Оптимизатор

     Веня Толоконников пригласил приятеля на своё выступление, как изобретателя, перед просвещённой публикой. От обычной публики просвещённая отличается своими вопросами и попытками, иногда тщетными, сделать умное лицо. То есть его выражение! Да! Совсем забыл мысленно добавить Свенельд Иванович:
     "Просвещённая публика старается не выражаться, то есть не употреблять, по крайней мере, - на людях, определённые выражения. Ну, вы сами знаете, - какие!".
     Сначала Веня рассказал о своё изобретательском творчестве. О том, что он уже придумал и осуществил. Совместно со своими сотрудниками. Об Усилителе Желаний До Уровня Их Реализации (УЖДУИР), об осветлителе мыслей, и о Вселяющем Уверенность в Человека (ВУЧ).А также о Культиваторе в человеке Способностей к Предвидению, - КаэСПэ.
     Во времена не такой уж туманной, но и не слишком яркой, юности Свенельда Ивановича Пирогова, аббревиатура КСП расшифровывалась, как Клуб Самодеятельной Песни. Если в Клубах Авторской Песни собирались столичные инженеры, физики, товароведы, врачи "Скорой помощи", и её же фельдшеры, и другая интеллигенция, пишущая, самостоятельно, или музыку к стихам, или стихи к музыке. То в КСП собирались люди тех же профессий, а ещё студенты, только из провинций, а не из обеих столиц. Но они тоже писали и исполняли свои песни.
     Авторская песня преобразовывалась в самодеятельную таким образом: те дилетанты, в поэзии под музыку, которые жили в обеих столицах Родины и ещё, пожалуй, в Екатеринбурге, тогда, - Свердловске, в Новосибирске и Самаре, бывшем Куйбышеве, были авторами песен, а те из них которые жили в других городах Советского Союза,  - были всего лишь бардовской самодеятельностью. В том виде творчества, которое и в столицах было, по сути, - дилетантским, хотя и по-настоящему, - искренним и романтичным.
     Свенельд Иванович понял, что улетел своей мыслью со встречи с Толоконниковым, залетел с нею в те сферы, которые мало были связаны с изобретательством Вени Толоконникова, и вернулся из тех сфер. На встречу Вениамина Сергеевича. И понял, какой, оказывается, плодотворный Веня Толоконников!
     В это время Вениамин Сергеевич Толоконников говорил о таком своём изобретении, как КаПЭ, - Концентратор Психической Энергии.
     - Не у каждого человека человека эмоционально-волевой потенциал личности такой большой, чтобы человеку легко было направлять свою психическую энергию на достижение своих собственных, а не чужих, кем-то ему навязанных, целей, - говорил Веня.
     - Вениамин Сергеевич, вы хотите сказать, что на достижение чужих целей направлены те, у кого эмоционально-волевой потенциал, - низкий? - спросила Веню Толоконникова женщина с высокой причёской, кольцами вместо серёг в ушах и в ярко-красном брючном костюме.
     - Совершенно верно. Человек с высоким, большим эмоционально-волевым потенциалом не попадает, достаточно легко для влияющих, под чужое влияние и, если и работает с кем-то по достижению какой-то общей цели, то лишь тогда, когда он ощущает эту цель как свою собственную. И ещё я хочу сказать, что нельзя человеку разбрасывать свою психическую энергию, куда попало. И, тем более, нельзя бездумно бросать в других людей свою психическую энергию, - делился мыслями изобретатель Толоконников.
     - Выходит, народная мудрость права: "Не мечите бисер, то есть психическую энергию, пере теми, кто не достоин получения от вас не то, что положительной, а даже отрицательной психической энергии, - весело заметила дама в ярко-красном костюме.
     - Именно! Не так страшно, если вы расходуете свою энергию впустую, то есть бросая её на пустых людей.
