Астрономия при фараонах. Ч. 1 Парад планет

С абсолютной точностью не установлено, когда древние египтяне стали отличать на небе планеты от звёзд, тем более что они их всё равно считали звёздами («себа»), но особенными. В «Текстах пирамид» уже есть эпитет «Утренняя звезда», в позднюю эпоху присвоенный Венере, а древнее имя Юпитера прочли в одной из гробниц времён XI-й династии. А их перечень был впервые представлен в звёздном атласе на потолке гробницы архитектора Сененмута (XVIII-я династия). В него было внесено без одной четыре из открытых астрономами фараонов планет. По умыслу ли, по ошибке ли, в нём не было Марса. Но спустя два столетия на других «астрономических потолках» парад планет был представлен в полном составе (гробницы фараонов Сети I-го и Рамсеса II-го, XIII-й век до н.э.). Аллегории планет в виде богов на древних памятниках являют собой итог игр разума с мистикой: есть вариант из Дендера, где это стая химеричных птиц; в виде тех же птиц из сюрреалистического Рая (не считая двуликой Венеры) они были изображены и в частной гробнице в Атрибисе.

1) Юпитер – Себа-реси-эн-пет («Звезда Южного неба»), с XIX – XX-й династий он получил имена Хару-ап-шета-тауи («Тот, кто открывает тайну Обеих Земель») и Хару-ра-шета-тауи («Тот, кто озаряет Обе Земли»), в греко-римскую эпоху укороченными до Хор-ап-шета и Хор-ра-шета. У этой планеты был свой аллегорический облик – в виде бога Хора – антропоморфного, стоящего в ладье, или в виде сокола, и увенчанного тиарой (короной «атеф» с рожками и двумя перьями страуса) и звездой.

2) Сатурн – Себа-аменти-джа-пет и Себа-иабти-джа-пет («Звезда Запада», а также и «Звезда Востока», «пересекающая небо»), или Хор-ка-пет («Хор – небесный телец») начиная с XIX – XX-й династий. В греко-римскую эпоху – «Хор-па-ка» или даже просто «Хор-Ка». Телец, или, если без астрологической поэзии, бык – аллюзия на обладателя верховной власти и божественной сущности (т.е. фараона) – «Тельца матери своей». Его изображали как минотавроподобного бога со скипетром власти («уас») в руке. В альтернативной версии планетарной «иконописи» на потолке Дендера есть его образ в виде сокола с головой быка. А «титулы» Сатурна, связанные со сторонами света, были, возможно, связаны со временем или местом наблюдения за этой планетой.

3) Марс – Себа-иабти-(эн)-пет («Звезда Восточной части неба»), начиная с XIX – XX-й династий – Хор-Ахти («Хор обоих горизонтов»), Секдид-эм-ксет-ксет («Та звезда, что следует назад в путешествии»), с греко-римской эпохи – Хор-Джесер («Хор Красный»), Хор-Ахти («Хор горизонтов»), В третьем имени виден намёк на ретроградное движение, которое, впрочем, свойственно и другим планетам, а не только Марсу. Эту планету связывали с Ра и его образом, схожим с известным обликом Хора, его условного «внука». В одной из версий в Дендера он выглядит как сокол в белой короне Юга.

4) Меркурий – Себег (или Себегу). С именем бога Себека это название не связано, и что оно, собственно, означало, мы, скорее всего, уже не узнаем. Но в надписи из гробницы фараона Рамсеса VI-го у этой планеты другое имя, или, скорее, длинный эпитет: «Сет в вечерних сумерках, бог в утренних сумерках» («Сет-эм-уах», «Нечер-эм-дуаит»). То есть, египтяне знали о том, что Меркурий – это одно и то же небесное тело, которое они видят на закате и незадолго до восхода. У египетского Меркурия был амбивалентный нрав: в небе вечернем он представляла бога Сета, предательски убившего своего брата Осириса, а перед зарёй он был неким неопознанным богом. Но саму планету всё равно персонифицировали в виде Сета (антропоморфной фигуры с головой неведомого зверя – говорят, трубкозуба), но всуе не изображали, или же как-то искажали этот образ, а то и подбирали ему замену (юношу с посохом «уас» и звездою над головой, как в Дендера, или очень похожего на римского Януса двуликого бога, как в зодиаке из гробницы Петосириса).

5) Венера – Себа-Джа или просто «Джа» («Звезда-пресекатель» – она идёт по небу, пересекая путь Солнца, то опережая, то отставая от него; в этой роли планета и была представлена в гробнице Сененмута), также «Звезда ладьи Бенну-Осириса»: она была водным перевозчиком души Осириса – его «ба», явленной в виде цапли Бенну (Феникса греков), и сама принимала вид этой священной птицы на ранних памятниках. В греко-римскую эпоху её называли Па-нечер-дуау (есть вариант огласовки как Пенетер-Дэва) и «Себа-Уати» («Себа-Уатита», «Себуати), и эти имена говорят о Венере как об утренней и вечерней звезде соответственно, ведь она тоже внутренняя планета, как и Меркурий. Богиней этой планеты была Исида, однако утреннюю ипостась Венеры воплощал «Хор Дуата» (бог потустороннего мира), он же – «Звезда, следующая над Уэр Уадж (Великим Зелёным, т.е. Средиземным морем)». В позднее время египтяне могли изобразить Венеру в виде двуглавой богини (или бога двумя лицами – человеческим и соколиным, как, к примеру, в Дендера, Атрибисе), в разъятой на два венца короне Юга и Севера или без оной.

Источники:

Паркер Р.А. Древнеегипетская астрономия/Parker, R.A., Ancient Egyptian Astronomy, Phil. Trans. R. Soc. Lond. A. 276, 51-65, 1974

Келли Д.Х., Милоне Изучение древнего неба: энциклопедический обзор археоастрономии. Предисловие Энтони Ф. Авени./Е.Ф. David H. Kelley, Eugene F. Milone. Exploring ancient skies: an encyclopedic survey of archaeoastronomy. Foreword by Anthony F. Aveni. © 2005 Springer Science+Business Media, Inc

Редди Францис. Небесные красоты: лучшие астрономические явления до 2020 года/Reddy Francis. Celestial Delights: The Best Astronomical Events Through 2020 Springer Science & Business Media, 12 нояб. 2011 г.

Neugebauer O. Parker R. Egyptian Astronomical Texts. Vol. 1, 2, 3. Brown University Press, Lund Humphries, London, 1964.

Бадж Э.А.У. Боги египтян, или исследования в области египетской мифологии./E.A. Wallis Budge - The gods of the Egyptians, or, Studies in Egyptian mythology. Volume I, London, Methuen & Co., 1904

Селлерс Дж. Гибель богов в Древнем Египте./Jane Sellers, The Death of Gods in Ancient Egypt (East Sussex, UK: Gardners Books, 2007)

W.M. Flinders Petrie. Athribis. British School of Archaelogy in Egypt. London., 19



Рецензии