снегопад,
И очень дорог друг,
И слишком близок ад.

Hо есть такое там -
И этим путь хорош -
Чего в других местах
Hе купишь, не найдешь:
С утра подъем, с утра
И до вершины бой -
Отыщешь ты в горах
Победу над собой.

Эту песню Визбор посвятил Владимиру Кавуненко - легенде альпинизма пост-советского пространства, воспитаннику украинской школы альпинизма. Позднее Владимир по просьбе Юрия помогал снимать фильм "Красная палатка". В. Кавуненко также стоял у истоков создания МЧС России.

В «Кругозоре» Юрий Визбор трудился до 1970 года, объездил страну и стал родоначальником нового жанра – «песня-репортаж». Первая композиция, названная «На плато Расвумчорр», вошла в первый номер «Кругозора».

*В школе Юрий проработал чуть более 2-х месяцев.

***

В 1966 году Юрий Визбор и Ада Якушева развелись. Об этом будет следующий рассказ, потому что и здесь у них было много необычного, но по-человечески понятного.


Рецензии
Когда был курсантом военного училища в городе Орджоникидзе, часто приходилось подниматься в горы. Прав Визбор, что горы это то место, где люди раскрывают себя. У нас нередко проводились учения в горах, и это сплачивало ребят. Когда читал о Визборе, вспоминал удивительные места.
Кира! Пишите очень интересно.
С уважением!

Влад Михай   05.11.2020 19:38     Заявить о нарушении
Рада Вашим откликам, уважаемый Влад!

Порекомендуйте мне, пожалуйста, с чего начать читать у Вас.

С уважением,
Кира

Кира Викторова   05.11.2020 21:00   Заявить о нарушении
Кира! Просто откройте "Влад Михай", После моей фотографии и вступления идет перечисление рубрик и разделов. И загадки, и частушки и многое другое. Моим приятелям нравится "Смех-дело серьезное".
С уважением!

Влад Михай   05.11.2020 21:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.