      В этот момент Свенельд Иванович Пирогов напрягся, из его подсознания всплыло ощущение, или даже оформилась мысль, что Веня Толоконников может сейчас брякнуть что-то, плохо обдуманное. Но  Свенельд Иванович зря волновался, Вениамин Сергеевич сказал вполне приемлемые, при публичном выступлении, слова:
     - Гораздо страшнее, если вы натолкнётесь на отражателя, и ваша же  психическая энергия, им отражённая, вас и долбанёт, извините, стукнет по голове. По туловищу, кстати, - тоже больно. Совсем плохо, если вашу психическую энергию буду накапливать злые люди, которые, имея коварство с своей душе, могут применить, неизвестно когда, против вас, - вашу психическую энергию. Наш КаПЭ - это прибор, который не даёт вам разбрасывать свою психическую энергию. Он её концентрирует, и когда будет нужно достичь какой-то цели, он вашу энергию направит только на её достижение. Никакого рассеивания вашей энергии не будет допущено!Сначала мы хотели назвать свой прибор, как у Стругацких, умклайдетом.
    - Волшебной палочкой! Неужели вы приблизились к этой мечте определённого человечества? -  восторженно спросила ярко-красная дама с высокой причёской и кольцами вместо серёг в ушах.
     - Можно и так сказать. Что приблизились. Хотя волшебной палочкой, то есть умклайдетом, может размахивать любой человек. Без всякой ответственности! Наш прибор для тех, кто может быть  ответственным и не стремиться пробивать своей психической энергией чужие её отражатели! - закончил своё сообщение о КаПЭ Вениамин Сергеевич Толоконников.
     - Запишите меня в число испытателей вашего КаПЭ. Моё имя - Эльза Тереховна Незабалуйская. Я актриса местного драматического театра, - сказала дама в красном брючном костюме, встала со своего места, подошла, плавно, к Вене Толоконникову и вручила ему свою визитку, а потом снова села на своё место.
     - Задавайте свои вопросы, дамы и господа!, - попросил присутствующих Веня Толоконников и положил во внутренний, нагрудный карман своего пиджака визитку Незабалуйской.
     - Скажите, Вениамин Сергеевич, а есть у вас изобретение непосредственно педагогического назначения? - спросил юноша в серо-голубом костюме-двойке и светлой рубашке без галстука, со следами недавней юношеской бугристости на лице.
     Веня Толоконников посмотрел на юношу добрыми, в благодарность за вопрос, глазами, и ответил:
     - Сейчас мы работаем над завершением, доведением до ума одного прибора, с условным названием, - оптимизатор. Этот прибор имеет педагогическое назначение. Мы начали работать над этим прибором, когда исследованиями установили, что в каждом человеке есть качества от мерзавца и негодяя!
     - А разве мерзавец и негодяй, - это не одно и то же? - спросил пытливый юноша в серо-голубой двойке без галстука.
     - Не одно и то же. Мерзость в человеке - это нечто отвратительное, отталкивающее других людей от мерзавца. А негодяй ни на что не годен.Ни на какие, более-менее, выгодные или приличные отношения. Бестолочь. Фитюлька. Не годен даже на то, чтобы его любили, - в порыве праведного гнева выкрикнул Вениамин Сергеевич Толоконников.
     Свенельд восхитился приятелем, глядя на его выпрямленную пафосом фигуру и глаза с искрой, и подумал:
     "Ну, хорош Веня. Эка его колбасит изнутри, а он не поддаётся расколбасу, и держится, как будто оратор на митинге. Просто и понятно, - для зрителей и,главное, - слушателей".
     - А вот в литературе пишут и старшие, опытные товарищи говорят, что ба...извините, - женщины и девушки очень часть любят негодяев, - не унимался юноша, доставая Веню своими наводящими вопросами.
     - Вот это, - феномен! Наукой ещё не разгаданный. Но мне думается, что ответ есть! О том, кого именно любят женщины, - стал выкручиваться Веня Толоконников.
