Страницы истории АО Авангард. ПДО

«В страну прошлого билеты не продаются».  А. Солженицын. «В круге первом»

Наступил 1972 год.  Предприятие  отмечает  свой 10 летний юбилей.  Прошло две пятилетки жизни и становления.

Это был очень сложный период, ведь новое предприятие, как чистый лист. Его судьба еще не написана. И совсем не ясно, какая она будет.

Многое зависит от  поставленной цели, от руководителя, ведь именно он налаживает механизм  взаимодействия новичка с государством, зависит от  инженерно-технического состава.

Все сошлось.  Предприятие очень быстро росло, осваивало новые технологии переработки пластмасс, а затем и композиционных материалов.

К этому юбилею в его состав уже входил 31 цех основного и вспомогательного производства.

В этом году  «Сафоновский  завод пластмасс», ввиду  громадного  роста объемов производства,  вошел в производственное объединение «Авангард», состоящее из трех заводов, и стал его головным предприятием.

Цеха были оснащены современным  высокотехнологичным оборудованием,  часть из которого не имело аналогов,  технологиями и  укомплектованы  квалифицированными кадрами.

Государство перед  объединением  ставило  большие  задачи.   Выпускалась  как гражданская  продукция, так и  продукция  гособоронзаказа, объемы которой подходили к пиковым.

Для обеспечения ритмичного, равномерного выпуска продукции в установленном объеме и номенклатуре  требовалась слаженная работа всех подразделений.

Функции  по планированию, оперативному контролю,  координации  работ,  контролю, а также  по заключению договоров  на поставку продукции с контрагентами  были  возложены  на  производственно-диспетчерский отдел предприятия.

Производственно диспетчерский отдел имел в своем составе три подразделения:  бюро  оперативно-календарного планирования, бюро сводного планирования, бюро диспетчирования,  общая численность отдела  21 человек.  Начальником  отдела был Елфимов Вадим Иванович, его заместителем  Семенов Анатолий  Петрович.

Бюро оперативно-календарного планирования занималось    разработкой  и выдачей  цехам  годовых, квартальных и месячных производственных  планов,   изменений  и дополнений к ним.

В  планах  отражалась номенклатура  с  привязкой  к оборудованию,  сроки выполнения,  стоимость и трудоемкость.

По изделиям государственного заказа, цикл изготовления которых был больше месяца, разрабатывались сквозные  ежесуточные графики выполнения.

Проводилась   координация  работ по  обеспечению  цехов и участков  согласно плану производства необходимым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оборудованием, а также транспортом и погрузочно-разгрузочными средствами.

Еще  в обязанности  бюро входило  заключение  договоров с контрагентами на поставку продукции.

Бюро сводного планирования  объединяло  планы по каждому цеху в один сводный план, как по продукции гражданского назначения, так и по Гособоронзаказу.

Проводило полный анализ работы  цехов и оформляло отчеты  с указанием причин в случае невыполнения.

В его обязанности входила работа с  Министерством химической   промышленности по выполнению Гособоронзаказа. Кроме того  ежесуточные отчеты  в вышестоящие органы по выполнению  заданий согласно графикам производства по каждому изделию.

Бюро диспетчирования  осуществляло ежесуточный учет и контроль  выполнения  сменно-суточных заданий, проводило профилактические мероприятия, нарушающие ритм производства и срыв выполнения планов, оперативную подготовку последующих смен.
   
Вся информация  записывалась в журналы, разрабатывались оперативные рапорты, отчеты и другая техническая документация, о нарушениях хода технологического процесса сообщалось начальнику отдела.

Велась большая переписка с контрагентами. Компьютеров не было,  вся техническая документация оформлялась вручную.
 
На предприятии проводились утренние планерки, постоянные производственные совещания и у  генерального директора, и у заместителя  генерального директора по производству, работа которых  была направлена на выполнение планов производства, выполнение заданий государственного плана, развитие соцсоревнования, повышение производительности труда.

Докладчиком обычно был начальник отдела.  Велись протоколы. В результате   таких совещаний появлялись новые идеи, новые предложения по улучшению организации труда.

Работы  в отделе было  очень много. С утра до вечера, он напоминал улей, в который постоянно кто-то входил и из него выходил. Начальники цехов, экономисты, технологи, коллеги из других отделов, командировочные, мастера, каждый со своим вопросом. Телефоны не замолкали.

Рабочий шумовой фон воспринимался, как должное, его никто не замечал. И когда после окончания работы все замолкало,  тишина оглушала.

Но  никто не думал, как переложить часть своей работы на другое подразделение или на своих товарищей.

Самое дорогое, что было в жизни  советских людей   того времени, это Родина.

В отделе работали люди, воспитанные советским строем,  дети фронтовиков, все  считали себя строителями коммунизма и за этот светлый путь готовы были пожертвовать своей жизнью. Люди разного возраста, разного образования, собрались в один кулак  для выполнения высокой задачи партии,  это  сохранение безопасности  нашего государства.