     - Какой ответ? - в голосе юноши было заметно искреннее любопытство.
     -Парадоксальный. Женщины любят мерзавцев, а кто-то, не задумываясь о подлинном значении слова, называет их негодяями. А это неверно!
     "Ничего себе, - выкрутился Веня! Прямо как филолог", - мелькнуло в голове Свенельда Ивановича Пирогова. А Веню тащило волной познания дальше, и он продекламировал:
     - Более того, в каждом человеке есть мерзость и негодяйство, то есть негодничество. И наш прибор, я уже говорил, что мы условно называем его оптимизатором, работает с мерзогодяями, в которых больше мерзости, чем негодяйства и с негомерзами, в которых негодяйство, бесполезность и бестолковость, своим количеством, прежде всего, превышают мерзость в человеке. А мерзогодяй - это вот какой человек..
     "Зачем я ему дал книжку, маленькую такую, зелёненького цвета? Автор, - древний грек, кажется. Феофраст. Веня начитался этой книжки, со словесной формулой "вот какой человек", и теперь гонит квазинаучный бред", - заскочило и прокрутилось в голове Свенельда Ивановича.
     И в этом миг Свенельд увидел, что что Вениамин Сергеевич Толоконников смотрит ему, Свенельду, в лицо, и Свенельд Иванович, беззвучно, проартикулировал губами: "Феофраст".
     Вениамин Сергеевич, по-видимому, понял, о чём ему одними губами, без голосовых связок, намекнул Свенельд Иванович Пирогов, и сказал следующее:
     - Помните, как персонаж Сергея Юрского, нотариус, говорил в телефильме "Ищите женщину!"?  Я  не помню точно, скажу своими словами: "Работники делятся на тех, которые способны на всё, даже на подлость, и на тех, которые не способны ни на что! Я предпочитаю первых". Александр Абдулов в этом фильме прекрасно создал образ именно мерзогодяя, человека, который способен на всё. Мерзавец, в котором мало негодяйства, и его отвратительные черты представлены им так, что не отталкивают, а привлекают женщин. Есть такая, теперь уже, - эстетическая категория, как привлекательность безобразного, омерзительного. Как у Бодлера и Лотреамона. Которые, - тоже, как и автор пьесы с Абдуловым, - французы.
     - А вы свой прибор, оптимизатор, - скоро испытывать будете? -  спросил юноша в серо-голубой двойке.
     - Начинаем! Хотите принять участие в испытаниях? -  стал вербовать нового испытателя для своего изобретения, педагогической направленности, Вениамин Толоконников.
     - А чипироваться для испытаний не надо? - резонно спросил юноша.
     - Это лишнее! Прибор работает не с вживлённым чипом, а непосредственно с качествами личности воспитуемого. Наш оптимизатор обеспечивает человеку такое состояние его психики, когда не мерзость и негодяйство, а положительные качества человека определяют его сознание и поведение, - немного сбивчиво пояснил Вениамин Сергеевич Толоконников.
     - Здорово! Тогда запишите меня в испытатели вашего оптимизатора. Я - Олег Петрович Греков, уже совершеннолетний, давно не лежу поперёк лавки, но, может быть, ваш прибор оптимизирует мою психику и сделает меня лучше, - пошутил юноша.
     А Свенельд Иванович Пирогов подумал:"Так вот ты какой, - вещий Олег!". Дело в  том, что Свенельд Иванович Пирогов был знаком со старшим братом Олега Грекова, с Иваном Петровичем Грековым, который имел опыт энергонавта.
     Свенельд Иванович, когда встреча с Толоконниковым закончилась, и все присутствующие стали расходиться по домам, догнал Олега Грекова, и сказал:
     - Я, - Свенельд Иванович Пирогов, знаком с вашим братом Иваном. Привет ему от меня, а вам - несомненного, личного успеха в испытаниях оптимизатора.


Рецензии