И люди  были готовы без страха и колебаний встретить самые тяжелые испытания. Сейчас можно сказать, что  все работники завода  показывали  высокий героизм.

В СССР еще перед  21 съездом  КПСС  было создано движение «за коммунистическое отношение к труду».  Работники отдела, как и все предприятие,  работали согласно его принципам, труд воспринимался, как моральный долг каждого человека, во главе всего были  общенародные интересы, а не личные.

Окончив ВУЗ,   на предприятие  назначался  оклад  инженеру 120 рублей, с премией 180 рублей. Зарплата рабочих была выше.  Премия была всегда.  Для сравнения,  буханка ржаного хлеба стоила 14 копеек. На эти деньги можно было купить больше 1000 буханок.  Этих денег  хватало и на жизнь, и на отдых.

Взаимопомощь, самодисциплина, принципиальность, ответственность за порученное дело, это главные принципы жизни людей  данного  поколения. Неудачи предприятия все воспринимали, как личные.

Да, производственно-диспетчерский отдел. Многое зависело от его слаженной работы в эти годы.

Это был отдел молодых, уверенных в себе, дерзких, сильных духом  ребят и девчат. Средний возраст отдела 25 лет.  Кажется, только вчера  вышли со школьной скамьи и уже управляли производством, да как управляли!

В какие только ситуации не попадали, но всегда выходили из них с честью.  Могли и рассмеяться и сморщить лоб от возмущения, могли  обрушиться  лавиной на начальника цеха, и через мгновение растопить эту лавину одной улыбкой, могли отчитать и похвалить, могли грамотно анализировать и отстаивать свою правоту, могли оказать помощь и предложить свое решение вопроса.

Отдел  планировал  и увязывал  работу цехов  и  жестко спрашивал  ее выполнение.   Все  прекрасно знали производство. Работники отдела  могли без страха разговаривать с  ответственным  лицом  по заводу в министерстве и  с работниками  главка,  с директорами и заместителями директоров всех заводов,   отстаивая  причины срыва плана.

Знали, что за  спиной стоит весь коллектив завода. Никто  не допускал мысли, что  договора  не будут скорректированы  под факт выполнения и коллектив не получит премию, особенно если  план не выполнен ввиду  отсутствия сырья,  комплектующих, инструмента или оснастки.

 А поставщики часто подводили. Но виноват всегда крайний. А крайним был завод.

Часто приходилось выезжать  к поставщикам, отслеживать процесс производства  и ежедневно докладывать состояние дел своему руководителю. Работа была очень напряженная.

И ни у кого не было желания взять больничный лист и сидеть дома, даже с больными детьми. Просили соседей, бабушек.

По многим специальным изделиям шло освоение производства,  запускались новые цеха с новым оборудованием и новыми технологиями, конечно, случались  срывы  плана производства, что влекло не выполнение договоров, срыв гособоронзаказа.

 Это объяснимо. Изделия изготавливались новые, впервые в мире. Были ошибки и недоработки в конструкторской документации, и в технологическом процессе, поступали с дефектами комплектующие.

Разработчики конструкторской  документации,  ответственные от контрагентов жили на заводе месяцами.

Были установлены прочные партнерские отношения с ведущими КБ,  НИИ и заводами страны, работающими в интересах оборонной промышленности, такими как «НПО «Машиностроения», РКЦ им. М.В. Хруничева, «Уралвагонзавод», ОКБ «Новатор», Воткинский машиностроительный завод  и другими.

Представители организаций  связь со своими предприятиями осуществляли через производственный отдел.

Часто в конструкторскую документацию вносили изменение по ходу работ, а это влекло за собой доработку оснастки и поставку нового инструмента, а иногда и замену сырья.

Был и брак по вине рабочих.

Планы  работ были очень напряженные, рассчитанные на скользящий график, трехсменную работу.

Не хватало рабочих рук и в конце месяца, засучив рукава, весь отдел  добровольно шел в цех и помогал готовить изделие к сдаче ОТК и ВПМО.

Требования конструкторской документации были жесткие. На изделиях не допускались никакие  пятна, складки, трещины, включения. Но  ввиду внушительных размеров  рабочие при сборке, хотя и ходили в белых тапочках по изделию, оставляли следы.  Изделия мыли  тряпками, смоченными в растворителе.

Производственные совещания проводились прямо в цехе.   Директор завода, главный инженер, главный механик и главный энергетик, все были там.

Рабочий день мог продолжаться круглые сутки. Рабочие часто прямо спали в цехах.

Но нельзя сказать, что это было поколение сухарей.   Все были  молоды.  Страдали. Любили. Смеялись. Плакали. Умели хорошо работать, но  также хорошо и весело отдыхать.  Участвовали в самодеятельности завода, во всех спортивных соревнованиях, организовывали вылазки на природу, отмечали праздники страны, завода и  личные.

Вся наша жизнь состоит из приятных и грустных  моментов и случаев. И время, идущее в ногу с нами и нашей жизнью, также состоит из этих моментов.   «Никто не ощущает, как уходит молодость, но всякий чувствует, когда она уже ушла»,  Сенека


Рецензии